Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие коммуникации. 
Межкультурная коммуникация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то что зачастую общение и коммуникация рассматриваются как синонимы, данные понятия имеют и определенные различия. За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией дополнительное и более широкое значение — информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями… Читать ещё >

Понятие коммуникации. Межкультурная коммуникация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ни одна культура не существует изолированно. Коммуникация и общение, которые в русскоязычной научной литературе обычно не рассматриваются в качестве синонимов, являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Эдвард Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми[1].

Коммуникация (от лат. commumicatio — общение, сообщение; соттитсо — делаю общим) — общение, обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, процесс передачи информации от человека к человеку. Главный и единственный субъект коммуникации — человек.

В широком смысле коммуникация — это обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов[2]. В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т. е. осуществляется передача информации от одного участника к другому. Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное поведение (невербальная коммуникация). В совокупности они образуют знаковую коммуникацию, или коммуникацию в узком смысле.

В английском толковом словаре понятие «коммуникация» имеет несколько семантически близких значений:

  • 1) акт или процесс передачи информации другим людям (или живым существам);
  • 2) системы и процессы, используемые для общения или передачи информации;
  • 3) письмо или телефонный звонок, информация письменная или устная;
  • 4) социальный контакт;
  • 5) электронные процессы, которыми информация передана от одного человека или места к другому, особенно посредством проводов, кабелей или радиоволн;
  • 6) наука и деятельность по передаче информации;
  • 7) способы, с помощью которых люди строят отношения друг с другом и понимают чувства друг друга и т. д.

В русском языке термин «коммуникация» имеет эквивалент «общение» и является синонимом термина «общение» .

Разные науки по-разному подходят к определению понятия коммуникации. Так, в англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов.

В свою очередь слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. Для лингвистов общение — это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях, и здесь разницы между общением и коммуникацией нет.

В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но не синонимичные понятия. Здесь термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX в., используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т. п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного (когнитивного) или аффективно оценочного характера[3].

Несмотря на то что зачастую общение и коммуникация рассматриваются как синонимы, данные понятия имеют и определенные различия. За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией дополнительное и более широкое значение — информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательной, трудовой и творческой деятельности, реализуемый при помощи преимущественно вербальных средств коммуникации.

Другими словами, общение рассматривается как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделяется способам формализации сообщения, при этом большая часть существующих определений сводится к идее передачи информации от автора к адресату.

В отличие от него, коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. Человек нс может существовать без коммуникации и вне коммуникации, поскольку она представляет собой непрерывный процесс, включая отношения между людьми и события, происходящие вокруг нас, а также в других направлениях и формах.

Сравнивая понятия общения и коммуникации, отметим, что общим являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком).

Тем не менее понятия «общение» и «коммуникация» можно рассматривать как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Без общения на разном уровне невозможна коммуникация, равно как и коммуникацию можно воспринимать как продолжение диалога, протекающего в разных сферах. Коммуникация охватывает самые различные сферы, включая образование, общественно-политическую деятельность, управление, консультирование (в том числе медицинское), социальную работу, журналистику, международные отношения.

Сегодня в науке распространено универсальное (широкое) понимание коммуникации как способа связи любых объектов материального и духовного мира.

Исследованием процесса коммуникации занимался американский социолог и политолог, основатель теории пропаганды Гарольд Дуайт Лассуэл (1902−1978). Лассуэл — один из основателей современной политологии, профессор Йельского университета. В 1948 г. он предложил собственную модель коммуникации, разработанную на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны. Эта модель, или формула, включает пять основных элементов-вопросов: «Кто сообщает?» — «Что сообщает?» — «По какому каналу сообщает?» — «Кому сообщает?» — «С каким эффектом сообщает?» .

Формула Г. Лассуэла воспроизводит составные элементы, последовательность и функциональные характеристики коммуникационного процесса (рис. 1.2). Она универсальна, так как отражает не только структуру коммуникационного процесса, но и структуру его исследования. Тем не менее модель коммуникации Лассуэла критикуют за ее линейность, однонаправленность, отсутствие обратной связи, в то время как процесс коммуникации — более сложный, порой нелинейный.

Формула коммуникации Гарольда Лассуэла.

Рис. 1.2. Формула коммуникации Гарольда Лассуэла[4]

Коммуникационный процесс — это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей (группами и социальными институтами и т. п.) по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств.

  • [1] Грушевицкая Т. Г. Попков В. Д" Садохии А. П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. С. 33.
  • [2] Там же. С. 34.
  • [3] Сокол И. А. Соотношение понятий коммуникации и общения // Материалы VII международной научно-практической конференции «Личность — слово — социум». 11−12 апреля 2007 г. Минск: Паркусплюс, 2007. С. 61.
  • [4] Lasswel Н. D., Smith В. /., Casey К. D. Propaganda, Communication and Public Order. Princeton: Princeton University Press, 1946. P. 435.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой