Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Перспективы развития электронного бизнеса в условиях нестабильности экономических систем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в России появилось множество информационных порталов, социальных сетей (например, www.odnoklassniki.ru), но они не в полной мере отвечают требованиям и потребностям общества и государства. Большинство из них являются узко сегментированным, нишевым решением, углубляющим дифференциацию общества по социальным группам. В рамках площадок формата B2C, рассматриваемых с позиции… Читать ещё >

Перспективы развития электронного бизнеса в условиях нестабильности экономических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические условия функционирования субъектов электронной торговли

С последней четверти ХХ в. развитые страны ускоренно продвигаются к новой экономике, основанной на информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), электронных сетях и знаниях — интеллекте. Правила, формируемые новой экономикой, оказывают определяющее воздействие на деятельность компаний. В результате компании стремятся не только выжить, но и преуспеть, а заблаговременно подготовленные «правила игры» на рынке легитимизируют этот процесс. Мировой финансово-экономический кризис еще раз подтвердил, что современное государство рассматривается как большой банк, раздающий кредиты и субсидии. Но очевидно, даже накопленные Россией в период высокой конъюнктуры мировых рынков нефти национальные резервы (свыше 7,8 трлн. руб. составляют средства фонда Национального благосостояния и Резервного фонда) не бесконечны. По данным М. Делягина в финансовом секторе России идут увольнения, реальном секторе России начался переход ряда предприятий на 4-дневную рабочую неделю с соответствующим сокращением заработной платы Делягин М. Неотвратимые последствия Конец «непадавшего поколения» // Русская жизнь, 19 ноября 2008. Поэтому уже сейчас, на стадии углубляющейся рецессии необходимы поиски путей настройки экономических механизмов, обеспечивающих качественный посткризисный рост. В настоящее время, когда принципы эффективности глобальной экономики подвергается сомнению, Интернет, как основа сетевого взаимодействия в современном мире, выступает связующим слоем сворачивающихся рынков традиционной экономики. По нашему мнению, бизнес, основанный на инновационных и Интернет-технологиях, способен стать новым механизмом преодоления рецессии экономики.

Указанные обстоятельства затрудняют определение регулятором степени риска отдельной фирмы. Поэтому многие годы усилия регуляторов были направлены на совершенствование структуры рынка, проверку правильности оформления сделок и расчетов по ним через соответствующие расчетные палаты Суэтин А. О причинах современного финансового кризиса // Вопросы экономики.- 2009. -№ 1. С. 41.

Бизнес, основанный на инновационных и интернет-технологиях, способен стать новым механизмом преодоления рецессии экономики. Согласно Т. Фридману «сразу несколько технологических и политических сил сошлись в одной точке, благодаря чему возникла глобальная конкурентная среда, позволяющая заниматься различными формами сотрудничества, невзирая на географические преграды. Вскоре из числа препятствий можно будет исключить и различия в языке» Thomas L. Friedman. The World Is Flat: A Brief History of the Twenty-first Century. Farrar, Straus and Giroux, 2005. Российскими учеными подобное взаимодействие рассматривается как инициация процесса объединения всех участников рынка в некоторую единую децентрализованную мировую компьютерную сеть, позволяющую взаимодействовать и взаимовлиять предприятиям на хозяйственную деятельность друг друга Ищенко А. А. Межорганизационный электронный бизнес в России: особенности создания, эволюция развития и выгоды использования // Экономический журнал ВШЭ, — 2004, — № 1, — С. 81.

Несмотря на то, что категория «новая экономика» стала общепринятой, единой трактовки она не имеет. Своим рождением новая экономика обязана информационным технологиям, Интернету и компьютерам, и поэтому является агрегированной характеристикой всех отраслей, связанных с производством, передачей и обработкой информации Кузнецов А. Новая экономика и новая экономическая парадигма // Экономическая наука современной России, — 2002. — № 2. — С.3. Однако развитие бизнеса в Интернете не тестируется одновременно во всех странах. К тому же внутристрановая дифференциация его развития не менее высока. Например, в 2008 г. по исследованию «Яндекс» доля пользователей Интернета в регионах России в 2,5 раза ниже, чем в г. Москва (23% против 57%), а проникновение Интернета в малых городах и поселках существенно ниже 20%. Это требует выявления основных возможностей и ограничений электронного бизнеса.

Информационная экономика, качественно преобразующая традиционные отношения, становится реальностью в развитых странах. Среди российских регионов характеру постиндустриального типа развития в настоящее время соответствует только один субъект — г. Москва. По мнению А. Скопина Скопин А. Ю. Постиндустриальное развитие регионов тормозит низкое качество управления // Вести Отечества. 2007. № 14(388). www.businesspress.ru/newspaper/article_mId43_aId_414 976.html., это связано с тем, что на уровне регионального и федерального управления индустриальная парадигма преобладает над постиндустриальной. Также отмечается, что в еще трех российских регионах сложились существенные предпосылки для развития постиндустриального сектора — г. Санкт-Петербурге, Калининградской области и Краснодарском крае. А. Скопин предлагает называть только их потенциально возможными центрами развития постиндустриального сектора, а остальные субъекты РФ относит к постиндустриальной периферии.

Действительно, традиционно принадлежность к постиндустриальной экономике характеризуется доминированием вклада в создаваемую стоимость материальных благ нематериальных активов, возрастанием ценности знания. Исходя из этого, предложенное А. Скопиным деление регионов на соответствующие категории — центр и периферию — адекватно традиционно трактуемой индустриальной экономике XX в. Однако в современных условиях становления неоэкономики, где доминируют сетевые формы взаимодействия субъектов-носителей знания и информации, такое деление некорректно. Сеть состоит из связанных между собой по определенным правилам точек, роль которых выполняют любые территории, где присутствуют формы хозяйствования, а связи экономических субъектов определяются отношениями, возникающими в процессе их взаимодействия. Среди субъектов сетевых взаимодействий выделяются особо крупные точки — узлы. По нашему мнению, существоание одного крупного узла не может быть длительным, поскольку при сетевом взаимодействии в виртуальной экономике может действовать физическое правило сообщающихся сосудов. Диспропорция, сложившаяся в российских условиях, когда более 70% электронного рынка сосредоточено в одном месте, является следствием развития индустриальных процессов, значимость которых со временем снижается.

Конечно, направления развития информационной экономики задаются возрастающими потребностями общества. При этом развитие сервисов Интернет трансформирует представление о традиционном поиске пользователем информации о продукте или услуге для удовлетворения своих потребностей. Основной целью таких сервисов становится инициация активности различных сообществ по принципу социальных сетей, а также целенаправленный сбор и распространение информации через канал Интернета, где все экономические субъекты активно осваивают Интернет как особое пространство и принципиально новую среду коммуникации. Это ведет к активизации информационно-экономических взаимосвязей между участниками процесса, в частности, в форме инициализации интернет-представительства. Однако такая технология, когда информация о деятельности субъекта, его товарах или услугах помещается на сайт, имеет существенный недостаток. Зачастую пользователь не может найти информацию, интересующий продукт или услугу, тем самым его потребность остается неудовлетворенной, а потраченное на поиск среди «информационного мусора» время трансформируется в издержки. Природа этого негативного эффекта определяется сущностным противоречием Сети: с одной стороны, каждый участник сетевого взаимодействия имеет уникальную для традиционного экономического пространства возможность — на равноправных условиях заявить о себе (т.е. реализуется принцип свободной конкуренции), с другой, постоянный рост количества доменов ухудшает ситуацию с поиском актуальной информации.

В настоящее время в России появилось множество информационных порталов, социальных сетей (например, www.odnoklassniki.ru), но они не в полной мере отвечают требованиям и потребностям общества и государства. Большинство из них являются узко сегментированным, нишевым решением, углубляющим дифференциацию общества по социальным группам. В рамках площадок формата B2C, рассматриваемых с позиции пользователя (покупателя), выделяются две категории товаров — соответствующих требованиям продвижения через канал Интернет и неадекватных им. В соответствии с данными, представленными в таблице 4, в сегменте B2C наибольшим спросом пользуются следующие товарные группы: цифровая и компьютерная техника, книги, аудиовидеопродукция. Следовательно, наиболее адекватными императивам электронного бизнеса являются товары, торговый цикл для которых может быть полностью осуществлен посредством сети. Согласно НАУЭТ и CNews Analytics, к такой категории относятся музыка, фильмы, программное обеспечение и игры, аналитическая информация, электронные книги и другой контент, которые могут быть полностью реализованы через гипертекстовую среду. Другие товарные группы: компьютеры и их комплектующие, бытовая техника, электроника, туризм и бронирование билетов, товары для дома и др. — в меньшей мере соответствуют требованиям электронной коммерции.

Таблица 4. Товарооборот крупнейших интернет-магазинов в России Составлено автором по: счетчик системы Rambler; НАУЭТ, 2006; Воейков Д. Десять лет ozon.ru // PC WEEK/RE — 2008. — № 14. — С.14.

№.

Интернет-магазин.

Товарная группа.

Посещаемость, в день.

Оборот, млн. долл.

OZON.ru.

Книги, газеты, журналы,.

66,1.

M-video.

Бытовая техника и электроника аудиовидео.

NIX.RU.

Компьютерное оборудование.

Exist.ru.

Автомобили и запчасти.

003. ru.

Бытовая техника и электроника.

FOTO.ru.

Бытовая техника и электроника.

Softkey.

Программное обеспечение.

Parter.

Билеты на культурные мероприятия.

Porta.ru.

Компьютерное оборудование.

Другие.

;

;

> 800.

Исследователи из The Nielsen Company в своем рейтинге поставили Россию на 36 место из 48 возможных по показателю применения «он-лайн-шоппинга», поскольку у россиян еще не сформировалась привычка совершать покупки в интернет-магазинах. Так, отмечается, что только 32% россиян, имеющих опыт таких сделок, совершали покупки в Сети за последний месяц (например, в Южной Корее этот показатель составляет 79%) Россияне по-прежнему далеки от привычки к онлайн-шоппингу // moneynews.ru/article.asp?view=15 068, 2008.

Самый большой годовой прирост участников рынка электронного бизнеса отмечается в секторе B2C, однако при этом объемы годового оборота остаются низкими, что требует выявления причин складывающейся диспропорции. Сравнительный анализ деятельности интернет-магазинов США и России, позволяет оценить среднюю стоимость заказа по основным товарным группам в интернет-магазинах этих стран (таблица 5).

Таблица 5. Средняя стоимость заказа по товарным группам в России и США Составлено автором на основе: НАУЭТ, 2006; Nielsen // NetRatings, 2005; В2С в России: полный текст исследования CNA и НАУЭТ 2005 // www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2005/09/26/187 9511.

Товарная группа.

Средняя стоимость одной покупки (выполненного заказа), долл.

В России.

В США.

Автомобили и запчасти.

Бытовая техника и электроника.

Компьютерное оборудование и комплектующие.

Строительные материалы, инструмент.

Товары класса люкс, ювелирные изделия и часы.

Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, бытовая химия, и др.).

Спортивные товары.

Программное обеспечение.

Билеты на культурные мероприятия.

Товары по уходу, косметика, парфюмерия.

Итого, в среднем по товарным группам.

Так, среди основных товарных сегментов в России абсолютным лидером является группа «Автомобили и запчасти». Во многом это объясняется тем, что при определении средней стоимости покупки в российских интернет-магазинах учитывались сделки через сайты машиностроительных компаний и их дилеров, продавцов, специализирующихся на сбыте автокомплектующих, а также специфических (нишевых) товаров и услуг. Средняя стоимость одной покупки в интернет-магазине сопоставима с аналогичным показателем традиционных предприятий розничной торговли, но количество и объемы подобных сделок в США в несколько раз больше, чем в России. Кроме того, следует учитывать, что российские региональные торговые предприятия Интернет составляют незначительную часть в структуре общероссийских, объем которых существенным образом отстает от столичных субъектов. Тем не менее, электронный бизнес в регионах России неуклонно развивается, что подтверждается возросшими общими объемами рынка электронной торговли.

Сравнительный анализ деятельности интернет-магазинов США и России позволил оценить среднюю стоимость заказа по основным товарным группам в интернет-магазинах этих стран, которая выявила отставание объемов продаж в России по некоторым товарным группам, хотя по компьютерным комплектующим и бытовой электронике они сопоставимы. Дневной товарооборот в сегменте российского киберпространства еще существенно отстает от традиционных форм предпринимательства. По нашему мнению, относительно высокая средняя стоимость покупки по товарным группам в России частично обусловлена историческими причинами и слабой развитостью рынка интернет-услуг в целом. Проблема доверия в России стоит гораздо острее, нежели в США, где заказ билетов как на культурные мероприятия, так и на авиоперелеты и пр. через Интернет является обыденной рутиной.

Исследования Фонда «Общественное мнение» показали, что доля пользователей Интернетом в 2007 г. превысила 20%-й рубеж Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 21. Осень 2007. 2005 / Фонд «Общественное мнение». — М., 2007. // http://bd.fom.ru/pdf/autumn2007rus.pdf. Следует отметить, что ранее основной прирост обеспечивался исключительно пользователями г. Москвы, но к настоящему времени этот рынок близок к насыщению.

Общий уровень развития электронного бизнеса в России довольно низок — полностью виртуальных компаний в России менее 1,5%, ещё у 3% компаний доля электронных заказов составляет от 30 до 70%, у такого же числа фирм бизнес примерно на треть состоит из интернет-заказов, и около 14% компаний обрабатывают менее 10% заказов. Для г. Москва соответствующие показатели в 1,5−2 раза выше Карачаровский В. ИТ-рынок Северо-Запада удивил темпами роста 2007. / CNews Analytics.

Конечно, поскольку в представленную структуру регионального рынка интернет-магазинов (рисунок 5) включены только ростовские компании, то в целом рынок имеет несколько отличную структуру, однако независимо от этого она в дальнейшем будет существенно меняться. Прежде всего, изменения произойдут не только за счет распространения сети представительств федеральных и мировых компаний, но и выхода в Сеть все большего числа местных предпринимателей.

Структура рынка интернет-магазинов Ростовской области Составлено автором в процессе исследования.

Рисунок 5. Структура рынка интернет-магазинов Ростовской области Составлено автором в процессе исследования.

Проведенное исследование структуры электронного рынка позволило выявить ряд факторов как позитивно, так и негативно влияющих на развитие электронной торговли (таблица 6).

Таблица 6. Факторы развития электронного рынка Составлено автором по: www.marchmont.ru/viewJournal.php?articleId=359; Россияне по-прежнему далеки от привычки к он-лайн-шоппингу. 2008 // moneynews.ru/article.asp?view=15 068.

Тормозящие факторы.

Развивающие факторы.

Общеэкономические факторы.

  • — высокий уровень теневизации экономики, коррупция;
  • — отсутствие на предприятиях эффективной логистики;
  • — низкий уровень занятости в малом бизнесе (по России примерно 22% экономически активного населения). В статистике целевых показателях отраслевых министерств малый бизнес отсутствует;
  • — в производственном секторе не предпринимаются действия, ограничивающие автаркию крупных предприятий
  • — расширение регионального рынка;
  • — появление крупных проектов в области электронной торговли;
  • — благоприятный инвестиционный климат;
  • — в отраслевой структуре малого предпринимательства доминирует торговля;
  • — высокий образовательный потенциал населения

Инфраструктурные факторы.

  • — относительно низкий уровень использования информационных технологий на периферии;
  • — разобщенность региональных IT-компаний и недостаток оборотных средств ослабляют их позиции по отношению к столичным и зарубежным игрокам;
  • — доступ dial-up является основным видом доступа в Интернет среди индивидуальных пользователей;
  • — местные операторы сотовой связи проигрывают в конкурентной борьбе крупнейшим национальным игрокам;
  • — на региональный рынок телекоммуникаций выходят крупные столичные Интернет-провайдеры
  • — Ведущие операторы сотовой связи охватывают 95% территории страны;
  • — рынок мобильной связи близок к насыщению
  • — уровень автоматизации и информатизации крупных предприятий различных отраслей экономики весьма высок;
  • — рынок дистрибуции и розницы в сфере IT в значительной степени контролируется местными компаниями

Правовые факторы.

  • — расчетные показатели ФЦП «Электронная Россия» не выполняются;
  • — проблема доверия к электронным сделкам, низкая проработанность правового регулирования электронной торговли на федеральном уровне

— успешно реализовалась программа «Основные направления политики РФ 2006;2008 годы и место ИКТ в их реализации» .

Наиболее цитируемым в Рунете поисковыми системами интернет-магазинов является Ozon.ru, который был основан в 1998 г. как новый электронный ресурс, одновременно сочетающий в себе «виртуальный» магазин и постоянно обновляемую энциклопедию, и стал одним из первых крупных проектов российской электронной коммерции в сегменте В2С. Успешность данного ресурса характеризует торговый оборот, который в 2007 г. превысил 66 млн долл., что на 93% больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. www.nauet.ru. 2007. Однако, как ни парадоксально, широкая известность, высокие темпы роста и масштабный товарооборот не определяют абсолютное лидерство Ozon.ru, поскольку на электронном рынке есть интернет-магазины, конкурирующие с ним по этим показателям. Некоторые даже превышают в несколько раз по показателю оборота в отдельных товарных группах (например, продажи интернет-магазина «Эльдорадо» в товарной группе «Электроника и бытовая техника» сопоставимы с Ozon.ru). Следует отметить, что в администрации Ozon.ru допускают возможность больших оборотов интернет-магазинов по продаже цифровой техники www.ozon.ru. 2008.

По оценкам, сохранение интернет-магазином лидирующих позиций на протяжении десяти лет заключается в специфичной (для российского рынка) бизнес-модели, особенность которой состоит в ориентации на потребности пользователей и эффективном развитии региональной сети доставки. Так, за 2007 г. во введенных в эксплуатацию новых пунктах выдачи заказов и курьерских службах доставки рост продаж превысил 200% в гг. Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Основные доли продаж приходятся на Москву и Санкт-Петербург (53% и 17% соответственно), однако доля регионов достигла 26%. В 2007 г. в структуре продаж товаров в рассматриваемом интернет-магазине выделились следующие категории: на книги пришлось около 35% продаж, 28% составили заказы электронной техники, фототехники и мобильных телефонов, 15% - кинопродукции, на музыку — 4%, на букинистические издания и раритеты — 6% и на все остальное — 12% Воейков Д. Десять лет Оzon.ru // PC WEEK/RE 2008. № 14. 22 апреля. — С.14.

Объективно оценить долю рынка, принадлежащую интернет-магазину «Озон» и его ближайших конкурентов затруднительно. Но поскольку на рынок выходят все новые и новые игроки, вызывая повышение конкуренции, то протекают закономерные процессы, идущие на пользу всему рынку. Например, в компании «Финам» объем рынка электронной торговли оценивают в 900 млн долл., указывая при этом на высокую степень непрозрачности рынка. По оценкам экспертов PC WEEK интернет-магазин «Озон» занимает около 3% рынка интернет-магазинов B2C Воейков Д. Десять лет Оzon.ru // PC WEEK/RE 2008. № 14. 22 апреля. — С.14. По итогам 2006 г. объем рынка электронной коммерции B2C в России оценивается в 1,25 млрд долл., из которых около 750 млн долл. приходится на товары, а остальное — на услуги См.: Там же. — С.14. Аналогичные расхождения в оценках присутствуют и при исследовании региональных электронных рынков, в частности, в Ростовской области.

Процессы развития электронного бизнеса оказывают в целом положительный социально-экономический эффект и содействуют становлению информационного общества, ускоряя развитие электронной торговли. Так, дисконт на российских электронных торговых площадках достигает 11%, в то время как на европейских рынках этот показатель не превышает 8%. Хотя это связано с торговой наценкой в России по сравнению с Европой, тем не менее, по экспертным оценкам, в России эффективность интернет-трейдинга может достигать 30%.

Однако при оценке объемов сделок электронного бизнеса возникает противоречивая ситуация, поскольку электронные сделки по купле-продаже ценных бумаг или производных инструментов на российских и зарубежных торговых площадках (площадках интернет-трейдинга) не получают отражения в сводной статистике. Действительно, сделки на валютном рынке FOREX по российскому законодательству приравниваются к азартным играм. Однако они там также не учитываются. По нашему мнению, этот сегмент электронного бизнеса должен учитываться в рамках сектора B2C. По данным ММВБ, к 2009 г. зарегистрировано в качестве участников торгов более 1 млн. чел., а объем заключенных на ней сделок превысил 1 трлн. долл. Отставание от площадок развитых рынков очевидно: в США более 70% населения являются владельцами акций тех или иных компаний. Это связано с общей финансовой грамотностью населения. Тем не менее, по уровню программно-аппаратной оснащенности отечественные биржи имеют конкурентоспособные системы ведения торгов.

По мнению экспертов, акции многих российских компаний уже достигли справедливых уровней цен. Таким образом, дальнейший прирост российского фондового рынка видится за счет роста акций второго и третьего эшелонов, проведения новых перспективных IPO и увеличения количества частных индивидуальных инвесторов. Мировой финансовый кризис 2008 г., начало которого связывают с признаками рецессии в крупнейшей экономике США затронул и отечественных игроков, многие из которых поспешили вывести свои вложения с развивающихся рынков, в том числе и с российского. В силу такого развития событий восстановление индексов торговых систем осуществимо только в среднесрочной перспективе.

Пиринговые (одноранговые) сети трансформируют сложившуюся систему распространения информации. Изменяется модель «один ко многим», где контент формируют издательские компании, средства массовой информации, провайдеры. На смену ей приходит модель «от многих ко многим», в которой основной контент формируется самими пользователями. Таким образом, любой пользователь теперь выступает не только «конечным потребителем», но и становится «производителем» контента. Это является сигналом для традиционных акторов отрасли.

В целом за последний период трех-четырех лет отмечается рост индексов мировых фондовых рынков, но курс акций, например, крупнейших издательств в США снизился более, чем на 15% (относительно падения рынка в целом). Причиной, в частности, выступает появление новых бизнес-моделей и реализация принципа одноранговых сетей. Более серьезные последствия может испытать финансовый сектор. Например, во многих развивающихся странах банками осуществляется микрокредитование с определенной процедурой поручительства и залогов. Сеть Интернет является источником новой модели банковских операций. Уже сейчас в виртуальных структурах доступны производные виртуальные финансовые инструменты, где в роли банков выступают участники социальных сетей. Все это способствует уходу в прошлое арбитражных сделок, на которых получают доход крупные банки (ставки по кредитам нередко превышают 15%, а по вкладам — менее 10%) Сталнекер С. Одноранговая экономика как модель будущего // www. hbr-russia.ru/issue/36/53/. 2008. Более того, с развитием таких сетей можно будет расплачиваться персональной валютой. Эта валюта будет продаваться на бирже по плавающему курсу, устанавливаемому в зависимости от состояния рынка. Стоимость персональной валюты будет определяться скорее репутацией и размахом социальной сети, чем ожиданиями рынка и показателями экономики См.: Там же.

Анализ позволяет выделить бизнес-модели, которые способны обеспечить прибыльность ритейлингового предпринимательства в сети Интернет. Во-первых, это интернет-магазины, которые созданы крупными торговыми сетями с использованием их бренда (М-видео, Эльдорадо). Во-вторых, это интернет-магазины, которые созданы при участии крупных розничных торговых сетей и используют их логистическую структуру. В-третьих, это холдинговые структуры, которые объединяют в себе несколько интернет-магазинов, специализирующихся на различных товарных группах или видах услуг (например, eHouse).

На протяжении последних нескольких лет наблюдается тенденция к плавному расширению круга субъектов электронной торговли. При этом состояние информационной и коммуникационной инфраструктуры уже не сдерживает развития доступа к Интернету. Теперь на первый план выходит более важная задача институционального характера — решить проблему доверия пользователей Интернета к электронным сделкам. В то время, как мировые ритейлеры показывают убытки, а эксперты все чаще советуют им выходить со своими предложениями в Интернет, в России наблюдается обратная ситуация. Российские ритейлеры переживают бум продаж. Предпочтения россиян в сфере оплаты через Интернет также не отражают общемировой тенденции. Если западные пользователи глобальной сети преимущественно применяют безналичные варианты оплаты (в том числе кредитные карты), большинство россиян, имеющих представление об электронных способах платежей (59%), тем не менее, по-прежнему расплачиваются наличными в момент доставки товара Россияне по-прежнему далеки от привычки к онлайн-шоппингу. 2008 // www.moneynews.ru/article.asp?view=15 068.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой