Предисловие.
История древнего мира.
Древний рим
В рамках изучения данной дисциплины студенты должны получить основные знания, относящиеся к генезису и эволюции древнеримской государственности в целом ряде аспектов: военно-политическом, социально-экономическом, публично-правовом и культурно-религиозном. В ходе освоения дисциплины «История Древнего Рима» формируются следующие компетенции обучающегося: овладев навыками анализа и умением делать… Читать ещё >
Предисловие. История древнего мира. Древний рим (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Государство и цивилизация с развитой городской жизнью, правовой системой, религиозными учениями, литературой и изобразительным искусством возникли на Востоке. Затем на Западе зародился и постепенно достиг своего расцвета мир древнегреческих полисов. В недрах рабовладельческого строя вызрела и развилась античная рабовладельческая демократия, носившая характер прямого народоправства. Однако со временем дальнейшее развитие древнегреческого общества в тесных рамках полисного мира стало невозможным. В результате завоеваний Александра Македонского и последующей колонизации обширных территорий на Востоке греками и македонянами возник эллинистический мир, в пределах которого появились более развитые формы рабовладельческой государственности, экономики и культуры. Наконец, система эллинистических государств была поглощена Римской средиземноморской державой, на протяжении ряда веков проводившей агрессивную политику территориальной экспансии.
Изначально небольшой город-государство на Тибре, основанный, согласно литературной традиции, 21 апреля 753 г. до н.э., Рим постепенно наращивал свою экспансию в Италии (V—III вв. до н.э.) и Средиземноморье (III—I вв. до н.э.). В итоге к началу новой эры сложилась мощная мировая держава, объединившая в своих границах обширные территории Восточного и Западного Средиземноморья — Римская империя, вобравшая в себя колоссальное культурное наследие древних средиземноморских цивилизаций. Древнеримское общество аккумулировало и синтезировало, чтобы затем передать следующим поколениям величайшие достижения античной культуры на высшем этане ее развития, чем объясняется исключительное значение Древнего Рима в мировой истории.
Римская история насчитывает более 12 веков и обычно делится на шесть периодов: 1) Царский Рим (VIII—VI вв. до н.э.). На это время приходятся разложение родоплеменных структур, возникновение раннеклассового общества и начало формирования государственных институтов; 2) период Ранней республики (V—III вв. до н.э.). Он характеризуется интенсивным развитием рабовладельческого общества и государства; 3) период Поздней республики (II—I вв. до н.э.). Это время возникновения классического рабства и создания Римской средиземноморской державы; 4) Ранняя империя, или принципат (I—II вв. н.э.). Этот период отмечен расцветом античной цивилизации Средиземноморья, подъемом экономики и культуры; 5) кризис III в. Он поразил все структуры римского общества и повлек за собой временный распад империи; 6) Поздняя империя, или доминат (IV—V вв.).
Это период разложения рабовладельческого общества, зарождения и развития в его недрах отношений иротофеодального типа.
Цель освоения дисциплины «История Древнего Рима» заключается в формировании у студентов целостного представления о путях исторического развития древнеримского общества и государства. Автор стремился показать общие закономерности и специфические черты этого развития в контексте исторических процессов, протекавших в античном Средиземноморье в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Дисциплина «История Древнего Рима» является составной частью курса всемирной истории, а именно его раздела, предметом которого является изучение истории древних цивилизаций. Дисциплина читается на первом курсе бакалавриата. Традиционно «История Древнего Рима», следуя за «Историей Древнего Востока» и «Историей Древней Греции», завершает изучение цикла под названием «История Древнего мира». Настоящий учебник, в основе которого лежит многолетний опыт преподавательской и научной работы автора, предлагает вниманию обучающихся ситематическое изложение истории Древнего Рима от зарождения древнеримской цивилизации до падения Западной Римской империи. Структура учебника состоит из 18 тематических глав, снабженных примечаниями, а также помещенными в конце вопросами и заданиями для закрепления материала, включая выдержки из письменных источников, и библиографического списка.
В рамках изучения данной дисциплины студенты должны получить основные знания, относящиеся к генезису и эволюции древнеримской государственности в целом ряде аспектов: военно-политическом, социально-экономическом, публично-правовом и культурно-религиозном. В ходе освоения дисциплины «История Древнего Рима» формируются следующие компетенции обучающегося: овладев навыками анализа и умением делать обобщающие выводы, рационально воспринимать учебную информацию, уметь ставить вопросы, определять цели самостоятельного исследования и выбирать оптимальные пути их достижения; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения сугубо практических задач; использовать в исторических исследованиях базовые знания из области истории Древнего Рима; понимать характер и специфику движущих сил наряду с закономерностями исторического процесса, равно как и значение объективных факторов и роль личности в истории, иными словами — место человека в историческом процессе и политической организации общества.
К этому стоит добавить такие важные компетенции, как способность обучающегося совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность адаптации к новым исследовательским ситуациям, равно как и к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности и переоценке накопленного опыта; готовность принять должную меру ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции; объективно оценивать качество и результаты своей деятельности. Кроме того, по окончании изучения дисциплины «История Древнего Рима» студент должен уметь составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографию по тем или иным проблемам истории Древнего Рима, а также применять навыки педагогической деятельности в преподавании курса истории Древнего Рима в общеобразовательной школе. Указанные профессиональные компетенции предполагают, во-первых, знание основных этапов, движущих сил, факторов и итогов политико-правовой и социально-экономической истории древнеримского общества; во-вторых, знание базовых методов и подходов к изучению истории Древнего Рима, характеризующих современную романистику.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать
- • периодизацию истории Древнего Рима и основные направления историографии данного предмета;
- • основные даты и события истории Древнего Рима наряду с наиболее заметными достижениями древнеримской цивилизации;
- • имена и деяния выдающихся политических деятелей, полководцев, деятелей науки и культуры Древнего Рима;
- • наиболее характерные черты и особенности повседневного быта людей Древнего Рима, историческое и культурное своеобразие древнеримской средиземноморской цивилизации;
- • основные направления и проблемы историографии Древнего Рима, наиболее значимые методологические концепции и исследовательские школы;
уметь
- • анализировать важнейшие события, явления и процессы в истории Древнего Рима, оценивать их роль и значение в контексте всей истории древнего мира;
- • работать с основными видами источников по истории Древнего Рима, научно-исследовательской литературой и картами;
- • с помощью научного руководителя ставить исследовательскую проблему для написания реферата, доклада или курсовой работы, публично выступать по данной проблеме, используя полемические приемы и навыки ведения научной дискуссии;
- • аргументировано и со знанием дела комментировать основное содержание отдельных фактов, событий и явлений истории Древнего Рима в их причинно-следственной связи;
владеть
- • методикой и методологией анализа исторических источников;
- • навыками работы с историографией по теме исследования;
- • принципами подготовки творческих работ — докладов, рефератов и курсовых;
- • основной научной терминологией, используемой в антиковедении на современном этапе.