Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы государственного регулирования цен

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все производители (независимо от форм собственности) обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе зарегистрировать декларируемую цену, отказать в регистрации или… Читать ещё >

Методы государственного регулирования цен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ западных теорий и мирового опыта показывает, что существует более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования (рис. 3.3).

Все методы государственного регулирования можно подразделить на прямые и косвенные.

Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.

Установлен, например, соответствующими нормативными документами единый порядок формирования затрат, определены расходы, возмещаемые из прибыли, и г. п.

Основные методы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования приведены ниже:

  • 1. Общее замораживание цен (применяется крайне редко при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) и замораживание цен на отдельные товары или временный запрет на изменение цен. Так, ФЭК предложила заморозить ежеквартально меняющиеся тарифы сроком на год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы.
  • 2. Установление фиксированных цен и тарифов. Это один из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. Фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, это связано с тем, что заказчик имеет лишь ограниченный контроль за ходом 1 2[1]

выполнения контракта, а поставщик, в свою очередь, принимает на себя хозяйственный риск и одновременно получает возможности для получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

Методы государственного регулирования цен.

Рис. 33. Методы государственного регулирования цен.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени (например, предложение увеличивать цены на продукцию естественных монополий на 80% уровня инфляции) или предельного уровня цены (минимального или максимального).

С 1996 г. введены минимальные цены в качестве нижней границы на водку и ликеро-водочные изделия крепостью выше 28%, отечественные и импортные, для всех организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Установленные минимальные цепы включают оптовые цены организаций-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, таможенные платежи (если есть). Данные минимальные цены введены правительством в целях защиты национальных производителей водки и вытеснения с рынка производителей некачественной продукции и периодически пересматриваются.

На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

4. Установление предельного норматива рентабельности. Данный метод применялся при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. В 1992—1993 гг. были утверждены Правительством РФ предельные уровни рентабельности для предприятий-монополистов (в соответствии с Государственным реестром) дифференцированные по отраслям и группам продукции.

Предельный норматив рентабельности устанавливается на многие виды услуг, цены на которые регулируются местными властями (вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.).

За рубежом данный метод почти не используется. Он имеет серьезный недостаток — слабо заинтересовывает предприятие в снижении затрат.

  • 5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Разрешено устанавливать органам местной власти (например, в Санкт-Петербурге — на лекарства). Аптечные надбавки регулируются в 27 странах ЕС.
  • 6. Декларирование цен. Данный метод прямого государственного регулирования и нижерассмотренные методы в России в данный момент не применяются, однако активно используются в зарубежных странах.

По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все производители (независимо от форм собственности) обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе зарегистрировать декларируемую цену, отказать в регистрации или изменить ее.

  • 7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в США и Японии. Если цена превышает рекомендательный уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
  • 8. Установление паритетных цен. Последние рассчитываются для сельского хозяйства, учитывают изменения соотношений роста цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию. На основе этого оцениваются финансовые потери сельскохозяйственного производства.

Подобные паритеты ценовых соотношений можно определять и для отраслей промышленности и других отраслей экономики. Паритетные цены можно использовать для обоснования границ государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий в целях ограничения их неоправданного повышения, а также для установления возможных субсидий и льгот отдельным отраслям при возникновении крупных ценовых несоответствий.

В условиях рыночной экономики государство чаще использует не прямые методы государственного регулирования цен, а косвенные.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Таким образом, косвенное регулирование — регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

  • • мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  • • регулированием доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  • • использованием совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  • • регулированием налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Косвенное регулирование со стороны государства проводится с применением конкретных рыночных рычагов: учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов (минимальный уровень оплаты труда), валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

  • • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
  • • разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственного бюджета;
  • • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;
  • • выполнение государственными органами роли производителей и потребителей отдельных видов товаров и услуг. Например, производство и продажа, а значит и цены военной техники полностью находятся под контролем государства.
  • [1] Источник: Министерство экономического развития РФ. Consumer price index, CPI.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой