Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Условия формирования культурологических взглядов П.Д. Успенского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следуя логике собственного развития и оставаясь вне официальных академических рамок, П. Д. Успенский, тем не менее, находился в общем поле русской культуры, следуя её потоку и направлению, что нашло своё отражение в его книгах. С 1909 по 1918 год П. Д. Успенский стал автором семи книг, некоторые из которых в течение десятилетия выдержали более четырёх изданий. Благодаря двум из них: «Четвёртое… Читать ещё >

Условия формирования культурологических взглядов П.Д. Успенского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Говоря об истоках культурологических взглядов П. Д. Успенского, следует отметить, что дом, в котором жила семья Успенских, был местом сбора интеллектуальной и художественной элиты, добросердечных, духовно наполненных отношений, что это непосредственное окружение раннего детства дало возможность Успенскому с детства впитывать в себя высокие нравственные ценности, культурный багаж, свободу и широту взглядов. Смерть отца и смена домашней атмосферы свободного творчества и любви на атмосферу гимназии, с её формальными и механистичными принципами организации человеческих отношений, резким контрастом между провозглашаемыми и реальными ценностями, оказали на молодого Успенского сильное влияние, предопределившее его недоверие ко всему официальному и формализованному. Поэтому он не стремился получать академических степеней, хотя посещал лекции в различных университетах России и Европы.

В результате анализа социально-исторической среды, в которой происходило становление личности П. Д. Успенского, в его творчестве можно выделить два основные этапа:

  • 1) 1878−1907 годы, когда происходило формирование мировоззренческого ядра и его развитие в среде русской культуры, в т. ч. художественной, научной философской;
  • 2) 1907;1920 — годы освоения Успенским неофициального слоя российской интеллектуальной культуры, в котором выделены нами два периода: с 1907 по 1915 год — время освоения и развития им теософских идей; с 1915 — по 1920 год — поиск живого знания и освоение особой формы организации философского сообщества.

Следуя логике собственного развития и оставаясь вне официальных академических рамок, П. Д. Успенский, тем не менее, находился в общем поле русской культуры, следуя её потоку и направлению, что нашло своё отражение в его книгах. С 1909 по 1918 год П. Д. Успенский стал автором семи книг, некоторые из которых в течение десятилетия выдержали более четырёх изданий. Благодаря двум из них: «Четвёртое измерение» (1909) и «Tertium Organum» (1911) он получил мировую известность.

В поликультурном пространстве России конца ХIХ — начала ХХ века сформировалась особая философская культура личности П. Д. Успенского, включающая в себя следующий набор элементов:

  • 1. Постоянное самообразование в различных областях знания, активный творческий поиск, постоянное сомнение, неудовлетворённость достигнутым, стремление раздвинуть официальные рамки, преодолеть стандарты и нормативы, стремление к междисциплинарному синтезу.
  • 2. Креативность, которая проявилась в способности генерировать новые идеи, позволявшие интегрировать различные формы знания в единую систему, соединять несоединимые, разноуровневые компоненты в целостную систему знаний Ровнер Б. А. Эстетические воззрения П. Д. Успенского М.1999; C.151.
  • 3. Публичность, которая стала характерной чертой его философской культуры. Сознательно поместив себя на пересечении интеллектуальных потоков, он был в центре диалога, выражавшегося в высокой коммуникативной активности его как лектора, писателя, путешественника, участника групповой и семинарской работы, ведущего широкую переписку по всему миру.
  • 4. Педагогичность, то есть в нём ярко проявился образовательный элемент философской культуры: он успешный и востребованный лектор, признанный авторитет в неофициальных интеллектуальных кругах, руководитель групп и учитель «четвёртого пути».
  • 5. Эпистолярность, которая наиболее ярко проявилась в серии его писем в Англию, обращённых к западной интеллектуальной элите и посвящённых освещению социально-политической обстановки в России 1919 года.
  • 6. Литературность его философской культуры, которая выразилась в восьми работах, некоторые из которых за период с 1909 по 1919 выдержали более 5 изданий.
  • 7. Организаторский аспект философской культуры личности Успенского наиболее ярко проявился в освоенной им практике создания интеллектуальных, философских сообществ и практиках организации коллективного мышления.

Основные особенности неофициальной формации русской философской культуры, которые выявлены на примере анализа творчества Успенского: неформализованная образовательная основа, внеинституциональность творческой деятельности, многосторонний кругозор, стремление соединить рациональное знание и иррациональный опыт, тяготение к архаическим формам организации философского сообщества.

Ключевым элементом философских теоретических разработок П. Д. Успенского является междисциплинарный, синтетический подход к человеку и его эволюции как космического существа. В диалоге культур России и Запада П. Д. Успенский сыграл определённую роль в обеспечении интеграции русский философской культуры в поле культуры Запада.

Главная теософская доктрина, а именно, доктрина эзотерической традиции, или скрытого знания, сохраняемого институтами посвященных и передаваемого от учителя к ученику, была чрезвычайно популярна в художественных и интеллектуальных кругах и оказала влияние как на художественное, так и на философское мышление времени. Она наиболее ярко характеризует взгляды Успенского на ранних двух этапах его жизни и творчества.

Подобно многим своим современникам, П. Д. Успенский описывал это время как «мучительный период висения в воздухе между временным и вечным». «Этот поворот к вечному, — писал Успенский, — совершается в русском обществе с большой болью. Отрываясь от временного, люди долго не могут найти вечного. Он определял эту ситуацию как пребывание «у последней черты». Персональный поворот Успенского «к вечному» (метапсихологическому и метасоциологическому) не только определил его собственную версию метафизической модели, но и привел его к радикальной интерпретации ее через сознательный «отрыв от временного»: «Нас мало занимает, как люди живут, как и что они чувствуют, сталкиваясь с жизнью и друг с другом. Но нас очень интересует, что они чувствуют и думают, сталкиваясь с целым рядом проблем. И все литературные произведения, в которых не чувствуется этот подход, нам скучны и неинтересны, как что-то знакомое, прочитанное и надоевшее. Наше время — это время внутренних исканий. Внешняя жизнь… интересна только тем, что она, в действительности, не существует… В русском обществе и в русской литературе замечается поворот от временного к вечному». В этот же период Успенский выдвигает концепцию «многомирия» и времени как «четвёртого измерения» Шичанина Ю. В. Пётр Демьянович Успенский. М.: 2006 — С. 142.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой