Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание понятия «служебное поведение»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В учебной литературе служебное поведение определяется как «разновидность социального поведения», включающая «систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной среде». Однако в такой интерпретации термина утрачивается его социальный смысл, обусловленный миссией государственной службы как института общественного служения и спецификой… Читать ещё >

Содержание понятия «служебное поведение» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «служебное поведение» впервые введено в научный оборот Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это понятие получило правовой статус, однако определения этого термина данный Закон не дал, что стало причиной некорректного использования его не только в служебной практике, но и в научной литературе. Не раскрывается содержание понятия «служебное поведение» также ни в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, ни в кодексах, утвержденных в федеральных органах власти и управления. Не нашлось этого понятия и в глоссарии учебника для бакалавров[1]. Не определено и соотношение понятий «организационное поведение» и «служебное поведение».

В учебной литературе служебное поведение определяется как «разновидность социального поведения», включающая «систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной среде»[2]. Однако в такой интерпретации термина утрачивается его социальный смысл, обусловленный миссией государственной службы как института общественного служения и спецификой социально-правового статуса государственного служащего.

Служебное поведение — совокупность поступков и действий должностного лица или группы лиц, осуществляемых в пределах установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия во внутренней среде и с внешней средой по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей.

Поскольку под внешней средой понимаются общество, граждане, работники других организаций, природа и т. д., с которыми взаимодействует гражданский служащий, осуществляя свои профессиональные функции, понятие «служебное поведение» представляется более широким, чем организационное и деловое поведение, которые рассматриваются как «внутрифирменное», или корпоративное.

Широкий социальный смысл понятия «служебное поведение» раскрывает ст. 18 вышеназванного Закона. Установленные указанной статьей требования к служебному поведению гражданских служащих определяют не только корпоративное поведение должностных лиц в профессиональной среде, но и их отношение к своему служебному долгу, предписывая добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне, соблюдение установленных Законом ограничений и предостерегая от совершения поступков, порочащих честь и достоинство гражданского служащего, и возникновения конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Прежде всего ст. 18 данного Закона устанавливает характер взаимоотношений государственных служащих с гражданами, так как смысл и содержание их профессиональной деятельности состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод граждан. Исходя из этого ведущего принципа государственный служащий согласно Закону обязан проявлять корректность в обращении с гражданами, уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий, других общественных объединений и иных организаций.

  • [1] См.: Омельченко Н. А. Этика государственной и муниципальной службы.
  • [2] Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Дело, 2009. С. 58.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой