Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физические лица как субъекты международных транспортных правоотношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важный момент, связанный с правовым статусом индивидов, касается их права на труд. Он имеет непосредственное отношение и к транспортной сфере. Допускаемые ограничения этого права относятся в основном к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Конкретизируются они национально-правовыми системами. Так, российским законодательством установлены определенные ограничения допуска к работе… Читать ещё >

Физические лица как субъекты международных транспортных правоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из субъектов международных транспортных правоотношений являются физические лица.

Рассматривая вопрос о физических лицах в международном публичном аспекте, касающегося транспортной деятельности, следует отметить, что их нельзя причислить к субъектам международных публичных транспортных отношений. Вместе с тем значительное количество международных договоров — источников международного публичного права — регулируют главным образом правоотношения между физическими лицами и правительствами государств в области обеспечения прав и свобод человека, распространяющихся в том числе и на транспортную сферу. К числу таких источников относятся, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о правах человека 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свободах 1950 г., Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают 1985 г., и др. Приведенный перечень международных договоров указывает на то, что физические лица наделены источниками международного публичного права существенными правами. Однако, как справедливо подчеркивается в юридической литературе, эти права имеют исключительно вторичный характер, так как являются результатом соглашения участников межгосударственных публичных договоров. Другими словами, индивид не имеет правовой возможности участвовать в международных публичных отношениях, поэтому не является субъектом международного публичного права.

В плане же вторичности прав физических лиц следует отметить, что она находит отражение прежде всего в вопросе о статусе этих субъектов. И хотя данный вопрос решается национальными правовыми системами, международное публичное право оказывает на них существенное влияние. В частности, в сфере его воздействия находятся вопросы статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и других субъектов. В приведенных выше международных источниках закреплены, наряду с другими правами указанных субъектов, и такие права, как право на свободное передвижение и выбор места жительства, право покидать свою страну и возвращаться в нее.

Основная смысловая нагрузка этих положений заключается в устранении незаконных запретов и ограничений. Применительно же к транспортным аспектам необходимо отметить, что индивиды могут реально воспользоваться декларированными правами только при наличии хорошо налаженных транспортных связей, отсутствии искусственных препятствий при пересечении ими государственных границ.

Важный момент, связанный с правовым статусом индивидов, касается их права на труд. Он имеет непосредственное отношение и к транспортной сфере. Допускаемые ограничения этого права относятся в основном к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Конкретизируются они национально-правовыми системами. Так, российским законодательством установлены определенные ограничения допуска к работе на транспорте иностранных граждан и лиц без гражданства.

В частности, согласно КТМ РФ в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (п. 1 ст. 56 КТМ РФ).

Более жесткие ограничения содержатся в ВК РФ, в соответствии с которым в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 56).

Физические лица как субъекты международных транспортных частноправовых отношений — это прежде всего пассажиры. Кроме того, ими могут быть грузоотправители и грузополучатели при перевозке грузов для личных (бытовых) нужд. Их правовое положение жестко увязано с категорией гражданства. Именно гражданство указывает на особую правовую связь пассажира с конкретным государством. Чтобы ответить на вопрос, в чем проявляется эта правовая связь, следует исходить из дифференцированного подхода международного частного права к физическим лицам, находящимся в пределах юрисдикции определенного государства. Он основан на разделении физических лиц на соответствующие категории, а также на установлении для каждой правовой категории своего правового режима.

Существуют три категории физических лиц. Первая — это граждане данного государства. Ко второй относятся иностранные граждане. Третью составляют лица без гражданства. События последних десятилетий заставляют ставить вопрос о выделении в качестве самостоятельной категории беженцев.

Применительно к международному транспортному праву можно рассмотреть, например, правовой статус пассажиров-иностранцев и пассажиров, являющихся лицами без гражданства. На иностранца как на лицо, которое не имеет гражданства государства пребывания и состоит в гражданстве другого государства, распространяются два правопорядка — правопорядок своего государства и правопорядок государства, на территории которого находится иностранный гражданин.

Касаясь вопроса правоспособности иностранных граждан, следует отметить, что в практике международного частного права сложилась ситуация, при которой иностранцы во время пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем полномочий в рамках своей правоспособности, которым они наделены своим государством. Иными словами, на территории других стран они обладают правоспособностью, определенной этими странами. В российском законодательстве это положение нашло закрепление в части третьей ГК РФ. В соответствии со ст. 1196 ГК РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Оговорка указывает на то обстоятельство, что правовой режим государства пребывания для указанных категорий физических лиц содержит определенные ограничения. Например, имеются определенные ограничения в области трудовой деятельности на транспорте, о чем отмечалось выше.

Рассматривая дееспособность иностранцев — субъектов международного транспортного права, необходимо исходить из положения о том, что вопросы дееспособности иностранцев в международном частном праве определяются главным образом по личному закону. Он существует в двух разновидностях: закона гражданства и закона местожительства.

По российскому законодательству коллизионная формула определения дееспособности физического лица — личный закон — закреплена в п. 1 ст. 1195 ГК РФ. Согласно этой норме личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой оно имеет. В целом же нормы ст. 1195 и 1197 ГК РФ фиксируют «смешанную» систему привязок, обеспечивающих установление личного закона в виде принципов гражданства и местожительства.

Конкретизируя вопрос дееспособности физического лица рамками обязательственных отношений, российское гражданское законодательство ввело норму, согласно которой лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки (п. 2 ст. 1197 ГК РФ).

Принципиально важным моментом является закрепление российским гражданским законодательством дееспособности физического лица-предпринимателя. Смысл заключается в положении о том, что определение его дееспособности осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Так, ст. 1201 ГК РФ гласит: «Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено в виду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности» .

Эти положения применяются к иностранцам, участвующим в договоре перевозки в качестве перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой