Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтический мир Зинаиды Гиппиус 1889-1919 годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтический мир «Последних стихов» существенно меняется. Самые частотные минимальные темы — знать, слово, белый, земля, быть, война, Господь, душа, мертвый, Бог. Центральная тема книги — трагические события современной русской истории. Если в первых двух книгах человек прежде всего стремился к собственному духовному преображению, в третьей книге он живет верой в спасение России. Если в первых… Читать ещё >

Содержание

  • ТОМ I. СТР
  • Введение
  • 1. Постановка проблемы
  • 2. Поэзия 3. Н. Гиппиус в русской литературной 14 критике начала XX века
  • Глава I. Своеобразие поэзии 3. Н. Гиппиус: тематика
    • 1. Частотные словари: общие тенденции
    • 2. Семантические поля
    • 3. Корреляционный анализ: генезис творчества, 47 проблема эволюции
  • Глава II. Формы выражения авторского сознания 56 в лирике 3. Н. Гиппиус
    • 1. Лирический субъект
      • 1. 1. Проблема самовыражения
      • 1. 2. Психологическая модель
      • 1. 3. Духовные искания
    • 2. Собственно автор. Автор-повествователь
      • 2. 1. Социальная позиция
    • 3. Герой ролевой лирики
    • 4. Субъектно-объектные отношения
  • Глава III. Метафизический подтекст поэзии 3. Н. Гиппиус

Поэтический мир Зинаиды Гиппиус 1889-1919 годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Роль и место поэзии 3. Н. Гиппиус в истории русской литературы конца XIX — начала XX века осознали уже ее современники. К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, М. Кузмин и многие другие отмечали «единственность» (А. Блок), уникальность ее дарования. «Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы», — утверждал В. Брюсов [1]. Гиппиус-поэт получила признание не только в символистской, но и в «широкой» критике, несмотря на господствовавшее в ней негативное отношение к модернистской литературе в целом (подробнее об этом в § 2 Введения). «Насколько позволено об этом знать современникам, ее лирика останется надолго в сокровищнице литературы», — писал критик Е. Лундберг [2].

Такую же высокую оценку получила поэзия Гиппиус у писателей и критиков русской эмиграции: Г. Адамовича, Н. Берберовой, В. Злобина, С. Маковского, Ю. Терапиано, Н. Теффи, В. Ходасевича, Саши Черного и др. «Чем дальше мы отходим от символизма, тем более становится ясно, что Зинаида Гиппиус была едва ли не самым крупным поэтом „первого выпуска“ символистской школы», — считал Д. П. Святополк-Мирский [3]. Поэзия Гиппиус становится предметом серьезного изучения западных исследователей. На Западе о Гиппиус написаны диссертации (Дж. Бейли, А. Кульман, Дж. Престо), монографии (Т. Пахмусс, О. Матич), ее творчество широко представлено в работах общего характера (В. Марков, Р. Плетнёв, Г. Струве, Б. Хелман) и отдельных статьях (О. Маслеников, С. Карлинский) и др. Проблема оценки творчества.

Гиппиус американскими учеными исследована в диссертации A.A. Иониной [4]. Т. А. Пахмусс, профессор Иллинойского университета, в частном собрании которой находится большая часть архива Мережковских, издала двухтомное собрание стихотворений и поэм Гиппиус (1972 г.), опубликовала ее многочисленные дневники и письма. 20 сентября 1995 года проходила международная конференция, посвященная жизни и творчеству Гиппиу с.

В то же время в литературоведении советского периода по причинам политического характера творчество Гиппиус почти не рассматривалось. В небольшой статье Литературной энциклопедии (1929 г.) представлен вульгарно-социологический подход: в основе символизма Гиппиус — непонимание социальных отношений эпохи. Ее место в русской литературе определяется среди «самых упадочных символистов». В Краткой литературной энциклопедии (1964 г.) Гиппиус посвящена небольшая заметка, в которой она рассматривается как представитель декадентства, особенно распространенного в годы реакции после поражения революции 1905;1907 гг. Еще в начале 1980;х гг., по свидетельству А. В. Лаврова, «<.> из исследовательской литературы порой изымались даже нейтральные, мимолетные упоминания самих имен Мережковского и Гиппиус, а непререкаемой нормой были огульные негативные характеристики всей их деятельности» [5]. Первыми «косвенными» попытками указать на подлинное место Гиппиус в русской литературе стали работы А. В. Лаврова «Архив П. П. Перцова» (1976 г.) и 3. Г. Минц «А. Блок в полемике с Мережковскими» (1981 г.).

С конца 1980;х гг. в русле «возвращенной литературы» началась «реабилитация» творчества Гиппиус. Ее имя появилось в работах общего характера, исследующих литературу конца XIX — начала XX века. В 1991 г. в серии «Забытая книга» вышла составленная Н. А. Богомоловым книга 3. Н. Гиппиус «СтихотворенияЖивые лица». В предисловии составитель отмечает: «Книга, которую получает сегодня читатель, — одна из первых, если не вообще первая на территории России после 1918 года» [6]. Начиная с 1991 г. в России издано около 20 книг Гиппиус. В 1992 г. издательством общества «Знание» опубликована популярная брошюра С. Н. Савельева «Жанна д’Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль 3. Гиппиус», излагающая ее религиозные и общественные взгляды.

Среди современных российских работ о Гиппиус особый интерес представляют работы Н. А. Богомолова, Л. У. Звонаревой, А. В. Лаврова, Н. И. Осьмаковой, М. М. Павловой, А. Л. Соболева и др. [7]. В большинстве исследований ученые вводят в научный оборот неизвестные читателю художественные тексты, дневники, письма Гиппиус, давая к ним научный комментарий, исследуют отдельные стороны творчества. В 2000 г. защищена диссертация о прозе Гиппиус [8].

Большинство исследователей признают, что ярче всего талант и мастерство Гиппиус проявились в поэзии. Однако специальной работы о поэзии Гиппиус в России до сих пор нет. А. В. Лавров, составитель и комментатор самого полного на сегодняшний день собрания стихотворений Гиппиус в России, автор целого ряда статей о ее творчестве, обобщая все, что написано о поэте и у нас, и за рубежом, отмечает: «И тем не менее все это — еще только подступы, а не постижения» [9].

Все вышеизложенное делает наше обращение к избранной теме правомерным, а проведенное исследование актуальным.

Объектом исследования является поэтический мир Гиппиус 1889—1919 годов.

Гиппиус критически относилась к своим ранним стихотворениям, по ее определению, «довольно слабым и диким» [10]. Хотя ее первая публикация состоялась в декабре 1888 г. (в двенадцатом номере журнала «Северный вестник» под псевдонимом З.Г.), тексты, включенные в первую книгу стихов, датированы не ранее 1889 г. Этот год и определил левую границу. Выбор правой границы обусловлен социальными причинами. В декабре 1919 г. Гиппиус вместе с Д. Мережковским, Д. Философовым, В. Злобиным покидает Петроград, а в январе 1920 г. нелегально переходит польскую границу. С этого времени начинается новый период ее творчества — эмигрантский.

Мы осознаем устойчивость поэтического мира Гиппиус. Корреляционный анализ частотных словарей поэтических книг Гиппиус, созданных до эмиграции, и словаря книги «Сияния», изданной в 1938 г. и включающей в себя стихотворения 20−30-х гг., показал, что между ними существует значимая положительная зависимость. Поэтому говорить об эволюции поэзии Гиппиус, выделять творческие этапы следует с осторожностью. Мы сознательно ограничили объем исследования указанными временными рамками, ставя перед собой задачу изучения доэмигрантской поэзии Гиппиус. В большинстве случаев далее в тексте диссертации хронологические границы не оговариваются.

Материалом исследования является весь корпус поэзии Гиппиус 1889—1919 гг. за исключением книги «Как мы воинам писали и что они нам отвечали. Книга — подарок. Составлено 3. Гиппиус» (М., 1915). Данная книга представляет собой малоудачный опыт стилизации. В центре исследования оказываются прежде всего тексты, составляющие книги: «Собрание стихов 1889—1903 гг.», «Собрание стихов. Книга вторая. 1903;1909», «Последние стихи». Стихи, созданные в 1911;1913 гг., до эмиграции были опубликованы только в периодических изданиях. В 1922 г. они частично вошли в книгу «Стихи. Дневник 19 111 921». Эти тексты также являются материалом исследования. Кроме того, мы анализируем стихотворения 1889−1919 гг., не вошедшие в книги. Тексты и номера страниц приводятся по изданию: Гиппиус 3. Н. Стихотворения / Вст. ст., сост., подг. текста и примеч. А. В. Лаврова — СПб.: Академический проект, 1999. Текст стихотворения «Нет двух путей добра и зла.», не вошедший в известные нам издания лирики Гиппиус, дается по архивному источнику — ИР ЛИ. Ф. 39. Ед. хр. 1122. Л. 20.

Для понимания поэзии Гиппиус, отражающей, с одной стороны, ее метафизическую систему взглядов на бытие и человека, с другой — внутренний мир поэта, эзотерическим образом — события жизни, необходимо широкое привлечение затекста и подтекста. Под затекстом мы вслед за В. С. Баевским понимаем те реалии бытия, которые отразились в тексте [11], под подтекстом вслед за К. Ф. Тарановским — «отражение в новом тексте уже существовавшего текста (текстов)» [12]. Мы широко привлекаем дневники, письма, воспоминания, в ряде случаев критические статьи Гиппиус.

Кроме опубликованных материалов, мы используем архивные источники: РНБ. Ф. 481 (Архив Д. С. Мережковского и 3. Н. Гиппиус). Ед. хр. 6, 7, 8, 9, 13, 15, 16, 17, 28, 29, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 50, 51, 52- РНБ. Ф. 124 (Собрание П. Л. Вакселя). Ед. хр. 1124, 1 126- РНБ. Ф. 290 (Архив П. Я. Заволокина). Ед. хр. 96- РНБ. Ф. 207 (Архив Э. Ф. Голлербаха). Ед. хр. 29- РНБ. Ф. 687 (Архив В. А. Сенилова). Ед. хр. 203- РНБ. Ф. 474 (Архив П. Н. Медведева), Ед. хр. 1- РНБ. Ф. 774 (Архив А. И. Тинякова). Ед. хр. 11- РНБ. Ф. 634 (Архив А. М. Ремизова). Ед. хр. 88, 249- ИР ЛИ. Ф. 39 (Архив 3. А. Венгеровой и Н. М. Минского). Ед. хр. 1122- ИРЛИ. Ф. 62.

Архив П. И. Вейнберга). Ед. хр. 326, 548- ИРЛИ. Ф. 212 (Архив изд-ва «Огни»). Ед. хр. 10- ИРЛИ. Ф. 654 (Архив А. А. Блока). Оп. 3. Ед. хр. 63- ИРЛИ. Ф. 185 (Архив В. С. Миролюбова). Ед. хр. 1372, 1383, 1384- ИРЛИ. Ф. 627 (Собрание П. Е. Щеголева). Оп. 2. Ед. хр. 7- РГАЛИ. Ф. 154 (Фонд 3. Н. Гиппиус). Оп.1. Ед. хр. 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 15, 21- ГЛМ. Ф. 9. Ед. хр. 21- ГЛМ. Ф. 329. Ед. хр. 38- ГЛМ. Ф. 226. Ед. хр. 1, 95- ГЛМ. Ф. 367. Ед. хр. 3 и др.

Методологическая основа. Работа основана на сочетании формального и аналитического, качественного и количественного подходов. Теоретической базой являются исследования художественного мира, выполненные В. С. Баевским, М. Л. Гаспаровым, Ю. И. Левиным, Ю. М. Лотманомизучение тематики поэтического текста в трудах Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Ю. Н. Тынянова, Р. О. Якобсонаисследования субъекта лирики Аристотелем, Г. Гегелем, М. М. Бахтинымработы Б. О. Кормана, посвященные изучению субъектных форм выражения авторского сознания. В диссертации мы опираемся на исследования творчества, судьбы, мировоззрения Гиппиус Н. А. Богомолова, Л. У. Звонаревой, А. В. Лаврова, О. Масленикова, О. Матич, М. М. Павловой, Т. А. Пахмусс, А. Л. Соболева.

Методы исследования. В работе применены проблемно-структурный, компаративный, описательный методы исследования. Конкретный текстологический анализ сочетается с анализом литературно-философских поисков автора. Поэтический мир Гиппиус исследуется в двух аспектах — синхронии и диахронии.

Мы используем методику составления и исследования частотных словарей поэтических книг, методику сопоставления частотных словарей посредством корреляционного анализа, разработанную на кафедре истории и теории литературы Смоленского государственного педагогического университета под руководством профессора В. С. Баевского, методику выделения субъектных форм выражения авторского сознания Б. О. Кормана, методику исследования лирики с коммуникативной точки зрения Ю. И. Левина. Более подробные описания методик мы поместили в начало Первой главы и в § 4 Второй главы диссертации, исходя из специфики рассматриваемых в этих главах проблем.

Цель исследования — описать поэтический мир Гиппиус через изучение тематики, форм выражения авторского сознания, метафизического подтекста.

Изучение поэзии с точки зрения искусства требует внимания к ее тематической стороне, к самому выбору темы в такой же мере, как к ее построению, композиционной разработке и сочетанию с другими темами", — утверждал В. М. Жирмунский [13]. Начиная исследовать поэтический мир Гиппиус в тематическом аспекте, мы анализируем словарь ее лирики, считая, вслед за В. М. Жирмунским, Ю. Н. Тыняновым и др., каждое знаменательное слово минимальной темой. Выделение доминантных минимальных и сюжетных тем, семантических полей показывает, что в лирике Гиппиус преобладает тема человека, раскрываемая в подавляющем большинстве текстов через образ субъекта. Поэтому нам представляется актуальным исследование форм выражения авторского сознания в ее поэзии. Анализ показал, что основной формой выражения является лирический герой. Лирику Гиппиус можно рассматривать как «обнажение души» самого поэта, его исповедь. Однако Гиппиус пишет не столько о себе, сколько «о своем», отражая в текстах метафизические представления о Боге, человеке, любви, обществе, свободе, смерти, времени. Для постижения семантической сложности ее, на первый взгляд, тематически «прозрачной» лирики необходимо привлечение метафизического подтекста. Дневниковая природа лирики Гиппиус позволяет нам считать таким подтекстом ее дневники, письма, мемуары, в ряде случаев статьи.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые созданы частотные и алфавитно-частотные словари четырех поэтических книг Гиппиус: «Собрание стихов 1889—1903 гг.», «Собрание стихов. Книга вторая. 1903;1909», «Последние стихи», «Сияния». Это позволяет объективно изучить тематику поэзии на уровне минимальных тем, выделить основные семантические сферы, провести корреляционный анализ словарей поэтических книг Гиппиус, сравнив их между собой и со словарями книг других поэтов, для осмысления проблем генезиса ее лирики и творческой эволюции.

В работе впервые исследуются формы выражения авторского сознания в поэзии Гиппиус: лирический субъект, автор-повествователь, собственно автор, герой ролевой лирики. Дается анализ психологических состояний лирического субъекта, его духовных исканий, определяется социальная позиция субъекта лирики. Впервые изучаются субъектно-объектные отношения в лирике Гиппиус.

Одновременно работа является опытом анализа основных положений метафизики Гиппиус, непосредственно отраженных в ее поэзии.

В работе широко отражены библиографические материалы, исследующие творчество Гиппиус 1890—1919 годов. В научный оборот вводятся ранее не использованные архивные материалы, впервые публикуется стихотворение «Нет двух путей добра и зла.».

Теоретическая ценность исследования заключается в дальнейшем развитии современного течения поэтики, связанного с составлением и изучением частотных словарей поэтических книг. Получила дальнейшее развитие методика изучения форм авторского сознания, разработана методика изучения субъектно-объектных отношений в лирике.

Практическая значимость. Выводы и материалы диссертации вносят новые штрихи в понимание лирики Гиппиус, ее поэтического своеобразия.

Алфавитно-частотные и частотные словари книг позволяют провести много принципиально новых исследований тематики и поэтического языка Гиппиус. Данные словари могут быть широко использованы для сопоставления с аналогичными словарями других авторов. Представленные материалы к библиографии «Творческий путь 3. Н. Гиппиус, 1890−1919 гг.» отражают основные тенденции оценки творчества Гиппиус критикой начала XX века. Приложения диссертации можно рассматривать и как справочные пособия.

Материалы диссертации и приложений могут занять свое место в лекциях по истории русской литературы конца XIX — начала XX века, теории литературы, спецкурсах, а также для комментариев к стихотворениям Гиппиус. Приложения к диссертации могут стать материалами к новым типам изданий поэзии Гиппиус.

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в 11 работах.

По материалам диссертации было сделано более 10 докладов на ежегодных аспирантских научных конференциях кафедры истории и теории литературы Смоленского государственного педагогического университета (1997, 1998, 1999 гг.), на семинаре «Творчество А. С. Пушкина в историко-культурном контексте» (1998 г.) — на международных научно-практических конференциях «Культура, искусство, образование: Проблемы, перспективы развития» (1989, 1999 гг.), на международной научной конференции молодых ученых «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (1999 г.) в Смоленском государственном институте искусствна Кирилло-мефодиевских чтениях (1999, 2000 гг.), на Всероссийской научной конференции «Российская цивилизация: истоки, сущность, трансформации» (1999 г.) в Смоленском гуманитарном университете.

Материалы диссертации использованы в курсе «Теория и история литературы», который читается в Смоленском государственном институте искусств.

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из двух томов. Первый том включает введение, три главы, заключение, список условных сокращений, примечания, список источников, список литературы. Второй том содержит приложения.

Том I. В § 1 введения поставлена проблема работы, указаны методы и приемы исследования, охарактеризован материал исследования. В § 2 дан обзор поэтического творчества Гиппиус в русской литературной критике начала XX века.

Первая глава посвящена исследованию тематики лирики Гиппиус через анализ частотных словарей. Определяются доминантные темы лирики, осмысляется образ мира, отраженный в книгахрешается проблема эволюции лирики на уровне тематики.

Во второй главе выделяются формы выражения авторского сознания, исследуются субъектно-объектные отношения в лирике Гиппиус. Через подробный контекстуальный анализ даются духовно-психологические характеристики лирического субъекта в диахронии.

В третьей главе излагаются метафизические воззрения Гиппиус, сформулированные в дневниках, письмах, статьях, воспоминаниях. Данные тексты мы рассматриваем как подтекст ее медитативной лирики.

В заключении подводятся итоги работы.

Том II включает в себя три приложения. Первое приложение представлено материалами к библиографии, отражающей творчество Гиппиус в русской критике начала XX века. Второе приложение состоит из четырех частотных и четырех алфавитно-частотных словарей следующих книг: «Собрание стихов 18 891 903 г.», «Собрание стихов. Книга вторая. 1903;1909», «Последние стихи», «Сияния». Третье приложение дает сопоставление частотных имен существительных словарей книг Гиппиус и других авторов.

Основная часть диссертации изложена на 175 страницах компьютерной распечатки, 24 страницы занимают примечания, 27 страниц — список источников и литературы. Список источников содержит 101 наименование, список литературы — 320 наименований. Вся использованная в диссертации литература распределена по двум разделам: работы о творчестве Гиппиус и работы общего характера, включающие в себя общетеоретические труды и работы философов.

Выводы.

1. Метафизика Гиппиус эклектична: в ее основе лежат философские идеи Платона, Мани, Ф. Ницше, Ф. Достоевского, Н. Чернышевского, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, А. Бергсона, О. Вейнингера.

2. Гиппиус трансформировала их собственными философскими представлениями.

3. Главный принцип мироздания — тройственность — проявляется в самых разных сферах. Гиппиус выделяет три периода в истории человечества, три ипостаси человеческого существования, треугольник человеческих отношений. Вершиной тройственности является Божественная Троица.

4. Историческому христианству противопоставляется апокалипсическое христианство, в котором исчезнут все противоречия: дух и плоть, пол и характер, индивидуальность и общественность, рабство и свобода, атеизм и религиозность.

5. Гиппиус соединяет задачи религиозного и общественно-политического обновления России. В результате реализации «религиозной общественности» на земле установится царство Божие.

6. Триада метафизики Гиппиус — Личность, Пол и Общественность.

7. Чтобы стать личностью, человек должен преодолеть свой индивидуализм и научиться любить в себе высокое, божественное начало.

8. Духовный путь человека устремлен к Богу, он сложен и длителен. На этом пути человек руководствуется волей к добру и готовностью к очищающему страданию.

9. Любовь соединяет личность и Бога, личность и общество.

10. Основные принципы метафизики любви — богочеловечность, духовно-телесность, андрогинизм — Гиппиус наследует у Вл. Соловьева, по-своему их интерпретируя и развивая.

11. Свобода не есть своеволие, идея свободы есть идея свободы в Боге.

12. Смерть — враг всякой жизни, желание смерти — результат духовной слабости человека, неготовности к страданию. Смысл человеческой жизни — в борьбе со смертью.

13. Апокалипсическое христианство победит время и смерть, в будущем человек уподобится Богочеловеку, человечество реализует Царство Божие на земле.

14. С 1900;х гг. и до отъезда в эмиграцию Гиппиус не только теоретически разрабатывает эти идеи, но и стремится к их действенному воплощению.

Заключение

.

Поэтический мир Гиппиус 1889—1919 годов исследован в трех аспектах: тематике, формах выражения авторского сознания, метафизическом подтексте.

I. При изучении тематики мы опирались на анализ частотных словарей трех книг, изданных до эмиграции: «Собрание стихов 1889—1903 гг.», «Собрание стихов. Книга вторая. 1903;1909», «Последние стихи». Исследование частотных словарей книг Гиппиус позволило: 1) через статистическое и контекстуальное изучение минимальных тем раскрыть тематический спектр каждой книги- 2) определить своеобразие поэтического мира лирики 18 891 918 гг. в целом и каждой отдельной книги в частности.

1. Самые частотные минимальные темы «Собрания стихов 1889—1903 гг.» {быть, душа, сердце, любовь, любить, знать, один, небо, Ж^ ЫЗ НЬ ш идти) формируют центральную тему лирики Гиппиус — «Человек». Он одинок (числительное один в подавляющем большинстве случаев относится к человеку) и стремится к любви. Человек находится в постоянном движении внутри двух оппозиций: небо — земля, чувство — разум. В семантическом поле «Человек» преобладает семантическая группа «Внутренний мир человека». Слова, входящие в эту группу, тяготеют к образованию антонимичных пар. Это передает сложность и противоречивость чувств и переживаний человека. Лексика первой книги позволяет охарактеризовать и мир, окружающий человека. При исследовании этого мира опора делается на анализ имен собственных и слов, приобретающих это значение в текстах Гиппиус. Это мир, лишенный признаков реального исторического времени и пространства (подавляющее большинство имен собственных называют условно-поэтические образы христианской религии и мифов народов мира). Это мир физической и эмоциональной пустоты (обилие отрицательных частиц, слов с приставками не-/ни-, без-/бес-).

2. Исследование словаря «Собрания стихов. Книги второй. 1903;1909» показывает, что внимание Гиппиус, как и в первой книге, сосредоточено на изображении чувств и переживаний человека. На фоне тематической близости двух книг отметим усложнение этого внутреннего мира. Самые частотные минимальные темы второй книги: быть, душа, любовь, любить, сердце, хотеть, знать, земля, один, дать. По сравнению с первой книгой человек занимает более активную позицию: ему недостаточно любить и знать. Он переполнен желаниями, просит, а подчас требует (глагол «дать» в разных формах — один из самых частотных). В первой книге человек был устремлен к небу, во второй — он ближе к земле. Мир, окружающий человека, сохраняет свою условность во временном аспекте. Структура художественного пространства усложняется: условное пространство соединяется с пространством реальным, но подвергающимся трансформации под воздействием петербургского мифа. При этом происходит сужение пространственных и временных границ за счет резкого уменьшения имен собственных.

3. Поэтический мир «Последних стихов» существенно меняется. Самые частотные минимальные темы — знать, слово, белый, земля, быть, война, Господь, душа, мертвый, Бог. Центральная тема книги — трагические события современной русской истории. Если в первых двух книгах человек прежде всего стремился к собственному духовному преображению, в третьей книге он живет верой в спасение России. Если в первых двух книгах человек находился в состоянии постоянной борьбы между темными и светлыми началами собственного внутреннего мира, в третьей книге в нем формируются гражданские чувства. Они так же сложны и противоречивы, как и интимные чувства человека (вера в будущее возрождение страны и отчаяние от торжествующего хаоса, ненависть и любовь к России). Анализ семантических групп тематической сферы «Человек» показывает, что в «Последних стихах» психологический портрет человека дополняется биологическими и социальными характеристиками. Человек существует в реальном историческом времени, реальном пространстве, которое в этой книге трансформируется не только под воздействием петербургского мифа, но и легенды о св. Георгии («Имя»).

4. Вопрос о наличии / отсутствии эволюции тематики в поэтическом мире Гиппиус в целом обусловил создание словаря последней книги «Сияния» (1938 г.) и сравнение частотных словарей ее четырех книг попарно методом корреляционного анализа. Анализ показал, что все словари коррелируют между собой с высокими положительными коэффициентами. При этом словарь первой книги стихов коррелирует со словарем второй почти в той же мере, что и словари последней с первой. В контексте всего творчества очевидной эволюции тематики в лирике Гиппиус не наблюдается. Вследствие ограниченности тематического спектра сферой «Человек» поэтический мир Гиппиус внешне статичен. Однако постоянные поиски человеком себя и идеала обуславливают внутреннюю динамику.

5. Сопоставление частотных словарей книг Гиппиус с частотными словарями поэтов-предшественников и современников показывает близость поэзии Гиппиус к романтической и неоромантической поэзии. Самые высокие коэффициенты корреляции со словарями лирики Ф. Тютчева, книги А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме», книги Н. Гумилева «Огненный столп». С каждой новой книгой поэт обретает всё большую творческую оригинальность.

II. Центральная тема лирики Гиппиус «Человек» раскрывается в большинстве случаев через образ субъекта. Вслед за.

Б. О. Корманом мы выделили четыре субъектные формы выражения авторского сознания: собственно автор, автор-повествователь, герой ролевой лирики, лирический субъект.

1. Собственно автор присутствует в немногочисленных сюжетных стихотворениях и в нескольких медитативных текстах с элементами афористичности.

2. Автор-повествователь раскрывает общественную позицию, мировоззренческие взгляды Гиппиус. В «Последних стихах» резко возрастает количество стихотворений с автором-повествователем, что обусловлено отказом Гиппиус от эмоций, имеющих интимный характер.

3. Ролевая лирика Гиппиус отличается от традиционной отсутствием речевой маски субъекта. В своем исследовании мы выделили как ролевые те стихотворения, в которых есть явные признаки «чужого» сознания. На него указывают подзаголовки, посвящения, названия, авторские комментарии. Порой для выявления элементов «чужого» сознания необходимо привлечение дневниковых, мемуарных, эпистолярных материалов.

4. В поэтическом мире Гиппиус наиболее разработана форма лирического субъекта. По отношению к ней другие формы играют подчиненную роль. В «Собрании стихов 1889—1903 гг.» субъект, максимально приближенный к авторскому сознанию, выражен в 70 стихотворениях (71% от общего количества текстов), в «Собрании стихов. Книге второй. 1903;1909» -в 42 (63%), в «Последних стихах» — в 18 (39%), в книге «Сияния» — в 28 (70%). В большинстве стихотворений третьей книги лирический субъект сливается с автором-повествователем (41%) в социальном аспекте. Лирический субъект Гиппиус невозможно соотнести с традиционным образом лирического героя. Автор-женщина создает субъект своей лирики в мужском роде. Лирический субъект Гиппиус чрезвычайно условен: лишен биографии, каких-либо возрастных, портретных, в лирике 1890 — начала 1900 гг. социальных примет. В большинстве текстов он существует в абстрактном мире, вне исторического времени и реального пространства. Именно такой герой стал лирическим двойником автора, стремящегося к метафизическому осмыслению мира и человека. Душевные и духовные искания лирического субъекта прослежены нами в диахронии. Психологическая модель раскрывается через минимальные темы души, сердца, духа. Душа лирического субъекта отличается двойственностью: она то противопоставлена духу, то стремится слиться с ним через преображение. В психологической модели связующим звеном между душой и духом является сердце. Внутренние искания лирического субъекта носят религиозный характер. Его духовный путь осложнен ощутимым присутствием темных сил, удаленностью и молчанием Бога, неприятием ортодоксального христианства и стремлением к обновлению веры. Волей и разумом лирический субъект устремлен к метафизическому добру, духовному пробуждению, к преображению себя и «другого». Однако мощная рефлексия, противоречивость душевного мироощущения препятствуют четкой направленности его движения. На своем духовном пути лирический субъект проходит множество кругов, не умея «вытянуть их в черту».

Социальная позиция субъекта лирики определяется идеалами свободы и демократии. Он стремится непосредственно участвовать в реализации «религиозной общественности», воспринимая политические события в контексте вселенской теократии. Субъект лирики активно противостоит «царству Антихриста», веря в грядущее возрождение России.

5. Проведенное исследование субъектно-объектных отношений показало умеренную выраженность коммуникативного статуса в лирике Гиппиус. Основная модель субъектно-объектных отношений в первых двух книгах: «я» избегает какого-либо контакта с «они», не может реализовать подлинных отношений с «он"/"она», стремится к духовному единению с «ты». Субъект испытывает потребность в истинном сближении с объектом, видя в этом способ преодоления отчужденности от самого себя, людей, мира, Бога. Однако близость оказывается недостижимой, субъект остается одинок. В стихотворениях 1914;1919 гг. «я» отказывается от взаимодействия с «другим». Это обусловлено глубоким разочарованием субъекта лирики в человеке и человечестве.

III. В медитативной лирике Гиппиус выражены ее представления о Боге, человеке, любви, смерти, времени, обществе. В основе ее метафизики — оптимистический пафос будущего Преображения. Гиппиус верит, что новой эрой вселенской истории явится Царство Третьего Завета, когда в Святом Духе произойдет соединение Бога Отца и Бога Сына и на земле установится Царство Божие. Путь к этому лежит через любовь. Любовь к другому восстановит в человеке Богочеловека, свободное любовное единение людей создаст единое соборное человечество. Эти идеи сформулированы в дневниках, статьях, письмах, воспоминаниях Гиппиус, которые мы рассмотрели как метафизический подтекст ее лирики.

Поэтический мир Гиппиус предстает замкнутой лирической системой с доминирующей субъектной формой выражения — лирическим субъектом. Данная форма позволила поэту раскрыть глубины своего внутреннего «я», сокровенные мысли и переживания, философские представления о бытии. Через духовное бессилие лирического субъекта Гиппиус удалось передать апокалипсические настроения человека рубежа веков, дух времени и «безвременья».

Список условных сокращений.

1. ГЛМ — Отдел рукописей Гос. Литературного музея (Москва).

2. Петербургские дневники — Гиппиус 3. Петербургские дневники 1914;1919 // Гиппиус 3. Н. Живые лица: Стихи. Дневники. Кн. 1. -Тбилиси, 1991.

3. 3. Н. Гиппиус. Стихотворения — 3. Н. Гиппиус. Стихотворения / Вст. ст., сост., подг. текста и примеч. А. В. Лаврова — СПб.: Академический проект, 1999.

4. Из переписки 3. Н. Гиппиус — Pachmuss Ternira. Intellect and Ideas in Action. Selected Correspondence of Zinaida Hippius. Из переписки 3. H. Гиппиус. — Munchen: Wilhelm Fink Verlag, 1972.

5. ИРЛИ — Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (С.-Петербург).

6. А. В. Лавров — Лавров А. В. 3. Н. Гиппиус и ее поэтический дневник // 3. Н. Гиппиус. Стихотворения. — СПб.: Академический проект, 1999.

7. Переписка с В. Я. Брюсовым — Переписка 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Д. В. Философова с В. Я. Брюсовым (1901 — 1903 гг.) // Российский литературоведческий журнал. — 1994. — № 5/6. Продолжение переписки описывается без сокращения.

8. РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства (Москва).

9. РНБ — Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (С.-Петербург).

10. Русский символизм — Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. — СПб: Академический проект, 1999.

11. Черные тетради — «Черные тетради» Зинаиды Гиппиус / Подготовка текста М. М. Павловой. Вступ. статья и примечания М. М. Павловой и Д. И. Зубарева // Звенья: Ист. альм. Вып. 2. — М.- СПб, 1992. — С. 11−173.

12. Экз. ИМЛИ — Экземпляр «Собрания стихов 1889—1903 гг.» с рукописными маргиналиями автора, хранящийся в библиотеке Института мировой литературы РАН.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Я. Лирика З.Н. Гиппиус // Новый путь. 1904. -№ 10. — С. 214−222.
  2. Г. В. //Новый журнал. 1971. — Кн. 104. — С. 292−295. -Рец. на кн.: Pachmuss Т. А. Zinaida Hippius: An Intellectual Profile." Carbondale- Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1971.
  3. Г. В. Зинаида Гиппиус // Адамович Г. Одиночество и свобода: Лит.-критич. ст. СПб.: Logos, 1993. — С. 83−92.
  4. K.M., Лавров A.B. 3. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество // Гиппиус 3. Н. Сочинения: Стихотворения- Проза.-Л., 1991. С. 3-44.
  5. И. Ф. О современном лиризме. 3. «Оне» // Аполлон. -1909. № 3. — Отд. 1. — С. 5−29.
  6. С. П., Семибратова И. В. Зинаида Гиппиус // Бавин С. П., Семибратова И. В. Судьба поэтов серебряного века: Библиогр. очерки. -М., 1993. С. 116−123.
  7. С.П. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869−1945): Библиогр. материалы. — М.: Рос. гос. б-ка, 1995.
  8. И.И. Эволюция темы «О человеке» в поэзии Зинаиды Гиппиус// Возрождение. 1965, — № 167.- С. 26−36.
  9. H.B. Зинаида Гиппиус // Русская речь. — 1994. — № 4. — С. 29−31.
  10. Е. В. «Игра загадочней всего.» // Гиппиус 3. Н. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. — М., 1991.—С. 6−18.
  11. А. Поэзия и проза (беллетристическая) «Нового пути» // Московские ведомости. 1903. — 4 окт. (№ 271). — С. 3.
  12. A.B. Рецензия. // Дни. 1923. — № 57 (7янв). — С. 15. -Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Стихи. Дневник 1911−1921. — Берлин: Слово, 1922. — 133 с.
  13. А. В. По памяти, по записям. Париж: La presse libre, 1980.
  14. Т.П. Зинаида Гиппиус и «новое религиозное сознание» в России // Женщины в России в XX столетии: Уроки прошлого, реалии и перспективы. — Иваново, 1993,—С. 38−47.
  15. А. Десять лет «Северных цветов» // Русская мысль. -1911. № 10. — С. 22−25.
  16. А. Начало века. М.- Л.: ОГИЗ — ГИХЛ, 1933.
  17. А. Между двух революций. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934.
  18. А. О Блоке. Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М.: Автограф, 1997.
  19. H. Н. Курсив мой. М.: Согласие, 1996.
  20. H.A. Преодоление декадентства: О Зинаиде Гиппиус // Московский еженедельник. 1909. — № 19 (16 мая). — С. 49−58.
  21. А. А. Безвременье // Золотое руно. 1906. — № 11/12. -С.113.
  22. А., Белый А. Переписка. М.: Изд-ие Гос. литер, музея, 1940.
  23. А. А. Записные книжки, 1901−1920. М.: Худож. лит., 1965.
  24. А. А. Дневник. -М: Сов. Россия, 1989.
  25. А. И. Критические заметки // Мир Божий. 1904. -№ 1. — Отд. 2. — С. 82−86. — Под п.: А. Б. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов 1889—1903 гг. — М.: Скорпион, 1904. — VI, 179, III с.
  26. Н.А. Любовь одна (О творчестве Зинаиды Гиппиус) // Гиппиус З. Н. Стихотворения- Живые лица. — М., 1991. — С. 5−22.
  27. В. Я. Рецензия. // Русская мысль. 1910. — № 7. -С. 205−206. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н: Собрание стихов. Книга вторая. 1903−1909. — М.: Мусагет, 1910. — 126 с.
  28. В.Я. Женщины поэты // Брюсов В. Я. Далекие и близкие: Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. — М., 1912. — С. 149−150.
  29. В. Я. 3. Н. Гиппиус // Новый энциклопедический словарь. Т. XIII. -Пб., 1913. — С. 577−579.
  30. В. Я. Дневники, 1891−1910. -М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1927.
  31. В.Я. Среди стихов: 1894−1924: Манифесты, статьи, рецензии. — М.: Сов. писатель, 1990.
  32. В. JT. Журнальное обозрение // Кавказ. 1897. — № 105 (23 апр.). -С. 2.
  33. Е. Л. Из неопубликованного и малоизвестного о революции // Петроградская интеллигенция в 1917 году: Сб. статей и материалов. -М.- Л., 1990. -С. 176−182.
  34. С. А. Мережковская // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1896. -Т. 37. — С. 113−1 14.
  35. Венгерова 3. A. Lettres russe // Mercure de France. 1898. -№ 6. -С. 928−931.
  36. Венгерова 3. A. Русский символизм в оценке французской критики // Новости. 1901. — № 114 (27 апр.). — С. 2.
  37. H.H. Рецензия. // Новое время: Ил. прил. 1903. -4 дек. (№ 9968). — С. 9−10. — Подп.: Ю-н. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов 1889—1903 гг. — М.: Скорпион, 1904. — VI, 179, III с.
  38. М. В. Гиппиус в письмах // Новый журнал. 1954. -№ 37. — С. 183−210.
  39. JI. Н. Парнасские трофеи // Киевская мысль. -1910. № 215 (6 авг.). — С. 5. -Поди.: Л. В.
  40. А. Л. Современная русская беллетристика // Прибалтийский край. 1901. — 7 дек. (№ 270). — С. 1−2- 8 дек. (№ 271). -С. 1−3- 10 дек. (№ 272). — С. 1−2.
  41. А. Л. Современная русская поэзия // Северные цветы на 1902 г., собранные книгоиздательством «Скорпион». М., 1902. — С. 222−246.
  42. А. Л. Борьба за идеализм: Критич. статьи. СПб.: Изд-во Н. Г. Молоствова, 1900.
  43. А. Л. Книга великого гнева: Критические статьи. Заметки. Полемика. СПб.: Труд, 1904.
  44. А. Л. Русские женщины / Предисл., коммент., публ. А. Л. Евстигнеевой // Минувшие: Ист. альманах. — 1995. — № 17. — С. 260−265.
  45. И. И. Андрей Белый и другие // Гарин И. И. Пророки и поэты. -М., 1994. -Т. 4. -С. 421−422.
  46. .Б. Очерки русского прогресса: Статьи исторические, по общественным вопросам и критико-биографические. СПб.: Товарищество художественной печати, 1900.
  47. В. В. Наши поэтессы // Неделя «Вестника знания». -1912. № 50 (16 дек.). — С. 770−777.
  48. О. Д. «Веет знамя Интернационал!» // Голубева О. Д. Автографы заговорили. -М., 1991. -С. 219−224.
  49. К. Черный силуэт Зинаиды Николаевны // Книжное обозрение. 1991. -№ 38 (20 сент.). -С. 9.
  50. М. Беглые заметки // Нижегородский листок. 1896. -10 сент. (№ 250).
  51. М. JI. 3. Н. Гиппиус /./ Гофман М. J1. Книга о русских поэтах последнего десятилетия: Очерки. Стихотворения. Автографы. СПб.- М., 1909. — С. 174−194.
  52. П. Ф. 3. Н. Гиппиус // Гриневич П. Ф. Очерки русской поэзии. 2-е изд. — СПб., 1911. — С. 365-368.
  53. . А. Рецензия. // Утро России. 1910. — 22 мая (№ 153). — С. 5. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов. Книга вторая. 1903−1909. — М.: Мусагет, 1910. — 126 с.
  54. Р. Рецензия. // Новая русская книга. 1922. — № 8. -С. 16−17. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Стихи. Дневник 1911−1921. -Берлин: Слово, 1922. — 133 с.
  55. H.H., Берсенев H.H. Религиозный колорит в творчестве 3. Гиппиус // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. — Киров, 1996. —Т. 2. —С. 85−87.
  56. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции / Сост., авт. пре-дисл. и коммент. В. Крейд. —М.: Республика, 1994.
  57. Дж. С. По материалам архива Д. В. Философова // Лица: Биогр. альм. -М.- СПб, 1994. -Вып. 5. -С. 444−459.
  58. А. К. Религия. Психологические параллели. Киев: Изд-во журн. «Искусство», 1913.
  59. С. Женское о не женском // Женское дело. 1913. -№ 10 (15 мая). — С. 14−18.
  60. Л.У. Числовая символика в польскоязычных виршах Симеона Полоцкого и поэзии Зинаиды Гиппиус // Древняя Русь и Запад. -М., 1996. С. 220−224.
  61. В. З.Н. Гиппиус: Ее судьба // Новый журнал. 1952. -№ 31. — С. 139−152.
  62. В. А. Тяжелая душа. Посмертное изд. — Вашингтон: Рус. кн. дело в США, 1970.
  63. А. «Все карточки от рая открепляю.»: Штрихи к портрету Зинаиды Гиппиус // Русская мысль. — 1995. — № 4095. — С. 10- № 4096. -С. 10, 12.
  64. Л. Воспоминания: Книга об отце. — М.: РИК «Культура», 1992.
  65. Иванов-Разумник Р. В. Бобок // Знамя. 1919. — № 2 (3 февр.). -С.17−20.
  66. И. Н. Публицистические статьи, стихотворения и рассказы на военные темы // Русские ведомости. 1915. — 19 июня (№ 140). — С. 5.
  67. А. А. Мистическая поэзия XX века // Биржевые ведомости: Утр. вып. 1903. — 6 дек. (№ 604). — С. 2.
  68. В. Рецензия. // Руль. 1922. — № 464 (28 мая). — С. 9. — Рец. на кн.: Гиппиус 3.Н. Стихи. Дневник 1 911−1921. — Берлин: Слово, 1922. — 133 с.
  69. Л. М. Рецензия. // Речь. 1911. — 10 янв. (№ 9). — С. 3. -Подп.: Л. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов. Книга вторая. 1903−1909. — М.: Мусагет, 1910. — 126 с.
  70. . А.Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году // Лит. обозрение. 1991. -№ 3. -С. 98−106.
  71. Е. А. Рецензия. // Образование. 1906. — № 9. -С. 94−96. — Рец. на кн.: Гиппиус 3. Н. Алый меч: Рассказы (4-я книга). — СПб.: Изд-во М. В. Пирожкова, 1906. — 480 с.
  72. И. Об отпевании новой русской поэзии // Северные цветы на 1901 год, собранные книгоиздательством «Скорпион». -М., 1901. С. 180−188.
  73. Н. В. Роман 3. Гиппиус «Чертова кукла» в контексте русской прозы начала XX века: Автореф. дис. канд. фил. наук. — Коломна, 2000.
  74. Н. В. Опыт свободы Зинаиды Гиппиус: Вступ. ст. // Гиппиус З. Н. Опыт свободы. -М., 1996. -С. 5−22.
  75. Н. В. Неизвестные письма А. А. Блока к Д. С. Мережковскому и 3. Н. Гиппиус в американском архиве // Памятникикультуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1994. М., 1996. — С. 27−43.
  76. М. А. Рецензия. // Аполлон. 1910. — № 8. — С. 62−63. -Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов. Книга вторая. 1903−1909.- М.: Мусагет, 1910. 126 с.
  77. Г. Н. Грасский дневник // Знамя. 1990. — № 4. — С.168−206.
  78. Е.Я. «Декадентская мадонна»: Вступит, ст.. // Гиппиус З. Н. Живые лица: Стихи. Дневники. Воспоминания: В 2 кн. — Тбилиси, 1991. -Кн. 1. -С. 5−24.
  79. A.B. Архив П. П. Перцова // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1973 год. Л., 1976. — С. 38−47.
  80. A.B. «Люди и нелюди»: Из публицистики З. Н. Гиппиус первых послеоктябрьских месяцев: Вступит, ст. // Лит. обозрение.- 1992. № 1. — С. 52−53.
  81. A.B. З.Н. Гиппиус. «Парижские рассказы»: Вступит, ст. // Лит. обозрение. 1996. -№ 5/6. -С. 79.
  82. А. В. Письма Андрея Белого и Валерия Брюсова в собрании Амхерстского центра русской культуры // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1997. М., 1998. — С. 45−57.
  83. А. В. 3. Н. Гиппиус и ее поэтический дневник // 3. Н. Гиппиус. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 1999. — С. 5−68.
  84. Jl-p. Гиппиус З. Н. Рецензия. // Голос России. 1922. — № 1013 (23 июля). — С. 5−6. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Стихи. Дневник 1911−1921″ - Берлин: Слово, 1922. — 133 с.
  85. Е. Г. Проза и поэзия 3. Гиппиус // Заветы. 1913. -№ 1. — Отд. 2. — С. 68−79.
  86. Е. Г. Религия и лирика несвободной души: (3. Н. Гиппиус) // Лундберг Е. Г. Мережковский и его новое христианство. СПб., 1914. — С. 145−192.
  87. Е. Г. Поэзия 3. Гиппиус // Русская мысль. 1912. -№ 12. — С. 55−66.
  88. С. К. На Парнасе «Серебряного века». — Мюнхен: Изд-во ЦОПЭ, 1962.
  89. Ф. И. Что такое русское декадентство // Образование. 1905. — № 9. — С. 125−142.
  90. Д. Е. Новый путь // Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Е. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы. -Л., 1930. С. 129−254.
  91. В. Г. О смерти в современной поэзии // Заветы. -1912.- № 7. Отд. 2. — С. 98−108.
  92. А. Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус: Лекция, прочитанная в 1989 году // Русская мысль. — Париж, 1994.-№ 4055.-С. 17- № 4056.- С. 17- № 4057.-С. 17.
  93. М. О. Рецензия. // Русский вестник. 1904. -№ 5.- С. 246−248. Подп.: М. М-в. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов 1889—1903 гг. — М.: Скорпион, 1904. — VI, 179, III с.
  94. Д. С. Ночью о солнце // Русское слово. 1910.- 18 июня (№ 138).
  95. Д. С. Не мир, но меч: К будущей критике христианства. СПб.: Изд-во М. В. Пирожкова, 1908. — С. 98−101.
  96. В. А. Заклинанье: (О поэзии 3. Гиппиус) // Русская словесность. 1994. — № 1. — С. 74−84.
  97. З.Г. А. Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сб. IV: Ученые записки Тартуского государств, ун-та: Вып. 535. Тарту, 1981. — С. 116−222.
  98. В. Сияния стихи 3. Гиппиус // Иллюстрированная Россия.-- 1938.-№ 24. — С. 19.
  99. Н.К. Г-жа Гиппиус и «ступени к новой красоте» // Михайловский Н. К. Отклики. СПб., 1904. — Т. 1. — С. 3 16−332.
  100. К. В. Русские поэтессы. II. Зинаида Гиппиус // Звено. 1923. — № 7 (19 марта). — С. 2. Перепечатано: Дружба народов. — 1995. — № 5/6. — С. 222−224.
  101. H.H. Религиозные стихи Зинаиды Гиппиус // Материалы XI научной конференции профессорско-преподавательского состава (18−22 апреля 1994 года). -Волгоград, 1994. -С. 427−432.
  102. Н.И. Теория верхнего и нижнего неба (3. Гиппиус) // Неженец Н. И. Русские символисты. —М., 1992.—С. 3 1−42.
  103. А.Н. З.Н. Гиппиус // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энцикл. биогр. словарь. — М., 1997. С. 172−175.
  104. Н.И. (при участии Макаровой Л.) Гиппиус З. Н. // Русские писатели. 1800−1917: Биогр. словарь. — Т. 1: А-Г. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. —С. 566−570.
  105. Н. И. Зинаида Гиппиус: «Неугасим огонь души."// Октябрь. 1992. — № 8. — С. 169−173.
  106. Н.И. Послесловие // Гиппиус З. Н. Стихи и проза: Избранные произведения. Воспоминания. —Тула, 1992. —С. 404—427.
  107. М.М. З.Н. Гиппиус. Воображаемое: Вступит, ст. // Звезда. 1994. -№ 12. -С. 116−118.
  108. M. М. Мученики великого религиозного процесса // Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Д. Философов: Сборник. М., 1999. -С. 7−54.
  109. М.М., Зубарев Д. И. «Черные тетради» Зинаиды Гиппиус // Звенья: Ист. альм. 1992. -Вып. 2. -С. 11−19.
  110. Т. А. Переписка 3. Н. Гиппиус с Б. В. Савинковым // Воздушные пути. Нью-Йорк, 1967.-№ 5.- С. 161−167.
  111. Т. А. Зинаида Гиппиус: «Эпоха Мира искусства» // Возрождение. 1968. — № 203. — С. 66−73.
  112. Т. А. Гиппиус 3. H. Contes d’amour // Возрождение. -1969. № 210. — С. 57−76.
  113. Т. А. Дневник Зинаиды Николаевны Гиппиус «О Бывшем» // Возрождение. 1970. — № 217. — С. 56−78.
  114. П. П. Ранний Блок. М.: Костры, 1922.
  115. В.М. Андрей Белый и другие: Предисловие // Воспоминания об Андрее Белом. — М., 1995. —С. 5−13.
  116. Т. И. Критические очерки. З. Н. Гиппиус // Курьер. -1900. № 238 (28 авг.). — С. 3.
  117. Н. Е. 3. Н. Гиппиус // Поярков Н. Е. Поэты наших дней: Критические этюды. М., 1907. — С. 30-39.
  118. М.Ф. «Серебряный век» русской поэзии // Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX начала XX в. — Л., 1991. -С. 511−517.
  119. В. Русская лира о жизни и смерти. XX век // Человек. 1991. -№ 6. — С. 185−186.
  120. Рецензия. // Московские ведомости. 1904. — 10 янв. (№ 10). -С. 5. — Поди.: Д.Л. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов 1889—1903 гг. — М.: Скорпион, 1904. — VI, 179, III с.
  121. Рецензия. // Русская мысль. 1904. — Отд. 2. — № 7. — С. 20 620 208. — Без подп. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов 1889—1903 гг. — М.: Скорпион, 1904. -VI, 179, III с.
  122. Рецензия. // Против течения. 1910. — № 2 (22 окт.). — С. 4. -Без подп. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов. Книга вторая. 1903−1909. — М.: Мусагет, 1910. — 126 с.
  123. С.Н. Жанна д’Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль 3. Гиппиус. — М.: О-во «Знание» Российской Федерации, 1992.
  124. С.Н. Послесловие // Мережковский Д. С. Больная Россия. Л., 1991. — С. 238−268.
  125. .А. Обзор русских журналов // Весы. 1909. -№ 2. — С. 85−88.
  126. Святополк-Мирский Д. П. Зинаида Гиппиус // Версты. 1928. — № 3. — С. 141−144.
  127. Н. JI. Солдатские письма: (Новая книга З. Гиппиус)// Журнал журналов. 1 91 5. — № 33 (дек.). — С. 10−11.
  128. А. А. Рецензия. // Хроника журн. «Мир искусства». 1903. — № 16 (30 дек.). — С. 181−183. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов 1889—1903 гг. — М.: Скорпион, 1904. — VI, 179, III с.
  129. О.П. Черный вечер, белый снег. —М.: Наследие, 1993. — С.159−164.
  130. Соболев A. J1. «Грядущее» Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус // De visu. 1993. -№ 2. — С. 42−43.
  131. А.Л. Мережковские в Париже (1906−1908) // Лица: Биогр. альм. -М.- СПб, 1992. -Вып. 1. -С. 319−371.
  132. М. Л. Джером К. Джером, П.Н. Милюков и министр внутренних дел Д. Протопопов: Об одном источнике «Петербургских дневников» З. Н. Гиппиус // Лит. обозрение. — 1996. — № 5/6. — С. 4−6.
  133. Н. Я. Декадентские видения // Народ. 1897. — № 347 (4 дек.). — С. 2. — Подп.: Omnibus.
  134. Ю. К. З.Н. Гиппиус // Терапиано Ю. К. Встречи. -Нью-Йорк, 1953. С. 36−42.
  135. Н. Зинаида Гиппиус // Возрождение. 1955. — № 43. -С. 87−96.
  136. Р. Д. Зинаида Гиппиус: Предисл. // Родник. — Рига, 1988. -№ 1. С. 23.
  137. Н.Е. «В дело вмешался «Викжель» .» // Русская речь. 1996. -№ 5. -С. 24−27.
  138. В. В. «Мне нужно то, чего нет на свете.»: Вступит, ст. // Гиппиус З. Н. Чертова кукла: Проза. Стихотворения. Статьи. — М., 1991. -С. 5−16.
  139. Л. М. Переписка из двух миров // Нева. 1971. — № 8.-С.184−187.
  140. В. Ф. Рецензия. // Русские ведомости. 1917. — 6 дек. (№ 269). — С. 2. — Подп.: W. — Рец. на кн.: Восемьдесят восемь современных стихотворений, изданных 3. Н. Гиппиус. — Пг.: Огни, 1917. -96 с.
  141. В. Ф. Двадцать два // Возрождение. 1938. — № 4136 (17 июня). — С. 9.
  142. В. Ф. Колеблемый треножник: Избранное. —М.: Сов. писатель, 1991.
  143. М. Рецензия. // Современные записки. 1938. — № 67. -С.449−450.
  144. В. А. «Твой брат, Петрополь, умирает.»: о России, революции, культуре // Ясная Поляна. — 1992. -№ 4. С. 89−114.
  145. М. Пифия русской смуты // Посев. — 1994. — Г. 50, № 3. С. 105−108.
  146. К. И. 3. Гиппиус//Чуковский К. И. Лица и маски. -СПб., 1914. С. 165−177.
  147. М. С. О блаженстве имущего: Поэзия 3. Н. Гиппиус.- М.: Изд-во «Альциона», 1912.
  148. М. С. Человек и время. История человеческого становления. М.: Сов. писатель, 1982.
  149. М. «Каким мне коснуться словом.» // Культура и свобода. -М., 1992. -№ ½. С. 88−92.
  150. В. М. Критические этюды // Курьер. 1903. — 1 дек. (№> 273). — С. 2−3.
  151. Л. Несколько граней З.Н. Гиппиус // Даугава. — 1989. -№ 9. С. 100−104.
  152. П. Ф. Рецензия. // Русское богатство. 1904. — № 1.- Отд. 2. — С. 1−5. Без подп. — Рец. на кн.: Гиппиус З. Н. Собрание стихов 1889—1903 гг. — М.: Скорпион, 1904. — VI, 179, III с.
  153. П. Ф. З.Н. Гиппиус // Якубович П. Ф. Очерки русской поэзии. 2-е изд. — СПб., 1911. — С. 365−368.
  154. B.C. Поля Елисейские: Книга памяти. Нью-Йорк: Серебряный век, 1983.
  155. И. И. Рецензия. // Новое слово. 1911. — № 3. -С. 155−156. — Подп.: Чуносов М. — Рец. на кн.: Гиппиус 3. Н. Собрание стихов. Книга вторая. 1903−1909. -М.: Мусагет, 1910. — 126 с.
  156. Hellman В. Poets and Despair. The Russian Symbolists in War and Revolution (1914−1918).- Helsinki, 1995.
  157. Ivask G. Russian Modernist Poets and the Mystic Sectarians // Russian Modernism: Culture and the Avant-Garde, 1900—1930 / Edited by George Gibian and H.W. Tjalsma. — Cornell University Press.—New York, 1985.-P. 85−87.
  158. Lampi H. Zinaida Hippius an S. P. Remisova-Dovgello // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1978. -Bd. 1. — P. 155−194.
  159. Maslenikov O. Andrey Biely and the Merezhovskys // Maslenikov O. The Frenzied Poets. — University of California Press, 1952. -P. 128−145.
  160. Maslenikov O. Disruption of Canonical Verse Norms in the Poetry of Zinaida Hippius // Studies in Slavic Linguistics and Poetics in Honor of Boris O. Unvegaun.-New York, 1968.-P. 89−99.
  161. Maslenikov O. Spectre of Nothingness: The Privative Element in the Poetry of Zinaida Hippius // Slavic and East European Journal. — 1966. -№ 4 P. 299−311.
  162. Matich O. Dialectics of Cultural Return: Zinaida Gippius. Personal Myth. Forthcoming in Cultural Mythologies of Russian Modernism: From the Golden Age to the Silver Age. — Berkeley: Univ. of California Press, 1992. P. 52−72.
  163. Matich O. The Merezhkovskys' Third Testament and the Russian Utopian Tradition // Christianity and the Eastern Slavs. Modern Russian Culture. — Berkeley: University of California Press, 1993. — Vol. II. — P. 158−171.
  164. Matich O. Lines on Circles: The Poetry of Zinaida Gippius // Russian Literature Triquarterly. — 1972. — № 4. P. 289—301.
  165. Matich O. Zinaida Gippius: Theory and Praxis of Love // Культура русского модернизма. — M.: Nauka. Oriental Literature Publishers, 1993. P. 237−250.
  166. Pachmuss T. A. Literary Quarrel: Zinaida Hippius versus Tatjana Manuxina // The Estonian Learned Society in America. — Yearbook IV (1964−1967). P. 63−82.
  167. Pachmuss T. A. Zinaida Hippius: An Intellectual Profile. Carbondale- Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1971.
  168. Poggioli R. Zinaida Gippius 11 Poggioli R. The Poets of Russia: 1890−1930. Cambridge, I960, — P. 111−113.
  169. Presto J. The Fashioning of Zinaida Gippius // Slavic and East European Journal. Tucson, 1998. — Vol. 42, № 1. — P. 58−75.
  170. S.J. «А fairy tale of love»?: The Relationship of Zinaida Gippius and Akim Volynsky // Oxford Slavonic papers. — 1991. — Vol. 24. -P. 121−144.
  171. Rosental Bernice Glatzer. Eschatology and the Appeal of Revolution: Merezkovsky, Bely, Blok // California Slavic Studies. — 1980. — № 11. -P. 105−140.1. Работы общего характера
  172. О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1966.
  173. В. С. Стих русской советской поэзии: Пособие для слушателей спецкурса. Смоленск: СГПИ, 1972.
  174. В. С. ««Генералам двенадцатого года»» М. Цветаевой: текст, подтекст и затекст // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. -1992. № 6. — С. 43−51.
  175. В. С. История русской поэзии: 1730−1980 гг. Компендиум. 2-е изд., испр. и доп. — Смоленск: Русич, 1994.
  176. В.С., Романова И. В., Самойлова Т. А. Темы и вариации русской поэзии XIX — XX веков//Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 2000 (в печати).
  177. К. Д. Горные вершины: Сб. статей. Кн. 1. -М.: Кн-во «Гриф», 1904.
  178. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  179. А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х т. М.: Искусство, 1994.
  180. Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х т. М.: Искусство, 1994.
  181. А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1992.
  182. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.- М.: Российское библейское общество, 1997.
  183. Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. М.: Республика, 1996.
  184. Л. М., Корман Б. О. Некрасов и Тютчев (к типологии лирических систем) // Некрасов Н. А. и его время. Вып. 2. Калининград, 1976. — С. 34−40.
  185. С. Н. Русская лирика XIX — начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 1977.
  186. Ван-дер Варден Б. Л. Математическая статистика. М.: Иностранная лит, 1960.
  187. О. Пол и характер. М.: Форум, 1991.
  188. Великодворская 3. Н., Галкина Г. С., Куперман Г. Б., Цапникова В. М. Частотный словарь романа Л. Н. Толстого «Война и мир». -Тула, 1978.
  189. А. Н. Историческая поэтика. -М.: Высшая школа, 1989.
  190. В. В. О поэзии Анны Ахматовой. Л.: Изд-во Фонетического ин-та яз., 1925.
  191. Т. В. Концепция истории в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист»: Автореф. дис. канд. фил. наук. — М., 1998.
  192. М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890−1917: Антология. -М., 1993.
  193. Г. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1971.
  194. М. О. Дух и душа // Наше наследие. 1993. -№ 28. — 80−87.
  195. JI. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.
  196. Н. К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма // Известия по русскому языку и словесности АН СССР. -М., 1930. С. 465−549.
  197. Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н. С. Письмо о русской поэзии. Пг., 1923.- С. 37−42.
  198. Н. М. Русское религиозное возрождение XX в. 2-е изд., испр. — Paris: YMCA-PRESS, 1991.
  199. В. И. Родное и вселенское. -М.: Республика, 1994.
  200. М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: АО «Славия», 1996.
  201. X. Э. Словарь символов. -М.: REFL-book, 1994.
  202. . О. Лирика Некрасова. 2-е изд., перераб. и доп. -Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1978.
  203. А. В. Алфавитно-частотный и частотный словари комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Смоленск: СГУ, 1996.
  204. П. В. Поэты-символисты в журнале «Северный вестник» // Русская советская поэзия и стиховедение: Материалы межвузовской конференции. М., 1969. — С. 113−135.
  205. П. В. История журнала «Северный вестник» // Ученые записки Ивановского гос. пед. ин-та им. Д. А. Фурманова. Т. 59. Иваново, 1970. — С. 51−89.
  206. Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998.
  207. Ю. И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах//Структурная типология языков. — М., 1966.— С. 199−215.
  208. А. Ф. Миф Число — Сущность. — М.: Мысль, 1994.
  209. Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Искусство, 1972.
  210. Материалы к частотному словарю языка Пушкина: Проспект. -М., 1963.
  211. Минц 3. Г. Понятие текста и символистская эстетика // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. I (5). Тарту, 1974. — С. 134−141.
  212. Минц 3. Г. Поэтика Александра Блока. СПб: Изд-во «Искусство СПБ», 1999.
  213. Минц 3. Г. Александр Блок и русские писатели. СПб: Изд-во «Искусство СПБ», 2000.
  214. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991.
  215. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -М.: Рос. энциклопедия, 1997.
  216. В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.
  217. Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997.
  218. А. История русского символизма. М.: Республика, 1998.
  219. Платон. Сочинения: В 3 т. -М.: Мысль, 1971.
  220. Е. М. Школьный топонимический словарь. М.: Просвещение, 1988.
  221. Поэтика русского реализма второй половины XIX века: Учебн. пособие / Сост. Н. А. Ремизова. Ижевск, 1978.
  222. Православный библейский словарь / Отв. ред. К. И. Логачев. -СПб.: ТОО «Вира», 1897.
  223. И. В. Частотный словарь «Стихотворений Юрия Живаго» Б. Л. Пастернака // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. 1997 год. Смоленск, 1997. — С. 28−55.
  224. Серебряный век в России: Избранные станицы. М.: Радикс, 1993.
  225. Симфония, или Алфавитный указатель к Священному писанию. Корнталь: Свет на Востоке, 1971.
  226. Словарь русского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1981−1984.
  227. В. С. Сочинения: В 2 т. -М.: Мысль, 1988.
  228. А. В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973.
  229. А. В. Словарь русских личных имен. М.: АСТ, 1998.
  230. А. Н., Бояринова Л. 3., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. -М.: Школа-Пресс, 1995.
  231. . В. Стих и язык. М.- Л.: Гос. изд-во худож. лит. 1959.
  232. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. -М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995.
  233. Ю. Н. Проблема стихотворного языка: Статьи. М.: Сов. писатель, 1965.
  234. Г. М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». -СПб.: Наука, 1995.
  235. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб: «Академический проект», 1999.
  236. Т. В. Материалы к поэтике Анны Ахматовой // Труды знаковым системам III. Ученые записки Тартуского ун-та. Тарту, 1967. — 180−208-
  237. Частотный словарь языка М. Ю. Лермонтова / Под ред. В. В. Бородина и А. Я. Шайкевича // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. — С. 719−774.
  238. В. Б. О теории прозы. М.- Л.: Изд-во «Круг», 1925.
  239. Эллис. Русские символисты. М.: Мусагет, 1910.
  240. А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: «ИЦ-Гарант», 1996.236
  241. Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.
  242. Geir Kjetsaa. A Norm for the Use of Poetical Language in the Age of Puskin: A Comparative Analysis. Oslo, 1983.
  243. Taranovsky K. Essays on Mandel’stam. — Cambridge, Massachusetts- London, 1976. а
Заполнить форму текущей работой