Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика предприятий розничной торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет сэкономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной, письменной или электронной форме… Читать ещё >

Характеристика предприятий розничной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Розничные торговые предприятия классифицируются по следующим признакам:

  • • по виду реализуемого ассортимента;
  • • по формам торгового обслуживания;
  • • по уровню цен;
  • • по типам;
  • • по формам и видам интеграции;
  • • по концентрации и месторасположению;
  • • по комплексу стратегий.

Классификация по виду реализуемого ассортимента.

Ассортимент товаров — важный признак классификации предприятий розничной торговли. Одно из направлений совершенствования торговой сети — ее специализация, она способствует облегчению труда торговых работников, росту производительности, эффективному использованию ресурсов базы торговли. Специализация торговой сети — это разграничение предприятий торговли по отдельным видам товаров. Специализация магазинов по товарному признаку нашла широкое применение там, где уровень концентрации предприятий торговли довольно высок.

Преимущества специализации торговой сети: в специализированных магазинах имеются благоприятные условия для изучения потребительского спроса; повышается квалификация работников; представляется возможность предложения покупателям широкого ассортимента в пределах одной или нескольких родственных товарных групп.

Недостатки специализации торговой сети: узкая специализация отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения; рассредоточенность товаров усложняет совершение единой комплексной покупки.

В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов: универсальные; специализированные; магазины с комбинированным ассортиментом; магазины со смешанным ассортиментом товаров.

Универсальные магазины реализут универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных магазинов являются универсам, супермаркет, гипермаркет; универсальных непродовольственных магазинов — универмаг, торговый дом.

Специализированные магазины реализуют одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными.

Магазины с комбинированным ассортиментом товаров реализуют несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея — парфюмерия», «Мясо — рыба») или удовлетворяющие какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Все для рукоделия», «Диета»).

Магазины со смешанным ассортиментом товаров реализуют отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Таковыми являются в настоящее время большинство магазинов, в которых не соблюдается специализация, и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.

Анализ состояния розничной торговой сети в России показывает, что в настоящее время происходит процесс универсализации торговых предприятий, растет число смешанных магазинов, количество которых в целом увеличилось. За рубежом также наблюдается тенденция к увеличению числа крупных универсальных магазинов. Это связано с комплексностью покупок, гак как покупатели стремятся покупать товары «под одной крышей».

Классификация розничных торговых предприятий по форме торгового обслуживания. Форма торгового обслуживания определяется особенностями торгово-технологического процесса. К ним относятся: методы продажи товаров; дополнительные услуги; персональные методы продаж.

В магазине различают следующие методы продажи товаров: индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи); открытая выкладка товаров; продажа товаров по образцам или по каталогам; продажа товаров по предварительным заказам; продажа методом самообслуживания.

Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей представляет собой метод, при котором все основные операции по обслуживанию (встреча покупателя и выявление его намерения, предложение и показ товара, помощь в выборе товара и консультация, операции связанные с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, расчетные операции, упаковка и выдача покупок) осуществляются при участии продавца.

Применение в магазине традиционного метода продажи товаров снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товаров. Использование этого метода эффективно лишь для товаров, требующих более содержательной консультации продавцов.

Продажа товаров с открытой выкладкой заключается в том, что запасы товаров выкладываются на рабочем месте продавца на пристенном или островном оборудовании. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные товары. Функции продавца при этом сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна, но сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно ознакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавца на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов и повысить производительность труда продавцов.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товар, соответствующий образцу. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Удобен этот метод тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Выставленные в торговом зале образцы должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, например, радиотоваров, электротоваров, мебели.

Продажа товаров по каталогам — вместо натуральных образцов товаров прилагается каталог их фотографий с описанием вариантов (например, каталог «ОТТО»), После выбора товара и расчетов за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших складов производителя или другого поставщика.

Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет сэкономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной, письменной или электронной форме (по телефону, факсу, Интернету). Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине.

Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей — один из самых удобных методов продажи товаров. В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал, должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета. В узле расчета покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров. За рубежом и в российских магазинах при продаже товаров данным методом широко применяется технология штрихового кодирования. Наличие штрихкода на всех товарах делает более простым их учет в магазинах и позволяет вести расчетнокассовые операции с использованием электронного оборудования: терминалов, сканеров, портативных терминалов.

Дополнительные услуги, так же как и методы продажи товаров, являются еще одной составляющей форм продажи товаров. Дополнительные услуги имеют большое значение для повышения культуры торговли, создания положительного имиджа предприятия и повышения его конкурентоспособности.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002−93 (ОКУН) к услугам розничной торговли относятся: реализация товаров; упаковка купленных в магазине товаров; прием (в том числе по телефону) и оформление предварительных заказов на товары; подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже; прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли; погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка осуществляется трансагентствами); оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента; перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет; оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней; прием стеклопосуды на дому; предоставление кабины для зарядки аппаратуры; предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм и просматривания видеокассет; консультационные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами-новинками с демонстрацией их в действии, консультации диетологов, косметологов; гарантийное хранение купленного товара; прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей); функционирование комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей); послепродажное обслуживание.

Персональные методы продажи распространяются на внемагазинную торговлю и связаны с индивидуальным обслуживанием покупателей на дому. В настоящее время в мире наблюдается рост покупательской активности на дому. К методам относятся: прямая продажа, прямой маркетинг, электронный магазин.

Прямой продажей называется любая форма личного контакта продавца и покупателя за пределом стационарной точки торговли, часто на дому у покупателей, например с привлечением торговых агентов.

Прямой маркетинг — непосредственный контакт с покупателем с помощью средств информации, а не торгового персонала. В качестве источников информации используются рекламные объявления, каталоги, почтовые отправления. Ознакомившись с информацией, покупатель посещает магазин или заказывает товар по почте. Оплата производится предварительно или в момент получения товара по почте. Целевые сегменты при почтовых отправлениях отбираются с помощью специальных списков баз данных.

Электронный маркетинг — особая форма прямого маркетинга, осуществляется с помощью электронных информационных средств и включает в себя: продажу товаров по телефону; продажу товаров по электронным каналам; продажу товаров в электронном магазине.

Характеристика магазинов по уровню розничных цен. Дискаунтеры (дискаунты) — это универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие в основном продовольственные и частично непродовольственные товары повседневного спроса по низким ценам.

В мире накоплен богатый опыт функционирования сетей магазинов розничной торговли через магазины формата дискаунтера.

Дискаунтер — розничный продовольственный магазин, представляющий сокращенный вариант супермаркета как с точки зрения размещения объекта, так и применительно к ассортименту, торговым технологиям, ценам, сервису. Главная идея дискаунтера — максимально низкие цены при гарантированном качестве товаров и простоте обслуживания. Это становится возможным в режиме комплексного обеспечения со стороны дистрибьюторского центра, обеспечивающего сразу несколько торговых точек по низким закупочным ценам, гарантированным ассортиментом и в результате значительным снижением затрат на содержание управленческого персонала.

Первые дискаунты появились в Германии почти 40 лет назад и сегодня получили широкое распространение в России. Номенклатура товаров составляет в среднем 600 наименований, но может доходить и до 1200. Однако есть предел количества наименований, при достижении которого схема «высокое качество по низкой цене» не работает. Магазины, торгующие качественными торварами по сниженным ценам, выживают, если находятся в составе торговой цепи, состоящей из не менее 10 однотипных предприятий[1].

Можно выделить два тина дискаунтеров.

Первый тип — это традиционные дискаунтеры, обеспечивающие покупателей минимально достаточным ассортиментом в режиме поточной технологии. К этому типу можно отнести дискаунтеры «Пятерочка», «Мини-перекресток».

Второй тип имеет более современные решения по оборудованию торгового зала, его дизайну, маркетинговым решениям по продвижению продуктов. К этому типу относятся дискаунтеры сетей «Копейка», «Спар». В данном формате активно используются маркетинговые коммуникации по организации дегустаций, рекламных кампаний и других промоакций со стороны мерчандайзеров поставщиков готовой продукции, но при этом сохраняются доступные цены.

Например, функционирование дискаунтеров сетей «Копейка» основано на адаптации к условиям функционирования торговой технологии сетевой компании ALDI. Все холодильное и кассовое оборудование приобретается из числа бывшего в употреблении. Благодаря этому экономится более 40% стоимости комплекта оборудования и сказывается па низких цепах.

Практика показала, что характерными признаками работы дискаунтеров являются:

  • • централизация управления закупками и доставкой товаров до пунктов продаж;
  • • ограничение ассортимента товарных групп товарами повседневного спроса;
  • • отсутствие в магазинах складов, операций по приемке доставляемой продукции с цен трального склада;
  • • простота торгового процесса и самообслуживание;
  • • полная взаимозаменяемость торгового персонала при минимальном количестве сотрудников дискаунтера.

Дискаунтерами могут быть и магазины, в которых аккумулируются товары, вывозимые из магазинов сети в связи со сменой сезонного ассортимента, товары из «прошлых коллекций», например дискаунтер «Спортмастер» или дискаунтер фирменных магазинов Nike.

Дисконтные магазины осуществляют продажу товаров со скидкой владельцам специальных дисконтных карт, которые могут быть именными и на предъявителя. Финансовая схема работы с дисконтными картами устанавливается продавцом: может браться определенная авансовая сумма, может оплачиваться стоимость изготовления карты или карта выдается бесплатно при покупке товара на большую сумму.

Магазины Cash & Carry («Кэш энд кэрри» дословно в переводе с английского на русский язык означает «заплати и забирай»). Классический магазин Cash & Салу предназначен только для корпоративных клиентов. Во всем мире им чаще всего пользуются отели, рестораны, а также владельцы маленьких лавочек и магазинов «у дома». Также используются для снабжения офисов, организаций мероприятий, праздников, фуршетов.

Cash & Салу — мелкооптовый или розничный склад-магазин, предназначенный для мелких оптовиков, приобретающих товар для дальнейшей перепродажи, а также для тех индивидуальных покупателей, которые предпочитают покупать товары впрок, одновременно экономя значительные суммы. Низкие цены па предлагаемые товары являются результатом не только ценовой политики, но и результатом получения значительных скидок от поставщиков и экономии на выкладке и обслуживании. Особенностью Cash & Салу является совмещение в одном помещении склада и торгового зала, что позволяет лучше использовать объем и площадь рабочего помещения. К этому формату можно отнести торговые сети «МЕТРО», «Лепта».

Мелкооптовые и розничные рынки — это система уличной торговли, предлагающая низкие цены на ординарные товары. Уличная торговля осуществляется посредством установки контейнеров, палаток, лотков. Е1ногда реализация товаров производится из автофургонов и тележек. За счет максимальной экономии торговых издержек, устанавливая низкие цены, удается достичь значительного товарооборота. Для привлечения большего числа покупателей система уличной торговли объединяется в крупные мелкооптовые и розничные рынки.

Комиссионные магазины реализуют непродовольственные товары, в том числе с потерянным товарным видом. Владелец товара, сдавший его в магазин, получает заранее оговоренный процент от его стоимости после реализации. Стоимость товара устанавливается с согласия продавца.

Бутики (магазины модных товаров) реализуют модные товары или товары редкого (изысканного) спроса по высоким ценам и рассчитывают на узкий сегмент обеспеченных людей. На рынке Москвы представлены «Магазин французских вин», Boss, Briony, «Уомо Коллекциоии». Оборот таких магазинов относительно невысок, по прибыль достигается большой торговой наценкой. После того как товар перестал быть модным, цена на него снижается. Для стимулирования продаж используют специальные скидки (до 90%).

Фирменные магазины осуществляют продажу товаров напрямую от производителя, которые зачастую являются собственниками таких магазинов. В данных магазинах осуществляется продажа товаров только продукции одного производителя под своей торговой маркой. В таких магазинах устанавливаются более низкие цены по сравнению с тем же товаром, который можно встретить в других нефирменных магазинах. В фирменных магазинах исключена торговля подделками, поскольку отсутствуют поставки от независимых посредников.

  • [1] Монин А. Ритейл в России. Особенности национальной розницы.СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой