Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государство и право Китая в новое время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уже в начале XIX в. Китай вступил в полосу кризиса из-за аграрного перенаселения, о чем свидетельствовали крестьянские восстания. Все более очевидным становилось несоответствие между ростам населения и воспроизводством материальных благ. К концу XVIII — началу XIX в. все пригодные для земледелия участки оказались уже распаханы. В результате площадь обрабатываемой земли на душу населения… Читать ещё >

Государство и право Китая в новое время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Империя Цин в XIX в.: государственный строй и новые вызовы времени

С 1644 по 1911 г. Китай находился под властью иноземной маньчжурской династии Цин. Полностью подчинив себе Китай в конце XVII в., маньчжуры стали завоевывать соседние народы. На рубеже XVIII—XIX вв. в Восточной и Центральной Азии возникла могущественная Цинская империя с населением более 400 млн человек. Главное отличие традиционного китайского общества времен Цинской династии от западноевропейских состояло в его неподвижности, застойности, застылости, обусловленных неизменностью жизненных устоев (идеология, иерархия ценностей, основные принципы политики, экономики, общественных отношений).

Срединное государство казалось европейцам экзотическим сонным царством. Известный французский палеонтолог, философ и богослов Пьер Тейяр де Шарден (1881−1955) писал о цинском Китае: «Странную картину являет собой эта огромная страна, еще вчера представлявшая собой лишь едва изменившийся живой осколок мира таким, каким он мог быть 10 тыс. лет назад… Население не только состоит из земледельцев, но в основном организовано согласно иерархии территориальных владений… Конечно, невероятно рафинированная цивилизация, но подобно письму, в котором она себя столь непосредственно выражает, не менявшая методов со времени своего начала. В конце XIX в. — еще неолит, не обновленный, как в других местах, а просто бесконечно усложненный…»[1].

Китай в начале XIX в. представлял собой отсталое позднефеодальное общество с господством натурального и мелкотоварного производства. Маньчжурские правители делали все, чтобы сохранить старые феодальные порядки, не допустить проникновения в Китай иностранного влияния. Традиционное китайское общество характеризовалось жесткой властной иерархией, основанной на военно-юридическом принуждении. Оно делилось на " благородных" (управляющих) — феодалов, бюрократию, военных, занимающих господствующее положение во властно-государственной иерархии и наделенных привилегиями и формальными рангами, и " простолюдинов" (управляемых) — земледельцев, ремесленников, торговцев, лишенных каких-либо рангов и привилегий и выполнявших функцию производителей необходимых товаров. Основу аграрной экономики Китая составляло соединение мелкого крестьянского хозяйства с кустарной промышленностью. На севере господствовало натуральное и мелкотоварное производство. В южных районах страны началось довольно широкое развитие товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обезземеливания крестьянства.

В китайском обществе времен Цинской династии социальный гнет (эксплуатация крестьян и городской бедноты со стороны феодалов и ростовщиков) дополнялся национальным — господством маньчжурских феодалов. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и гражданской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами. Непрекращающиеся крестьянские восстания в период правления маньчжуров часто проходили под лозунгами восстановления китайской Минской династии.

Порядок и стабильность в цинском Китае обеспечивала монархия в форме восточной деспотии. Структура высших органов власти Китая времен Цинской династии строилась по образцу империи Мин. Китайский император — богдыхан формально являлся неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства. Император был верховным законодателем и верховным жрецом, которому принадлежало исключительное право жертвоприношений и молений «Верховному небу», а также верховным судьей, имевшим неограниченное право карать и миловать своих подданных. Император опирался на армию и многочисленную бюрократию, отбиравшуюся посредством экзаменов. На практике всевластие императора ограничивала придворная аристократия, занимавшая высшие должности в госаппарате и органах имперской администрации.

Самым важным государственным учреждением при Цинах был Верховный императорский совет, состоявший из наиболее влиятельных сановников. Он издавал все важнейшие указы и распоряжения по всем отраслям государственного управления, рассматривал наиболее важные доклады и другие сообщения от центральных и местных правительственных учреждений. Вторым, но значимости был императорский секретариат, ведавший обнародованием императорских указов и хранением государственных документов. Должности в императорском секретариате делились поровну между маньчжурами и китайцами. Опираться исключительно на собственные силы в управлении огромной страной маньчжуры не могли, однако им принадлежала реальная власть. Высшую исполнительную власть, непосредственное управление текущими делами империи монарх осуществлял через шесть министерств («любу», как именовали шесть приказов имперской администрации Цинов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Контрольная власть сосредоточивалась в Палате цензоров. Рассмотрением кассационных жалоб на решения низших судов занимался Верховный Суд.

Система местного управления основывалась на принципе бюрократической централизации при дуализме гражданской и военной власти. С точки зрения политико-территориального устройства империя была разделена на наместничества, провинции, области, округа, уезды. Наместничества составляли две-три провинции, которые возглавлял наместник. В его руках сосредоточивалась вся гражданская (административная и судебная) и военная власть. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще — маньчжуры), подчинявшиеся наместнику. У каждого губернатора был свой административный аппарат: казначеи, ведавшие также гражданской администрацией, соляные контролеры и зерновые интенданты. Области, округа и уезды возглавлялись начальниками, управляющими соответствующими административными единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с администрацией, но обычно для осуществления судебных разбирательств направлялись специальные чиновники, которые отличались особой преданностью императору. От их мнения часто зависела судьба конкретного наместника, губернатора, начальника и простолюдина.

Цинская империя в начале XIX в. столкнулась с необходимостью изменений в государственном строе Китая под влиянием двух факторов: 1) опережающего роста населения и заметного отставания производства средств его существования; 2) раздела

Китая на сферы влияния западными державами и превращения его в полуколонию.

Уже в начале XIX в. Китай вступил в полосу кризиса из-за аграрного перенаселения, о чем свидетельствовали крестьянские восстания. Все более очевидным становилось несоответствие между ростам населения и воспроизводством материальных благ. К концу XVIII — началу XIX в. все пригодные для земледелия участки оказались уже распаханы. В результате площадь обрабатываемой земли на душу населения сократилась более чем в два раза и стала меньше нормы 3 му (менее 0,2 га), что угрожало массовым голодом. Второе обстоятельство, вызывавшее потребность в переменах, — Китай оказался в зависимости от западных держав, стремившихся к контролю над громадными природными богатствами Поднебесной. Наибольшую активность проявляли Англия и США. В 1840—1842 гг. произошла первая «опиумная» война, поводом к которой были меры китайских властей против контрабанды в Китай опиума англичанами. Повальное курение опиума в Китае обернулось опустошением казны Цинской империи: серебро в слитках — основа денежного обращения в стране — во все возрастающем количестве уплывало в Англию. В Китае был введен запрет на употребление опиума, а английским купцам было запрещено ввозить его в страну. В ответ на это англичане в 1840 г. без объявления войны развернули против Китая широкие военные действия. Первая «опиумная» война 1840−1842 гг. завершилась полным поражением Китая. Отдельные китайские гарнизоны и отряды героически сопротивлялись, но силы были неравные. Феодальная армия не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии.

29 августа 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Нанкинский договор открывал для торговли с иностранцами кроме Кантона — центра опиумной торговли — еще четыре китайских порта. К Англии отходил Гонконг. Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать торговую корпорацию Кохонг и установить новый таможенный тариф, в соответствии с которым пошлины на английские товары не должны были превышать 5% от стоимости товара. В октябре 1843 г. Нанкинский договор был дополнен Хумыньским протоколом. Согласно протоколу, иностранцам предоставлялось право экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные власти должны были в открытых портах не только разрешать систему иностранных поселений (сеттльментов), но и выделять для этой цели земли и дома за «справедливую» арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Кроме того, Хумыньский протокол предоставлял англичанам право наибольшего благоприятствования. Вслед за Англией неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.). Началось превращение Китая в полуколониальную страну.

  • [1] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 302.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой