Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типологическое описание личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди тех, кто продолжил разработку типологических моделей личности К. Г. Юнга, следует назвать известного английского психолога Генри Юргена Айзенка (1916—1997), создавшего несколько отличающуюся модель личности, также основанную на факторе «экстраверсия — интроверсия», но дополненную таким важным элементом, как личностная адаптация в виде фактора эмоционально-волевой «стабильности… Читать ещё >

Типологическое описание личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В литературе по психологии различными авторами, представляющими разные научные школы, направления, описываются разнообразные типологические варианты личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики и т. д.

К наиболее ранним относится типология древнегреческого врача Гиппократа (IV в. до н.э.), который поделил всех людей по темпераменту на четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов — в зависимости от сочетания основных, как ему представлялось, жидкостей человеческого организма. При всей своей научной несостоятельности с точки зрения современных воззрений на роль крови, желчи, различных гормональных выделений и т. п. в жизнедеятельности организма, классификация людей по этим четырем типам темперамента до сих пор нередко используется в учебной, научно-популярной литературе.

Другая хорошо известная попытка вывести психологическую типологию личности была предпринята немецким психологом и психиатром Эрнстом Кречмером (1888—1964), опубликовавшим в 1921 г. свой широко известный труд «Строение тела и характер», в котором проблема «соотношения души и тела», психического и физического была центральной. Ученый обратил внимание на то обстоятельство, что два наиболее распространенных вида психических расстройств — шизофрения и маниакально-депрессивный психоз — чаще наблюдались, по его мнению, у людей с определенным типом телосложения. В дальнейшем он перенес эту, с его точки зрения, закономерность и на психически здоровых людей.

Среди других наиболее известных типологий личности можно было бы назвать классификацию, предложенную в 1923 г. швейцарским психологом и психиатром Карлом Густавом Юнгом (1875—1961), поделившим всех людей на интровертов и экстравертов.

Как известно, в психологии интроверсия и экстраверсия рассматриваются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если интровертированный тип личности преимущественно ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир, то экстравертированный тип — на внешние обстоятельства, окружающие его объекты. Такая внутренняя (субъективная) или внешняя (объективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему.

Дополнительно к этим двум установкам К. Г. Юнг выделил еще четыре психологические функции: мышление, эмоции, ощущения и интуицию. Как писал Юнг, «если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным, смотря по своему поведению по отношению к объекту»[1]. Разработанная Юнгом типология была положительно воспринята многими учеными и послужила базой для дальнейших исследований личности, а введенные им в научный оборот термины, выражающие такой важный личностный фактор, как «экстраверсия — интроверсия», используются и поныне.

Среди тех, кто продолжил разработку типологических моделей личности К. Г. Юнга, следует назвать известного английского психолога Генри Юргена Айзенка (1916—1997), создавшего несколько отличающуюся модель личности, также основанную на факторе «экстраверсия — интроверсия», но дополненную таким важным элементом, как личностная адаптация в виде фактора эмоционально-волевой «стабильности — нестабильности». В последующем данная характеристика получила название фактора невротизма. По схеме Айзенка, на одном полюсе находится тип личности, отличающийся нервно-психической устойчивостью, эмоциональной зрелостью, прекрасной адаптивностью; а на другом — эмоционально неустойчивый личностный тип с низким уровнем адаптации к социальным условиями[2].

Теория личности успешно разрабатывалась и в России. Первоначальное развитие взглядов на природу личности на рубеже XIX— XX вв. происходило в рамках философии, социологии, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности. Существенный вклад в разработку теории личности внесли известные отечественные ученые П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский и др.

Первая в России классификация личности была предложена в 1915 г.

А. Ф. Лазурским (1874—1917), который полагал, что она должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле. В основу своей классификации ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности» индивида, под которой он понимал «прирожденный запас физических и духовных сил» человека, «запас его нервно-психической энергии», его психической активности. «В то время как бедно одаренные индивиды, — писал А. Ф. Лазурский, — обычно всецело подчиняются влияниям среды, ограничиваясь в лучшем случае чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям»[3]. Иными словами, А. Ф. Лазурский полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре внешних либо внутренних источников развития или, как он это называл, экзо- и эндопсихикой. Поэтому главным принципом созданной им систематизации личностных типов на две большие группы было деление людей по их проявлениям, или отношениям, которые он назвал экзои эндопсихическими.

Широко известна и типологическая модель личности, в основу которой положено учение И. П. Павлова (1849—1936) о соотношении свойств нервной системы, уравновешивающих состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой. Различные свойства нервной системы человека влияют на особенности его условнорефлекторной деятельности, темперамента. Комбинации этих свойств с преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных типа нервной системы, лежащих в основе четырех традиционных типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический). В зависимости от типа темперамента стали говорить о личности сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика.

В настоящее время широкое распространение получила типология личностных типов в зависимости от ведущих, наиболее ярко выраженных (акцентуированных) свойств характера (А. Е. Личко, К. Леонгард и др.).

Рассматривая все эти изложенные выше подходы к содержательному описанию личности, в то же время нельзя не остановиться и на самой структуре личности.

Одним из первых в нашей стране к разработке структуры личности подошел С. Л. Рубинштейн. По его мнению, «в психическом облике выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности»[4]. Кроме С. Л. Рубинштейна в разработку теории личности большой вклад внесли и другие известные отечественные психологи: Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др. Несмотря на несколько различные подходы к данной проблеме, все они подчеркивали решающее влияние на формирование личности, ее структурных компанентов социальных факторов, связей личности с обществом, включенности субъекта в межличностные, общественные отношения.

Как писал Б. Г. Ананьев (1907—1972), структура личности складывается постепенно в процессе социального развития индивида, являясь своеобразным продуктом этого развития. Структура личности, по его мнению, включает наиболее общие и актуальные для жизнедеятельности и поведения человека комплексы его органических свойств, многократно опосредованные социальными условиями. Наиболее важный из этих комплексов — интеллектуальный, служащий показателем умственного развития субъекта, сформированности у него вербального и невербального (абстрактно-логического) интеллекта, внимания, способности к обучению. В реальном развитии человека его социальные функции, общественное поведение, мотивация, подчеркивал ученый, всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, познанием общества, других людей и самого себя[5].

Другой известный отечественный психолог А. Г. Ковалев (1913— 1997) полагал, что развитие структуры личности идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям: направленности, способностям, характеру[6]. К этим сложным структурным элементам он относил и темперамент, который называл «структурой природных свойств». Все они, по его мнению, составляют своеобразный духовный облик, характер человека.

Определенный интерес для будущих юристов, изучающих юридическую психологию, может представлять близкая к приведенным выше взглядам концепция К. К. Платонова (1906—1984). Свою теорию он назвал динамической структурой личности, представив в виде четырех составных компонентов, или подструктур[7]:

а) подструктура направленности, которая представлена им совокупностью наиболее устойчивых социально значимых качеств личности субъекта: его мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентаций, интересов, идеалов. Все эти качества социально обусловлены. Они отражают в себе преломление социального в сознании человека и формируются главным образом в процессе воспитания, социализации его личности.

Направленность личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права. Изучение направленности личности индивида позволяет определять его социальные воззрения, образ мыслей, уровень нравственного развития, ведущие мотивы, желания, нравственные чувства. Знание направленности личности конкретного человека во многом помогает прогнозировать поступки, объяснять его поведение;

б) подструктура опыта, включающая знания, навыки, умения, привычки. Слагаемые данной подструктуры в значительной мере также формируются под воздействием социальных факторов, хотя и не без влияния некоторых биологически обусловленных свойств: способности к быстрому запоминанию, определенных физических данных, лежащих в основе формирования двигательных навыков, и т. п. Через данную подструктуру личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, выборе ведущих форм деятельности, достижении определенных результатов.

Успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется способностями человека. Большую роль в приобретении знаний, опыта играют также направленность, мотивационная сфера личности;

в) подструктура психических форм отражения, которая объединяет индивидуальные особенности психических познавательных процессов (психических функций): ощущений, восприятия, памяти, мышления. И хотя указанные процессы развиваются в ходе овладения человеком знаниями и навыками, тем не менее они в значительной мере обусловлены наследственными факторами. Сюда же относятся и такие формы отражения, как эмоции, чувства, психические состояния.

Психические познавательные процессы — восприятие, память, внимание, мышление и другие формы психического отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с его умственным развитием;

г) подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств. Свойства, относимые к данной группе, определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями нервной системы индивида и зависят от физиологических, нейродинамических, морфологических особенностей мозга.

Различные черты и свойства личности, входящие в названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры — характер и способности, рассматриваемые К. К. Платоновым в качестве общих интегративных качеств личности.

Все вышеперечисленные подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

  • [1] Юнг К. Г. Психологические типы. Мн.: ООО «Харвест», 2003. С. 7.
  • [2] Подробнее см.: Собчик Л. Н.

    Введение

    в психологию индивидуальности. Теорияи практика психодиагностики. М., 1997. С. 32; Ее же. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2005. С. 40.

  • [3] Лазурский А. Ф. Классификация личностей // Лазурский А. Ф. Избр. труды по психологии. М., 1997. С. 8.
  • [4] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II. М., 1989. С. 102.
  • [5] См.: Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. I. М., 1980. С. 150—152.
  • [6] См.: Ковалев А. Г. Психология личности. Л., 1963. С. 38.
  • [7] См.: Платонов К. К. Структура и формирование личности. М., 1986.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой