Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественный мир творчества Батырбека Туганова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значение Б. Туганова для нашей современности бесспорно. Он ценен для нас и как мастер художественного слова, и как писатель, по произведениям которого мы изучаем жизнь конца XIX — начала XX вв. Этим фактом обуславливается перспектива дальнейшего изучения творчества писателя, которая, на наш взгляд, должна ориентироваться на дальнейшее исследование формы и содержания эпических и драматических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Общественно-исторические условия формирования личности и становления творческого пути Батырбека Туганова
  • ГЛАВА II. Художественное своеобразие эпических произведений Батырбека Туганова
    • 2. 1. Своеобразие рассказов Батырбека Туганова
    • 2. 2. Лирико-драматические рассказы
  • Батырбека Туганова
    • 2. 3. Юмористические рассказы
    • 2. 4. Повесть «Батаноко Тембот»
  • ГЛАВА III. Драматургическое мастерство Б. Туганова
    • 3. 1. «Пьеса без заглавия»
    • 3. 2. Пьеса «Дигор — Хабан»

Художественный мир творчества Батырбека Туганова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема писательского мастерства для современной осетинской литературы, как и для любой другой, никогда не утрачивает своей остроты. В связи с этим чрезвычайную актуальность приобретает интерес к художественному наследству, к изучению эстетики и теории искусства, но более всего к изучению практики лучших осетинских писателей — мастеров художественного слова. Среди таких писателей важное место принадлежит Батырбеку Туганову.

Между тем творчество этого талантливого мастера художественного слова почти совершенно не изучено. Не исследовано ни своеобразие его эпических и драматических произведений, ни их поэтика, ни эстетико-художественная значимость, не изучен вопрос о художественном методе писателя и особенностях его стилявопросы композиции, сюжета, пафоса эпических произведений Б. Туганова практически не затрагивались в каких-либо литературоведческих исследованиях. Все это и определило актуальность диссертационной работы.

Объектом исследования являются эпические (рассказы, историческая повесть «Батаноко Тембот») и драматургические (пьесы «Дигор — Хабан», «Пьеса без заглавия») произведения Батырбека Туганова.

Предметом исследования послужили идейно-тематическое своеобразие произведений Б. Туганова, их художественные особенности, а также эстетические доминанты.

Цель исследования — на основе разноаспектного анализа художественных произведений Б. Туганова изучить его писательское мастерство и определить вклад писателя в развитие национальной осетинской литературы.

Поставленной целью было обусловлено решение следующих задач:

1) изучить биографию писателя, его мировоззрение, роль общественной и литературной среды в становлении взглядов на писательский труд;

2) установить специфику рассказов Б. Туганова в целом и их основные виды;

3) выявить в каждом рассказе наиболее характерные для Б. Туганова художественные средства, проанализировать особенности сюжетов рассказов, их композиции, подачу жизненного материала в них, раскрытие человеческих характеров, приемы типизации, художественный хронотоп, язык героев и автора;

4) исследовать идейно-художественное своеобразие исторической повести «Батаноко Тембот», сюжет, композицию, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп.

5) выявить идейный смысл и художественные особенности драматических произведений Б. Туганова, проанализировать их содержание, темы, конфликты, идеи, раскрыть характеры героев, выявить речевые особенности действующих лиц.

Для решения выдвинутых задач применялись следующие методы исследования:

1) теоретический (изучение и критический разбор литературоведческой и критической литературы);

2) описательный (описание и анализ содержания и художественных средств произведений, их композиции и сюжета);

3) сравнительно-сопоставительный (сравнение фактов анализируемых произведений с подобными явлениями в истории русской литературы).

Методологическую основу диссертационного исследования составили основополагающие работы по различным вопросам русского и осетинского литературоведения, ориентирующие на анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, исследующие вопросы пафоса произведений в его разновидности, проводящие различия между понятиями исторической правдивости и идейной направленности литературных произведений, рассматривающие предметную изобразительность как основную сторону их формы и освещающие основные эстетические категории. Это прежде всего работы М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, А.И. Ре-вякина, Л. И. Тимофеева, В. Е. Хализева, Н. А. Гуляева, А. Ф. Лосева, Б.В. Тома-шевского, а также исследования литературоведов Осетии: Л. П. Семенова, Н. Г. Джусойты, С. Б. Сабаева, Л. Б. Келехсаевой, З. М. Салагаевой, З.Н. Сумено-вой, З. П. Цховребова.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1) изучено формирование мировоззрения писателя и определена роль общественной и литературной среды в становлении его взглядов на художественное творчество;

2) выявлена специфика рассказов Б. Туганова и определены их основные виды;

3) в каждом рассказе исследованы наиболее характерные для Б. Туганова художественные средства, проанализированы особенности сюжетов рассказов, их композиции, подача жизненного материала, рассмотрение человеческих характеров, приемы типизации, художественный хронотоп, язык героев и автора;

4) изучено идейно-художественное' своеобразие исторической повести «Батаноко Тембот», исследованы сюжет, композиция, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп;

5) выявлен идейный смысл и описаны художественные особенности драматических произведений Б.Туганова.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты литературоведческого анализа эпических и драматургических произведений Б. Туганова, принципы выявления специфики его рассказов, методика исследования наиболее характерных для писателя художественных средств, раскрытие приемов типизации, подачи жизненного материала, изучение художественного хронотопа могут стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других осетинских писателей.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории осетинской литературы, при создании учебников и учебных пособий, составлении учебной программы по истории осетинской литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1) отбор, обобщение, оценку и изображение жизненных явлений Б. Туга-нов осуществляет на основе метода критического реализмапри этом почти во всех произведениях автора имеют место романтические элементы;

2) в поэтике Б. Туганова решающим является вопрос о соотношении формы и содержания;

3) специфика поэтики Б. Туганова проявляется в композиции образа, в соотношении действующих лиц, в сюжете, в языке автора и персона> жей;

4) в произведениях Б. Туганова раскрывается диалектическое противоречие между сущностью и существованием человека, что проявляется в коллизии между личностью и вписанным в обстоятельства характером персонажа;

5) герой тугановских рассказов явился художественным обобщением тенденции жизни горца конца XIX века.

Цель, задачи, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили содержание и структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, которая включает в себя 172 названия.

ВЫВОДЫ.

Пьеса без заглавия" отличается выраженной философской направленностью. Она построена на бинарном противопоставлении общечеловеческих достоинств и пороков: Добра и Зла, Любви и Ненависти, Сна и Яви, Справедливости и Несправедливости, Права и Бесправия. По форме воплощения конфликта «Пьеса без заглавия» представляет собой пьесу-дискуссию, 1 основанную на различии мировоззренческих установок спорящих. Она написана в жанре моралите, в ней обличаются пороки и прославляются добродетели. Умело сочетая стихи с прозой, автор стремится показать, почему в мире царят зло и насилие, и какими социальными условиями они порождены. Спорящие между собой Добро, Зло, Ненависть, Право, Бесправие имеют не абстрактный, а вполне конкретный характер, поскольку связаны с конкретной эпохой. Б. Туганов размышляет в пьесе о состоянии современного ему общества и о месте человека в нем, высвечивает контраст между роскошью и нищетой, рассуждает о мнимых и истинных человеческих ценностях. Таким образом, основное содержание произведения заключается в изображении человеческих отношений в обществе. Драматизм действия выражается в противоположных точках зрения и высказываниях персонажей. Человеческие характеры и внутренний мир действующих лиц.

1 См.: Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Уч. Пос. — М.: Флинта — Наука. 1999.-С. 112. воспроизведены многосторонне в совокупности их противоречий, показаны в развитии через описание их поступков и переживаний. Конфликт в пьесе состоит в столкновении разных точек зрения на природу человека, ложь и правду.

В заключительных строках пьесы мы видим мужа моралистом, который ратует за установление справедливых норм поведения в обществе. В его образе Б. Тугановым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости нравственного самоусовершенствования.

Действие пьесы «Дигор-Хабан» происходит в период феодальной раздробленности Дигории, когда она страдала от двух основных бедствий: от внутридигорских междоусобиц и от набегов агрессивных соседних народов. Поэтому лучшие люди дигорского народа призывали к единению Дигории, к совместной защите родной земли. Одним из таких людей в пьесе показан Ди-гор-Хабан, молодой человек, который был широко известен в Дигории своей храбростью и справедливостью, пользовался непререкаемым авторитетом не только среди своих сверстников, но и у людей старшего поколения.

Основной идеей пьесы является призыв Дигор-Хабана к единению всех дигорских ущелий и селений. Эта подлинно патриотическая идея имела в то время первостепенное значение. Она сохранила свое значение и для последующих времен.

Проникнутый глубокой любовью к своей родине Дигор-Хабан пронизывает этой идеей всю пьесу. Она раскрывается в образах героев, в картинах событий, определяя композицию произведения и его язык.

Вдохновитель и ярый сторонник идеи единения Дигор-Хабан уже с самого начала выступает перед нами как гуманист и истинный патриот своей родины. У него сильная воля, мужественное сердце, он храбрый и неустрашимый человек, пользуется уважением и доверием народа.

Дигор-Хабан не примыкает ни к христианству, ни к мусульманству, хорошо понимая, что они ведут к разъединению его небольшого народа.

Объединительные идеи Дигор-Хабана кажутся многим слишком радикальными. Однако как истинный гуманист, Дигор-Хабан убежден, что положение народа улучшится, если одно селение перестанет угнетать другое. Все станут богаче, если не будут мешать друг другу мирно работать, станут сильнее, если объединятся. Он искренне радуется тому, что Дабан отпускает пленных донифарсцев и готов ехать в Донифарсу для заключения с его жителями мира.

Дигор-Хабан удивительно храбр и хладнокровен. Он спокойно реагирует на размахивающего шашкой и угрожающего ему Айтека, убедительно опровергает ложь и Айтека, и Нико. Главных противников объединения он видит в проповеднике христианства Нико и мулле. Дигор-Хабан свято верит в силу и свободолюбие своего народа.

Образ Дигор-Хабана раскрывает политические взгляды автора — сторонника единой и сильной Осетии.

Близко к образу Дигор-Хабана в пьесе стоит Дабан — один из сыновей старика Хошро. Не случайно и их имена различаются всего одним звуком. Дабан необычайно добр, жалостлив. Ему жаль даже диких животных, которых он не может убить и на охоте, из-за чего над ним подтрунивают братья.

Но самое главное заключается в том, что поступок Дабана нашел справедливый отклик в народе.

Полной противоположностью Дабану в пьесе является его брат Айтек. Он ярый сторонник старых феодальных порядков. В параноидальном экстазе, с обнаженной шашкой, он визжит о том, что надо перебить всех пленных донифарсцев. В своей ненависти к Донифарсу Айтек не останавливается ни перед чем, даже перед гнусной ложью о том, что Дигор-Хабан, влюбившись в девушку из Донифар-са, продал их последнему (т.е. людей Айтеку). Он даже вовлекает в эту ложь своего брата Гаверса, также противника объединения дигорских земельболее того, когда он узнает о том, что Дабан отпустил пленных, он готов убить даже собственного брата.

Интересен в пьесе образ старика Хошро. Хошро с большим уважением относится к Дигор-Хабану, беспокоится о будущем своего народа. В Дигор-Хабане он видит благоразумного и храброго человека, советы которого ведут народ к счастью и который своей грудью способен защитить его. Но Хошро находится в плену традиционных мнений и существующих феодальных порядков. Он против объединительных устремлений Дигор-Хабана, местнические интересы ставит выше интересов всего дигорского народа. Хошро убежденный сторонник главенства его территории над остальными дигорцами.

Однако самым опасным противником объединения дигорского народа в пьесе выступает грузинский миссионер Нико. В качестве своего основного союзника он избрал христианскую веру. Сея вражду и ненависть между христианским и мусульманским населением дигорцев, он не останавливается ни перед чем. Доброго Дабана, противника какой-либо вражды, он порочит перед братьями.

Образ Нико в пьесе — это исчадие зла, лжи и лицемерия.

К осетинской земле в целом, не только к дигорскому народу, но и ко всем осетинам обращены все помыслы, все чувства автора пьесы. Осетинская земля для автора пьесы — не только осетинская природа, описанная в сцене охоты, но прежде всего осетинский народ.

В пьесе показано столкновение человека передовых, прогрессивных взглядов с ортодоксальной феодальной верхушкой дигорского общества и с реакционными богословами. Это столкновение является основным двигателем действия пьесы. Однако выступление Дигор-Хабана против косной и лживой среды осложняется его любовной драмой. Он любит дочь ортодокса Хошро, противника единения дигорского народа. К сожалению, эта сюжетная линия в силу незаконченности пьесы оказалась невыраженной.

В своей пьесе Б. Туганов поставил очень важные для того времени проблемы: проблему единения осетинской земли, проблему отношения осетин к христианству и мусульманству, проблему истинного и ложного патриотизма. Эта проблематика придала пьесе острый политический характер.

Художественные достоинства этой незаконченной пьесы дают нам право считать ее одной из лучших в осетинской драматургической литературе.

Следует отметить тонкость наблюдательности автора и мастерство отделки, а также типичность образов пьесы. Каждый образ в «Дигор-Хабане» представляет собой типический характер, взятый прямо из народной жизни. Автор дал целый ряд существующих в свое время личностей.

Действие пьесы раскрывается с глубокой внутренней закономерностью, стройно и естественно. Автор искусно использует такие приемы композиции, которые придают пьесе сценичность, а движению действия — остроту и напряженность.

Глубоко одухотворенный образ Дигор-Хабана, истинного патриота, страстного борца за единство своей родины, на стороне которого простой народ, противостоит противникам этого объединения Айтеку, Нико, Хошро, готовым задушить всякое проявление хорошего, естественного, гуманного чувства к своему народу.

Мастерство Б. Туганова сказалось и в языке пьесы, характеризующем изображаемую среду.

Речь каждого персонажа служит одним из важных приемов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно. В пьесе же авторская речь отсутствует. Поэтому язык персонажей в ней является важнейшим средством их типизации.

Действующие лица пьесы, как разъяснял еще А. М. Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения. Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.

Умелая индивидуализация речи героев в пьесе характеризует Б. Туганова как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать разговор Дигор-Хабана с Хошро или диалог Дигор-Хабана с Нико, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчетливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.

Важнейшее достоинство пьесы — ее реализм, в широком, правдивом освещении осетинского быта, в создании типичных образов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьесы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В историю осетинской литературы Б. Туганов вошел как искусный мастер короткого рассказа и как оригинальный драматург.

Основным свойством тугановских рассказов является реализм их стиля. В них читатель находит простоту и безыскусственность объективного отражения горской жизни, резкое обнажение отживших адатов и обычаев, страстное бичевание человеческих пороков (воровства, лености и др.), восхищение красивыми и благородными чувствами, неуемное стремление к образованию и просвещению простого горца.

Автор осуществил глубокий показ жизни горца, беспощадно обнажая ее пошлость и ярко и талантливо высвечивая ее светлые стороны. В его рассказах изображается осетинская жизнь конца XIX века, причем описывается не только внешняя правда жизни, но и раскрывается человеческая психика.

Рассказы Б. Туганова отличаются краткостью, в них много недосказанного, вследствие чего они требуют активности читательского воображения, которое автор умел возбудить, искусно давая толчок мысли читателя. Достигал он этого путем применения правдивых и неожиданных деталей при обрисовке образов, поведения персонажей, природы. Иногда Б. Туганов дает только деталь, на основании которой читатель должен был уже сам дополнить образ в целом.

Для достижения краткости формы Б. Туганов избегает в рассказе большого количества персонажей. Это количество у него ограничивается всего несколькими лицами. Портрет у писателя дается только несколькими основными штрихами. Пейзаж в рассказах скуп, реалистичен и в то же время максимально выразителен.

В качестве важного композиционного средства Б. Туганов нередко использует повтор («Пастух Баде»).

Фабульное время-пространство в рассказах автора ограничено пространственной сферой быта, а в плане временном — рамками жизненного опыта героев.

В повествовании обычно имеет место только бытовое время, реже — природное («Пастух Баде»).

Язык рассказов прост и доступен, но вместе с тем богат и выразителен.

Рассказ можно считать основным литературным жанром Б.Туганова. Именно в рассказах удалось ему описать быт горца конца XIX века. Однако рассказ как жанр имел особенности, которые иногда ограничивали творческие замыслы и возможности писателя. В рассказе небольшое количество действующих лиц, и в силу своего малого размера он не может ставить своей задачей всестороннюю психологическую характеристику героя и раскрытие сложных конфликтов. Между тем у Б. Туганова была потребность в широких художественных обобщениях, стремление к изображению быта и настроений целых социальных слоев. Нужен был жанр, который раскрыл бы возможность широких художественных обобщений. Таким жанром для Б. Туганова стали повесть и драма.

В повести «Батанако Тембот» ведущей темой является конфликт между Россией и оппозиционно настроенными кабардинскими феодалами. В произведении выразительно и категорично обрисованы многие образы, однако в нем отсутствует самопроявление, психологически углубленное самораскрытие героя в конкретных действиях. Многие герои повести значительно романтизированы. Наиболее удачны реалистические картины быта, нравов и обычаев кабардинского народа. В этом произведении ярко проявилось дальнейшее совершенствование писательского мастерства Б. Туганова, что выразилось в раскрытии характеров героев, в выразительности картин пейзажа, в богатстве, красочности, разнообразии языка и изобразительных средств.

Однако наиболее полно широта художественных обобщений автора обнаружилась в его драматургии. Через всю драматургию Б. Туганова проходят темы неудовлетворенности жизнью и мечты об иной, светлой и радостной жизни. Б. Туганов-драматург испытывал отвращение к сюжетной искусственности и театральности. В его пьесах герои действуют так, как и в жизни, но вместе с тем эти пьесы отличаются оригинальностью драматургической формы. Все пьесы Б. Туганова имеют простые фабулы и ослабленные сюжетные линии.

Драматического сюжета в обычном смысле, построенном на борьбе героев с жизненными препятствиями, в пьесах автора нет. В какой-то мере это имеет место в незаконченной пьесе «Дигор-Хабан». Композиция пьес Б. Туганова отличается простотой и стройностью. Речь героев индивидуализирована. В пьесах Б. Туганова важны не только переживания героев, но весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что зритель видит на сцене. Автор использует каждую деталь, усиливающую эмоциональную сторону пьесы.

Б.Туганов выступил в своих пьесах, прежде всего как художник-реалист. Превосходно зная осетинский быт, писатель перенес на сцену (в пьесе «Дигор-Хабан») осетинскую жизнь во всей ее самобытности и естественности.

Важнейшим достоинством драматургического мастерства Б. Туганова является глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении осетинского и русского быта, в создании типичных образов из различных общественных стратов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес. По пьесам Б. Туганова мы знакомимся не только с бытом описываемой эпохи, но с сочувствием следим за борьбой свободной вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию личности.

Значение Б. Туганова для нашей современности бесспорно. Он ценен для нас и как мастер художественного слова, и как писатель, по произведениям которого мы изучаем жизнь конца XIX — начала XX вв. Этим фактом обуславливается перспектива дальнейшего изучения творчества писателя, которая, на наш взгляд, должна ориентироваться на дальнейшее исследование формы и содержания эпических и драматических произведений писателя, на выявление основных средств эпического и драматургического изображения, на изучение художественной речи, иносказательной изобразительности и выразительности, стиля, художественности, художественного метода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Коста Хетагуров и его время. — Тбилиси: Заря Востока, 1961. -199 с.
  2. Н. Кругозор драматурга. М., 1957. — 139 с.
  3. К.Г. Пережитки язычества в верованиях балкарцев // Из истории феодальной Кабардино-Балкарии. 1981. — С. 115−135.
  4. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга— М.: Наука, 1967. -456 с.
  5. П. Пути поэтов. М.: Советский писатель, 1965. — С.67−73.
  6. Антология осетинской прозы. Орджоникидзе, 1983. — 600 с.
  7. Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993. -406 с.
  8. С. Я читаю рассказ. М., 1973. — 47 с.
  9. В.Ф. Классики античной эстетики. В кн.: Античные мыслители об искусстве. М., 1938. — С. 123−135.
  10. Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978. — 384 с.
  11. С. Человек в его истории. Л., 1976. — 295 с.
  12. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. — С. 57−63.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е издание. М.: Искусство, 1986.-371 с.
  14. Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983. — 191с.
  15. .А. М.Горький драматург. — М.: 1952. — 217 с.
  16. Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. — 368 с.
  17. Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. — 198 с.
Заполнить форму текущей работой