Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принудительная реорганизация банка: понятие, критерии необходимости, конечная цель

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, в Законе о ЦБ РФ термин «реорганизация» употреблен только в «карательной» 74-й статье, где, в частности, указано, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными… Читать ещё >

Принудительная реорганизация банка: понятие, критерии необходимости, конечная цель (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К понятию реорганизации банка

Общее понятие реорганизации юридического лица вообще и банка в частности в официальных документах отсутствует. Соответствующие части ГК РФ (ст. 57), а вслед за ним и банковские законы и нормативные акты Банка России, в которых так или иначе затрагивается данная проблема, начинаются сразу с перечисления форм (способов) реорганизации, как их понимали составители ГК РФ и других нормативных документов. Имеются в виду такие формы, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При этом в законах вопрос о цели (целях) и условиях применения в банковском секторе перечисленных форм реорганизации, как правило, прямо не ставится.

Так, в Законе о ЦБ РФ термин «реорганизация» употреблен только в «карательной» 74-й статье, где, в частности, указано, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными мерами воздействия потребовать от банка, чтобы в нем:

  • а) начали финансовое оздоровление;
  • б) заменили руководителей;
  • в) провели реорганизацию.

Что означает последнее, конкретно не объяснено, но ясно, что при этом под «реорганизацией» и «финансовым оздоровлением» понимаются разные процессы.

Как уже отмечалось ранее, в Законе о несостоятельности КО установлены, в частности, порядок и условия проведения мер, имеющих целью предупреждение несостоятельности (банкротства) банков. К таким мерам здесь (ст. 3) отнесены:

  • • финансовое оздоровление банка (хотя понятно, что если банк нуждается в финансовом оздоровлении, то он в большей или меньшей мере реально уже является финансово несостоятельным и, следовательно, речь уже должна идти не о предупреждении несостоятельности, а о восстановлении состоятельности);
  • • назначение в банк временной администрации;
  • • реорганизация банка.

При этом в данном Законе (п. 2 ст. 32) признаются лишь две формы реорганизации — слияние или присоединение[1]. Очевидно, подразумевается, что реорганизовываться исключительно в форме слияния или присоединения должны только такие КО, которые попали в затруднительное финансовое положение и что, следовательно, данное ограничение[2] не распространяется на нормально функционирующие КО, т. е. что последние при желании вправе прибегнуть к любой форме реорганизации, которые прописаны в ГК РФ.

Банк, его участники и Банк России обязываются прибегать к названным мерам в случаях, указанных в ст. 4 рассматриваемого Закона, когда банк:

  • • на протяжении последних 6 месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования кредиторов (кредитора) и (или) выполнить обязательные платежи в срок до 3 дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;
  • • по той же причине не удовлетворяет требований кредиторов (кредитора) и (или) не выполняет обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) выполнения;
  • • допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20%, одновременно нарушив хотя бы один из обязательных нормативов;
  • • нарушает норматив достаточности собственного капитала (далее — Н1);
  • • нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%;
  • • начиная с 3-го года работы по итогам отчетного месяца допустил уменьшение значения собственного капитала ниже зарегистрированного размера УК.

Банки, для которых реализация таких мер стала необходимостью, по классификации ЦБ РФ относятся к 3−5-й классификационным группам, которые характеризуются следующим образом.

Из Указания ЦБ РФ № 2005;У

" Об оценке экономического положения банков" .

" 2.3. К группе 3 относятся банки,… по которым имеется в том числе хотя бы одно из следующих оснований:

  • — капитал, активы, доходность, ликвидность оцениваются как «сомнительные» ;
  • — структура собственности оценивается как непрозрачная;
  • — качество управления признается «сомнительным» ;
  • — не соблюдается 4 и более месяцев в течение последних 6 месяцев хотя бы один из обязательных нормативов по совокупности за 6 и более операционных дней в течение каждого месяца (за исключением норматива … Н1);
  • — действуют ограничения и (или) запреты на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных в лицензии на осуществление банковских операций, и (или) запрет на открытие филиалов.
  • 2.4. К группе 4 относятся банки,… по которым имеется в том числе хотя бы одно из следующих оснований:
    • — капитал, активы, доходность или ликвидность оценены как «неудовлетворительные» ;
    • — качество управления оценивается как «неудовлетворительное» ;
    • — не соблюдается норматив … Н1 по совокупности не более чем за 5 операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.
  • 2.5. К группе 5 относятся банки,… по которым имеется в том числе хотя бы одно из следующих оснований:
    • — основание для осуществления мер предупреждения несостоятельности (банкротства), предусмотренных в … Законе о несостоятельности КО (банки с наличием признаков несостоятельности (банкротства)), независимо оттого, приняты ли в отношении банка меры воздействия по данным основаниям;
    • — основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций" .

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • во-первых, реорганизация банков трактуется неоднозначно: в одних случаях — как инструмент административного наказания, в других — как мера, призванная помочь им решить свои проблемы;
  • во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации;
  • ?-третъпх, условия (основания) реорганизации банков в разных законах различны;
  • в-четвертых, хотя реорганизация формально рассматривается как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в законах как одна из мер финансового оздоровления более или менее неблагополучных банков. При этом в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы как предупреждения финансовой несостоятельности (или предупреждения ее углубления), так и восстановления платежеспособности банков;
  • в-пятых, официальные документы оставляют такое стойкое впечатление, будто реорганизация необходима только нездоровым банкам.

Таким образом, в нормативных документах сложилась непродуктивная традиция ограниченного и недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов. Разумеется, «больные» банки в целях выправления ситуации могут попытаться применить слияния, присоединения и иные формы реорганизации, но при этом всегда остается вопрос, могут ли указанные меры дать хотя бы небольшой позитивный эффект.

Однако отсюда не следует, будто названные формы реорганизации могут быть интересны только проблемным банкам (например, «больной» банк не сможет присоединяться к здоровому банку, если последний не видит в том смысла). Как не следует и то, будто процессы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и другими формами.

Реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве «спасательных» мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России.

Более того, слияния и прочие «законные» формы — явления достаточно редкие[3], между тем как с другими формами реорганизации банкам приходится сталкиваться регулярно. Таким образом, проблемы «законных» форм реорганизации выглядят хотя и существенным (для отдельных банков), но все же эпизодическим явлением.

Это не значит, что проблема не представляет практического интереса. В экономике остаются слабые банки, нуждающиеся в финансовом оздоровлении. В той мере, в какой такое оздоровление связано с процедурами реорганизации, оно будет рассмотрено в данной главе. Проблематика собственно финансового оздоровления банков излагается главным образом в следующей главе книги. В том и другом случае определенную помощь как надзорным органам, так и самим банкам может оказать документ Базельского комитета «Руководство для органов банковского надзора по работе со слабыми банками»[4].

Кроме того, слияния, присоединения и иные формы реорганизации, в которых с разными интересами участвуют не только «больные» и проблемные, но и вполне благополучные банки, в той или иной мере будут применяться всегда. И делать это желательно с полным пониманием сути таких процессов.

  • [1] Между тем в Законе об АО (ст. 15−20) рассматриваются все возможные пять форм реорганизации, в Законе об ООО (ст. 51−56) — то же самое, а в Законе о банках имеется ст. 23.5 «Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования» .
  • [2] Данное ограничение присутствует и в некоторых актах ЦБ РФ (от 29.08.2012 № 386-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»; подп. 2.2.3 Инструкции от 11.11.2005 № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности … кредитных организаций»), хотя в других его актах (например, в п. 23.1 и других Инструкции № 135 «О порядке принятия Банком России решения о … регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций») обозначена другая позиция.
  • [3] По данным ЦБ РФ на 01.05.2012, за все годы существования банковской системы современной России в указанных реорганизационных процессах участвовало всего 456 КО, из них в форме присоединения — 454, а в форме слияния — только 2 КО.
  • [4] Отчет Группы по работе со слабыми банками. Банк международных расчетов. Базель, Швейцария. 2002. Март.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой