Нефтепроводный транспорт России представляет собой уникальную по степени разветвленности, протяженности и объему оказываемых транспортных услуг (грузообороту) систему нефтепроводов, созданную в течение нескольких десятилетий и задуманную во времена плановой экономики как единая сеть, чем в значительной степени определялось ее развитие.
Наиболее важные нефтепроводы существующей сегодня сети: Сургут — - Горький — Полоцк (СГП), Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск (УБКУА), Нижневартовск — Курган — Куйбышев (НКК), Усть-Балык — Омск (УБО), Холмогоры — Клин (ХК) построены после открытия и разработки нефтяных месторождений Западной Сибири, для транспортировки западносибирской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Европейской части России и на экспорт.
Первые нефтепроводы были сооружены для транспортировки нефти Волго — Уральского нефтяного региона (в том числе башкирской и татарской) к нефтеперерабатывающим заводам Башкирии, Поволжья (Нижний Новгород, Ярославль, Самара, Сызрань, Саратов, Волгоград) и Центральной России (Москва, Рязань), а первый нефтепровод большой протяженности «Дружба» — для транспортировки нефти из Татарии в Польшу, Венгрию и Словакию.
Сегодня основные регионы добычи нефти — Западная Сибирь, республика Коми, Татария и Башкирия, Самарская область. В несколько меньших масштабах добывается нефть в Саратовской, Волгоградской областях, Ставропольском и Краснодарском краях и Дагестане. Из этих регионов нефть транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы России
в города: Ангарск, Омск, Уфу, Салават, Пермь, Нижнекамск, Самару, Саратов, Волгоград, Нижний Новгород, Ярославль, Рязань, Москву, Кириши, Краснодар, Туапсе. Кроме того нефть поставляется на заводы Казахстана (Павлодар), Украины (Одесса, Херсон, Луганск, Кременчуг), Белоруссии (Мозырь, Полоцк), Латвии (Мажекяй) и на экспорт, через черноморские порты: Новороссийск, Туапсе и Одесса, балтийский порт Вентспилс, а также в Польшу, Венгрию и Словакию по системе нефтепроводов «Дружба».
Однако за последние годы объем нефтедобычи в России снизился до 50% по сравнению с предыдущими годами.
Резко возросло содержание воды и парафина в добываемой нефти, поэтому часть месторождений выведено из разработки. В эксплуатацию приходится вводить небольшие и малопродуктивные месторождения.
Причины кризиса связаны с экономической политикой, проводившейся на протяжении последних лет. Рост нефтедобычи достигался, главным образом, за счет крупных месторождений, которые в настоящее время выработали свой ресурс и производство на них падает.
Не менее важным фактором спада производства является технологическое отставание отрасли, старение оборудования, невыполнение программ выпуска более современных видов оборудования, снижение инвестиций, а также невостребованность сырья.
Неустойчивость объемов производства ощутимо сказывается на работе трубопроводного транспорта. За последние годы увеличилось число простоев насосов и НПС нефтепроводов, нерациональное потребление электроэнергии.
Эти причины приводят к выводу, что необходимо исследование режимов работы нефтепроводов и выбора оптимального режима перекачки.
Рассмотрим режимы работы участка Каркатеевы — Демьянская нефтепровода Сургут — Горький — Полоцк при разных производительностях с целью оптимизации работы в условиях, отличных от проектных, и выбора наиболее рациональной схемы эксплуатации