Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психические состояния. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмоции (отлат. emoveo — волную, потрясаю) — это целый класс психических состояний, проявляющихся в форме непосредственного, пристрастного переживания, которое возникает в процессе деятельности, а иногда и предвосхищает ее. Генетическая наследственность обеспечивает человека набором эмоциональных реакций, определяемых темпераментом. Поэтому именно эмоциональные проявления наиболее точно говорят… Читать ещё >

Психические состояния. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоции и чувства

Психическое состояние — это относительно статичный момент процесса, но с ярко выраженным динамичным характером, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Такие состояния возникают под влиянием как внешних факторов — обстановки, времени, словесных воздействий, характера работы (деятельности), так и внутренних — физиологического состояния организма. Психические состояния характеризуются целостностью, подвижностью, устойчивостью и непосредственной связью с другими психическими процессами и свойствами личности.

Целостность свойственна психической деятельности в целом, отражает конкретное взаимоотношение всех компонентов психики на определенный момент.

Подвижность проявляется в изменчивости психических состояний и наличии стадий протекания: начало, определенная динамика, завершение.

Устойчивость отличается относительностью, динамический компонент присутствует, но не столь выражен, как в психических процессах.

В психологии наиболее изучены два вида психических состояний:

  • 1) эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, возникающих в процессе непосредственного пристрастного отражения действительности;
  • 2) внимание — динамическая сторона сознания, процесс, в результате которого происходит осознание воспринимаемого и его интерпретация в целостную структуру.

Психические состояния служат фоном, на котором разворачивается человеческая жизнь. В то же время они выступают тем материалом, из которого «строятся» свойства личности. Состояния обладают полярностью, т. е. каждому соответствует его противоположность, например активность — пассивность, уверенность — неуверенность. В классификациях видов состояний используются различные критерии (табл. 9).

Таблица 9

Виды психических эмоциональных состояний.

Критерий.

Виды психических состояний.

Роль личности.

Личные.

Ситуативные.

Доминирующий процесс.

Интеллекту альные*.

Эмоциональные.

Волевые.

Степень глубины.

Поверхностные.

Глубокие (нарушаются физиологические функции).

Сдвиг физиологических функций.

Время протекания.

Кратковременные.

Затяжные.

Длительные.

Влияние на личность.

Положительные.

Отрицательные.

Стенические (от греч. sthenos — сила).

Астенические (от греч. astheneia — слабость, вялость).

Степень осознания.

Неосознанные.

Осознанные.

Первая трудность, с которой сталкивается исследователь эмоциональных процессов, заключается в определении того, что отражается в эмоциях: внутренний или внешний мир. В современной психологии этот вопрос решается в пользу отношений между двумя мирами, иными словами, эмоциональные состояния отражают отношение между миром внутренним («хочу») и внешним («могу»). Если объекты и явления внешнего мира, условия существования человека способствуют удовлетворению его потребностей и достижению целей, то формируются положительные эмоции, если препятствуют — отрицательные.

В процессе эволюции эмоциональные состояния возникли как средство, позволяющее живым организмам определять свое физиоло- 112.

гическое состояние в зависимости от внешних воздействий, как своеобразный способ поддержания жизни в ее оптимальных границах. Эмоциональные состояния предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов, служат сигналом полезного или вредного воздействия на организм, причем возникают они быстрее, чем рациональная оценка ситуации. Зафиксировав сигнал рассогласования между «хочу» и «могу», они в то же мгновение открывают или закрывают доступ к энергетическим ресурсам человека. «Победа впереди!» — и человек побеждает, «Мне это не под силу!» — и человек проигрывает. А шансы были равны.

Вторая трудность связана с одновременным, порой противоречивым проявлением эмоциональных процессов во внутренних переживаниях, в поведении и ярко выраженных физиологических реакциях. Чему следует отдать предпочтение в исследованиях — внутренним переживаниям, поведению, физиологическим реакциям?

Внутренние переживания, во-первых, субъективны, во-вторых, трудно передаются словами. В поведении человек может скрывать свои переживания, к тому же большинство культур различаются формами проявления эмоций. Физиологические реакции, казалось бы, более объективны, но, увы, исследователи не могут различить причину учащения ритма сердца, которую способны вызвать прямо противоположные эмоциональные состояния, например любовь и ненависть. Поэтому в психологических исследованиях учитываются все факторы. Однако степень представленности описаний переживания, фиксации поведения и измерений физиологических реакций зависит от изучаемого вида эмоционального процесса.

В жизни человека эмоциональные процессы выполняют функции:

• «оценщика» деятельности, ее хода и результатов (радость, огорчение);

«организатора деятельности: направляют, способствуют или препятствуют ее осуществлению (гнев, страх);

• регулятора человеческого общения (любовь, ненависть).

Наиболее эффективно эмоциональные процессы выполняют эти функции для тех, кто способен ими овладеть, может их сдерживать, иногда демонстрировать прямо противоположные.

Эмоции сопровождают все психические процессы человека, причем они качественно отличны, как отличны и сами процессы. Принято различать:

  • •эмоциональный тон (приятно/неприятно), сопровождающий ощущения, например вкусовые, температурные, контактные. Эмоциональный тон побуждает к сохранению воздействий или их устранению;
  • •эмоции, сопровождающие восприятия (слуховые, зрительные);
  • • чувства как высший продукт развития эмоциональных процессов у человека.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые имеют качественные различия. В начале деятельности возникают чувства, предвосхищающие буду: щую активность человека, развитие событий; процесс протекания деятельности сопровождается эмоциями; в экстремальной же ситуации, когда деятельность завершена, событие свершилось, ситуация стала необратимой, возможно возникновение аффекта (табл. 10).

Таблица 10

Эмоциональные процессы и их разновидности.

Критерий.

Форма проявления.

Механизм возникновения.

Разновидность.

отношение к протеканию деятельности.

завершена.

Аффект.

Физиологический.

Стресс.

Фрустрация.

сопровождают.

Эмоции.

Социальнопсихологический.

Настроение.

предвосхищают.

Чувства.

Интеллектуальный.

Нравственные.

И нтеллектуальные.

Эстетические.

Аффект (отлат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильная, относительно кратковременная реакция, связанная с резким изменением жизненных обстоятельств, когда человек не может найти адекватный способ выхода из экстремальной ситуации. Аффект — это генетически закрепившийся способ «аварийного» разрешения ситуации. В процессе эволюции у животных выработались три способа реакции на опасную ситуацию: бегство, оцепенение, агрессия. Человеческие аффекты аналогичны соответствующим процессам у животных. Они проявляются независимо от желания самого человека в виде навязанных ему стереотипных действий. Однако животное выражение аффекта у человека встречается исключительно редко. В процессе его эволюции внешние проявления аффективного состояния значительно изменились: сузился их диапазон, произошла замена одних движений на другие. Но само аффективное состояние не исчезло. Человек не перестал бояться, хотя внешние проявления страха меняются.

Возникновение аффектов подчиняется закону: чем сильнее исходный мотив и чем больше усилий было затрачено на его реализацию, 114.

тем сильнее возникающий аффект в случае получения низкого результата или его отсутствия:

Психические состояния. Психология и педагогика.

К экстремальным ситуациям, способным вызвать аффективные реакции, относятся:

  • • высокая интенсивность работы, жестко ограниченной во времени (немецкий исследователь В. Дибшлаг в 1974 г. опубликовал данные, согласно которым нормальной считается загруженность человека на 40—60% от максимально возможной. Нагрузка, требующая использования 80% ресурсов, возможна лишь как кратковременная, так как 20% — это ресурс организма, который он может использовать лишь однажды при угрозе для жизни);
  • • недостаток и однородность информации;
  • • монотонность работы;
  • • низкая двигательная активность;
  • • недостаток в межличностном общении.

Среди аффективных эмоциональных реакций выделяют стрессы и фрустрации.

Стресс (от англ, stress — напряжение) — одна из разновидностей аффекта: состояние сильной и длительной психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими при решении важной для человека задачи. Это неспецифический, как писал Г. Селье, ответ организма на предъявленное ему требование, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку, причем приятна или неприятна ситуация — значения не имеет, главное, что она неожиданна и вызывает сильное душевное потрясение.

Стресс приводит к истощению организма, которое проходит постепенно, в три этапа:

этап I — реакция тревоги, для которой характерны физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией и приводящие в состояние настороженности и беспокойства;

этап II — фаза сопротивления, когда внешне все вроде бы остается в норме (устал ждать), но организм продолжает расходовать свои резервы;

этап III — истощение.

Состояние стресса имеет объективные показатели, проявляющиеся на всех уровнях: физиологическом, психологическом и социальнопсихологическом (табл. 11).

Уровни проявления стресса и его особенности.

Уровень проявления стресса.

Особенности проявления стресса.

Физиологический.

Двигательная скованность или беспокойство Изменение порога чувствительности в различных пределах.

Зевота, беспричинные слезы или смех, гиперемия или бледность лица, тремор пальцев, зуд тела и т. п.

Психологический.

Расстройство всех видов памяти.

Рассеянное внимание, легко отвлекается.

Мышление затрудненное или ускоренное.

Речевая заторможенность или повышенная активность.

Ускоренное переживание времени.

Социально-психологический.

Снижение качественных и количественных показателей деятельности. Срыв деятельности.

Сдвиг поведенческого реагирования к крайним точкам шкалы «возбуждение — торможение». Неадекватность поведения.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, неудача) — психическое состояние, возникающее в результате срыва надежд, вызванного объективно непреодолимыми (или переживаемыми субъективно) трудностями, встающими на пути к достижению цели.

Возникновение фрустрации подчиняется закону: чем сильнее было влечение человека удовлетворить потребность и чем ближе была такая возможность, тем интенсивнее переживания фрустрации при срыве надежды. Это можно выразить следующей формулой:

Потребность (сильная) + Возможность (близкая) .

п гВ ^ Фрустрация Результат (отсутствие) В состояний фрустрации человек испытывает целую гамму отрицательных эмоций и может вести себя по-разному:

  • •агрессивно, усматривая «злой умысел» в сложившихся обстоятельствах, высказывая недовольство, испытывая раздражение, возмущение и обвиняя того, кто кажется виновником срыва надежд;
  • •депрессивно, замкнувшись в себе, испытывая подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, комплекса неполноценности, ощущая себя «без вины виноватым»;
  • • интернально, осознавая причины неудач, признавая как факт объективно сложившейся ситуации, так и определенную долю своей вины. Однако этот вариант — не характерный признак фрустрации, а показатель выхода из нее.

Фрустративные состояния личности могут «подогреваться» и внутренними факторами, предрасположенностью к воспроизводству таких ситуаций, например излишней доверчивостью, импульсивностью, тревожностью, неорганизованностью, рискованностью. В таких случаях человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В жизни часто возникают ситуации срыва надежд, поэтому необходимо вырабатывать в себе иммунитет к таким состояниям. И это вполне возможно. «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!» — этот тезис включает целый спектр защитной мотивации.

Эмоции (отлат. emoveo — волную, потрясаю) — это целый класс психических состояний, проявляющихся в форме непосредственного, пристрастного переживания, которое возникает в процессе деятельности, а иногда и предвосхищает ее. Генетическая наследственность обеспечивает человека набором эмоциональных реакций, определяемых темпераментом. Поэтому именно эмоциональные проявления наиболее точно говорят о темпераментальных характеристиках человека. Но принимающая в этом участие система мозговой деятельности необычайно податлива; темперамент — еше не все. Решающим для установления эмоциональных привычек, которые управляют нашей жизнью, является воспитание.

В зависимости оттого, какое влияние эмоции оказывают на испытывающего их человека, они делятся на положительные и отрицательные. Есть три эмоции положительного характера и шесть, отражающие чувство враждебности. Особняком стоит эмоциональное переживание горя и сострадания (К. Изард).

Горе-страдание наиболее распространенная эмоция, доминирующая при утрате, депрессии. Характеризуется унынием, упадком сил, чувством одиночества. Иногда страдание и переживание приводит к психологическому совершенствованию человека.

К положительным эмоциям относят:

  • •радость — характеризует чувство уверенности, сопровождается ощущением силы и энергетического подъема;
  • •удивление — быстро проходящая эмоция, подготавливает к новым событиям;
  • • интерес-возбуждение — может выступать в функции поддерживающей мотивации к работе. В этом состоянии человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Отрицательные эмоции:

  • • гнев (ярость) — ощущение собственной силы, энергии. В ярости энергия столь высока, что человек чувствует, что он взорвется, если что-то не предпримет;
  • • отвращение (омерзение) — ощущение, возникающее в случае рассогласования: ценностно значимое проявляется в уродливой форме;
  • • презрение (пренебрежение) — чувство превосходства над другим человеком;
  • • страх (ужас) — самая сильная и самая опасная эмоция. Связана с чувством недостаточной надежности, опасности, беды;
  • • стыд (застенчивость) — сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно. Человек ощущает себя беспомощным, скованным, глупым, поэтому нормальное человеческое желание — не попадать в ситуации, за которые может быть стыдно;
  • •вина-раскаяние — возникает при совершении неправильных действий. Ведет к осуждению самого себя, снижению самооценки и самоуважения.

Почему отрицательных эмоций больше? Вероятно, их разнообразие позволяет успешнее адаптироваться к неблагоприятным обстоятельствам ^ о которых они и сообщают. А вот положительные эмоции требуют особо бережного отношения к себе не только в силу того, что их меньше, но и потому, что именно они являются энергетическим источником нашего здоровья и успешного существования.

В процессе выполнения той или иной деятельности у человека возникает эмоциональная напряженность, которую принято разделять на операциональную и собственно эмоциональную.

Операциональная напряженность —- состояние, связанное непосредственно с процессом выполнения деятельности. Оно включает не только общее эмоциональное благополучие, но и эмоции отрицательной модальности: неудовлетворенность собой, чувство преодоления трудностей и т. п. Эти эмоции оказывают мобилизующее влияние и способствуют сохранению высокого уровня работоспособности.

Эмоциональная напряженность — возникает на фоне прошлых неудач, авторитарного стиля взаимодействия, отрицательной реакции значимого другого и т. п. Она дезорганизует познавательную деятельность: ослабляется внимание, ухудшается память, нарушается динамика речи, снижается общая работоспособность. Эмоциональная напряженность имеет тенденцию «расширяться», захватывая и те сферы деятельности, в которых человек ранее неудач не испытывал.

Настроение — устойчивое, относительно длительное эмоциональное состояние человека, положительный или отрицательный фон его 118.

жизни. Настроение «разлито» по психике человека и настраивает его на определенное восприятие мира. В радостном настроении человек склонен воспринимать все в положительном свете, в тревожном — ожидать отовсюду неприятности. Настроение всегда личностно, когда у человека радостное настроение — это не значит, что он чему-то или кому-то рад. Ему просто радостно. Обычно настроение характеризуется безотчетностью. Человек даже не замечает его до тех пор, пока оно не изменится.

Эмоции являются неотъемлемой частью нашего существования. Наивно думать, что можно исключить из своей жизни тревогу, депрессию или враждебность. Однако, приняв на себя ответственность за свое эмоциональное состояние, человек способен научиться их адекватно выражать, снижая таким образом негативное воздействие отрицательных эмоций на организм.

Существуют различные причины, порождающие отрицательные эмоции. Они могут отражать состояние здоровья, зависеть от нервной системы и обмена веществ. Одна из отличительных особенностей эмоций — способность передаваться от одного человека к другому: эмоции заразительны! Поэтому люди неосознанно тянутся к людям с хорошим настроением и избегают тех, кто всегда «не в духе». Эмоциональное состояние вполне можно поднять и самостоятельно. Помните, «настройка тела» повлечет за собой «настройку духа». Начните нужное действие, а внутренние переживания «догонят» его. Мозг будет подыгрывать вашим действиям. Проведите мысленный эксперимент: сядьте за стол, уроните голову на руки, несколько раз тяжело вздохните — и вы получите отрицательные эмоциональные ощущения. А теперь распрямите плечи, сделайте несколько энергичных физических движений, и вам покажется, что жизнь не так уж и плоха.

Эмоции не отражают мир напрямую, поэтому в процессе эмоционального познания возможны различные нарушения. Как известно, наша голова не любит отдыхать, даже во время сна в ней возникают образы прошлого и представления будущего: идет непрерывный диалог, в результате которого и формируется то или иное настроение (рис. 14). '.

Психологи отмечают как минимум десять искажений, типичных для человека. Ознакомьтесь с ними.

  • 1. Из единичных фактов делается общий вывод: единственное отрицательное событие видится как черная полоса.
  • 2. Максимализм: мир видится в черно-белых чертах.
  • 3. Психологическая фильтрация событий: человек выдергивает из жизни негативные детали и живет в них («ложка дегтя в бочке меда»).
Процесс формирования настроений.

Рис. 14. Процесс формирования настроений

  • 4. Дисквалификация положительного: человек отрицает положительные факты, считая их появление невозможным в принципе.
  • 5. Скачущие умозаключения: негативная интерпретация реальности из-за незнания (человек решает, что кто-то плохо к нему относится) или уверенности в том, что плохие предчувствия обязательно сбываются («как всегда»).
  • 6. Преувеличение плохого и преуменьшение хорошего: эффект подзорной трубы.
  • 7. Выводы, основанные на эмоциях: «Я чувствую, следовательно, это истинно».
  • 8. Рассуждение в стиле «Можно было бы…», что порождает комплекс вины и озлобление.
  • 9. Ярлыки: вместо описания своих или чужих ошибок оценивается сам человек, причем с помошью ярких, броских образов, метафор и т. п.
  • 10. Принятие ответственности за независящие от тебя события: видеть в себе причину, несмотря на то что реально не было возможности повлиять на события.

Плохое настроение накладывает отпечаток на умственную деятельность, снижает продуктивность работы, лишает желания жить. Если плохое или вялое настроение держится длительное время, то это показатель того, что в жизни человека не все благополучно. Необходимо вовремя изменить ход мыслей, иначе есть вероятность попасть в так называемый «летаргический цикл»: негативные мысли вызывают отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, ведут к непродуктивному поведению, подавляя всякую активность, что неизбежно сказывается на всей жизнедеятельности человека (рис. 15).

Как выбраться из плохого настроения? Вот несколько простых правил:

•для начала освободите голову от негативных мыслей, записав их на листе бумаги;

«Летаргический цикл».

Рис. 15. «Летаргический цикл».

  • • прочтите десять видов нарушений в процессе эмоционального познания и выберите те, которые зафиксировались в вашей мысли;
  • • замените написанные вами негативные мысли на более объективные.

Для этих целей можно использовать позитивные речевые высказывания (табл. 12). Вспомните ситуации, когда вы произносили фразы, зафиксированные в левом столбце. Перефразируйте их, используя те, которые предлагаются в правом столбце.

Эмоциональные состояния имеют различную степень выраженности, а следовательно, и различную степень влияния на организм. Никогда «не распаляйте» организм до высших форм проявления отрицательных эмоций. Напротив, учитесь снижать их, переводя и удерживая эмоциональное состояние на более благоприятном Уровне. Это опять-таки возможно через внутренний диалог.

Как известно, любой организм в ситуации опасности защищается. Механизм психологической защиты от вредных или нежелательных воздействий свойствен и каждому человеку в отдельности, и группе в целом. Это не отдельное психологическое явление, а функция личности в целом, представляющая собой сложную структурно-функциональную систему. По содержанию она может включать те или иные взгляды человека: мировоззренческие, научные, религиозные, политические.

Таблица 12

Перевод негативных речевых высказываний в позитивные.

Это проблема.

Это благоприятная возможность.

Мне следовало бы.

Я мог бы.

Я надеюсь.

Я знаю.

Это не моя вина.

Я отвечаю за это.

Это трудно.

Это вызов.

Если бы только.

В следующий раз.

Это ужасно.

Это ошибка, на которой я научусь.

Что я могу сделать.

Я знаю, что могу.

Я не могу.

Я не буду.

В состав психологической защиты входят компоненты: эмоциональные (робость, страх, антипатия, агрессивность и т. п.), мыслительные (сомнение, недоверие и т. п.) и волевые (принципиальность, негативизм, конформизм и т. п.). Психологическая защита может функционировать на разных уровнях осознанности (намеренная и ненамеренная) и развернутости.

Формы психологической защиты, используемые человеком, весьма разнообразны. Само понятие «психологическая защита» было введено 3. Фрейдом как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями или запретами. После Второй мировой войны в психологии были развернуты широкие исследования механизмов психологической защиты.

Один из механизмов защиты — инструментальный. Он отличается прямолинейностью реакции: есть возможность устранить угрозу и это будет сделано. В первобытном обществе таким действием обычно было нападение или бегство.

В современном мире использование инструментальной защиты затруднено. Человек вынужден оставаться в неопределенной ситуации реальной или потенциальной угрозы. Угроза может вызвать любую из эмоций: от гнева до депрессии, но наиболее часто она порождает тревожность. На снятие тревожности направлены различные формы эмоционально-концентрированной зашиты — как адекватные, так и неадекватные.

В психологии описаны многие формы адекватной психологической защиты, но все они, так или иначе, собираются под лозунгами: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней», «Измени правила, это легче, чем изменить мир».

Неадекватными принято считать те способы снятия тревожности, которые со временем разрушают человека. К ним относятся такие распространенные и достаточно эффективные в момент использования средства, как алкоголь и транквилизаторы. Неадекватными считаются и умственные приемы, искажающие способность человека видеть вещи такими, каковы они есть. Например:

  • • подавление — ни в поступках, ни в чувствах, ни в сознании внутренний конфликт явно не проявляется, но поскольку внутреннее напряжение нарастает, то взрыв нелзбежен, и он будет иметь серьезные последствия для человека;
  • • рационализация («лиса и виноград») — человек убеждает всех, что он это делает по собственному желанию, скажем, подрывает здоровье на работе по собственной инициативе;
  • • инверсия — человек обращает гнев против самого себя.

Чувства — одна из основных форм переживания человека, в которой в неразрывном единстве переплелись и зафиксировались мыслительные и эмоциональные процессы. Это сложное целостное устойчивое образование вокруг определенного объекта, человека, деятельности. Отметим их основные особенности.

  • 1. Чувства характеризуются предметностью, они связаны с представлением или идеей о некотором объекте: конкретном или абстрактном предмете, виде деятельности и людях, которые окружают человека. В зависимости от предметной сферы чувства делятся на:
    • •нравственные (этические, мораль): любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, совесть. Эти чувства регулируют поведение человека. Вершина нравственных чувств — любовь к добру. На отрицательном полюсе этой категории находятся чувства низменные, безнравственные: жадность, зависть, себялюбие;
    • • интеллектуальные (познавательные): интерес, любопытство, удивление. Вершиной интеллектуальных чувств является любовь к истине;
    • • эстетические: любовь к красоте. Диапазон их проявления очень широк — от наслаждения и восторга до отвращения. Специфическое зрелое эстетическое и одновременно интеллектуальное чувство — это чувство юмора. Оно предполагает наличие идеала, без которого вырождается в пошлость, цинизм, злобу.
  • 2. Чувства развиваются, совершенствуются, они различны у разных народов и по-разному выражаются в разные исторические эпохи у одних и тех же народов.
  • 3; Чувства невозможно разделить и формировать по отдельности, они взаимосвязаны.
  • 4. Чувства связаны с работой сознания и потому могут произвольно регулироваться.
  • 5. Чувства амбивалентны, что проявляется при несовпадении устойчивого чувства и эмоциональной реакции на определенную ситуацию.
  • 6. Чувства, развиваясь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой личности. Сами по себе знания (правила, нормы, идеалы и т. п.) еще не гарантируют, что человек примет их к исполнению. Лишь окрашенные соответствующим чувством и ставшие предметом устойчивого эмоционального отношения, они превращаются в регулятор деятельности человека, источник его побуждений.

В начале 1990;х гг. в США была опубликована книга Д. Гольмана «Эмоциональный интеллект», вызвавшая настоящую сенсацию. С тех пор понятие «эмоциональный интеллект» (EQ) прочно вошло в научный обиход, потеснив представления о том, что главные возможности человека определяются интеллектуальным коэффициентом (IQ). В США даже появилась поговорка, которая звучит примерно так: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с хорошим EQ — продвинут по службе».

Что же лежит в основе умения ладить с людьми? Способность распознать их темперамент, настроение, мотивацию, потребности и учитывать это в общении. В последние годы получила распространение идея Г. Гарднера о так называемом персональном (эмоциональном) интеллекте межличностных отношений, характеризуемом следующими показателями: самопознанием и самооценкой, знанием и умением совладать с чувствами, сопереживанием, искусством межличностных отношений. Другие исследователи включают в эмоциональный интеллект еще и настойчивость, энтузиазм, мотивацию, социальную ловкость. Полагают, что именно недостатки эмоционального интеллекта усиливают риск оказаться в плену депрессии, агрессии, наркомании, приводят к расстройствам в области питания.

На эмоциональную чувствительность — эмпатию — влияют такие факторы, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки. Она является профессионально значимым свойством для преподавателей, психологов, медиков и всех тех, кто работает с людьми.

Выделяют три уровня развития эмпатии:

  • • низший — человек проявляет эмоциональную слепоту к состоянию, переживаниям и намерениям собеседника;
  • •средний — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека;
  • • высший — способность сразу войти в состояние другого человека и на протяжении всего взаимодействия сохранять это понимание.

Итак, психологи убеждены: эмоциональный фактор является решающим в установлении межличностных отношений.

Для того чтобы управлять своим или чужим эмоциональным состоянием, необходимо научиться его распознавать. В психологии разрабатываются различные задания, тесты, которые, с одной стороны, позволяют определить уровень развития эмоционального интеллекта человека, а с другой — помогают улучшить социальные навыки по распознаванию и пониманию эмоций других людей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой