Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмерсон: «доверие к себе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеи трансцендентализма применительно к проблемам культурной и национальной самоидентификации Америки получили реализацию в знаменитой лекции Эмерсона «Американский ученый» (1837). Эмерсон убежден: Америке пора предложить миру нечто большее, чем «образцы искусства и техники», пора продемонстрировать самобытность мысли, собственных достижений в духовной, научной, литературно-художественной… Читать ещё >

Эмерсон: «доверие к себе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Признанным духовным вождем, генератором идей трансцендентализма был Ральф Уолдо Эмерсон (1803—1882), одна из значительнейших фигур не только американской литературы XIX в., но и культуры в целом. Он сочетал многогранные таланты ученого, философа, публициста, поэта, просветителя. Сын священника, унаследовавший от отца любовь к философии и веру в приоритет духовного, интеллектуального начала в человеке, он готовил себя к карьере религиозного пастыря. После смерти отца семья бедствовала, и Эмерсону пришлось поддерживать ее случайными заработками, что не помешало ему поступить в Гарвард, где он штудировал теологию.

В 1832 г. Эмерсон совершает первую заатлантическую поездку. В Европе он изучает философию Платона, неоплатоников, мыслителей Востока, Монтеня, став одним из выдающихся эрудитов и мыслителей своего времени. Он был первым американцем, вошедшим в круг философов мирового класса.

Вернувшись на родину, Эмерсон обосновался в Конкорде, где сделался признанным лидером кружка интеллектуалов, разделявших доктрину трансцендентализма. Конкорд был одним из духовных центров страны, противовесом атмосфере плоского утилитаризма, которая господствовала в Америке 1830-х гг.

Публичные лекции Эмерсона, пламенного проповедника, вызывали энтузиазм аудитории. Они подкупали смелостью и оригинальностью мысли, антиконформистским пафосом, неутомимым призывом к обновлению и самосовершенствованию, верой в силу человеческого духа. Блестящие по форме, эти лекции перерастали во вдохновенные ораторские выступления.

В хрестоматийном трактате «Природа» (1836) Эмерсон излагает фундаментальные принципы трансцендентализма и вводит понятие «сверхдуши». Всеми благотворными качествами своих чувств человек обязан Природе. Она одаривает его высокой потребностью — любовью к Красоте, — дает ему язык и движет мыслью. Природа, по Эмерсону, это символ Духа.

Стержень жизненной философии Эмерсона — принцип «доверия к себе», получивший развитие и обоснование в статье с аналогичным названием (1841). Человеку не должно уповать на помощь извне и поддержку других, потому что «он наделен достаточными силами, чтобы победить»: «Не проси ничего у людей, и среди бесконечного изменения ты сам будешь единственной надежной опорой, держащей на своих плечах все, что тебя окружает».

Идеи трансцендентализма применительно к проблемам культурной и национальной самоидентификации Америки получили реализацию в знаменитой лекции Эмерсона «Американский ученый» (1837). Эмерсон убежден: Америке пора предложить миру нечто большее, чем «образцы искусства и техники», пора продемонстрировать самобытность мысли, собственных достижений в духовной, научной, литературно-художественной областях. Пафос статьи — в призыве к соотечественникам «разомкнуть отяжелевшие от сна веки», покончить с «длительным литературным ученичеством», с подбиранием «черствых крох чужих урожаев». Эмерсона воодушевляла убежденность в неизбежном расцвете национальной культуры, в рождении «американского ученого», «человека, который мыслит» — властителя дум, независимого, свободного и отважного. Синтезом эмерсоновских идей стала книга «Путь жизни». Эмерсон — приверженец «идеальной демократии», граждане которой разделяют философию «доверия к себе» и «неучастия во зле». Видя угрозу, которая таится в «торгашеском духе», укореняющемся в Америке, он, однако, не теряет веры в демократию и предрекает ей высокое будущее.

Лев Толстой считал Эмерсона самым глубоким из философско-религиозных поэтов и писателей, творивших в США в 1840—1860-е гг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой