Грузовые тарифы на автомобильном транспорте
Классифицируются в зависимости от сферы применения, вида перевозок, вида сообщений, партионности груза и дифференцированности по отдельным пароходствам или группам пароходства с одинаковыми или сходными условиями эксплуатации и уровнем себестоимости перевозок. Это вызвано тем, что речной транспорт отличается обособленностью водных бассейнов, так что отдельные пароходства представляют собой… Читать ещё >
Грузовые тарифы на автомобильном транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Провозная плата за перевозку груза на автомобильном транспорте связана с установлением тарифной ставки и схемы.
Тарифная схема — установленный для конкретной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза.
На практике, как правило, используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы.
Формула расчета провозной платы имеет вид:
• сдельная
(4.4).
• повременная
(4.5).
• схема расчета на условную расчетную единицу транспортной работы
(4.6).
где С1 — тарифная ставка на заказ, руб.; С2 - тарифная ставка за выполнение одной операции по погрузке или выгрузке, руб.; А — количество операций по погрузке или выгрузке; В — выполненная транспортная работа, т•км; С3 - тарифная ставка платы за 1 т•км для груза данного класса, руб.; E1 — сверхнормативный пробег за смену, км; Т — время работы автомобиля у заказчика, авт.•ч; С4 - тарифная ставка платы за один авт. • ч, руб.; - тарифная ставка за 1 км сверхнормативного пробега, руб.; С5 - тарифная ставка за условную расчетную единицу работы, руб.; D — количество выполненных за определенный период условных расчетных единиц работы.
Важный элемент для расчета провозной платы — тарифная ставка.
Тарифная ставка — установленная автотранспортным предприятием для удобства расчетов с потребителем стоимость выполненной или установленной услуги.
Например, тарифная ставка за выполнение 1 т•км перевозки груза, руб/(т•км); 1 ч нахождения автомобиля у потребителя (рубДавт.•ч)), погрузку или выгрузку 1 т груза (руб/т) и т. д.
Зная тарифную ставку и выполненную услугу (по схемам), можно вычислить провозную плату за перевозку груза.
Тарифные схемы и тарифные ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам грузов, видам перевозок, типам и маркам применяемого подвижного состава.
Наиболее значимой составной частью тарифной системы являются надбавки и скидки к тарифной плате. Они устанавливаются в процентах к установленной тарифной схеме или к тарифной ставке.
В некоторых автотранспортных организациях используют тарифный классификатор грузов, который применялся в единых тарифах на перевозку грузов автомобильным транспортом до реформ 1990;х гг. Этот классификатор содержит описания около 600 видов грузов, каждому из которых присвоен класс от 1 до 4. К первому классу отнесены грузы с коэффициентом использования грузоподъемности, равным 1,0, ко второму — 0,8, к третьему — 0,6 и четвертому — 0,5. Значение класса, в свою очередь, оказывает влияние на коэффициент стоимости перевозки груза. Так, исходная тарифная ставка для первого класса — 1,0, второго класса — 1,25 (1: 0,8), третьего класса — 1,66, четвертого — 2,0 (1: 0,5). Зная предлагаемый для перевозки груз, можно определить тарифную ставку. Если груз отсутствует в классификаторе, то тарифную ставку можно установить по соглашению перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя).
Для эффективной работы автотранспортного предприятия важно не только уметь обосновать и рассчитать тарифные схемы и ставки, но и учитывать рыночные условия, конкуренцию и т. п.
Грузовые тарифы на водном транспорте
К основным элементам системы грузовых тарифов речного и морского транспорта, как и железнодорожного, относятся тарифные схемы, номенклатура грузов и тарифные руководства по определению тарифных расстояний, провозных платежей и сборов.
Грузовые тарифы на речном транспорте
Классифицируются в зависимости от сферы применения, вида перевозок, вида сообщений, партионности груза и дифференцированности по отдельным пароходствам или группам пароходства с одинаковыми или сходными условиями эксплуатации и уровнем себестоимости перевозок. Это вызвано тем, что речной транспорт отличается обособленностью водных бассейнов, так что отдельные пароходства представляют собой замкнутые транспортные предприятия с различными навигационными условиями, техническим уровнем флота, различным составом грузооборота. Классификация тарифов речного транспорта приведена в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Классификация грузовых тарифов на речном транспорте
По сфере применения. | Общие. | Исключительные. | Специальные. | Местные. |
По виду перевозок. | Сухогрузы. | Нефтяные грузы в судах наливом. | Буксировка леса в плота. | Буксировка судов и других плывучих объектов. |
По размеру отправки (партии) груза. | Судовая. | Сборная. | Мелкая. | Контейнерная. |
По виду сообщений. | В водном (внутреннем): по магистральным путям; по малым рекам перевозка гравийно-песчаной смеси, песка и ракушки по магистральным путям и малым рекам на короткие расстояния до 320 км. | В прямом водном сообщении по речным и морским путям. | В смешанном (железнодорожно-водном) сообщении. | |
По внутреннему строению. | Однообразный — характеризуется единой неизменной ставкой за 1 т • км. | Дифференциальный — характеризуется изменением ставки за 1 т • км. | ||
По внешнему виду. | Табличный. | Схемный. |