Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личный опыт профессора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многоразовое оттачивание, «шлифование» умений и навыков. Цель любой практики заключается в том, чтобы добиться мастерства, т. е. способности пользоваться навыком безошибочно. Оттачивая навык, учитель проводит ученика через разные стадии практики, которые характеризуются различной степенью помощи с его стороны. Такого рода прогрессия нужна, чтобы обеспечивать необходимую поддержку ученика до тех… Читать ещё >

Личный опыт профессора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мои слушатели немало удивляются, когда на мастер-классах я не использую ничего, кроме доски и мела. Я, конечно, мог бы подготовить самую «крутую» презентацию, а потом напыщенно наблюдать, как слушатели будут пытаться что-то перенести в свои конспекты, пока картинки прокручивает компьютер, но пользы от этого не будет никакой. Я многократно убеждался в том, что понимание в подобных ситуациях отсутствует, продуктивной деятельности очень мало. При этом понятия «эффектный» и «эффективный» урок не совпадают даже по форме.

Еще один недостаток многоцветных презентаций с многоярусными рисунками — они очень загромождены ненужными элементами, не имеющими никакого отношения к вопросам, которые рассматриваются, и лишь отвлекают восприятие. Если сущность скрывается в связи, то нужно изобразить один квадратик и от него протянуть стрелку ко второму, подчеркивая эту связь. Но зачем для этого использовать такие сложные технические приспособления? Чтобы экран не был сиротливо пустым прибегают к хитростям. Бросают в кадр что попало: тени, виньетки, цветочки, шрифты, рисунки, девизы, и всякие другие ненужности.

Я не поленился после одного из таких просмотров попросить у девятиклассников нарисовать по одному кадру, который только что демонстрировался им на уроке геометрии. То, что получилось, для профессионала не новость: ненужные детали присутствовали, а сущность исчезла.

Помним, дорогие коллеги, что производителям компьютерной техники нужно кому-то ее сбывать, поэтому они и проводят шумные рекламные компании, провоцируя педагогов покупать и применять их изделия. Я твердо убежден: нет такого материала в школьном курсе, который нельзя было бы всесторонне и обстоятельно объяснить с помощью доски и мела, сопровождая мастерским изложением.

Обратим внимание на еще один важный момент восприятия и понимания на этапе перехода к практике. Бессмысленно заниматься рассмотрением, а тем более, расчетом деталей, пока непонятна основная идея, из которой вытекают конкретные действия. Дети начнут выполнять предложенные действия. Насколько осознанно? Не поленитесь еще и еще раз узнать у каждого, что он делает, для чего, и почему именно так нужно делать. Так мы добиваемся полного осознания.

Из таких деталей, незаметных, маленьких, почти пустяков и складывается ежедневный педагогический труд. Без устали повторяем: все большое складывается из малого. Если это малое проигнорировать, выпустить, не прибавить, большого не создать. В связи с этим больше внимания большим пустякам.

Управляемая практика. Необходимость сначала давать ученикам подробные объяснения, проводить с ними практические упражнения и только после этого переходить к самостоятельным заданиям может показаться очевидной. Однако наблюдения показывают, что учеников иногда вынуждают работать с учебником, выполнять задание, практически не обеспечив достаточного понимания материала. В результате производительность выполнения упражнений низкая. Прежде чем перейти к самостоятельному выполнению задания, ученик должен достаточно овладеть всеми необходимыми для этого знаниями и умениями.

В продуктивной технологии целесообразно переходить к выполнению самостоятельных практических заданий только тогда, когда точность овладения навыком в классе достигает не менее 80%. Это нужно понимать так: или все ученики класса выполняют 80% упражнений безошибочно, или 80% учеников класса выполняет безошибочно все упражнения.

Этого достигают на этапе управляемой практики. Здесь слово «управляемая» значит, что она проводится под руководством учителя. Ученики должны иметь возможность попрактиковаться в присутствии педагога. Работа учеников на этом этапе позволяет учителю оценить их способность самостоятельно выполнять учебные задания. Анализу подлежат количество и разновидности допущенных ошибок. На этом этапе учитель действует как индивидуальный помощник.

В начале практики учитель при необходимости еще раз проводит инструктаж относительно выполнения заданий и напоминает, какими материалами можно или нужно пользоваться.

Кратко напомним общие требования к организации самостоятельной работы учеников на уроке. В первую очередь выделим уровни самостоятельной деятельности.

  • 1. Воспроизводящая деятельность, которая сводится к копированию действий.
  • 2. Репродуктивная деятельность, сводящаяся к повторению действий. Она может быть как неосознанной, так и осознанной.
  • 3. Продуктивная деятельность — осознанное и самостоятельное выполнение действий.
  • 4. Творческая деятельность, которая предусматривает самостоятельное перенесение приобретенных знаний, умений на новые объекты, процессы, отрасли знаний.

Уровень деятельности, которая предлагается ученикам, должен отвечать уровню их подготовленности. Предлагать учащимся деятельность высшего уровня — зря тратить время и силы. Школа должна формировать деятельность продуктивного уровня. Это не значит, что можно игнорировать два более низких уровня: во многих случаях через них нужно пройти, особенно когда предлагаются новые и сложные виды деятельности.

Сегодня в школе используются разнообразные виды самостоятельной деятельности учеников. Наиболее распространенные среди них следующие.

  • 1. Работа с книгой — универсальный вид деятельности для всех предметов. Нынешние реалии таковы, что ученики мало работают с книгами. Педагогам нужно увеличивать объемы чтения книг в классе под руководством учителя. Этим, кстати, мы будем решать еще одну проблему, очерченную выше: обеспечивать понимание прочитанного. Конспектирование и реферирование прочитанного — важные навыки, которые ученики должны приобрести в процессе классного чтения.
  • 2. Самые разнообразные упражнения и задания: тренировочные, воспроизводительные, репродуктивные, упражнения, но образцу, реконструктивные, производительные, творческие. Диктанты и переводы, произведения и рецензии, критические оценки и рекламные объявления и т. д.
  • 3. Задачи и примеры, практические и лабораторные работы.
  • 4. Тесты, проверочные самостоятельные роботы, контрольные роботы.
  • 5. Доклады и рефераты, подготовка эссе.
  • 6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий, связанных с самостоятельными наблюдениями в природе во время экскурсий, на летней производственной практике, на пришкольном участке, в теплице и т. п.
  • 7. Самостоятельное добывание и предание огласке информации на заданную гему из источников массовой коммуникации.
  • 8. Моделирование, конструирование, занятия ремеслами.
  • 9. Физкультурная, спортивная, художественная, вокальная, хореографическая деятельность.
  • 10. Домашняя учебно-познавательная деятельность.

Как видим, педагогам есть из чего выбирать, чтобы предоставить ученикам наилучший вид деятельности нужного уровня для решения поставленных задач.

К сожалению, в практике наблюдаются определенные недостатки относительно выбора и организации самостоятельной деятельности школьников:

  • — выбираются однообразные виды деятельности, которые часто повторяются;
  • — нет системы в организации деятельности, выбор вида деятельности часто случаен;
  • — уровень деятельности не отвечает учебным возможностям учеников;
  • — не обеспечивается дифференцированное и индивидуальное руководство деятельностью;
  • — не применяется взаимообучение (взаимовоспитание) и контроль;
  • — объем и длительность разных видов деятельности не согласовывается с характеристиками работоспособности учеников.

Преодолеть отмеченные недостатки совсем нетрудно, нужно лишь время от времени сверяться с методическими рекомендациями и осуществлять собственный анализ (саморефлексию) педагогической деятельности под углом зрения целесообразности, производительности и анализа соотношения «что потратили — что получили».

Независимая практика. Шестой этап — независимая (или полностью самостоятельная) практика в классе. Она начинается тогда, когда ученики достигают уровня точности выполнения задания на 85—90% на предыдущем этапе управляемой практики. Цель независимой практики заключается в закреплении нового знания, обеспечении его запоминания на длительный период. Во время независимой практики ученики выполняют практические упражнения без помощи учителя.

Роль педагога — своевременная проверка и коррекция работ учеников. Выясняется, остался ли уровень точности выполнения заданий на должном уровне, достиг ли он более высокого показателя. По результатам определяется необходимость помощи и дополнительных занятий для тех учеников, которые в этом нуждаются.

На продуктивном уроке дети самостоятельно работают над заданиями от 50 до 70% времени урока. Если мы хотим, чтобы большая часть этого времени действительно шла на усвоение знаний, то ученики не должны отвлекаться. Не мгновенный и быстро затухающий интерес, а воля, сознательно воспитанное внимание, прилежание должны помогать им в этом. Прилежание — настолько важное качество, что когда-то оценивалось специальным баллом. Выпускники гимназий с отличным баллом за прилежание зачислялись в штат учреждения незамедлительно.

Стержень продуктивного урока — практические занятия с высоким уровнем и качеством педагогической поддержки со стороны учителя и одноклассников. Повышению эффективности самостоятельной работы способствуют следующие мероприятия.

  • 1. Многоразовое оттачивание, «шлифование» умений и навыков. Цель любой практики заключается в том, чтобы добиться мастерства, т. е. способности пользоваться навыком безошибочно. Оттачивая навык, учитель проводит ученика через разные стадии практики, которые характеризуются различной степенью помощи с его стороны. Такого рода прогрессия нужна, чтобы обеспечивать необходимую поддержку ученика до тех пор, пока он не достигнет уровня самостоятельного владения соответствующими знаниями, умениями. Метод оттачивания отдельных блоков гарантирует от ошибок на ранних стадиях изучения материала, когда уязвимость памяти еще очень высока и легко может запомниться неправильный опыт. Бывает (и нередко), что начальная ошибка в дальнейшем ведет к перекручиванию всей информации. В процессе обучения учитель обеспечивает корректирующую обратную связь, вовремя исправляя допущенные ошибки и закрепляя правильно усвоенное. Когда ученики уже могут выполнять работу с достаточной точностью, они готовы к независимой практике. Помощь им уже не нужна. Можно выходить на домашнее задание.
  • 2. Увеличение длительности выполнения практических заданий. Исследования показывают, что чем больше времени было в совокупности выделено на практическую отработку материала, чем больше было возможностей попрактиковаться, тем дольше будут сохраняться знания и навыки в памяти. Короткие, интенсивные периоды работы обеспечивают лучшее усвоение и сохранение материала, чем более длительные. Для младших школьников короткие (по 5—10 минут) практические упражнения, которые чередуются в течение одного или более дней с другими видами работы, будут эффективнее, чем одноразовые 30—40-минутные упражнения. Старшие школьники способны выполнять длительную работу, но и для них более эффективны короткие упражнения.
  • 3. Интенсивное наблюдение за работой каждого школьника на начальной стадии практики. Ошибки, допущенные на этой стадии, могут закрепиться и в дальнейшем препятствовать сознательному обучению. Необходима постоянная корректирующая обратная связь, чтобы ошибки не осели в памяти. Информация о том, как действовать правильно, будет предотвращать ошибочную концептуализацию уже на ранней стадии обучения. Это помогает снизить уровень тревожности учеников: выполняя практические упражнения, они будут уверены, что в случае необходимости их действия будут немедленно откорректированы. Важно не только предотвращать укоренение ошибок на ранней стадии, но и иметь полное представление о динамике формирования навыка.

Когда уровень точности выполнения заданий достигнет 75—80%, можно переходить к следующему уровню практики. Следя за коэффициентом готовности, мы можем быть уверены, что действия будут закреплять успешный опыт, а не ошибки.

4. Равномерное распределение практических упражнений и разнесение их общего количества на весь период обучения. Известно, что без повторения в течение 24 часов забывается две трети полученной информации. Однако если в течение достаточно длительного промежутка времени (например, три-четыре месяца) регулярно проводить повторение изученного материала, то можно добиться перехода в долгосрочную память почти всей полученной информации. Самая распространенная ошибка — учитель прекращает упражнение, когда достигнуто первое его безошибочное выполнение. Для качественного обучения необходимы регулярные возвращения к важному материалу.

5. Длительность промежутков между практическими упражнениями не должна быть слишком большой. Общая рекомендация здесь такая: в начале обучения упражнения проводятся чаще, а как только ученики выходят на уровень самостоятельной практики, реже, — сначала через один день, потом через два дня, через шесть дней и, наконец, через 15 дней.

Домашняя практика. Это заключительный этап продуктивного урока. Учитель определяет объем оптимальной тренировочной работы, необходимой для закрепления изученного и приобретения прочных навыков. Своих целей он достигает не перегрузкой, увеличением объема упражнений, а перспективной системой повышения прочности навыков путем рассмотрения изученного в контексте изучения новых знаний.

Особенность данного этапа урока: выполнение домашнего задания начинается в классе, а когда звонок извещает о завершении урока, работа прерывается на полуслове, на недописанном предложении, незаконченном действии.

Почему нужно действовать именно так? Исследованиями психологов доказано, что лучше, чем завершенные, запоминаются прерванные (т.е. незавершенные) действия. Научным работникам известен так называемый «эффект Зейгарник», который связывает прочность запоминания с завершенностью действия. Завершенные действия «выбрасываются» из памяти как «завершенные», а незавершенные, напротив, долго «торчат», требуя завершения. Следовательно, домашнее задание должно начинаться в классе, тогда оно будет относиться к незавершенному действию, которое требует завершения дома.

Из этих соображений акцентированное окончание урока, к которому тяготеет классическая методика, является непродуктивным. Действие должно перерываться (желательно на самом интересном месте) и ожидать своего продолжения.

Учитель добился, чтобы ученик записал в дневник номера упражнений или примеров, которые нужно выполнить дома. Ученик это сделал. Дело завершено. Дома он читает номера заданий, но не может вспомнить, что делали в классе. В задании, которое ему нужно выполнить, отсутствует связь с классной работой. Домашние упражнения часто не выполняются именно потому, что действия завершились в классе.

Совсем иначе выглядит домашняя работа, начатая в классе. Ученик раскрывает свою тетрадь и видит незаконченное действие, ему значительно легче вспомнить, что и как он делал в классе. В результате процент отказов от выполнения домашнего задания значительно уменьшается (до 70%), а производительность (осознанность, самостоятельность) выполнения работы существенно повышается.

В связи с этим продуктивный урок заканчивается не по звонку, а тогда, когда ученик сам завершает выполнение своего задания. Иногда дети так увлекаются работой, что затягивают выполнение заданий на несколько минут. Учителя должны радоваться тому, что самостоятельность, ответственность нарастают, а принуждение и зависимость сокращаются.

Становится более понятным, почему отстаивается вариант 15-минутного перерыва и школьной работы по схеме 45 + 15 = 60. Урок начинается в полном часе, скажем в 9.00, делается 15-минутный перерыв, следующий урок начнется в 10.00 и т. д.

Подведем итог. Продуктивный урок — это практическая реализация базовой модели продуктивной технологии, которая предусматривает:

  • — распределение цели эдукации на конкретные учебные и воспитательные задания;
  • — полное понимание и принятие учениками целей, которые ставятся перед ними;
  • — разделение процесса эдукации на отдельные шаги по количеству поставленных заданий;
  • — отбор необходимого и достаточного количества упражнений для полного усвоения каждого шага;
  • — применение пятиуровневой практики;
  • — достижение точности выполнения заданий не менее 70—90% на каждом этапе и 100% — на итоговом;
  • — обеспечение постепенности при переходе к новым заданиям.

Продуктивный урок создает мощную учебную среду, где главный акцент ставится на собственной деятельности ученика, где подавляющую часть времени дети занимаются выполнением упражнений, где они просто не могут не достичь значительного успеха — высокого уровня усвоения материала.

Сторонникам щадящей педагогики беспокоиться нечего. Никто не хочет, чтобы наши дети и учителя валились с ног от усталости. Однако при щадящем, попустительском режиме усталости больше. «Страшное это дело, — писал В. А. Сухомлинский, — безделье за партой. От работы не устают. Устают от безделья».

Расчетливый и деловой продуктивный урок позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс и достигать гарантированных результатов. Этот вид учебно-воспитательной деятельности хорошо и в любом месте процесса согласуется с другими видами эдукации. Для успеха не меньше чем 80% всех занятий должны проводиться по продуктивной схеме.

Предлагать продуктивный урок на фоне повального стремления облегчать детям школьную учебу — дело, мягко говоря, не благодарное. Намного спокойнее обещать быстрое решение всех проблем без усилий, без труда и даже во сне. Обещано много. Где же результаты? В связи с этим педагоги потянулись к продуктивной эдукации, о чем свидетельствует хотя бы спрос на книгу «Продуктивная педагогика» и движение продуктивных педагогов по всей стране. Без труда, правильной организации процесса, перестройки школьных отношений результаты будут лишь ухудшаться.

Схема продуктивного урока лучше всего подходит для изучения знаний и формирования умений по математике, грамматике, физике, химии, биологии, т. е. по тем предметам, которые составляют основу естественно-научной подготовки. Те педагоги и учебные заведения, которые уже перешли на технологию производительной учебы, имеют весомый рост качества образования. В печати появились свидетельства педагогов-ирактиков о повышении реальных результатов не меньше чем на 25% уже за первый год учебы.[1][2][3]

  • [1] Предлагать ППТ на фоне повального стремления облегчать детямшкольное учение — дело, требующее не только хорошего знания педагогики, но и мужества. Законы продуктивного обучения неумолимы. Обучения столько, сколько труда. Изменить тут ничего нельзя, и обманываться незачем. Весьма интересно, какую позицию займет учитель? Согласится ли онбыть и дальше организатором игр, активизатором, классным затейникомили же взойдет на учительский трон мудрым и требовательным наставником, болеющим душой за будущее своих питомцев, а поэтому требующим для их же блага выполнения больших объемов работы, напряженного обучения и полной отдачи? Как вы думаете?
  • [2] Технология не добавляет, а сокращает путь. Если же последнийстановится длиннее, труднее, неудобнее, то следует вернуться к тому, с которого сошли, даже тогда, когда технология объявляется устаревшейили несовременной. Главное для нас не технология, а результат. Согласны ли вы с этим утверждением?
  • [3] Если обнажить сущность ППТ, то выкристаллизуется следующее. Сначала качественно, энергично излагаем знания, попутно вселяем уверенность ученикам в их силах. Несколько раз повторяем знания во всеболее свернутом виде, добиваясь их полного осознания всеми. Потомтратим сколько потребуется времени на практику и творческое применение. Принимает ли ваша душа будущего специалиста эту технологию?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой