Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основания и условия проведения оперативноразыскных мероприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие возбужденного уголовного дела является общим основанием для всех ОРМ, которые могут проводиться как при наличии подозреваемых по делу, так и при отсутствии их в силу того, что одной из основных задач ОРД является выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, а также установление лиц, к ним причастных (ст. 2 Закона об ОРД). При наличии уголовного дела ОРМ направлены на обеспечение… Читать ещё >

Правовые основания и условия проведения оперативноразыскных мероприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждое искусство (каждая система искусств) состоит из правил и из теоретических положений, оправдывающих эти правила.

Дж. С. Лилль

ОРД — это искусство оперативной работы. — Прим. авт.

Основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий

В Законе об ОРД (ст. 7) определены основания проведения ОРМ.

Наличие возбужденного уголовного дела является общим основанием для всех ОРМ, которые могут проводиться как при наличии подозреваемых по делу, так и при отсутствии их в силу того, что одной из основных задач ОРД является выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, а также установление лиц, к ним причастных (ст. 2 Закона об ОРД). При наличии уголовного дела ОРМ направлены на обеспечение процесса доказывания, и прежде всего на установление юридически значимых обстоятельств: события преступления, виновности лиц, характера и размера вреда, причиненного преступником, и других (ст. 73 УПК РФ), установить которые только процессуальным путем невозможно или крайне затруднительно.

Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления (неизвестны лица, его совершившие), то органы, осуществляющие ОРД, не ожидая от субъекта расследования отдельного поручения, обязаны принять необходимые ОРМ по установлению подозреваемых.

Решение следователя о возбуждении уголовного дела и применении ОРМ оперативным работником происходит фактически одновременно в ситуациях выезда на место происшествия следственно-оперативной группы, в работе которой он принимает активное участие в раскрытии преступления по горячим следам.

В случае неустановления подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений заводится дело оперативного учета, в котором и отмечаются результаты работы по их раскрытию.

Успех в раскрытии и расследовании преступлений во многом обусловлен эффективностью взаимодействия следователя и оперативного работника с момента обнаружения признаков преступления. Но здесь вновь видна законодательная несогласованность их позиций. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает общей ситуации, когда бы следователь, возбудив уголовное дело, должен был бы обратиться в оперативный аппарат за содействием по его раскрытию. Оперативно-разыскной орган по собственной инициативе заводит указанное дело оперативного учета, включая в него значимые сведения из возбужденного уголовного дела.

Несколько иначе решен вопрос о розыске известных подозреваемых. Он в силу указаний закона (ч. 2 ст. 210 УПК РФ) должен быть поручен органам, осуществляющим ОРД, как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Но ведь розыск известных преступников, несмотря на его важность и необходимость, является все же работой последующей, а в раскрытии криминального деяния первично все-таки установление их причастности к данному преступлению, о котором следователь официально не информирует орган, осуществляющий ОРД. Это, кстати говоря, не только основания для проведения ОРМ, но и совместная организационная и тактическая деятельность по планированию и осуществлению согласованных следственных и оперативно-разыскных действий по раскрытию и расследованию преступления.

Основаниями для проведения ОРМ являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД):

  • 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (такие данные для следователя добываются органом, осуществляющим ОРД);
  • 2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.

Законодатель, как было отмечено ранее, нормативно не указывает, каким образом эти сведения стали известны оперативно-разыскным органам. Исходя из анализа действующего законодательства, и главным образом оперативно-разыскной практики, надо полагать, что «ставшими известными» сведения могут быть благодаря следующим источникам.

1. Заявления и сообщения о преступлении, которые согласно ст. 140 УПК РФ являются поводами к возбуждению уголовного дела в ситуациях, когда ввиду отсутствия достаточных данных невозможно принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела. В соответствии с нормативными предписаниями необходимо провести проверочные действия с помощью ОРМ в указанные в законе сроки (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) без производства предварительного следствия.

Если в результате проверки появится возможность решить вопрос о возбуждении уголовного дела, то ОРМ могут быть продолжены по согласованию с субъектом расследования при наличии основания (возникшего дела).

2. Основанием для проведения ОРМ будут являться и сведения, содержащиеся в СМИ, о тех или иных фактах, имеющих криминальные признаки, и в силу этого требующие их проверки.

К основаниям можно отнести и сообщения лечебных учреждений об обращении граждан с травмами специфического характера (огнестрельными, осколочными, колото-резаными и т. п.).

Важное значение имеет аналитическая работа оперативно-разыскных органов по анализу и оценке оперативной обстановки на объектах и в отраслях оперативного обслуживания, в результате которой могут быть выявлены признаки подготавливаемых, совершаемых или совершенных замаскированных экономических и иных преступлений, требующих углубленного исследования (разработки) с помощью ОРМ.

3. Информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, в том числе и на конфиденциальной основе. Она, как правило, имеет серьезную оперативную ценность и в свою очередь является основанием для комплексного осуществления ОРМ в целях проверки ее достоверности и получения иных, гласных источников, располагающих сведениями о признаках преступления, и лицах, к ним причастных.

Таким образом, «имеющиеся сведения» — не только и не столько ожидаемые оперативно-разыскным органом необходимые сообщения, но их повседневная профессиональная оперативно-поисковая деятельность по выявлению признаков преступления и лиц, к ним причастных. Это, кстати, прямо зафиксировано в определении законом задач органов, осуществляющих ОРД (ст. 2 Закона об ОРД). Постоянство активной разведывательной деятельности вытекает из функций оперативноразыскных органов. Если говорить об их специфике, то оперативная работа не должна прекращаться с момента совершения преступления по факту его очевидности до установления лиц, его совершивших (от преступления к преступнику), и далее по обеспечению расследования, например по линии уголовного розыска. В данной ситуации никаких отдельных поручений следователю не нужно направлять, поскольку у оперативного работника имеется дело оперативного учета (оперативно-поисковое) по факту нераскрытого преступления. Если основные функции сотрудников оперативных подразделений — выявлять тайно подготавливаемые и совершаемые преступления (экономические, налоговые, деятельность организованных преступных формирований и т. п.), а это свойственно аппаратам по борьбе с экономическими преступлениями, организованной преступностью и др., то работа проводится по обнаружению признаков криминального деяния с одновременным установлением лиц, его совершивших (чаще всего работают от подозреваемых к преступлению).

Основанием к проведению ОРМ по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, являются постановление субъектов расследования, которое выносится в соответствии со ст. 210 УПК РФ «Розыск подозреваемого, обвиняемого», и определения суда. К постановлению прилагаются необходимые документы (справка о личности, копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, копия постановления об избрании меры пресечения). После проведения первоначальной проверки, но не позднее 10 суток с момента получения постановления оперативно-разыскной орган заводит соответствующее дело оперативного учета (разыскное дело) и в плановом порядке осуществляет необходимые ОРМ.

Организация и тактика розыска преступников регламентирована ведомственными нормативными актами.

Наличие сведений о лицах, пропавших без вести, и об обнаружении неопознанных трупов также является основанием для проведения ОРМ. Первоначальные сведения, как правило, поступают от заинтересованных граждан, организаций, учреждений и предприятий. При этом органами одновременно решаются задачи по обнаружению местонахождения лица, установлению личности трупа и отрабатывается версия о криминальном характере заявленного факта исчезновения лица и обнаружения трупа.

Самостоятельным основанием для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве (ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД).

Письменные поручения субъектов уголовного процесса — должностных лиц — на стадиях досудебного производства обязательны для исполнения органами, осуществляющими ОРД (п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона об ОРД).

Субъект расследования должен по возможности максимально проинформировать сотрудника оперативного аппарата об обстоятельствах, могущих способствовать выполнению его поручения.

Относительно такого основания, как запросы других оперативных аппаратов о проведении ОРМ, необходимо отметить следующие особенности.

Запрос должен отвечать требованиям организационно-исполнительного документа с указаниями имеющихся законных оснований для проведения конкретного ОРМ. Если при этом выполнение ОРМ сопряжено с определенными ограничениями, предусматривающими разрешение руководителя органа, осуществляющего ОРД или суда, то запрашивающий орган сам должен побеспокоиться об этом и представить вместе с запросом соответствующие постановления. В других не терпящих отлагательства случаях запросы могут быть сделаны и в устной форме, но затем подтверждены письменно.

Основанием для проведения ОРМ могут быть запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В документах-запросах должна содержаться информация о конкретных криминальных фактах и лицах, причастных к ним. Причем эти факты должны соответствовать сущности правонарушений, определенных отечественным законодательством, и отвечать основаниям проведения ОРМ по Закону об ОРД.

Ранее отмечалось, что органы, осуществляющие ОРД, могут быть привлечены к обеспечению защиты участников уголовного процесса при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иным опасным противоправным деянием (ч. 3 ст. 11 УПК РФ).

Основанием для проведения ОРМ по защите участников уголовного процесса и иных лиц является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а именно законами о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

К числу лиц, подлежащих защите, относятся судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжные заседатели, следователи, судебные исполнители и должностные лица контролирующих органов, а также их близкие.

К защищаемым лицам относятся и должностные лица ОВД, ФСБ России, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, а также их близкие. Защита возложена на указанные органы.

Кроме указанных оснований для проведения ОРМ, органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

  • — о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • — о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
  • — о допуске к участию в ОРД или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  • — об установлении или о поддержании лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
  • — по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;
  • — о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность;
  • — о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Сбор оперативно-разыскных данных необходим также для предотвращения утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, пресечения проникновения в оперативноразыскные аппараты представителей криминальной среды, выявления фактов совершения должностных преступлений, коррумпированности сотрудников, осуществляющих ОРД.

Собранные оперативно-разыскным путем сведения могут быть приняты для обоснования решения о допуске лица и к государственной тайне, и к получению допуска к разрешению вопросов, связанных с ОРД, и выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Для сбора необходимых данных по принятию указанных решений применяются ОРМ в соответствии с законодательными предписаниями (ст. 8 Закона об ОРД).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой