Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности смыслообразования младших подростков с разными стратегиями художественного восприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость выведения смысловых образований, в процессе обучения, на осознаваемый уровень и раскрытие своего смысла для другого (коммуницирование), и есть тот катализатор (противоречие между желанием выразить в словах свои пристрастия и ограниченность вербальной сферы при выражении своего внутреннего состояния), который побуждает ученика к интроспективности и самораскрытию. Использование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности художественного восприятия как компонент развития личностно — смысловой сферы младших подростков
    • 1. 1. Теория смысла как методология осмысления художественного восприятия
      • 1. 1. 1. Смысл как познавательная инициация
      • 1. 1. 2. Художественное восприятие в контексте теории смысла
    • 1. 2. Характеристика смысловой сферы младших подростков
    • 1. 3. Особенности смыслообразования и креативность младших подростков: основные подходы и онтология
  • Выводы по I Главе
  • ГЛАВА II. Диагностика влияния особенностей смыслообразования на художественное восприятие младших подростков
    • 2. 1. Основные подходы к диагностике смысловой сферы и особенностей смыслообразования
    • 2. 2. Разработка проективной системы диагностики особенностей смыслообразования младших подростков
    • 2. 3. Развитие художественного восприятия на образно-эмоциональной основе: модели и система технологий
  • Выводы по II Главе
  • ГЛАВА III. Психолого-педагогнческие условия развития смыслообразования младших подростков
    • 3. 1. Характеристики основных этапов диагностирования
    • 3. 2. Результаты диагностики по заявленным методикам. Описание результатов эмпирического анализа
    • 3. 3. Стратегии обучения детей в соответствии с особенностями их смыслообразования художественного восприятия
  • Выводы по III Главе

Особенности смыслообразования младших подростков с разными стратегиями художественного восприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обуславливает необходимость создания психологических условий для развития творческой личности каждого ребенка, формирование учащегося как активного субъекта учебной деятельности. Человек вынужден постоянно реагировать на происходящие в обществе изменения, но часто бывает к ним не готов. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен развить себя в творчестве, активизировать свой творческий потенциал.

Большинство современных методов обучения ориентированы на развитие словесно-логических форм взаимодействия человека с реальностью. Происходящие в современном обществе социально-экономические процессы обуславливают запрос на креативную личность, способную успешно и быстро решать возникающие проблемы, оптимально и продуктивно изменять свое поведение, быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире, для того чтобы адекватно реагировать на эти изменения, что, собственно, и есть проявление творчества, креативности личности, проявление своей неповторимости и уникальности, которое непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием ее осмысленности. Развитие креативности, таким образом, представляет собой одну из центральных линий личностного развития, именно оно позволяет человеку проявить свою уникальность в соответствии с набором личностных ценностей и осмысленности жизни.

Каждый возрастной период связан со сложными личностными переменами, сдвигами в структуре сознания, пересмотром смысложизненных целей, коррекцией жизненных планов. Вопросы периодизации формирования смысловой сферы личности и становления ее смысложизненной концепции достаточно широко изучаются в современной науке такими авторами, как.

И.В. Абакумова, А. Г. Асмолов, В. К. Вилюнас, И. В. Дубровина, Д. А. Леонтьев, A.M. Лобок, В. В. Столин, B.C. Мухина, В. И. Слободчиков, Е. В. Субботский и др., которые предлагают различные модели возрастного становления смысловой сферы личности.

Смысловая сфера младших подростков характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и личных ценностей, становлением системы смысловой регуляции. Это означает, что к 10 — 13 годам личность начинает выходить на новый уровень смысловой саморегуляции, основу которой составляет возможность охвата мира в целом в представлении человекау нее появляется свое собственное, независимое мнение, стремление самостоятельно принимать жизненно-важные решения и нести ответственность за их осуществлениев ее сознании выкристаллизовываются и иерархизируются смыслонесущие ценности.

Исследователи смысловой сферы заставляют по-новому рассматривать базовые категории общей психологии, по-новому описывать процессы, свойства, состояния. Теория смысла и смыслообразования дала возможность более глубокой интерпретации мышления (O.K. Тихомиров, 2002 г.), памяти (A.B. Агафонов, 2000 г.), эмоций (В.К. Вилюнас, 1976 г.). Однако ряд категорий по-прежнему остаются мало разработанными в новом контексте.

О восприятии написано много как в педагогической, так и в психологической литературе. На протяжении длительного времени можно наблюдать, как понятие «восприятие» обрастало новой, дополнительной информацией. Разные направления психологии имеют и разные классические и современные взгляды на то, что же такое восприятие. Основное направление, изучающее восприятие, относится к когнитивной психологии. Но с появлением теории смысла и теория восприятия требует нового переосмысления с позиции экзистенциализма и гуманизма.

В этой связи нам ближе понятие «художественное восприятие» в интерпретации Д. А. Леонтьева, где оно рассматривается как воздействие на человека произведений искусства, как художественное переживание.

Основным содержанием, исследуемым в этом процессе, является смысловое восприятие, динамика смысловых процессов, из чего следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т. е. развивается.

Личностные смыслы являются специфичным содержанием художественного произведения, а деятельность рассматривается как форма общения автора со зрителями (имеется в виду двусторонняя деятельностьдеятельность автора произведения и деятельность воспринимающего). Общаясь с художественным произведением, мы «раскристаллизовываем» тот смысл, который заложил автор. Л. П. Печко (1968 г.) говорит о том, что «художник вливает в чувственную, говорящую нашему восприятию художественную форму мир своих неповторимо-пережитых смыслов, свое переживание времени».

Е.М. Целма (2001 г.) указывает на трансформацию зрителя, если происходит взаимодействие смыслового содержания произведения с личным опытом личности. Происходит некий взрыв, преобразование, переживание на уровне смысловой перестройки. Появляется необходимость психологического осмысления взаимодействия между воспринимающей личностью и художественным произведением. Почему одно произведение вызывает более глубокие переживания, а другие — оставляют нас равнодушными, почему один человек восприимчив к художественному творчеству, а другой — нет? Все эти вопросы и определили тематику настоящего исследования.

Объект исследования — младшие подростки с разной степенью приобщенности к художественно-изобразительному творчеству.

Предмет исследования — смысловая сфера младших подростков.

Цель исследования — выявить особенности развития смысловой сферы и смыслообразования младших подростков с разными стратегиями художественного восприятия.

Задачи исследования:

1. Определить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы смыслообразования субъекта в отечественной и зарубежной литературе.

2. Изучить особенности развития смысловой сферы младшего подросткового возраста.

3. Проанализировать специфику художественного восприятия, его природу, генезис и психологические механизмы.

4. Сформировать методические и диагностические программы для исследования особенностей смыслообразования младших подростков.

5. Исследовать особенности смыслообразования учащихся при реализации модели построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе.

6. Выявить специфику особенностей восприятия художественных произведений младшими подростками в зависимости от их характеристик смыслообразования.

Гипотезы исследования:

1. Ценностно-смысловые особенности младших подростков существенно влияют на особенности художественного восприятия.

2. Продукты художественно-изобразительного творчества трансформируются в сознании воспринимающего в зависимости от его лично стно-смысловых о собенно стей.

3. Смысловая сфера представляет собой основополагающий стержень развития личности, обуславливающий желание подростка заниматься художественным творчеством.

4. Дети с разными стратегиями художественного восприятия будут иметь специфически различное смыслообразование.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

• Отечественные общепсихологические теории, описывающие динамику смыслового развития (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, A.B. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, JI.C. Выготский, Л. Я. Дорфман, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. К. Мамардашвили, С. Я. Рубинштейн, В. В. Столин, Е.В. Субботский).

• Психолого-педагогические теории, рассматривающие личностно-смысловые особенности учащихся и особенности их смыслообразования как педагогического фактора, влияющего на развитие личности (И.В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Е. В. Клочко, H.A. Климентьева, А. Ю. Кругликова, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, К. Роджерс, М.А. Фризен).

• Теории художественного восприятия как приобщенность младших подростков к художественно-изобразительной культуре (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, М. М. Бахтин, Е. В. Белоногова, A.B. Беляева, Л. С. Выготский, H.H. Волков, В. А. Гуружапов, С. М. Даниэль, Л. Я. Дорфман, A.B. Запорожец, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Ю. М. Лотман, A.A. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, В. Н. Носуленко, Г. Т. Фехнер, В.П. Ягункова).

Методы и методики исследования: В качестве методов исследования были использованы теоретический анализ, эксперимент, наблюдение, анкетирование. Для выявления особенностей смыслообразования младших подростков был использован целый комплекс методик: «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков в модификации Т.А. Огнева), «Определение направленности личности» (Б. Басс), «Автопортрет» (Р. Берне), Тест Розенцвейга (Методика рисуночной фрустрации в модификации Н.В. Тарабриной), «Лесенка побуждений» (Л.И. Божович, А. К. Маркова, Н.Ф. Талызина), «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук), Цветовой тест отношений (Н.Ф. Талызина), «Методика свободных описаний» (Д.А. Леонтьев), Анкета на выявление учебной мотивации. Этапы исследования:

1. Предварительный этап (2006 г.) — изучались и анализировались теоретические предпосылки исследования с целью определения разработанности проблемы, разрабатывались основные теоретические положения исследования, определялись методы и методики исследования смыслообразований младших подростков.

2. Диагностический этап (2007 г.) — проводилась организация эмпирического исследования и сбор диагностического материала.

3. Заключительный этап (2008 г.) — осуществлялась интерпретация полученных результатов, проводилось обобщение данных, разрабатывались рекомендации для педагогов и психологов в общеобразовательных школах и системы дополнительного образования, оформление диссертационного исследования.

Эмпирическая база исследования:

Муниципальные образовательные учреждения средние общеобразовательные школы г. Ростова-на-Дону: МОУ СОШ № 92 с углубленным изучением предметов математического циклашколы Ворошиловского района № 30, № 56, № 90- гимназия № 35 с углубленным изучением предметов изобразительного искусства. В исследовании участвовали подростки-участники программы «Дон наш общий дом» центра по работе с одаренными детьми «Дар».

Всего в исследовании приняли участие младшие подростки в возрасте 10−13 лет в количестве 148 человек.

Апробация работы:

Результаты исследования нашли отражение: в статьях, тезисах, докладах автора (7 публикаций, из них 1 — в журнале, рекомендованном ВАК РФ, общим объемом 2,67 п.л.).

Материалы диссертационного исследования докладывались: на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЮФУ (2006 — 2008 гг.) — на заседаниях кафедры общей психологии факультета психологии ЮФУ (2006 — 2008 гг.) — на конференции «Неделя науки» ЮФУ (2006 — 2008 гг.) — на «V Международной научно-практической конференции» (Таганрог, 13−15 сентября 2007 г.) — на «IV Всероссийском съезде Российского психологического общества» (Ростов-на-Дону, 17−21 сентября 2007 г.).

Данные, полученные в исследовании, успешно используются при работе с одаренными детьми в центре «Дар», в преподавании курсов «Педагогическая психология», «Акселерация и ретардация интеллекта» на факультете психологии ЮФУ.

Диссертационное исследование выполнено в рамках основной психологической проблематики ЮФУ «Социально-психологическая диагностика, коррекция и реабилитация личности и группы» — раздел «Психология смысложизненных стратегий», а также в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», «Разработка и внедрение образовательных программ по вопросам толерантности и их методологического обеспечения для учебных заведений всех уровней системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и администраторов образования».

Достоверность результатов обеспечена: общей логикой исследования и целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованияподбором комплекса диагностических методик и корректной организацией опытно-экспериментальной работырепрезентативностью (необходимостью и достаточностью) выборки респондентов и статистическими методами обработки полученных в ходе эксперимента данных (критерий Стьюдента, непараметрический метод Манни-Уитни) — обоснованностью выводов исследования, базируемых на результатах экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования.

Научная новизна исследования:

• выделены и качественно описаны специфические особенности смыслообразования младших подростков в процессе художественной деятельности;

• дана качественная характеристика смысловой сферы личности младшего подростка с разными стратегиями художественного восприятия и разной степенью приобщенности к художественному творчеству;

• разработана психолого-педагогическая модель обучения младших подростков на эмоционально-образной основе, обеспечивающая благоприятные условия развития смысловой сферы младших подростков в процессе приобщения к художественному творчеству.

Теоретическая значимость работы:

Результаты настоящего диссертационного исследования позволили:

• по-новому подойти к проблеме художественного восприятия младших подростков, интерпретируя его в смысловом контексте обучения художественному творчеству;

• проанализировать особенности смыслообразования младших подростков разных стратегий художественного восприятия, разработав соответствующую типологиюпоказать, как особенности смыслообразования младших подростков могут инициироваться направленностью обучения художественно-изобразительному творчеству, различными педагогическими техниками.

Практическая значимость работы:

• разработана программа использования диагностических методик, позволяющая непосредственно исследовать и оценить особенности и своеобразие ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности младших подростков, занимающихся художественным творчествомразработан дидактический комплекс методов и приемов обучения младших подростков с использованием эмоционально-образных компонентоввыявлены и описаны стратегии художественного восприятия, существенно влияющие на особенности смыслообразования младших подростков;

• разработаны методические рекомендации для психологов и педагогов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования, направленные на повышение эффективности обучения художественно-изобразительному искусству.

Положения, выносимые на защиту:

• Постижение искусства происходит через механизм взаимодействия реципиента и произведения искусства в воплощенной форме существования и зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы воспринимающих подростков. Младшие подростки с разным уровнем развития смысловой сферы имеют разные особенности восприятия продуктов изобразительного искусства, не сводящиеся к пониманию, а основанные на осознанном принятии смыслов, транслируемых через данное художественное произведение. Особенности смыслообразующей мотивации как динамически-процессуальной составляющей смысловой сферы младших подростков проявляются в стремлении заниматься художественным творчеством и определяют уровень приобщенности младших подростков к художественно-изобразительной культуре.

• Художественно-изобразительное восприятие существенно зависит от смысловых установок, выполняющих психологическую функцию настройки сознания младшего подростка на эмоционально-образное и оценочно-смысловое принятие данного художественного произведения, окружающего мира через призму личностных смыслов и позволяющих актуализировать личностный смысл, воплощенный в данной картине, эскизе, наброске.

• Особенности смыслообразования младших подростков определяют стратегию художественного восприятия как устойчивое, непосредственное проявление смысловой сферы личности в конкретной изобразительной деятельности, так и в художественном восприятии.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы исследования проблемы, списка литературы из 290 источников, из которых 23 на английском языке, приложений. Работа иллюстрирована 3 таблицами и 11 рисунками.

Выводы по III Главе.

• Существует прямая зависимость между уровнем развития смысловых образований младших подростков и стратегией художественного восприятия. Учащиеся, обладающие какой-либо определенной стратегией, особым образом воспринимают произведения искусства, и это диктует определенные условия для развития смысловой сферы младших подростков. Технология проблемно-творческого типа ориентированная на формирование и развитие у детей смысловой сферы ориентирующаяся на стратегии художественного восприятия.

• Необходимость выведения смысловых образований, в процессе обучения, на осознаваемый уровень и раскрытие своего смысла для другого (коммуницирование), и есть тот катализатор (противоречие между желанием выразить в словах свои пристрастия и ограниченность вербальной сферы при выражении своего внутреннего состояния), который побуждает ученика к интроспективности и самораскрытию. Использование стратегии художественного восприятия в качестве учебной технологии инициирует более раннее проявление смысловой вербализации и смыслового понимания увиденного, а также является важнейшим катализатором развития интроспективных потребностей ребенка и как следствие, тех его смысловых интенций, которые выводят формирующуюся личность на более высокий уровень, в форме потребности в самопонимании и самореализации.

Заключение

.

В результате анализа результатов обучающего эксперимента и диагностического исследования можно сделать следующие выводы, соответствующие ранее сформулированным гипотезам и положениям, выносимым на защиту: Особенности ценностно-смысловой сферы младших подростков влияют на процесс художественного восприятия ими произведений искусства, который зависит от развития и согласованности интраи интерперсональных критериев, в основе которых лежит разнообразный личностный опыт реализации внутренних психологических ресурсов (интерперсональные критерии) при взаимодействии с произведением искусства и опыт, закрепленный в соответствующих навыках (интраперсональные критерии) создания творческой работы.. Особенности смыслообразования младших подростков определяются такими характеристиками, как ценностные ориентации, личностная направленность, самоотношение, самооценка, которые имеют качественные и количественные отличия между художественной и контрольной группами, что, в свою очередь, проявляется в мотивированном стремлении заниматься художественным творчеством и определяет уровень приобщенности младших подростков к художественной культуре. • Смысловые установки проявляются через призму личностных смыслов и выполняют психологическую функцию настройки сознания младших подростков на эмоционально-образное и оценочное смысловое восприятие художественного произведения, которое можно выявить через параметры личностно-смысловой сферы. По сравнению с контрольной группой художественно ориентированные младшие подростки имеют ценности, корректирующие процесс целеполагания, задающий направление движения к некоторым конечным целям, что указывает на более высокий уровень развития смыслообразования в художественной группе.

• Особенности смыслообразования младших подростков инициируются направленностью обучения художественному творчеству, что может быть критериальной основой для выделения различных стратегий художественного восприятия: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический, эмоциональный, которые проявляются как в изобразительной деятельности, так и в художественном восприятии младших подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1989.
  2. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 480 с.
  3. И.В. Смыслообразование в учебном процессе: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. — 44 с.
  4. И.В., Азарко Е. М. Введение в психологию творчества: основные понятия и диагностика. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. — 50 с.
  5. И.В., Азарко Е. М. Диагностика индивидуальных способностей смысловой сферы личности школьника. Методические указания к курсу «Педагогическая психология» для студентов факультета психологии. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. — 31 с.
  6. И.В., Азарко Е. М., Ефименко В. Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.
  7. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. — 296 с.
  8. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ -М». 2000.-336 с.
  9. A.A. Зарождение художественного образа в процессе восприятия действительности. // Доклады научной сессии посвященной 85-летию психологического института им. Л. Г. Щукиной. / Под ред. Рубцова В.В.-М., 1999. С. 152−163.
  10. A.A. Особенности воображения художника при восприятии и описании предмета. // Педагогика искусства в творческих поисках. — Самара. 1996. С. 117−118.
  11. A.A. Особенности проявления образного мышления в художественном творчестве. // Психология сегодня. Том 2, Вып. 1. М., 1996. С. 162−163.
  12. A.A. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. // Вопр. психол. 1999. № 6, С. 100−110.
  13. A.A. Художественная одаренность. // Психология одаренности: от теории к практике. / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2000. С. 86−96.
  14. A.A. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых. М., 1986. — 23 с.
  15. Е.М. Психофизиологические и психологические характеристики потенциально одаренных подростков с различными смыслообразовательными стратегиями: Дис.. канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. 195 с.
  16. .Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.
  17. Г. М. Социальная психология. М., 1994. — 324 с.
  18. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. // Психологические исследования социального развития личности. / Отв. ред. И. А. Джидарьян. М.: ИП АН СССР, 1991. С. 5−38.
  19. Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии (изд. 2-е, испр. и доп.). М.: ин-т псих. РАН. 2006.
  20. Р. Искусство и визуальное восприятие. / Пер. с англ. Самохина В. Н., общ. ред. и вступ. статья В. П. Щестакова. М.: Прогресс, 1974.
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976.
  22. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -150 с.
  23. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
  24. А.Г. Психология личности. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 1990.
  25. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности. // Вопр. психол., 1979. № 3, С. 35−45.
  26. А.Г., Насиновская Е. Е., Басина Е. З. Принципы исследования смысловых образований личности. // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов всесоюзной конференции. — Боржоми, 1979. С. 210−224.
  27. Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.-23 с.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, с. 423.
  29. О.В. Рисуночная диагностика межполушарной организации психических процессов. // Психологическая диагностика, 2004. № 4, С. 34−46.
  30. Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. 18 с.
  31. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. //Психологическая диагностика, 2004. № 4, С. 58−72.
  32. Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психол. Журнал. 1998. Т. 19. № 4. С.13−26.
  33. А. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979. С. 61−75.
  34. М.Д. Особенности смысловой сферы подростков как фактор внутренней дифференциации в учебном процессе современной гимназии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. -25 с.
  35. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества //Вопр. психол., 1999. № 2. С. 35−41.
  36. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. — 104 с.
  37. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  38. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности. // Методологические проблемы формирования и развития личности. М.: 1981.
  39. Л.И. Подростковый возраст в свете разных концепций.
  40. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных. СПб.: Питер, 2003.-686 с.
  41. .С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. 304 с.
  42. .С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания. // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 284 298.
  43. .С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. -М.: Знание, 1985. С. 64.
  44. .С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности. // А. Н. Леонтьев и современная психология. / Под ред. A.B. Запорожца и др. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 212 219.
  45. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер- Роспедагенство, 1994. — 60 с.
  46. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М.: Смысл, 1999. 137 с.
  47. Дж. О перцептивной готовности. // Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. М., 1999.
  48. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. — М., 1996.
  49. Г. А. Смысл жизни и возраст. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. / Под ред. В. Э. Чудновского, A.A. Бодалева, Н. Л. Карповой. М.: Психол. ин-т РАО, 1997. С. 91−110.
  50. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. Спб.: Речь, 2004. — 256 с.
  51. И.А. Мотивация и смысловая регуляция мыслительной деятельности. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 343 с.
  52. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. // Психол. журн. 1998, № 4. Т. 19. С. 49−60.
  53. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 192 с.
  54. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  55. Ф.Е. Структура образа // Вопр. психол. 1993. № 5. С.5−19.
  56. Л.М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении. // Вопр. фил., 1961. № 4. С. 47−59.
  57. .М., Блинникова И. В., Лапин Е. А. Представление реального и воображаемого пространства. // Вопр. психол. 1986. № 3. С. 103−112
  58. A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 20 с.
  59. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. -М., 1986.
  60. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-142 с.
  61. H.H. Цвет в живописи. М., 1965.
  62. H.H. Художественное восприятие. // Художественное восприятие. Сборник статей. / Под ред. Б. С. Мейлаха. Сб. 1 Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1971.
  63. О.М. Общение как условие формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. // Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» 30 октября 1 ноября — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 2003. — 362 с.
  64. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя (3 изд.). М. Просвещение, 1991.
  65. Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982, Т. 2. С. 6−328.
  66. Л.С. Психология искусства (5-е изд.). — М.: Лабиринт, 1998.
  67. Э.В. Методологические проблемы историко-психологического исследования феномена самореализации личности. // Психологические проблемы самореализации личности. — Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5.-232 с.
  68. П.Я. Введение в психологию. — М., 1999, С. 91.
  69. П.Я. Смысловые схемы поведения, лежащие в основе высшей нервной деятельности. // Психология. Вып. III. Тбилиси, 1945. — С. 7999.
  70. С.А. Общение участников процесса обучения по поводу учебного материала. // Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» 30 октября — 1 ноября — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 2003. 362 с.
  71. М.Р. Познавательная мотивация и развитие личности. // Психология личности: теория и эксперимент. / Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Изд-во АПП СССР, 1982. С. 11−20.
  72. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М.: 1995.
  73. Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. Самара: Издат. дом «БАХРАХ — М», 2003. — 272 с.
  74. Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, 343 с.
  75. A.A. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М.: ИПРАН, 1998. — 216 с.
  76. К. М., Акимова М. С., Берулава Г. А. и др. Психологическая диагностика. Бийск, 1993.
  77. В.А. Развитие понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи: Автореф. канд. дис. -М., 1983.
  78. Я. Ценностная ориентация личности. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. С. 102−109.
  79. Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства -типы, механизмы, эффективность // Вопр. социологии искусства.-М., 1979. С. 194−248.
  80. С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. — 223 с.
  81. O.E. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, 343 с.
  82. .И. О системе «личность». // Вопр. психол., 1985, № 5. С. 40.
  83. .И. Эмоции как ценность. М., 1978. С. 272.
  84. Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
  85. И. В., Кулагина И. Ю. Учитель-экспериментатор: школьная практика и научное исследование. М. 1991, с. 185
  86. В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЭР. СЭ, СПб: ИМАТОН-М. 2000.
  87. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермалаев (3-е изд., испр.). М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336 с.
  88. С. Психология мотивации. — К.: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001. 352 с. — (Серия «Новейшая психология" — Вып. 7).
  89. A.B. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430 с.
  90. А. В. Психология восприятия сказки ребенком — дошкольником. Дошкольное воспитание, 1948. No9, с. 39
  91. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с. — (Актуальные проблемы ист. материализма).
  92. .В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 287 с.
  93. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 157 с.
  94. Е.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1997.-20 с.
  95. И. А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Материалы всесоюзной научно практической конференции «Психолого — педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию текста», 12−15 мая 1988. -М., 1988. С. 67 — 69
  96. И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
  97. В.П. Живое Знание: психологическая педагогика. 4.1. (2-е изд., испр. и доп.) Самара: Самарский Дом Печати, 1998. — 296 с.
  98. В.П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). -М.: Изд-во УРАО, 2000.
  99. В.П. Мысль и слово: подходы Л. С. Выготского и Г. Г. Шпета (часть 1). // Психологическая наука и образование. — М.: Моск. городской психолого-педагог, ун-т, Психолог, инст-т РАО, 2003. № 4. С. 5−16.
  100. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
  101. В.В. Понимание произведений искусства. //Психология искусства 1 т. Самара: изд СамИКП 2002. 202.С.
  102. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 142 с.
  103. В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности. // Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. Киев: Наук, думка, 1986. — С. 10−88.
  104. Г. В. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. -343 с.
  105. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М., 1961.
  106. М. С. Морфология искусства. JL, 1972. — 440 с.
  107. И.П. Структура и мехинизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 168 с.
  108. Ш. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Спб.: Азбука-классика, 1992.-240 с.
  109. Кандауров 0.3. Автопортрет как исповедальный жанр. // Красная книга культуры. М., 1989.
  110. М.Е., Фирсова JI.M. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей. // Вопр. психол., 1990. № 3. С. 69−75.
  111. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977.
  112. A.B. Ориентация личности в мире ценностей. // Magister, 1998. № 4. С. 37−50.
  113. И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека. // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1992. С. 3−12.
  114. Е.В. Человек как психологическая система. // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996. Вып. 2. С. 10−13.
  115. Г. И. Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения учебных задач. Автореф. дис.. канд. педагог, наук. — Волгоград, 1998. 22 с.
  116. В.П. Культурно-исторические традиции и мировоззрение личности. // Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. Киев: Наук, думка, 1986. С. 245−281.
  117. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. Ун-тов. М.: Изд-во Моск. унта, 1990.-56 с.
  118. H.H. Смысловые образования в картине мира личности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 16 с.
  119. Коростылева JI. A, Никонова А. Н. Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути. // Психологические проблемы самореализации личности. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5. С. 24−41.
  120. JI. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений. // Психологические проблемы самореализации личности. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5. С. 3−23.
  121. Кон ИС. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
  122. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 48 с.
  123. Крупник Е. В, Психологическое воздействие искусства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 240., табл., илл.
  124. О.В. Категория образа в традиции современной психологии. Философская теория и практика. — Волгоград, 2005
  125. Н.О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2004. — 20 с.
  126. А. А. Искусство лектора. // Слово лектора. М., 1988. № 2 С. 33−36.
  127. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность (2-е изд.). М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  128. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320 е., ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  129. А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза). // Художественное творчество и психология. / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского.-М.: Наука, 1991. С. 184−187.
  130. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  131. А.Н. Проблемы развития психики (3-е изд.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  132. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Вопросы психологии понимания (Известия АПН РСФСР. Вып. 7). / Под ред. A.A. Смирнова. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — С. 3−40.
  133. А.Н. Психология образа. / Вестн. Моск. ун-та, Серия 14. Психология, 1979. № 2.
  134. А.Н. Образ мира .//Избр.психол.произведения. В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С.251−262, С. 261.
  135. Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. унта, 1998.
  136. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психол. журн., 1992. № 2. Т. 13. С. 107−117.
  137. Д.А. Осмысленность искусства. // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума. / Под ред. Л .Я. Дорфмана. Пермь, 1991. С. 57−70.
  138. Д.А. От инстинктов к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. С. 4−12.
  139. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
  140. Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 13−46.
  141. C.B. Влияние смысловой сферы личности на проявление творческой активности в деятельности. Хабаровск, 2005.
  142. A.M. Антропология мифа. — Екатеринбург: Отд. образов, администр. Октябрьского р-на, 1997. 668 с.
  143. А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М., 1987.
  144. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
  145. .Ф., Беляева A.B., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. — М., 1986. — 128 с.
  146. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  147. А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем. // Семантическая система структуры слова. М.: Наука, 1971.
  148. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М: ПАРФ, 1998. -494 с.
  149. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  150. Т.Н., О необходимости развития смыслового восприятия художественного текста у младших школьников, 2003, с . 56
  151. M.K. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). M.: Ad Marginem, 1995. — 547 с.
  152. А.К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя. // Советская педагогика. 1990. № 8.
  153. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться // Формирование мотивации учения: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1990 (Психол. наука школе). С.44−49.
  154. А. Психология бытия. Пер. с англ. (О.О. Чистяков) М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: «Ваклер». Серия «Актуальная психология». 1997. — 304 с.
  155. М.Х. Психологические особенности формирования смысловой саморегуляции студентов будущих педагогов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. — 23 с.
  156. Мелик-Пашаев A.A. Некоторые проблемы детской художественной одаренности // Искусство в школе. — М. 1995.
  157. Мелик-Пашаев A.A. и Новлянская З. Н. (ред.), Адаскина A.A., Кудина Г. Н., Чубук Н. Ф. Психологические основы художественного развития. -М.: МГППУ, 2005. 160 с.
  158. И.Е. Педагогическая эффективность современных образовательных технологий с позиций личностно-ориентированного образования. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. — 24 с.
  159. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Ворп. психол., 1987. № 5.
  160. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 176 с. -(Человечество на рубеже XXI века).
  161. М.А. Механизмы смыслообразования в норме и патологии: введение в проблему. // Ж-л прикладной психологии, 2004. № 2. С. 16−19.
  162. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. — 431 с.
  163. Е.Е. Исследование мотивации личности с использованием гипноза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1982. -20 с.
  164. Е.Е. Методы изучения мотивации личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 80 с.
  165. P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  166. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
  167. З.Н., Мелик-Пашаев A.A. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания. // Вопр. психол. -М., 1979.
  168. В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. -М.: институт психологии РАН, 2007. 400 с.
  169. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. Фонд. -М.: Мысль, 2001. Т. III. 692 с.
  170. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. / Под ред. A.B. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  171. Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический Проект, 1999. — 208 с. — (Руководство практического психолога).
  172. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. / РАН.- Российский фонд культуры• (3-е изд., стереотипное) М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
  173. Л.В., Тутушкина М. К. Уровни и диапазоны самоактуализации женщин. // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5. С. 182−191.
  174. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 109 с.
  175. Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. С. 289−313.
  176. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1983. № 4. С. 23−33.
  177. В.Ф. Основы психосемантики. — 2 изд-е., доп. Спб.: Питер, 2005. — 480 с. — (Серия «Классический университетский учебник»).
  178. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-509 с.
  179. Л.П. Некоторые аспекты проблемы индивидуального стиля//Некоторые вопросы истории и теории эстетики. Вып. 2. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1968. С. 15
  180. Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
  181. В.А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депримированных подростков. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Томск, 2004. 20 с.
  182. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра. / Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, «Принтер», 1993. — 248 с.
  183. Психологические тесты. / Под ред. A.A. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Т. 1. — 312 е.: ил.
  184. Психологические тесты. / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова М.: «Лист», 1996. — 320 с.
  185. Психология. / Под ред. Ковалева А. Г. М.: «Просвещение», 1966. С. 128 157.
  186. Психология развивающейся личности. / Под ред. A.B. Петровского. — М., 1987. С. 240.
  187. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  188. Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001. -142 с.
  189. Разумникова Раскумандрина М. Е. Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагностика: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 2005. 24 с.
  190. A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  191. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности. //Социс. 1990. № 1.
  192. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академия-центр- Медиум, 1995. — 416 с.
  193. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  194. Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. Сборник. — Л., 1983. с. 105 122.
  195. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1989.
  196. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.-416 с.
  197. С.Л. // Основы общей психологии: в 2 т. Т. И. -М., 1989.
  198. H.H. Символ в искусстве и жизни. -М.: Наука, 1991. 176 с.
  199. Ю.С. К обоснованию некоторых методик изучения личности. // Проблемы личности (материалы симпозиума). / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М.: 1969. Т. 1. С 238−241.
  200. E.B. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 е., ил.
  201. А.Е. Развитие творческого мышления. Ярославль: Речь, 1997.- 167 с.
  202. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 78 с.
  203. С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  204. С.Д. Мир образов и образ мира. / Вестн. Моск. ун-та, Серия 14. Психология, 1981. № 2.
  205. Р. Когнитивная психология. — Спб., 2002. С. 252.
  206. В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева. // А. Н. Леонтьев и современная психология. / Под ред. A.B. Запорожца и др. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 220- 231.
  207. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284 с.
  208. Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. С.Пб., 2002. — 20 с.
  209. Г. В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. — 24 с.
  210. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология, 1977. № 1. С. 62−72.
  211. Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Тбилиси, 1984.-48 с.
  212. Е.В. Строящееся сознание. М.: Смысл, 2007. — 423 с.
  213. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
  214. Творчество в искусстве — Искусство творчества. / Под редакцией JI. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. Первое издание. М., 2000. — 549 с.
  215. O.K. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии. // Психологические механизмы целеобразования. / Отв. ред. O.K. Тихомиров. -М.: Наука, 1977. С. 5−20.
  216. O.K. Психология мышления — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
  217. Е.М., Дукаревич М. З. Художественное восприятие живописи и структура личности. // Творческий процесс и художественнное восприятие. Л., 1978. С. 174−190.
  218. Е.М. Эстетическое воспитание в семье. — М.: Искусство, 1989.
  219. П. О теоретических проблемах исторического развития мышления // принцип развития в психологии. — М., 1978. С. 93−96.
  220. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб.: Спб УПМ, 1997.
  221. Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Изд-во «БАХРАТ-М», 2001.-128 с.
  222. Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе. «Дониш», 1973.
  223. Г. Т. «Элементы психофизики». 1860.
  224. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  225. Г. Экспериментальная психология дошкольника. — М.-Л.: Гос. изд-во, 1930. С. 113−119.
  226. В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1985.
  227. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990.
  228. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.: ГИЗ, 1922. Т. 1.-251 с.
  229. Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособ. для студентов и учителей. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. — 288 с.
  230. М.А. Особенности развития смысловой сферы подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2005.
  231. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития. 1993.
  232. Н.В. Проблема изучения креативности детей 3−5 лет. // Индивидуальность и способности. М.: Мир, 1985.
  233. П. Уральские языки и народы: Пер. с венг. М.: Прогресс, 1985. -430 с.
  234. X. Психология мотивации достижения. / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  235. М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 384 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  236. Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  237. Е.М. Искусство и жизнь как проблема эстетики М. Бахтина в диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители», Вып. 4. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  238. Е.М. Художественное переживание в процессе восприятия искусства. Рига: ЛатГУ, 1974, с 24
  239. Г. А. «Ничья земля» в возрастной психологии.// Вопр. психол., 1998. № 3. С. 18−32.
  240. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни. // Вопр. психол. 2003. № 3. С. 3−15
  241. В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2001. — 296 с.
  242. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  243. А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. -М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 554 с.
  244. Шор Ю. М. Культура как переживание (Гуманитарность культуры). -СПб.: СПбГУП, 2003. 220 с. (сер. «Новое в гуманитарных науках» Вып. 9).
  245. Шор Ю. М. Художественное переживание как процесс // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 3. Л.: ЛГИТМиК, 1980. с. 35.
  246. Г. Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск: Водолей, 1996.
  247. В.М. Проблема одаренности. // Психологическая диагностика, 2004. № 1. С. 94−125.
  248. Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
  249. Э. Молодой Лютер. 1996.С. 48.
  250. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
  251. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопр. психол., 1995. № 2. С. 28−37.
  252. П.М. Психология художественного творчества. — М., 1971.
  253. Adler А. Psychotherapie und Erziehung: Ausgewahlte Aufsatze. Bd I: 1919 — 1929 / Hg. von H.L. Ansbacher, R.F. Antoch. Frankfurt am Main: Fischer TaschenbuchVerlag. 1982. — 297 s.
  254. Adler A. What life should mean to you. — London: George Allen and Unwin, 1980.-300 p.
  255. Dennett D.C. Consciousness explained. Boston- New York- Toronto- London- Little- Brown & Co, 1991.
  256. Frankl V. The doctor and the soul: from psychotherapy to logotherapy. New York: Vintage book, 1973. — XXII, 295 p.
  257. Frankl V. The will to meaning: foundations and applications of logotherapy. — New York: Plume press, 1969. -X, 181 p.
  258. Frankl V.E. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Munchen: Piper. 1979.
  259. Greenberg D.E. The object permanence fallacy. // Human Development, 1996. P. 117−143.
  260. Gendlin E. T. Experiencing and the creation of meaning. A philosophical and psychological approach to the subjective. — New York, 1962.
  261. Harris D.B. Children’s Drawings as Measures of Intellektual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. New York, 1963.
  262. Kelly G. A brief introduction to personal construct theory. // Perspectives in personal construct theory. / D. Bannister (Ed.). — London, New York: Academic press, 1970. P. 1 29.
  263. Kelly G. Clinical psychology and personality: the selected papers of George Kelly. / B. Maher (Ed.). New York: Wiley, 1969. -VIII, 361 p.
  264. Maddi S.R. Existential Analysis. // The encyclopedic dictionary of psychology. / R. Harre, R. Lamb (Eds). Oxford: Blackwell, 1983. P. 223 -224.
  265. Maslow A. H. A Theory of Human Motivation. // Psychological Review. 1943. № 50. P. 370−396.
  266. Viehoff Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2nd ed. New York: VanNostrand, 1968.
  267. Phenix P. Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. New York etc.: McGraw-Hill, 1964. — XIV, 391 p.
  268. Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  269. Rogers C.R. The actualizing tendency in relation to «motives» and to consciousness. // Nebraska symposium on motivation. Vol. 11. / M.R. Jones (Ed.). Lincoln (Nb): University of Nebraska Press, 1963. P. 1 — 24.
  270. Rogers C.R. Towards a theory of creativity. // Creativity. / P.E. Vernon (Ed.). -Harmondsworth: Penguin, 1970. P. 137 151.
  271. Royce J.R., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems and processes. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1983.-304 p.
  272. Shope R.K. Freud’s concepts of meaning. // Psychological and contemporary science. V. 2. / B.B. Rubinstein (Ed.). New York- London: Macmillan, 1973.
  273. Sternberg R.J. Successful Intelligence. Simon & Schuster, 1996.
  274. Психологический словарь Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. Психологический центр ПЛАНЕЙ http://www.planey.ru/dic
  275. А. «Сначала надо изменить содержание образования, а уже потом тестировать по компетенциям» Газета «Первое сентября» — http://www.ps. 1 september.ru287. Философский словарь
  276. A.A. Исследование ценностных ориентаций -http://www.psyadvise.ru
Заполнить форму текущей работой