Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Договоры перевозки пассажира и багажа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представляются вполне правомерными изложенные трактовки правовой природы обоих договоров. Однако необходимо все же отметить, что в качестве главного аргумента в обоснование существования двух самостоятельных договоров следует указать на наличие у каждого из них своего предмета. Если предметом договора перевозки пассажира является услуга по доставке пассажира в пункт назначения, то предмет… Читать ещё >

Договоры перевозки пассажира и багажа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие договора перевозки пассажира

Определение договора перевозки пассажира закреплено в ст. 786 ГК. Это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу, пассажир же обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз.

Приведенная достаточно громоздкая конструкция объясняется тем, что, по сути, она объединяет два договора — договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. На это обращают внимание многие правоведы, занимающиеся изучением данной проблемы. Так, Т. А. Фадеева прямо указывает на то обстоятельство, что «при перевозке пассажира и его багажа заключаются два договора, различных по своей правовой природе»[1].

На различную правовую природу этих договоров обращал внимание Г. П. Савичев. Так, по его мнению, «договор перевозки пассажиров консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный…

заключение

договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями — грузобагажа, — багажными, грузобагажными квитанциями соответственно"[2].

Авторы главы «Транспортные обязательства» учебника по гражданскому праву Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов вообще безоговорочно без каких-либо комментариев выделили в качестве самостоятельных два договора: договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. При этом договор перевозки багажа рассматривается ими как дополнительный по отношению к договору перевозки пассажира[3].

В 1980;е гг. идею отнесения договора перевозки багажа к разряду дополнительных договоров поддержали многие юристы. Разделяя их мнение, О. Н. Садиков пишет: «Перевозка багажа обычно признается дополнительным (акцессорным) договором к договору пассажирской перевозки»[4].

Представляются вполне правомерными изложенные трактовки правовой природы обоих договоров. Однако необходимо все же отметить, что в качестве главного аргумента в обоснование существования двух самостоятельных договоров следует указать на наличие у каждого из них своего предмета. Если предметом договора перевозки пассажира является услуга по доставке пассажира в пункт назначения, то предмет договора перевозки багажа — это услуга по доставке багажа в пункт назначения и выдаче его уполномоченному лицу.

Именно различие в предмете договора является квалифицирующим признаком их разграничения. И именно это различие определяет другие отличительные черты между ними — консенсуальный характер договора перевозки пассажира и реальный — договора перевозки багажа, а также оформление первого билетом пассажира, а второго — багажной квитанцией. Отличия касаются и такого важного элемента договоров, как их содержание, а также ответственности по каждому из них (ее характера, видов и санкций). Необходимо отметить, что они оказались вне сферы внимания спорящих сторон.

Высказанные в юридической литературе мнения о том, что нет оснований выделять два самостоятельных договора — перевозки пассажира и перевозки багажа — малоубедительны. Одно из последних высказываний на этот счет В. В. Витрянского сводится к тому, что обязательство перевозчика по доставке багажа является всего лишь факультативным и как таковое охватывается договором перевозки пассажира. Автор пишет: «То обстоятельство, что данное обязательство перевозчика возникает (в рамках исполнения договора перевозки пассажира) лишь при условии сдачи пассажиром багажа, свидетельствует об особой правовой природе данного обязательства, которая состоит в его факультативном характере. Однако очевидно, что указанное факультативное обязательство перевозчика вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отличного от договора перевозки пассажира»[5].

С такими рассуждениями трудно согласиться. Мнение автора о том, что факультативное обязательство перевозчика по перевозке багажа охватывается содержанием договора перевозки пассажира, не подкреплено какой-либо аргументацией, кроме ссылки на очевидность данного обстоятельства. Между тем именно так называемая его «факультативность» указывает на самостоятельный характер договора перевозки багажа, хотя и являющегося дополнительным (акцессорным) по отношению к договору перевозки пассажира. Об этом свидетельствуют объект договора, его предмет, реальный характер, содержание и форма, порядок заключения, а также установленная ответственность перевозчика при нарушении договорных обязательств, например за несохранность багажа, — все то, чем он отличается от договора перевозки пассажира.

Характеризуя договор перевозки пассажира, следует отметить, что он относится к числу консенсуальных, взаимных и возмездных. Являясь консенсуальным договором, он считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям. Фактом его заключения считается выдача пассажиру проездного билета.

Взаимный характер договора состоит в том, что на обе стороны возлагаются встречные обязательства. Обязанности перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения противостоит обязанность пассажира осуществить расчет за оказанную услугу.

Что касается возмездного характера договора, то он проявляется в оплате пассажиром перевозки.

Договор перевозки пассажира относится к числу формальных, является договором присоединения; как правило, это публичный договор.

  • [1] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / под ред. Г. Г. Иванова. М., 2000. С. 322.
  • [2] Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. II. Полутом 2 / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2000. С. 42−43.
  • [3] См.: Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. С. 407.
  • [4] Садиков О. Н. Правовое регулирование международных перевозок. М., 1981. С. 73.
  • [5] Витрянский В. В. Договор перевозки. М.: 2001. С. 314.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой