Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практикум. 
Общая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — Т. 3: История развития высших психических функций. — М.: Педагогика, 1983. Пожалуйста, прокомментируйте вышеприведенный текст. Обоснуйте ваше согласие или несогласие с авторской позицией. Каковы свойства психических функций? Есть ли отличия в свойствах разных психических функций? Каковы эти отличия? Смирнов, А. А. Избранные… Читать ещё >

Практикум. Общая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы для самоконтроля

  • 1. В чем заключается функциональное значение отдельных психических функций?
  • 2. Какова их роль в психической деятельности? Дайте сравнительную характеристику.
  • 3. Каковы свойства психических функций? Есть ли отличия в свойствах разных психических функций? Каковы эти отличия?
  • 4. Какие существуют основания для классификации психических процессов?
  • 5. В чем состоит продуктивность отдельных психических процессов?

Практическое задание

Прочитайте работу датского психолога Эдгара Джона Рубина (1886—1951) под характерным названием «Несуществование внимания», которая представляет собой тезисы доклада Рубина на IX Международном психологическом конгрессе в Йене (1925).

«Представление о внимании характерно для наивного реализма. В психологии оно становится источником псевдопроблем. Для наивного реализма внимание означает субъективное условие или активность, содействующую тому, чтобы предметы переживались с высокой познавательной ценностью, т. е. чтобы вещи переживались такими, какими они согласно представлениям наивного реализма и являются в действительности. Уже из-за этой оценочной точки зрения представление о внимании непригодно для психологии. Впрочем, внимание есть взрывчатое вещество и для самого наивного реализма, поскольку его основная установка состоит в том, что субъективность и видимость совпадают. Если внимание есть обозначение субъективных условий переживания, которым и ограничиваются, то вместо того, чтобы проводить реальные исследования, закрывают глаза на главную тему психологии, а именно на раскрытие и исследование этих субъективных условий переживания. А поскольку эти условия, которые частично анализируются в психологии задачи, от случая к случаю изменяются, то и внимание означает, хотя над этим, как правило, не задумываются, либо нечто весьма неопределенное, либо нечто неоднородное, в разных случаях различное. Поэтому-то ни одно определение внимания и нс могло удовлетворить психологов, тогда как внешне можно было все объяснить вниманием. Поэтому-то в действительности внимание как объяснительный принцип должно было исчезать всякий раз там, где исследование проникало в феномены и раскрывало их условия и факты. Поскольку термин «внимание» не обозначает ничего определенного и конкретного, то чтобы все-таки поставить ему в соответствие некую реальность, легкомысленное предположение вызывает к жизни фикцию формальной и абстрактной деятельности души. Слово «внимание» является в большинстве случаев излишним и вредным. Когда, например, некто Майер смотрит в свою тетрадь, то псевдонаучно это можно выразить так: «Майер направил свое внимание на тетрадь». По-видимому, говорят так не только ради изысканности выражения, но также и для того, чтобы открыть дорогу опасному недоразумению, будто в пашей познавательной жизни имеется некий прожектор, который перемещается то туда, то сюда по воспринимаемому предмету. Воспринимаемых предметов нет в наличии, но они как будто только того и ждут, чтобы внимание как некий прожектор высветило их, они возникают лишь при содействии всех субъективных условий. Так называемые типы внимания суть лишь описательные характеристики поведения различных людей и не имеют объяснительной силы. Вместо того чтобы сказать просто, что Майер неустойчив, говорят, что Майер относится к неустойчивому типу вниманию. В докладе будет сказано о том, какого рода переживания и факты обнаруживаются при одновременном воздействии двух голосов.

Результаты будут приводиться в виде конкретных примеров с тем, чтобы в каждом отдельном случае показать, сколько недостаточным и ничего не говорящим является обычный способ объяснения работой внимания"[1].

Пожалуйста, прокомментируйте вышеприведенный текст. Обоснуйте ваше согласие или несогласие с авторской позицией.

Как вы полагаете, к какому классу психологических проблем относится вопрос о существовании или несуществовании внимания? Как вы полагаете, феномен внимания появляется во всех сферах психической жизни?

Примерные темы рефератов и докладов.

  • 1. И. М. Сеченов о психических процессах.
  • 2. С. Л. Рубинштейн о психическом как процессе.
  • 3. А. А. Смирнов: исследования смыслового запоминания.
  • 4. Г. Эббингауз — пионер экспериментального изучения памяти.
  • 5. Исследование памяти в работах Г. Мюллера.
  • 6. П. И. Зинченко — исследование непроизвольного запоминания.
  • 7. Исследования памяти в когнитивной психологии.
  • 8. Теория мышления С. Л. Рубинштейна.
  • 9. Теория мышления К. Дупкера.
  • 10. Теория мышления Л. Секея.
  • 11. Теория восприятия Дж. Гибсона.
  • 12. Проблема визуального мышления.
  • 13. Р. Грегори: разумный глаз и мозг.

Рекомендуемая литература

  • 1. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. — Л.: ЛГУ, 1961.
  • 2. Беккер, Л. М. Психические процессы: в 3 т. / Л. М. Веккер. — Л.: ЛГУ, 1974— 1981.
  • 3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — Т. 3: История развития высших психических функций. — М.: Педагогика, 1983.
  • 4. Глейтман, Г. Основы психологии: пер. с англ. / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг; под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. — СПб.: Речь, 2001.
  • 5. Грегори, Р. Разумный глаз / Р. Грегори. — М., 1974.
  • 6. Джемс, У. Психология (Text Book of Psychology) / У. Джемс. — СПб.: Типография В. Безобразова и К°, 1901.
  • 7. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. — М.: АПН РСФСР, 1961.
  • 8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1999.
  • 9. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды: в 2 т. / А. А. Смирнов. — Т. II. — М.: Педагогика, 1987.
  • [1] Рубин Э. Несуществование внимания // Хрестоматия по вниманию / под ред.А. II. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 144—145.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой