Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Своеобразным освобождением от административной ответственности является пропуск судьей, органом или должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП. Согласно указанной норме постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, но истечении двух… Читать ещё >

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходя из принципа гуманизма, КоАП устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии крайней необходимости, невменяемости или при малозначительности проступка.

Статья 2.9 КоАП предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Таким образом, совершение административного правонарушения в состоянии крайней необходимости не только освобождает лицо от административной ответственности, но и позволяет не считать такие действия административным правонарушением. Институт крайней необходимости способствует повышению социальной активности людей, предоставляет им возможность принимать участие в предотвращении вреда правам человека, интересам государства и общества. При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будет крайней необходимости, если угроза указанным охраняемым интересам может возникнуть в будущем. Примером источников угрожающей опасности при крайней необходимости могут являться стихийные силы — наводнения, пожары, землетрясения; поведение животных, например при их нападении на человека. Причинение вреда можно признать оправданным, если у человека не было иного выхода для спасения более ценного блага. Поэтому при обнаружении угрозы правоохраняемым интересам должны находиться непротивоправные пути предотвращения или устранения такой угрозы, а если такой возможности нет, должны приниматься меры, минимально нарушающие правоохраняемый интерес. При сопоставлении вреда причиненного и вреда предотвращенного нужно учитывать социальную значимость интересов, причем при сопоставлении жизни и здоровья человека и имущественных интересов предпочтение отдается жизни и здоровью людей.

В ст. 2.8 КоАП указано, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Невменяемость характеризуется двумя критериями — юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим), которые, в свою очередь, имеют несколько признаков. Юридический критерий невменяемости включает указание на отсутствие у физического лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (интеллектуальный признак) или руководить ими (волевой признак). Медицинский критерий складывается из: хронического психического расстройства, которое в силу динамики болезненного процесса имеет длительное течение — от нескольких лет до нескольких десятков лет и полной неизлечимости процесса, временного психического расстройства, представляющего собой кратковременное или само по себе проходящее состояние, слабоумия, являющегося поражением мыслительных способностей человека и иного болезненного состояния психики. Для признания лица невменяемым необходимо наличие хотя бы одного признака юридического критерия в сочетании с хотя бы одним признаком критерия медицинского.

Невменяемость в административном праве устанавливается на момент совершения административного правонарушения. Установление его возлагается на органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении. Обязательное участие в этом принимают эксперты-психиатры.

Своеобразным освобождением от административной ответственности является пропуск судьей, органом или должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП. Согласно указанной норме постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, но истечении двух месяцев, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Установлен также годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства, об охране окружающей среды, об энергосбережении, об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ряда других законодательных актов.

За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или законодательства РФ о таможенном деле установлен двухлетний срок давности, а за нарушение законодательства о противодействии коррупции — шестилетний срок давности со дня совершения административного правонарушения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой