Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Устные формы деловой речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Письменная деловая речь, как правило, сохраняет все важнейшие признаки официально-делового стиля: точность формулировок, отсутствие многозначности слов, экспрессивных форм и языковых средств, стандартизованность. В устной же форме деловой речи обеспечить повышенные требования точности практически невозможно. Письменное общение всегда дистанционно; адресат, отсутствуя в момент порождения… Читать ещё >

Устные формы деловой речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на немыслимое количество деловых бумаг и писем, возвышающихся на столе бизнесмена, они лишь малая часть ежедневного общения. Печатное слово не справляется с задачей делового общения. Девяносто процентов наших мыслей произносится вслух.

Фр. Снелл, американский ученый

В результате изучения данной главы студенты должны:

знать

  • • специфику устных форм речи;
  • • основные отличия устной формы речи от письменной;
  • • жанровые разновидности устного делового общения;
  • • структуру и языковые особенности основных жанров устного делового общения;

уметь

  • • строить небольшие диалоги в рамках определенных жанров устной деловой коммуникации;
  • • разграничивать речевой материал в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

владеть

  • • нормами устной русской речи;
  • • разными формулами современного речевого этикета для успешного решения коммуникативных задач в сфере устного делового общения.

Устная речь и ее особенности

Устная форма речи и ее отличие от формы письменной

Устные формы речи являются неотъемлемой составляющей делового общения. Обычно подписанию контрактов, соглашений, договоров предшествует определенный этап, иногда довольно длительный, устного общения.

Устная речь значительно отличается от письменной, причем различия эти затрагивают все уровни языковой системы: фонетический, лексический, грамматический. Мы говорим совсем не так, как пишем; в записи устная речь воспринимается как «неправильная». «У людей, впервые читающих расшифровку устной, особенно диалогической, речи, она вызывает удивление: «Неужели мы так говорим?» «[1].

Письменная деловая речь, как правило, сохраняет все важнейшие признаки официально-делового стиля: точность формулировок, отсутствие многозначности слов, экспрессивных форм и языковых средств, стандартизованность. В устной же форме деловой речи обеспечить повышенные требования точности практически невозможно. Письменное общение всегда дистанционно; адресат, отсутствуя в момент порождения письменного текста, не оказывает влияния на качество речи, не может выразить непосредственную реакцию, переспросить собеседника, остановить общение.

Устная речь воспринимается непосредственно, ее можно воспринимать как процесс говорения со свойственной ему мелодикой, ритмикой, интонацией, паузировкой. Все формы устной речи ориентированы на слушающего, на непосредственное восприятие и порождение ответных реплик. Само же сообщение, направляемое в адрес собеседника, выглядит как заранее неподготовленное, возникшее непринужденно в момент речевого общения. Отличительной чертой устной речи является ее спонтанность: говорящий не готовит ее, а «придумывает» по ходу говорения. Во время устного общения говорящие учитывают реакцию собеседника (причем часто это происходит подсознательно), его мимику, жесты, интонацию. Реакция собеседника может повлиять на качество речи или даже приостановить общение. Как отмечает М. В. Колтунова, при устном общении «перераспределение информации между вербальными и невербальными средствами происходит постоянно»[2]. Кроме того, при создании письменного текста можно возвращаться к написанному, корректировать его, перестраивать, чего нельзя сделать при устном общении. Устная речь подчиняется акцентологическим и интонационным нормам.

В устной спонтанной речи момент произнесения совпадает с моментом обдумывания и продуцирования. Невозможность продумывания фраз до их проговаривания не позволяет использовать в монологической и диалогической речи сложные конструкции. Для устной речи характерны оговорки и самоперебивы, перестройки, но ходу высказывания, недостаточное количество или отсутствие союзных средств. Организующим началом в потоке устной речи является ход развивающейся мысли. Продуцированию и восприятию сложных конструкций мешает объем оперативной памяти человека — 7 ± 2 элемента. Конструкции, включающие несколько придаточных предложений, в устной речи рассыпаются, смещаются, остаются незаконченными.

Для устного общения характерно повышенное внимание говорящего к внешней стороне своей речи. Существуют разнообразные приемы актуализации словесной формы высказывания, которые способствуют осознанию и осмыслению того, что и как говорится. Г. Г. Почепцов, например, пишет о специфических явлениях, характерных только для устной формы речи, — это хезитации[3], исправления, нарушения грамматичности, повторы (в письменной речи эти элементы старательно редактируются и уничтожаются)[4]. Именно при говорении возможно сознательное подчеркивание слова, фразы с помощью интонации, тембра и силы голоса. «Говорящий может использовать такие приемы, как повторение слова, части высказывания, нарушение порядка слов, искажение акустического образа слова или интонационного рисунка речи. Все это может быть направлено на то, чтобы в той или иной мере усилить воздействующий фактор высказывания и тем самым поднять эмоционально-оценочный тонус формы речевой деятельности»[5].

  • [1] Колтунова М. В. Указ. соч. С. 130.
  • [2] Колтунова М. В. Указ. соч. С. 131.
  • [3] Хезитация (от англ, hesitation — колебание) — пауза в спонтанной устной речи, заминка, колебание в выборе слова или конструкции, вызванное раздумыванием, поиском подходящей единицы.
  • [4] Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М., 1998. С. 161.
  • [5] Кожин Л. //., Крылова О. Л., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М., 1982. С. 19−20.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой