Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности имущественных отношений в сфере образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные требования к информации и документам, которые должны быть размещены на таком сайте, установлены ст. 29 Закона об образовании. Требования указанной нормы дополняются Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденными постановлением Правительства РФ от… Читать ещё >

Особенности имущественных отношений в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, учреждения не являются собственниками закрепленного за ними имущества, а владеют им на ограниченном вещном праве — праве оперативного управления. Особенностью нахождения у учреждений имущества на данном праве являются ограничения по владению, пользованию и распоряжению им, которые не только устанавливаются законом, но и определяются целями деятельности учреждения и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).

При этом следует не согласиться с непоследовательной позицией В. И. Шкагуллы, по мнению которого «имущество образовательного учреждения делится на два вида: 1) собственность учредителя; 2) собственность образовательного учреждения. Статья 213 ГК РФ устанавливает право собственности граждан и юридических лиц. Согласно части 3 этой статьи государственные, муниципальные учреждения, финансируемые собственником, не являются собственником имущества учредителя, переданного учреждению. Эти учреждения не являются собственником имущества, приобретенного этими учреждениями по иным основаниям»[1].

Как уже отмечалось, единственным вещным правом, на котором может принадлежать имущество учреждению, является право оперативного управления. Пожалуй, единственным исключением являются права на земельный участок, который закрепляется за государственным (муниципальным) учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Также право оперативного управления отличается от «классических вещных прав» тем, что не имеет единого содержания, одинакового для всех субъектов, которые обладают имуществом на его основании. Особенности права оперативного управления для учреждений различных типов установлены ст. 296 ГК РФ и рядом других норм.

Объем прав и порядок их реализации в каждом конкретном случае зависит:

  • • от типа учреждения, сферы, целей и специфики его деятельности;
  • • отнесения имущества, принадлежащего на праве оперативного управления, к определенной категории (особо ценное движимое имущество, недвижимое имущество и т. д.);
  • • усмотрения собственника имущества учреждения.

«В связи с этим необходимо выделить следующие особенности регламентации имущественных прав учреждений законодателем.

  • 1. Самостоятельность распоряжения имуществом учреждения зависит от его типа и варьируется от «нулевой» для казенных учреждений до достаточно широкой для автономных учреждений.
  • 2. Самостоятельные, независимые от собственника права устанавливаются только на отдельные категории принадлежащего имущества для каждого типа учреждений и то с определенными оговорками и ограничениями. При этом распоряжаться определенными категориями имущества учреждение полностью не вправе без согласия его собственника.
  • 3. Для отдельных типов учреждений (бюджетных и автономных) выделяется особая категория имущества — особо ценное движимое имущество, правовой режим которого является специфическим и неприменимым к другим организационно-правовым формам юридических лиц.
  • 4. Установление различного объема прав на разные категории имущества учреждений (закрепленное собственником или приобретенное за счет средств, выделенных собственником; особо ценное движимое имущество; иное имущество, источником приобретения которого является собственник; доходы учреждения и иные источники).
  • 5. Объем прав на принадлежащее учреждениям имущество различается в зависимости от источника его приобретения (закрепление собственником или выделение им средств на приобретение определенного имущества; приносящая доход деятельность учреждения и иные источники), а также вида имущества (недвижимое и остальное).
  • 6. Определение объема прав учреждений на отдельные категории принадлежащего им имущества по принципу «все, что не запрещено, то разрешено», выраженному во фразах «поступают в самостоятельное распоряжение», «вправе распоряжаться самостоятельно».
  • 7. Максимальный объем прав для каждого типа учреждений, кроме казенных, установлен на категорию имущества, определяемую по «остаточному» принципу. Речь идет об «остальном» имуществе, не отнесенном к какой-либо другой категории. Для каждого типа учреждений, кроме казенных, установлен на категорию имущества, определяемую по «остаточному» принципу. Речь идет об «остальном» имуществе, не отнесенном к какой-либо другой категории"[2].
  • 7.10. Информационная открытость образовательных организаций

Информационная открытость обусловливает обязанность образовательной организации сделать определенные сведения о своей деятельности доступными для широкого круга заинтересованных лиц.

Под информационной открытостью образовательных организаций Закон об образовании понимает прежде всего обеспечение доступности информации и текстов основных документов образовательной организации для потребителей ее услуг и всех заинтересованных лиц посредством размещения такой информации и документов на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Основные требования к информации и документам, которые должны быть размещены на таком сайте, установлены ст. 29 Закона об образовании. Требования указанной нормы дополняются Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582, и Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации, утвержденными приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785.

Следует отметить, что перечень информации и документов, который может быть размещен на официальном сайте образовательной организации, является открытым. Согласно и. 6 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании образовательная организация обеспечивает открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ.

Несмотря на то что рассматриваемая статья Закона об образовании содержит незначительное количество оговорок и исключений относительно отдельных типов или разновидностей образовательных организаций, представляется, что в ряде случаев требуемую ст. 29 информацию все же допустимо не размещать на сайте образовательной организации.

Пример Подпункт «с» и. 1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании требует размещения на сайге информации о трудоустройстве выпускников. Представим теперь выпускников дошкольной образовательной организации. Термин «трудоустройство» сложно истолковать как поступление в образовательную организацию другого уровня, соответственно, за редчайшим исключением выпускники детского сада трудоустроятся в лучшем случае не раньше чем через 10 лет после его окончания. Естественно, что сообщать детскому саду его выпускники о своем трудоустройстве не обязаны. В данных обстоятельствах выполнить данное требование законодательства дошкольной образовательной организации практически невозможно. В связи с этим представляется, что к требованиям рассматриваемой статьи следует подходить разумно и не пытаться размещать на сайте образовательной организации информацию о том, что для данного типа или разновидности образовательной организации несвойственно.

Еще одним требованием данной статьи, которое нуждается в комментарии, является требование о размещении на сайте образовательной организации информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы (подп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 29) и соотношение данного требования с законодательством о персональных данных.

В соответствии с и. 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае, если «осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом». Указанной выше нормой Закона об образовании такие требования установлены. Следовательно, размещение данной информации не нарушает требования законодательства о персональных данных и не требует согласия педагогических работников.

  • [1] Шкатулла В. И. Образовательное право России: учебник для вузов. М.: Юстиции-форм, 2015. С. 242−243.
  • [2] Матвеев В. 10. Гражданско-правовой статус учреждений по законодательству Российской Федерации на современном этапе: дис… канд. юрид. наук. М., 2013. С. 83—84.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой