Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Промышленная революция. 
История и методология науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примечательно, что Уатт был членом «Лунного общества» любителей науки, собиравшегося в дни полнолуния близ г. Бирмингема. Кроме него, в обществе состояли М. Болтон (1728—1809) — производитель паровых машин в Сохо, Э. Дарвин (1731 — 1802), дедушка Ч. Дарвина, — поэт и биолог-эволюционист; Д. Юм (1711—1776) — философ, историк и экономист; Дж. Пристли (1733—1804) — химик, открывший кислород, и А… Читать ещё >

Промышленная революция. История и методология науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Промышленная революция — широкое понятие, связанное с серией радикальных изобретений и инноваций, прежде всего в энергетике и «рабочих машинах», которые привели к формированию нового технологического базиса производства (машинного производства).

Изобретения и инновации существовали в отрыве от научных исследований еще целое столетие. «Практики» и «теоретики» практически не пересекались в своей работе. Например, концептуальная работа французского физика С. Карно «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу» вышла лишь в 1824 г. (через несколько десятилетий после начала распространения в Европе парового двигателя).

Центром технических открытий в это время была Британия. В связи с гигантскими масштабами Британской империи радикально расширился и рынок сбыта ее промышленных товаров (в первую очередь текстильных), что чрезвычайно интенсифицировало их производство. В этих условиях ручной труд стал тормозом промышленного производства. Переход от ручного труда к машинному производству сделал Британию «мастерской мира». В середине XVIII в. там были изобретены:

  • • прядильная машина («Дженни») Дж. Харгривса (1764);
  • • прядильная ватер-машина Р. Аркрайта (1769);
  • • прядильная мюль-машина С. Кромптона (1779);
  • • механический ткацкий станок Э. Картрайта (1785).

Резкая концентрация производства, развитие железообрабатывающей и химической промышленности на фоне острой нехватки древесины интенсифицировали рост добычи каменного угля, что стимулировало появление новых направлений в горном деле и транспорте. Это, в свою очередь, привело к широкому применению чугуна. На этом фоне особенно остро встала проблема энергетики: маломощные водяные колеса, «привязанные» к рекам, так же, как и конная тяга, стали вопиющими анахронизмами. Все это предварило изобретение «философской машины» XVIII века — парового двигателя.

История создания парового двигателя выглядит следующим образом: от пароатмосферных устройств без движущихся частей, изобретенных С. де Ко (1576—1626) и Т. Сэвери (1650—1715), через нереализованную конструкцию Д. Папена (1647—1712/14) к первой практически применимой и рентабельной машине Т. Ньюкомена[1] (1663—1729), а от нее — к универсальной паровой машине двойного действия Джеймса Уатта (1736—1819).

Создание паровой машины Уатта ознаменовало радикальный переворот в технологиях XVIII—XIX вв.:

  • • свободное размещение паровых машин;
  • • возможность значительного увеличения мощности;
  • • использование автономного двигателя на транспорте;
  • • использование двигателя в производственных процессах.

Примечательно, что Уатт был членом «Лунного общества» любителей науки, собиравшегося в дни полнолуния близ г. Бирмингема. Кроме него, в обществе состояли М. Болтон (1728—1809) — производитель паровых машин в Сохо, Э. Дарвин (1731 — 1802), дедушка Ч. Дарвина, — поэт и биолог-эволюционист; Д. Юм (1711—1776) — философ, историк и экономист; Дж. Пристли (1733—1804) — химик, открывший кислород, и А. Смит (1723—1790) — экономист, автор знаменитого труда «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Уменьшение размеров парового двигателя привело к попыткам его использования на транспорте. Первым пароходом стал «Клермон», построенный в 1807 г. в США изобретателем британского происхождения Р. Фултоном. Этот пароход курсировал по реке Гудзон (первым океанским пароходом стала «Саванна»), Самым первым паровозом, строго говоря, стала «Огненная телега» французского изобретателя Н. Кюньо — трехколесная повозка с паровым двигателем и ведущим передним колесом, построенная в 1769 г. и усовершенствованная в 1770 г. Первый же паровоз, который можно было использовать на железной дороге, был создан английским инженером Р. Тревитиком, начинавшим свою деятельность как производитель легких и прочных паровых котлов, в 1804 г. Паровозы вначале вызывали скепсис. Невысокие скорости, относительно небольшие грузы, зависимость от местности — все это не способствовало быстрому распространению железнодорожной техники. Работы другого энтузиаста паровозной техники — Дж. Стефенсона — привели к созданию более удачных моделей паровозов и в дальнейшем способствовали открытию первых протяженных железных дорог в Великобритании.

  • [1] Последняя из машин Ньюкомена была демонтирована только в 1934 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой