Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках первого варианта в деле искового производства (прямой юрисдикции), рассматриваемом Судом ЕС, любая сторона может поставить перед ним вопрос о неприменении нормативного акта, ранее изданного институтами, органами, учреждениями ЕС. Например, при обжаловании штрафа, наложенного Европейской комиссией, истец вправе предложить Суду ЕС признать незаконным регламент Совета ЕС, на основании… Читать ещё >

Гарантии прав и свобод человека и гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтобы права и свободы личности были реальными, соблюдались на деле, необходимо не только провозгласить их, но и обеспечить действенными гарантиями, т. е. средствами защиты права от нарушений либо, если право уже нарушено, его восстановления или возмещения причиненного ущерба[1].

В Союзе, как и на уровне отдельных государств, система гарантий прав и свобод включает в себя три основных элемента:

  • — во-первых, институциональные гарантии, связанные с функционированием институтов, органов и учреждений, деятельность которых направлена на охрану и защиту нарушенных нрав;
  • — во-вторых, процессуальные гарантии, которые реализуются при осуществлении правосудия, прежде всего, в рамках уголовного процесса;
  • — в-третьих, материальные гарантии в виде права лица на компенсацию ущерба и других убытков, причиненных в случае нарушения его прав.

Вышеперечисленные гарантии являются общими, т. е. распространяются, как правило, на любые права и свободы, в том числе не имеющие статуса «основных». Наряду с общими гарантиями в юридических нормах закрепляются специальные гарантии, которые относятся к отдельным правам и могут носить самый разнообразный характер (например, запрет смертной казни как гарантия права на жизнь, запрет репродуктивного клонирования людей как гарантия права на целостность личности и т. д.). Специальные гарантии основных прав и свобод, признанных Союзом, были рассмотрены в предыдущем параграфе.

Институциональные гарантии

Институтом, играющим ключевую роль в защите прав и свобод человека, выступает суд (А). Наряду с органами судебной власти важный вклад в защиту прав на уровне Союза вносят другие институты, органы и учреждения: Европейский омбудсман, Европейская комиссия, дипломатические и консульские представительства государств-членов и др. (Б).

А. Судебная защита

Обращение в суд — гарантия и одновременно субъективное право каждого человека, которое в Хартии Европейского Союза об основных правах (ст. 47) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 13) признано в качестве основного («право на эффективные средства правовой защиты и на доступ к беспристрастному суду»).

Какие именно суды осуществляют защиту прав физических, а равно юридических лиц, вытекающих из норм правовой системы ЕС?

Прежде всего, это национальные суды государств-членов. Национальным судам подсудны любые дела, кроме тех, которые отнесены к юрисдикции Суда ЕС (см. 4.6). Именно национальные суды обеспечивают защиту установленных в рамках Союза прав от нарушений со стороны частных лиц и самих государствчленов в лице любых их органов и учреждений, центральных или местных.

При рассмотрении дел национальные суды связаны нормами права ЕС, которым они обязаны отдавать приоритет перед положениями национального законодательства (в силу принципа верховенства права ЕС). В случае неясности они могут, а суды высших инстанций должны приостановить дело и направить преюдициальный запрос в Суд ЕС.

С помощью преюдициальных запросов граждане и юридические лица получают также возможность добиваться отмены актов институтов, органов и учреждений самого ЕС (см. ниже).

Суды ЕС обеспечивают защиту прав и свобод, нарушенных институтами и учреждениями ЕС. Исключительно им подсудны, в частности:

  • — иски об аннулировании актов институтов, органов и учреждений ЕС;
  • — иски из бездействия институтов, органов, учреждений ЕС; - иски о внедоговорной ответственности Союза, т. е. о компенсации убытков, причиненных институтами, органами, учреждениями ЕС или их сотрудниками;
  • — иски об обжаловании штрафов, наложенных на предприятия институтами ЕС.

Правом подавать такие иски обладает любое физическое или юридическое лицо, в том числе иностранное. Процессуальная правосубъектность частных лиц в Суде ЕС, как уже известно читателю, ограничена. Они могут подавать иски об аннулировании только против таких актов, адресатами которых они являются либо которые непосредственно и индивидуально их затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно их затрагивают и не требуют исполнительных мер (ст. 263 ДФЕС). Сходные ограничения действуют при подаче исков из бездействия, т. е. с целью заставить институт, орган, учреждение ЕС принять необходимое решение (ст. 265 ДФЕС). Срок исковой давности по искам об аннулировании и из бездействия также весьма короткий (два месяца).

Преодолеть эти ограничения позволяет процедура косвенного обжалования, с помощью которой индивиды могут оспорить любые предписания институтов, органов, учреждений ЕС даже после истечения срока исковой давности (ст. 277 ДФЕС). Название «косвенное» обусловлено тем, что Суд ЕС рассматривает правомерность оспариваемого акта не по иску об аннулировании, а в связи с рассмотрением другого дела.

Процедура косвенного обжалования имеет два варианта.

В рамках первого варианта в деле искового производства (прямой юрисдикции), рассматриваемом Судом ЕС, любая сторона может поставить перед ним вопрос о неприменении нормативного акта, ранее изданного институтами, органами, учреждениями ЕС. Например, при обжаловании штрафа, наложенного Европейской комиссией, истец вправе предложить Суду ЕС признать незаконным регламент Совета ЕС, на основании которого наложен этот штраф.

Другой, чаще применяемый вариант, требует сначала обращения в национальный суд или иной юрисдикционный орган государства-члена. При рассмотрении дела органы правосудия государств-членов далее могут направить преюдициальный запрос в Суд ЕС с целью проверки «действительности» актов институтов, органов, учреждений ЕС.

Если Суд ЕС признает акт недействительным, то он не должен применяться как национальным судом, подавшим запрос, так и другими судами государств-членов (решение Суда ЕС выступает для них прецедентом).

Еще один судебный механизм защиты прав и свобод на территории ЕС связан с деятельностью Европейского Суда по правам человека, функционирующего в рамках Совета Европы. Этот орган, расположенный в Страсбурге, рассматривает дела только о нарушении субъективных прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Если физическое лицо, неправительственная организация или группа частных лиц считают себя «жертвой нарушения» прав, предусмотренных в Конвенции, то они могут обратиться в Европейский Суд по правам человека, но лишь после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты (ст. 34, 35 Конвенции).

В отличие от Суда ЕС, Европейский Суд по правам человека не имеет полномочий признавать акты органов власти недействительными или недействующими. Он только констатирует факт нарушения. Исходя из констатации Европейского Суда по правам человека, нарушителем должны быть приняты необходимые меры (отмена закона, противоречащего Конвенции, пересмотр приговоров, решений национальных судов и т. д.). Результатом рассмотрения дела в Европейском Суде по правам человека также может служить «выплата справедливой компенсации потерпевшей стороне» в размере, установленном этим судом (ст. 41 Конвенции).

Европейскому Суду по правам человека в настоящее время подсудны только жалобы на государства как «Высокие Договаривающиеся Стороны». В дальнейшем к ним присоединится и ЕС в целом (см. 5.2).

Итак, в рамках ЕС защиту гарантированных им прав личности осуществляют три системы судов: национальные (суды государств-членов), Суд ЕС, а также Европейский Суд по правам человека, являющийся органом Совета Европы.

Подсудность дел между ними распределяется в зависимости от того, кто нарушил субъективное право человека и гражданина.

Если нарушитель — другое физическое или юридическое лицо либо государство-член, то надлежит обращаться в национальный суд, который при необходимости может, а суд высшей инстанции — обязан направить запрос в Суд ЕС. Если нарушитель — ЕС или его институты, органы и учреждения, то иски подаются непосредственно в Суд ЕС.

Если физическое или юридическое лицо считает себя «жертвой нарушения» основных прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., то процедура обжалования также имеет два варианта:

  • — лицо, считающее себя «жертвой нарушения» со стороны государств, должно обращаться сначала в национальные суды с правом на обращение в дальнейшем в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге;
  • — лицо, считающее себя «жертвой нарушения» со стороны институтов, органов, учреждений ЕС, обращается сначала в Суд ЕС. После присоединения ЕС к Конвенции о защите прав человека и основных свобод он получит право на дальнейшее обжалование в Европейском Суде по правам человека.
  • [1] В настоящем параграфе гарантии рассматриваются в узком, юридическом смысле. Понятие «гарантии прав» может трактоваться также в широком смысле — как совокупность всех условий, обеспечивающих реальность прав и свобод. В подобном случае наряду с юридическими выделяются экономические и политические гарантии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой