Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Грамматическое значение. 
Введение в языкознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главная задача практической школьной грамматики, как отмечали многие лингвисты и методисты => перевести грамматические знания, находящиеся в подсознании, в область сознательного владения ими, что необходимо для формирования и совершенствования всех видов речевой деятельности. Например, мы должны понимать, почему в надписи на дверях вагона метро использован инфинитив «Не прислоняться… Читать ещё >

Грамматическое значение. Введение в языкознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В предыдущей главе => [Гл. 7, с. 240] отмечалось, что семантика лексемы, т. е. знаменательного слова, включает лексическое и грамматическое значения, а семантика служебного слова равна грамматическому значению. Поэтому легче всего выяснить, что же такое грамматическое значение, сравнивая его с лексическим[1].

1. У лексемы грамматическое значение (ГЗ) является по отношению к лексическому дополнительным, сопутствующим. Это свойство грамматического значения нетрудно обнаружить, проанализировав формирование языкового знания. Овладевая словами, ребёнок овладевает их лексическими значениями, поэтому этот процесс проходит в значительной степени осознанно. Овладевая грамматикой, он овладевает прежде всего формой связной речи в ходе самого общения путём подражания речи взрослых методом проб и ошибок, и не задумывается над содержательной стороной тех речевых навыков, которые он таким способом приобретает.

Размышляем самостоятельно

Если у вас есть возможность наблюдать за младшими братьями или сёстрами, то, думаем, вы согласитесь, что ребёнок с нормальным развитием к школьному возрасту в основном овладевает навыками связной речи. Для него совершенно очевидно, что дому от дома, к дому в предложениях «Вот дом, который построил Джек», «Почтальон идёт от дома к дому» — одно и то же слово, а в предложении «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей» слово избушка называет другой предмет. Более того, ребёнок не удивится вашему вопросу, чем отличается избушка от дома и даже сможет как-то на него ответить. Но попробуйте его спросить, почему же слово дом так по-разному выглядит или какого рода слова дом и избушка. Ребёнок станет в тупик перед этими вопросами. Только приходя в школу, он узнает, что у русского существительного шесть падежей, что каждый падеж отвечает на свой вопрос и имеет свои окончания, что слова — дом и избушка например — различаются родом и типом склонения и т. п.

Подумайте, таков ли путь овладения грамматикой иностранного языка?

Главная задача практической школьной грамматики, как отмечали многие лингвисты и методисты => [Гл. 1, с. 13 и др.] перевести грамматические знания, находящиеся в подсознании, в область сознательного владения ими, что необходимо для формирования и совершенствования всех видов речевой деятельности. Например, мы должны понимать, почему в надписи на дверях вагона метро использован инфинитив «Не прислоняться», а не обычная форма повелительного наклонения «Не прислоняйтесь».

2. Дополнительность грамматического значения не означает его неважное™. Напротив, грамматическим значениям присуща обязательность, так как без них слово не может стать компонентом словосочетания и предложения. Это значит, что любое слово, во-первых, принадлежит той или иной части речи, во-вторых, изменяется (или не изменяется) но законам этой части речи в данном языке. Например, русский язык обязательно требует согласования прилагательного с существительным в числе, падеже и роде.

Обязательность грамматического значения очень хорошо прослеживается при заимствовании слова: первым этапом освоения заимствования, наряду с его фонетической адаптацией, становится грамматическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — включение слова в систему словоизменения заимствующего языка => [Гл. 14, с. 575].

3. В отличие от лексического значения, свойственного отдельному слову, грамматическое значение не сосредоточивается в одном слове, а, напротив, объединяет целые классы слов данного языка. Если лексическое значение связано с обобщением свойств предметов и явлений объективной действительности в понятиях, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений конкретных слов.

Так, русские слова хороший, скалистый, мягкий, медвежий, городской, свободный, лингвистический и т. п. имеют совершенно разные лексические значения, но все они по грамматическим свойствам относятся к прилагательным, а следовательно, склоняются и согласуются с существительным в роде, числе и падеже, изменяя флексии. Англ, gloomy ‘мрачный', young ‘молодой', wet ‘мокрый', curly ‘кудрявый', music ‘музыкальный', free ‘свободный' и т. п. тоже относятся к прилагательным, но лишены склонения и согласования, поэтому у них нет флексий.

Не завися от лексического значения отдельного слова, некоторые грамматические значения могут зависеть от принадлежности слова к тому или иному семантическому разряду. Например, степени сравнения могут иметь только качественные прилагательные, так как качество изменяемо и измеряемо. Очень сильна зависимость от семантического класса у грамматического значения числа имён существительных => [Хр.: с. 340, Кацнельсон].

Соответственно, по наличию у слова тех или иных грамматических свойств можно судить о его принадлежности к определённому грамматическому разряду или о конверсии, переходе из одной части речи в другую. Например, слово шипящий в терминологическом сочетаний шипящий согласный прилагательное, а не причастие, так как оно лишено способности изменяться, но временам (ср. шипящий /шипевший чайник).

4. Четвёртое отличие грамматического значения — его предназначенность для оформления мысли в связной речи, тогда как главная функция слов номинативная. При этом грамматическое оформление одной и той же мысли может быть различным. Ср.: Дом был холодный. — В доме всегда было очень холодно. — В доме всегда был холод. Мысль, оставаясь в основе той же, благодаря различному грамматическому оформлению понятия «холод» варьируется, уточняется в соответствии с намерением говорящего.

Проведённое сопоставление грамматического значения с лексическим позволяет дать следующее определение.

Грамматическое значение — это дополнительная к лексическому значению и одновременно обязательная, обслуживающая связную речь часть семантики слова, которая указывает на принадлежность слова к определённому грамматическому классу.

  • [1] Такой способ выяснения природы грамматического значения заимствованнами у нашего учителя, В. И. Кодухова.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой