Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические аспекты взаимоотношений и взаимодействия ребенка со сверстниками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гендерные особенности общения также претерпевают изменения по мере взросления детей. Младшие дошкольники практически не обращают внимания на пол своего партнера, мальчики и девочки легко играют вместе. В старшем дошкольном возрасте общение начинает подчиняться строгому отбору по признаку пола. Мальчики играют с мальчиками, девочки — с девочками. Происходит распределение игрушек, ролей и даже… Читать ещё >

Социально-психологические аспекты взаимоотношений и взаимодействия ребенка со сверстниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы уже говорили о том, что социальная ситуация развития дошкольника во многом характеризуется тем, что сверстники постепенно становятся для ребенка более предпочтительными партнерами, чем взрослые. Общение с другими детьми, которые становятся не только партнерами по игре, но и друзьями, начинает занимать все больше места в жизни ребенка.

Как и общение со взрослыми, общение со сверстниками проходит ряд этапов. На первом этапе (2−4 года) преобладает эмоционально-практическое взаимодействие: сверстник является «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, прежде всего, себя. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, содержанием общения становится совместная игровая деятельность. Вместе с этим возникает потребность в признании и уважении со стороны другого ребенка. На третьем этапе общение приобретает черты внеситуативности, складываются устойчивые избирательные предпочтения[1].

На всех этих этапах группа сверстников влияет на развитие ребенка, который должен постоянно применять усвоенные им правила и нормы, примеряя их к конкретной ситуации, условиям, участникам взаимодействия. В совместной деятельности постоянно возникает необходимость согласовывать свои действия, уступать или настаивать на своем, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, способность к сотрудничеству и согласованию действий, умение отказаться от собственных желаний для достижения общих целей. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое мнение, не считаясь с интересами других. Первоначально дети-дошкольники обращаются к взрослому, который своим поведением показывает им способы и средства решения конфликтов. Становясь старше, дети выбирают тот или иной стиль поведения, который становится характерным для них на многие годы.

Хотя в дошкольном детстве ведущую роль в социализации продолжает играть взрослый, именно в общении со сверстниками наиболее ярко можно наблюдать процесс усвоения социальных норм и правил, появление таких сложных форм поведения, как притворство, юмор, хитрость и др. Столь широкий диапазон способов взаимодействия определятся многочисленными задачами, решаемыми ребенком при взаимодействии с другими детьми: управление действиями партнера, контроль за его поведением, оценка поступков другого ребенка, навязывание собственного мнения и т. д., а кроме этого — чрезвычайной эмоциональной насыщенностью этого взаимодействия.

Помимо мнения взрослого и многократных упражнений в применении той или иной стратегии поведения, существует еще один инструмент влияния на развитие личности и поведения ребенка — общественное (групповое) мнение. Наиболее распространенным институтом социализации, в котором складывается мнение группы, в наше время является детский сад или другие дошкольные учреждения. Именно в детском саду ребенок начинает прислушиваться к сверстникам, отношение других детей становится важным фактором развития не только его личности, но и психики в целом.

В группе младших дошкольников (3−4 года) общее мнение отсутствует. В своих суждениях о других детях они руководствуются отношением взрослого. Мнение одного ребенка не влияет на других.

В 4−5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников. Для группы детей среднего дошкольного возраста характерно такое явление, как конформизм, когда ребенок подчиняется мнению большинства, даже если оно не соответствует его собственному. А. В. Петровский видел причину этого явления в том, что доминирующей тенденцией детсадовского детства является адаптация, при которой наиболее важным становится принятие групповых норм и правил. «Это достигается за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в „общей массе“»[2].

Известны эксперименты В. С. Мухиной, когда перед ребенком ставили белую и черную пирамидки. Подставная группа сверстников утверждала, что обе пирамидки белые, и ребенок, смущаясь, соглашался с ними. На вопрос взрослого, почему он так сказал, он отвечал: " Она — черная. Но все так говорили" .

В 6−7 лет (в подготовительной к школе группе) конформность значительно снижается. Перед приходом в школу ребенок начинает вырабатывать собственное мнение, он демонстрирует поведение, отличное от окружающих, начинают нарастать тенденции индивидуализации и в какой-то степени интеграции (А. В. Петровский). Ребенок начинает отстаивать свое мнение, в том числе по отношению к другому ребенку. При этом его мнение может иметь четкую аргументацию: " Валя хорошая, она мне нравится, хотя и плачет. Просто ее обижают" . У некоторых детей происходит застревание на одной из стадий. Например, он надолго остается конформистом, неспособным не только высказать, но и иметь собственное мнение. Исследования показывают, что в большинстве случаев это связано с особенностями семейного воспитания, в частности с авторитарным стилем воспитания или гиперопекой родителей.

Оценки, которые дети дают своим сверстникам, вначале просто повторяют оценки взрослых. Если спросить, кто из детей группы самый хороший, дети ответят: " Ваня, он убирает за собой игрушки", «Алина, она не балуется» . Но постепенно оценки становятся более содержательными. Мнение группы приобретает большое значение для детей среднего дошкольного возраста. Они уже стараются воздерживаться от поступков, которые вызывают неодобрение группы. На вопрос, почему ребенок не хочет взять понравившуюся игрушку с общей полки, можно услышать ответ: «У нас так не делают» . К 7 годам оценка сверстника строится исходя из его личностных качеств, мнение взрослого перестает быть определяющим: " Маша хорошая, она всегда поможет. Я упала вчера, она меня пожалела", «Со Степой весело. Он немножко дерется, но потом извиняется» .

Детская группа значительно меняется на протяжении дошкольного возраста. В 3−4 года появляются объединения из трех и более детей, но, как правило, они неустойчивые, быстро распадаются. Сферы их интересов ограничиваются совместным использованием предметов или игрушек. В этом возрасте многие дети редко вступают в общение со сверстниками.

В среднем дошкольном возрасте начинают появляться более или менее устойчивые объединения. Дети начинают говорить о том, что у них появились друзья, рассказывают о них, четко помнят их, даже если они не ходят какое-то время в сад.

К концу дошкольного возраста достаточно устойчивые объединения существуют в каждой группе дошкольного учреждения, увеличивается численность входящих в них детей и сокращается число детей, редко общающихся с другими. Увеличивается продолжительность взаимодействия детей. Одна и та же устойчивая группировка детей 5−7 лет может сохраняться в течение недель или месяцев. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте детские отношения начинают структурироваться, происходят социально-психологические процессы, обусловленные не столько влиянием взрослого, сколько особенностями взаимодействия самих детей.

Другим доказательством может служить наличие выраженной дифференциации в группе старших дошкольников. Появляются устойчивые высоко-, среднеи низкостатусные дети. При этом их статус далеко не всегда определяется мнением воспитателя. Бывают ситуации, когда непослушные, но активные дети (в основном мальчики) занимают лидирующее положение в своей группировке, а тихие и спокойные дети, которые нравятся воспитателю, не принимаются в игру.

Гендерные особенности общения также претерпевают изменения по мере взросления детей. Младшие дошкольники практически не обращают внимания на пол своего партнера, мальчики и девочки легко играют вместе. В старшем дошкольном возрасте общение начинает подчиняться строгому отбору по признаку пола. Мальчики играют с мальчиками, девочки — с девочками. Происходит распределение игрушек, ролей и даже пространства игры. В то же время появляется заинтересованность детьми противоположного пола, появляются первые влюбленности, дети оказывают друг другу знаки внимания, соблюдая традиционное распределение ролей: кавалер — дама.

Гендерное поведение начинает влиять на межличностное восприятие, положительную или отрицательную оценку сверстников. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики чаще дают взаимно отрицательные оценки[3]. К старшему дошкольному возрасту у мальчиков появляются оценки, связанные с маскулинными качествами: «уметь дать сдачи», «сила» и др. «Девчачьи» качества рассматриваются как отрицательные, их наличие сильно снижает статус их обладателя: «Ведет себя как девчонка, плачет». При этом девочки гораздо менее требовательны к наличию феминных качеств у подруг.

Положение ребенка в группе сверстников, мнение детей о ребенке оказывают значительное влияние на развитие его личности. От того, насколько ребенок чувствует себя комфортно в ситуации общения со сверстниками, зависят такие личностные характеристики, как самооценка и самосознание, тревожность, агрессивность, активность и многие другие.

  • [1] Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 5−14.
  • [2] Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  • [3] Психолого-педагогические проблемы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / под ред. Η. Н. Поддьякова и др. М., 1984.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой