Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Судьба России и русская идея

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Художественно обобщили богатый исторический опыт русского народа в своем творчестве М. Глинка, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, М. Антокольский, В. Серов, И. Репин, И. Левитан, Ф. Шаляпин, М. Собинов, С. Рахманинов, А. Рубинштейн. Их творчество получило общемировую известность. Здесь мысль, как это часто бывает у Достоевского… Читать ещё >

Судьба России и русская идея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судьба России становится фундаментальной проблемой русской культуры. Трудно найти мыслителя, который не был бы озабочен вопросами общественного переустройства. В рамках осмысления этой проблемы возникла русская идея, которая держит в напряжении духовную жизнь России и по сей день. Своеобразие русской философии, связанной с идеями мессианизма, космизма, нигилизма и с религиозным, социальным и эстетическим утопизмом, проявилось и в русской идее, сосредоточенной на проблемах переустройства мира и человека.

Художественно обобщили богатый исторический опыт русского народа в своем творчестве М. Глинка, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, М. Антокольский, В. Серов, И. Репин, И. Левитан, Ф. Шаляпин, М. Собинов, С. Рахманинов, А. Рубинштейн. Их творчество получило общемировую известность.

Западничество/славянофильство

Русской культуре не свойствен национальный изоляционизм: признание самобытности русской культуры сделало невозможным высокомерное отвержение западной культуры. Достоевский даже во времена своего крайнего славянофильства высказал русскую любовь к Европе: у нас у русских — две родины: наша Русь и Европа; Европа — о, ведь это страшная и святая вещь! О, знаете ли вы, господа, как нам дорога, нам, мечтателям-славянофилам, эта самая Европа, эта «страна святых чудес!» — Знаете ли, до каких слез и сжатий сердца мучают и волнуют нас судьбы этой дорогой и родной нам страны, как пугают нас эти мрачные тучи, все более и более заволакивающие се небосклон? Русскому Европа так же драгоценна, как Россия. О боже! Нельзя более любить Россию, чем люблю ее я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук, вся история их — мне милей, чем Россия. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!

Здесь мысль, как это часто бывает у Достоевского, доведена до парадокса, до предела, до перегиба через предел. Сказано преувеличенно, но и впрямь до этого славянофила не было в русской литературе большего западника!

И все же оппозиция: западничество/славянофильство — не определяет сущность русской культуры, возникающей не из односторонностей, находящихся на полюсах этой оппозиции, а из погруженности в жизнь своего народа, из выражения самобытности его национального духа и из обобщения неповторимого исторического опыта, а также из всесветности интересов, всемирности проблем и забот, из уважения и любви к ценностям европейской и мировой культуры. Русской культуре и ее творцам было «внятно все: и острый галльский смысл и сумрачный германский гений», близки Моцарт и Бетховен, Сервантес и Шекспир, Рембрандт и Рафаэль. Отечественная литература вбирала опыт мировой культуры на своей национальной основе, живя заботами своего народа и имея в виду интересы человечества. Поэтому русская литература и обрела качество, которое Достоевский называл «всечеловечностью» .

Виды искусства

До сих пор я вел речь о реализме в литературе, где и зародилось это художественное направление. Однако реализм так или иначе проник и утвердился почти во всех видах искусства и особенно заметно и внятно в театре, кино, живописи, опере, балете. Характерную особенность реализма сформулировал марксизм: реализм предполагает, помимо правдивости деталей, изображение типических характеров, действующих в типических обстоятельствах. Это в целом удачное определение все же недостаточно всеобще по отношению к реализму в разных видах искусства. Оно трудно применимо к музыке, архитектуре, прикладному и декоративному искусству. Видимо в дальнейшем нужно будет найти общие характерные особенности реализма в самом типе художественного мышления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой