Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Женские образы. 
Интертекстуальность в дилогии Акунина "Особые поручения"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, Ангелина и Соня — довольно набожные женщины. Во-вторых, обе они грешны. Соню нужда заставила стать гулящей девкой, другая «угодила в невенчанные жены». Акунин Б. Особые поручения. М., 2001. С. 180. Достоевский пишет о своей героине: «Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник… в ее сердце"(6; с. 336). Акунин так характеризует свою… Читать ещё >

Женские образы. Интертекстуальность в дилогии Акунина "Особые поручения" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интертекстуален и образ дамы сердца Эраста Фандорина — Ангелины («Декоратор»). Она воплощает представления об идеальной русской женщине: «…светло-русые волосы, лицо чистое, белое, большие серые глаза смотрят серьезно, и будто бы свет из них некий…». Акунин Б. Особые поручения. М., 2001. С. 171. Перед нами образ прекрасной женщины, воспетый в русском фольклоре и литературе. На наш взгляд, можно обнаружить интертекстуальное сходство между Ангелиной и Соней Мармеладовой, героиней «Преступления и наказания».

Во-первых, Ангелина и Соня — довольно набожные женщины. Во-вторых, обе они грешны. Соню нужда заставила стать гулящей девкой, другая «угодила в невенчанные жены». Акунин Б. Особые поручения. М., 2001. С. 180. Достоевский пишет о своей героине: «Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник… в ее сердце"(6; с. 336). Акунин так характеризует свою Ангелину: «Святая женщина… Вроде в грехе живет, но не пристает к ней нечистота…» Там же. Одним словом, обе героини в некотором роде «святые грешницы».

В-третьих, и Ангелина, и Соня посвящают себя людям далеко не безгрешным, Фандорину и Раскольникову соответственно. В этой связи сопоставим литературные пары Фандорин — Ангелина и Раскольников — Соня. Их объединяет то, что:

  • 1) Эраст и Родион не верят в Бога. Соня говорит Раскольникову: «От бога вы отошли, и вас бог поразил…». Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Собр. соч. в 10 т., т. 5. М. 1957. С. 436. У Акунина: Ангелина: «Ты не веришь Богу…»; Акунин Б. Особые поручения. М., 2001. С. 311.
  • 2) Они нарушают Божью заповедь «не убий», судят чужие жизни. Раскольников убивает старуху-процентщицу, Фандорин уничтожает маньяка Соцкого, желая, как и Раскольников, избавить общество от «вредного элемента»: «…я с одинаковой легкостью убью его» Там же.

Героев различает только то, что Раскольников совершает преступление в начале произведения, и оно служит отправной точкой сюжета романа. А в «Декораторе» убийство Соцкого является заключительным аккордом: Фандорин расправляется с маньяком, а Акунин, в отместку, лишает героя душевной поддержки Ангелины, которая уходит в монастырь.

Вернемся к разговору о том, что объединяет Ангелину Крашенинникову и Соню Мармеладову. Самым главным в их интертекстуальном сопоставлении будет идея всепрощения, которую проповедуют и которой живут героини. Соня прощает убийцу Раскольникова, следует за ним в Сибирь и возрождает к жизни. Ангелина же до последней минуты пытается спасти маньяка Соцкого, говоря, что «он безумный, его надо лечить … «. Акунин Б. Особые поручения. М., 2001. С. 310. Но эта попытка безуспешна, и она уходит в монастырь, чтобы «с пути не сбивать» Там же. Эраста Петровича.

И, наконец, последнее, что связывает этих героинь, — это то, что они получают искупление своего «греха». Соня следует за Раскольниковым, бросает свое грязное «ремесло» и идет к новой жизни. Ангелина уходит в монастырь, в Борисоглебскую обитель, отмаливать грехи Фандорина и свои. Акунин Б. Особые поручения. М., 2001. С. 312.

Итак, образ Ангелины восходит к героине Ф. М. Достоевского Соне Мармеладовой. Эти похожие между собой героини устанавливают и упрочняют связь между двумя литературными произведениями: «Преступлением и наказанием» Достоевского и «Особыми поручениями» Акунина, а шире — между двумя эпохами — XIX и XXI веками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой