Психотехнологии воздействия на оппонента в конфликтных ситуациях
![Реферат: Психотехнологии воздействия на оппонента в конфликтных ситуациях](https://westud.ru/work/6452074/cover.png)
Не позволяйте влиять на вас с помощью эмоциональных слов и выражений. Научитесь распознавать высказывания-уловки, доводящие вас до «белого каления». Не идите на поводу у вашего оппонента. В психологии нет одной универсальной методики, которая подходила бы для любой ситуации. Только гибкость в использовании набора приемов и методов помогает безболезненно достичь своей цели. Старайтесь не повышать… Читать ещё >
Психотехнологии воздействия на оппонента в конфликтных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В психологии нет одной универсальной методики, которая подходила бы для любой ситуации. Только гибкость в использовании набора приемов и методов помогает безболезненно достичь своей цели.
Работа с клиентом в ситуации конфликта:
- — 1-й этап: снять напряжение, расположить собеседника к себе;
- — 2-й этап: взаимодействие и воздействие.
Активная позиция в конфликте. В конфликте необходимо занимать активную позицию (не путать с агрессивной!), управлять им. Лучше взять инициативу на себя: противник либо начнет оправдываться, либо сообщает, что ему не нравится. Старайтесь как можно больше узнать о позиции собеседника, о доводах, которые он собирается использовать, выявить побольше уязвимых мест в системе его доводов, чтобы при необходимости сделать их объектами для критики.
Замечено, что люди, «генерирующие» положительные эмоции, — улыбчивые, доброжелательные, обаятельные, притягивают к себе окружающих. К ним испытывают доверие, охотнее идут навстречу их пожеланиям и предложениям.
Условность принятия доводов оппонента позволяет выяснить позицию оппонента и при необходимости вернуться на исходные позиции:
- — Предположим, что это так…
- — Допустим, что вы правы…
- — Да, продолжайте, пожалуйста…
Люди любят, когда их слушают. Поэтому дайте возможность человеку выговориться. Этому могут помочь вопросыуточнения:
- — Уточните, пожалуйста…
- — Не могли бы вы пояснить это примером…
- — Я не совсем понял, что вы имеете в виду…
Внимание и чуткость к словам говорящего формируют у него чувство значимости, что улучшает взаимопонимание.
Вовлечение оппонента в совместную выработку решения. Процесс поиска решений не менее важен, чем конкретный результат. Поэтому любые переговоры должны быть ритуалом участия.
В разрешении конфликта помогают следующие вопросы и предложения.
- — Хорошо, предлагайте альтернативные пути разрешения данной ситуации…
- — Что вы предлагаете конкретно?
- — Мы с вами пришли к выводу, что нам нужно работать дальше над…
В конфликтных ситуациях нужно отталкиваться от тех вопросов, в которых вы пришли к согласию, и затем мягко (иначе будет сопротивление) вести клиента за собой:
Мы же с вами пришли к согласию в том, что…
Уходите от причин конфликта, ориентируйте собеседника на прогноз событий, на долговременное сотрудничество.
Обороты речи, помогающие в ситуациях взаимодействия:
Вы как умный человек, конечно же, понимаете…
- — И в глубине души вы прекрасно понимаете…
- — А сейчас я вам скажу самое главное (выделить голосом)…
- — А вот честно говоря…
- — Я прекрасно понимаю, что вы чувствуете…
- — Я понимаю, что вы думаете, и в глубине души вы согласны со мной, это вас положение заставляет говорить так…
- — Это хорошо, друзья мои, то, что мы сейчас делаем, а на практике-то…
- — А вы как думаете?
- — А что вы подразумеваете?
- — А конкретнее…
- — А, но смыслу…
" Вы-подход" :
- — Я думаю, вы заинтересованы… (эта фраза снимает барьеры, противоречия);
- — Мы сейчас будем решать ваши проблемы (не мои, а ваши).
Психологическое айкидо. Делайте то, что человек от вас менее всего ожидает. Все претензии, которые он может высказать, выскажите первым и доведите их до абсурда. Противник, не видя вашего сопротивления, проваливается в пустоту. Вы уже перебили нападение, и ему нечего сказать. А дальше задавайте конкретные вопросы:
- — Как лучше: так или так?
- — Давайте вместе подумаем…
- — Ты профессионал, скажи, как лучше поступить: так или так…
Что ты предлагаешь?
Старайтесь сразу переломить ситуацию в свою пользу. Чаще задавайте вопросы, так как тот, кто спрашивает, ведет за собой. И игра идет уже на поле противника.
Не позволяйте влиять на вас с помощью эмоциональных слов и выражений. Научитесь распознавать высказывания-уловки, доводящие вас до «белого каления». Не идите на поводу у вашего оппонента.
Старайтесь не повышать голос. Как показывает житейский опыт, эффективность крика в ситуации, когда нужно в чем-то убедить человека, близка к нулю. Громче не значит убедительнее и понятнее.
Постарайтесь не выводить клиента из заблуждения, в котором он, возможно, находится, считая себя умным, красивым, компетентным и т. п.
В ситуации раздражения используйте прием молчания, поскольку молчание — самый надежный ответ на всякие противоречия. Пауза — признак не слабости, а силы.
Если переговоры зашли в тупик, можно задать следующие вопросы:
- — Что должно произойти, чтобы это перестало быть проблемой?
- — При каких обстоятельствах вы были бы готовы продолжить переговоры?
Данные вопросы помогают оппоненту подумать о том, как обойти поставленную им же самим преграду.
Разговор с неконструктивно настроенным коллегой.
Цель подобной беседы — переформулировать проблемы и жалобы в конструктивные цели и задачи.
Правила беседы следующие.
- — Проясните его понимание ситуации.
- — Дайте человеку «выпустить пар» .
- — Не задерживайтесь на обсуждении того, что было. Как можно скорее переходите к обсуждению шагов по разрешению ситуации.
- — Определите вместе, какая задача скрыта в этой проблеме.
Фиксируйте те шаги, до которых удалось договориться.
— Выразите ему благодарность за конструктивный настрой и плодотворную совместную работу по разрешению проблемы.
Список полезных вопросов:
- — Сложилась такая-то ситуация… Вы согласны?..
- — А как вы ее видите?..
- — Что мы можем сделать, чтобы конструктивно решить проблему?
- — Что вы можете сделать, чтобы решить проблему?
- — Чем я со своей стороны могу вам помочь?
- — Чья еще помощь вам нужна, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию?
- — Итак, какие шаги мы наметили?