Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школа человеческих отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основатели этой школы сделали предметом специального изучения убеждения, чувства, настроения, то есть психологические аспекты поведения рабочих с целью выработки побудительных мер повышения производительности труда. С их точки зрения рациональное управление должно учитывать социальные и психологические факторы. Дуглас Макгрегор разработал две концепции организации, которые условно называются… Читать ещё >

Школа человеческих отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дальнейшее развитие менеджмента связано с созданием школы человеческих отношений. Она возникла в ответ на необходимость учета в управленческой деятельности человеческого фактора и неспособность это осуществить в рамках научного управления и классической школы. При этом нужно учитывать, что когда идеи двух названных школ только формировались и уточнялись, психология и социология как науки зарождались и им, конечно, было в этот период времени не до проблем производственного управления.

Общепризнанными учеными, внесшими наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений, считаются Мэри Паркер Фоллет (1868−1933) и Элтон Мэйо (1880−1949), а также Фриц Ротлисбергер и Герберт Саймон.

Основатели этой школы сделали предметом специального изучения убеждения, чувства, настроения, то есть психологические аспекты поведения рабочих с целью выработки побудительных мер повышения производительности труда. С их точки зрения рациональное управление должно учитывать социальные и психологические факторы.

М. Фоллет была единственной женщиной среди теоретиков менеджмента той поры, которая оставила заметный след в области теории организации и управления. В своих работах она критикует «классическую» теорию менеджмента за односторонность в подходе к процессу управления, за отсутствие внимания к психологическим аспектам.

М. Фоллет принадлежит идея объединения деятельности всех звеньев организации, что позволит, на ее взгляд, обеспечить максимальную эффективность. Она — одна из первых в теории организации и управления разработала концепцию участия рабочих в управлении. Реализацию этой концепции М. Фоллет видела в создании на предприятиях среды общности интересов, в рамках которой обеспечивается максимальный вклад рабочих в эффективность деятельности.

Особое место в работах М. Фоллет занимают проблемы конфликтов в организации.

Другим видным представителем доктрины «человеческих отношений» является основоположник американской индустриальной социологии Э. Мэйо. Значительный вклад в развитие менеджмента внесли результаты «хоторнских экспериментов» Э. Мэйо, которые он проводил в Вестерн Электрик Компании. В ходе этих экспериментов изучалось влияние различных факторов, в частности, таких как организация и условия труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства, на повышение производительности труда на промышленном предприятии. В результате этих экспериментов Э. Мэйо выявил и обосновал особую роль человеческого и группового факторов в процессе управления. Поведение работника, результаты его труда зависят от социальных условий, в которых он находится на предприятии, межличностных отношений, сложившихся между работниками, а также между ними и руководителями.

Результаты «хоторнских экспериментов» в значительной степени повлияли на развитие теории менеджмента, заставив переосмыслить отношение ко всем факторам, которые влияют на рост производительности труда.

В середине 1930;х годов начали разрабатываться поведенческие теории, суть которых заключалась в изучении индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников. Представителями этого направления общепризнаны Д. Макгрегор, А. Маслоу, Р. Лайкерт и др.

Дуглас Макгрегор разработал две концепции организации, которые условно называются «теория X» и «теория Y». Согласно «теории X» люди на предприятиях не любят своей работы, в этой связи их нужно постоянно заставлять выполнять ее, осуществляя при этом строгий контроль.

«Теория Y», с точки зрения Д. Макгрегора, объясняет поведение людей в организации, которые удовлетворили свои материальные потребности, поэтому материальное поощрение не является стимулом к эффективной работе.

Абрахам Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей. Проведенные им исследования доказали, что мотивами поступков людей являются не экономические факторы, как считали сторонники теории научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены только в денежном выражении. Он представил потребности человека как базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные (в справедливости, благополучии и др.).

А. Маслоу считал, что базисные потребности человека постоянны, а производные — изменчивы. Теория потребностей А. Маслоу послужила основой для целого ряда современных теорий труда.

Основные идеи школы человеческих отношений не потеряли своей значимости и в современных условиях социальноэкономической жизни общества. За прошедшие годы они развивались, наполнялись новым содержанием, учитывая требования практики менеджмента в конкретных условиях. В главе 13 пособия будут подробно рассмотрены теории мотивации трудовой деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой