Особенности смыслообразования младших подростков с разными стратегиями художественного восприятия
Диссертация
Необходимость выведения смысловых образований, в процессе обучения, на осознаваемый уровень и раскрытие своего смысла для другого (коммуницирование), и есть тот катализатор (противоречие между желанием выразить в словах свои пристрастия и ограниченность вербальной сферы при выражении своего внутреннего состояния), который побуждает ученика к интроспективности и самораскрытию. Использование… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Особенности художественного восприятия как компонент развития личностно — смысловой сферы младших подростков
- 1. 1. Теория смысла как методология осмысления художественного восприятия
- 1. 1. 1. Смысл как познавательная инициация
- 1. 1. 2. Художественное восприятие в контексте теории смысла
- 1. 2. Характеристика смысловой сферы младших подростков
- 1. 3. Особенности смыслообразования и креативность младших подростков: основные подходы и онтология
- 1. 1. Теория смысла как методология осмысления художественного восприятия
- Выводы по I Главе
- ГЛАВА II. Диагностика влияния особенностей смыслообразования на художественное восприятие младших подростков
- 2. 1. Основные подходы к диагностике смысловой сферы и особенностей смыслообразования
- 2. 2. Разработка проективной системы диагностики особенностей смыслообразования младших подростков
- 2. 3. Развитие художественного восприятия на образно-эмоциональной основе: модели и система технологий
- Выводы по II Главе
- ГЛАВА III. Психолого-педагогнческие условия развития смыслообразования младших подростков
- 3. 1. Характеристики основных этапов диагностирования
- 3. 2. Результаты диагностики по заявленным методикам. Описание результатов эмпирического анализа
- 3. 3. Стратегии обучения детей в соответствии с особенностями их смыслообразования художественного восприятия
- Выводы по III Главе
Список литературы
- Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1989.
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 480 с.
- Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. — 44 с.
- Абакумова И.В., Азарко Е. М. Введение в психологию творчества: основные понятия и диагностика. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. — 50 с.
- Абакумова И.В., Азарко Е. М. Диагностика индивидуальных способностей смысловой сферы личности школьника. Методические указания к курсу «Педагогическая психология» для студентов факультета психологии. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. — 31 с.
- Абакумова И.В., Азарко Е. М., Ефименко В. Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.
- Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. — 296 с.
- Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ -М». 2000.-336 с.
- Адаскина A.A. Зарождение художественного образа в процессе восприятия действительности. // Доклады научной сессии посвященной 85-летию психологического института им. Л. Г. Щукиной. / Под ред. Рубцова В.В.-М., 1999. С. 152−163.
- Адаскина A.A. Особенности воображения художника при восприятии и описании предмета. // Педагогика искусства в творческих поисках. — Самара. 1996. С. 117−118.
- Адаскина A.A. Особенности проявления образного мышления в художественном творчестве. // Психология сегодня. Том 2, Вып. 1. М., 1996. С. 162−163.
- Адаскина A.A. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. // Вопр. психол. 1999. № 6, С. 100−110.
- Адаскина A.A. Художественная одаренность. // Психология одаренности: от теории к практике. / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2000. С. 86−96.
- Адаскина A.A. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых. М., 1986. — 23 с.
- Азарко Е.М. Психофизиологические и психологические характеристики потенциально одаренных подростков с различными смыслообразовательными стратегиями: Дис.. канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. 195 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994. — 324 с.
- Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. // Психологические исследования социального развития личности. / Отв. ред. И. А. Джидарьян. М.: ИП АН СССР, 1991. С. 5−38.
- Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии (изд. 2-е, испр. и доп.). М.: ин-т псих. РАН. 2006.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. / Пер. с англ. Самохина В. Н., общ. ред. и вступ. статья В. П. Щестакова. М.: Прогресс, 1974.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -150 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 1990.
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности. // Вопр. психол., 1979. № 3, С. 35−45.
- Асмолов А.Г., Насиновская Е. Е., Басина Е. З. Принципы исследования смысловых образований личности. // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов всесоюзной конференции. — Боржоми, 1979. С. 210−224.
- Басина Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.-23 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, с. 423.
- Белова О.В. Рисуночная диагностика межполушарной организации психических процессов. // Психологическая диагностика, 2004. № 4, С. 34−46.
- Белоногова Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. 18 с.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. //Психологическая диагностика, 2004. № 4, С. 58−72.
- Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психол. Журнал. 1998. Т. 19. № 4. С.13−26.
- Бергсон А. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979. С. 61−75.
- Бидрат М.Д. Особенности смысловой сферы подростков как фактор внутренней дифференциации в учебном процессе современной гимназии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. -25 с.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества //Вопр. психол., 1999. № 2. С. 35−41.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. — 104 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности. // Методологические проблемы формирования и развития личности. М.: 1981.
- Божович Л.И. Подростковый возраст в свете разных концепций.
- Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных. СПб.: Питер, 2003.-686 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. 304 с.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания. // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 284 298.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. -М.: Знание, 1985. С. 64.
- Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности. // А. Н. Леонтьев и современная психология. / Под ред. A.B. Запорожца и др. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 212 219.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер- Роспедагенство, 1994. — 60 с.
- Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М.: Смысл, 1999. 137 с.
- Брунер Дж. О перцептивной готовности. // Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. М., 1999.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. — М., 1996.
- Вайзер Г. А. Смысл жизни и возраст. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. / Под ред. В. Э. Чудновского, A.A. Бодалева, Н. Л. Карповой. М.: Психол. ин-т РАО, 1997. С. 91−110.
- Вассерман Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. Спб.: Речь, 2004. — 256 с.
- Васильев И.А. Мотивация и смысловая регуляция мыслительной деятельности. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 343 с.
- Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. // Психол. журн. 1998, № 4. Т. 19. С. 49−60.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 192 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
- Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопр. психол. 1993. № 5. С.5−19.
- Веккер Л.М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении. // Вопр. фил., 1961. № 4. С. 47−59.
- Величковский Б.М., Блинникова И. В., Лапин Е. А. Представление реального и воображаемого пространства. // Вопр. психол. 1986. № 3. С. 103−112
- Визгина A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 20 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. -М., 1986.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-142 с.
- Волков H.H. Цвет в живописи. М., 1965.
- Волков H.H. Художественное восприятие. // Художественное восприятие. Сборник статей. / Под ред. Б. С. Мейлаха. Сб. 1 Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1971.
- Вотинова О.М. Общение как условие формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. // Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» 30 октября 1 ноября — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 2003. — 362 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя (3 изд.). М. Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982, Т. 2. С. 6−328.
- Выготский Л.С. Психология искусства (5-е изд.). — М.: Лабиринт, 1998.
- Галажинский Э.В. Методологические проблемы историко-психологического исследования феномена самореализации личности. // Психологические проблемы самореализации личности. — Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5.-232 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1999, С. 91.
- Гальперин П.Я. Смысловые схемы поведения, лежащие в основе высшей нервной деятельности. // Психология. Вып. III. Тбилиси, 1945. — С. 7999.
- Гильманов С.А. Общение участников процесса обучения по поводу учебного материала. // Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» 30 октября — 1 ноября — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 2003. 362 с.
- Гинзбург М.Р. Познавательная мотивация и развитие личности. // Психология личности: теория и эксперимент. / Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Изд-во АПП СССР, 1982. С. 11−20.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М.: 1995.
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. Самара: Издат. дом «БАХРАХ — М», 2003. — 272 с.
- Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, 343 с.
- Гостев A.A. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М.: ИПРАН, 1998. — 216 с.
- Гуревич К. М., Акимова М. С., Берулава Г. А. и др. Психологическая диагностика. Бийск, 1993.
- Гуружапов В.А. Развитие понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи: Автореф. канд. дис. -М., 1983.
- Гудачек Я. Ценностная ориентация личности. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. С. 102−109.
- Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства -типы, механизмы, эффективность // Вопр. социологии искусства.-М., 1979. С. 194−248.
- Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. — 223 с.
- Дергачева O.E. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, 343 с.
- Додонов Б.И. О системе «личность». // Вопр. психол., 1985, № 5. С. 40.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978. С. 272.
- Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
- Дубровина И. В., Кулагина И. Ю. Учитель-экспериментатор: школьная практика и научное исследование. М. 1991, с. 185
- Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЭР. СЭ, СПб: ИМАТОН-М. 2000.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермалаев (3-е изд., испр.). М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336 с.
- Занюк С. Психология мотивации. — К.: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001. 352 с. — (Серия «Новейшая психология" — Вып. 7).
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430 с.
- Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком — дошкольником. Дошкольное воспитание, 1948. No9, с. 39
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с. — (Актуальные проблемы ист. материализма).
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 287 с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 157 с.
- Зимачева Е.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1997.-20 с.
- Зимняя И. А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Материалы всесоюзной научно практической конференции «Психолого — педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию текста», 12−15 мая 1988. -М., 1988. С. 67 — 69
- Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
- Зинченко В.П. Живое Знание: психологическая педагогика. 4.1. (2-е изд., испр. и доп.) Самара: Самарский Дом Печати, 1998. — 296 с.
- Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). -М.: Изд-во УРАО, 2000.
- Зинченко В.П. Мысль и слово: подходы Л. С. Выготского и Г. Г. Шпета (часть 1). // Психологическая наука и образование. — М.: Моск. городской психолого-педагог, ун-т, Психолог, инст-т РАО, 2003. № 4. С. 5−16.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
- Знаков В.В. Понимание произведений искусства. //Психология искусства 1 т. Самара: изд СамИКП 2002. 202.С.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 142 с.
- Иванов В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности. // Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. Киев: Наук, думка, 1986. — С. 10−88.
- Иванченко Г. В. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. -343 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М., 1961.
- Каган М. С. Морфология искусства. JL, 1972. — 440 с.
- Калошина И.П. Структура и мехинизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 168 с.
- Ш. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Спб.: Азбука-классика, 1992.-240 с.
- Кандауров 0.3. Автопортрет как исповедальный жанр. // Красная книга культуры. М., 1989.
- Каневская М.Е., Фирсова JI.M. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей. // Вопр. психол., 1990. № 3. С. 69−75.
- Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977.
- Кирьякова A.B. Ориентация личности в мире ценностей. // Magister, 1998. № 4. С. 37−50.
- Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека. // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1992. С. 3−12.
- Клочко Е.В. Человек как психологическая система. // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996. Вып. 2. С. 10−13.
- Ковалева Г. И. Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения учебных задач. Автореф. дис.. канд. педагог, наук. — Волгоград, 1998. 22 с.
- Козловский В.П. Культурно-исторические традиции и мировоззрение личности. // Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. Киев: Наук, думка, 1986. С. 245−281.
- Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. Ун-тов. М.: Изд-во Моск. унта, 1990.-56 с.
- Королева H.H. Смысловые образования в картине мира личности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 16 с.
- Коростылева JI. A, Никонова А. Н. Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути. // Психологические проблемы самореализации личности. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5. С. 24−41.
- Коростылева JI. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений. // Психологические проблемы самореализации личности. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5. С. 3−23.
- Кон ИС. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 48 с.
- Крупник Е. В, Психологическое воздействие искусства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 240., табл., илл.
- Курышева О.В. Категория образа в традиции современной психологии. Философская теория и практика. — Волгоград, 2005
- Леоненко Н.О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2004. — 20 с.
- Леонтьев А. А. Искусство лектора. // Слово лектора. М., 1988. № 2 С. 33−36.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность (2-е изд.). М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320 е., ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза). // Художественное творчество и психология. / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского.-М.: Наука, 1991. С. 184−187.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики (3-е изд.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Вопросы психологии понимания (Известия АПН РСФСР. Вып. 7). / Под ред. A.A. Смирнова. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — С. 3−40.
- Леонтьев А.Н. Психология образа. / Вестн. Моск. ун-та, Серия 14. Психология, 1979. № 2.
- Леонтьев А.Н. Образ мира .//Избр.психол.произведения. В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С.251−262, С. 261.
- Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. унта, 1998.
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психол. журн., 1992. № 2. Т. 13. С. 107−117.
- Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства. // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума. / Под ред. Л .Я. Дорфмана. Пермь, 1991. С. 57−70.
- Леонтьев Д.А. От инстинктов к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. С. 4−12.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 13−46.
- Леушканова C.B. Влияние смысловой сферы личности на проявление творческой активности в деятельности. Хабаровск, 2005.
- Лобок A.M. Антропология мифа. — Екатеринбург: Отд. образов, администр. Октябрьского р-на, 1997. 668 с.
- Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М., 1987.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
- Ломов Б.Ф., Беляева A.B., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. — М., 1986. — 128 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Лурия А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем. // Семантическая система структуры слова. М.: Наука, 1971.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М: ПАРФ, 1998. -494 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
- Макарова Т.Н., О необходимости развития смыслового восприятия художественного текста у младших школьников, 2003, с . 56
- Мамардашвили M.K. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). M.: Ad Marginem, 1995. — 547 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя. // Советская педагогика. 1990. № 8.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться // Формирование мотивации учения: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1990 (Психол. наука школе). С.44−49.
- Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. (О.О. Чистяков) М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: «Ваклер». Серия «Актуальная психология». 1997. — 304 с.
- Машекуашева М.Х. Психологические особенности формирования смысловой саморегуляции студентов будущих педагогов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. — 23 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Некоторые проблемы детской художественной одаренности // Искусство в школе. — М. 1995.
- Мелик-Пашаев A.A. и Новлянская З. Н. (ред.), Адаскина A.A., Кудина Г. Н., Чубук Н. Ф. Психологические основы художественного развития. -М.: МГППУ, 2005. 160 с.
- Мелкозерова И.Е. Педагогическая эффективность современных образовательных технологий с позиций личностно-ориентированного образования. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. — 24 с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Ворп. психол., 1987. № 5.
- Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 176 с. -(Человечество на рубеже XXI века).
- Михайлов М.А. Механизмы смыслообразования в норме и патологии: введение в проблему. // Ж-л прикладной психологии, 2004. № 2. С. 16−19.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. — 431 с.
- Насиновская Е.Е. Исследование мотивации личности с использованием гипноза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1982. -20 с.
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 80 с.
- Немов P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
- Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
- Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев A.A. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания. // Вопр. психол. -М., 1979.
- Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. -М.: институт психологии РАН, 2007. 400 с.
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. Фонд. -М.: Мысль, 2001. Т. III. 692 с.
- Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. / Под ред. A.B. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический Проект, 1999. — 208 с. — (Руководство практического психолога).
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. / РАН.- Российский фонд культуры• (3-е изд., стереотипное) М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
- Осипова Л.В., Тутушкина М. К. Уровни и диапазоны самоактуализации женщин. // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001, Вып. 5. С. 182−191.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 109 с.
- Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение. // Современная психология мотивации. / Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. С. 289−313.
- Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1983. № 4. С. 23−33.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — 2 изд-е., доп. Спб.: Питер, 2005. — 480 с. — (Серия «Классический университетский учебник»).
- Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-509 с.
- Печко Л.П. Некоторые аспекты проблемы индивидуального стиля//Некоторые вопросы истории и теории эстетики. Вып. 2. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1968. С. 15
- Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
- Постоева В.А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депримированных подростков. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Томск, 2004. 20 с.
- Профессиональная деятельность детского городского психологического центра. / Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, «Принтер», 1993. — 248 с.
- Психологические тесты. / Под ред. A.A. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Т. 1. — 312 е.: ил.
- Психологические тесты. / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова М.: «Лист», 1996. — 320 с.
- Психология. / Под ред. Ковалева А. Г. М.: «Просвещение», 1966. С. 128 157.
- Психология развивающейся личности. / Под ред. A.B. Петровского. — М., 1987. С. 240.
- Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
- Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001. -142 с.
- Разумникова Раскумандрина М. Е. Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагностика: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 2005. 24 с.
- Реан A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Резник Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности. //Социс. 1990. № 1.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академия-центр- Медиум, 1995. — 416 с.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. Сборник. — Л., 1983. с. 105 122.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1989.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.-416 с.
- Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: в 2 т. Т. И. -М., 1989.
- Рубцов H.H. Символ в искусстве и жизни. -М.: Наука, 1991. 176 с.
- Савенко Ю.С. К обоснованию некоторых методик изучения личности. // Проблемы личности (материалы симпозиума). / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М.: 1969. Т. 1. С 238−241.
- Сидоренко E.B. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 е., ил.
- Симановский А.Е. Развитие творческого мышления. Ярославль: Речь, 1997.- 167 с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 78 с.
- Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. / Вестн. Моск. ун-та, Серия 14. Психология, 1981. № 2.
- Солсо Р. Когнитивная психология. — Спб., 2002. С. 252.
- Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева. // А. Н. Леонтьев и современная психология. / Под ред. A.B. Запорожца и др. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 220- 231.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284 с.
- Столина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. С.Пб., 2002. — 20 с.
- Строй Г. В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. — 24 с.
- Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология, 1977. № 1. С. 62−72.
- Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Тбилиси, 1984.-48 с.
- Субботский Е.В. Строящееся сознание. М.: Смысл, 2007. — 423 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
- Творчество в искусстве — Искусство творчества. / Под редакцией JI. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. Первое издание. М., 2000. — 549 с.
- Тихомиров O.K. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии. // Психологические механизмы целеобразования. / Отв. ред. O.K. Тихомиров. -М.: Наука, 1977. С. 5−20.
- Тихомиров O.K. Психология мышления — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
- Торшилова Е.М., Дукаревич М. З. Художественное восприятие живописи и структура личности. // Творческий процесс и художественнное восприятие. Л., 1978. С. 174−190.
- Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. — М.: Искусство, 1989.
- Тульвисте П. О теоретических проблемах исторического развития мышления // принцип развития в психологии. — М., 1978. С. 93−96.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб.: Спб УПМ, 1997.
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Изд-во «БАХРАТ-М», 2001.-128 с.
- Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе. «Дониш», 1973.
- Фехнер Г. Т. «Элементы психофизики». 1860.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
- Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. — М.-Л.: Гос. изд-во, 1930. С. 113−119.
- Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1985.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.: ГИЗ, 1922. Т. 1.-251 с.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособ. для студентов и учителей. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. — 288 с.
- Фризен М.А. Особенности развития смысловой сферы подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2005.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития. 1993.
- Хазратова Н.В. Проблема изучения креативности детей 3−5 лет. // Индивидуальность и способности. М.: Мир, 1985.
- Хайду П. Уральские языки и народы: Пер. с венг. М.: Прогресс, 1985. -430 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.-240 с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 384 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Целма Е.М. Искусство и жизнь как проблема эстетики М. Бахтина в диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители», Вып. 4. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
- Целма Е.М. Художественное переживание в процессе восприятия искусства. Рига: ЛатГУ, 1974, с 24
- Цукерман Г. А. «Ничья земля» в возрастной психологии.// Вопр. психол., 1998. № 3. С. 18−32.
- Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни. // Вопр. психол. 2003. № 3. С. 3−15
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2001. — 296 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. -М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 554 с.
- Шор Ю. М. Культура как переживание (Гуманитарность культуры). -СПб.: СПбГУП, 2003. 220 с. (сер. «Новое в гуманитарных науках» Вып. 9).
- Шор Ю. М. Художественное переживание как процесс // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 3. Л.: ЛГИТМиК, 1980. с. 35.
- Шпет Г. Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск: Водолей, 1996.
- Экземплярский В.М. Проблема одаренности. // Психологическая диагностика, 2004. № 1. С. 94−125.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
- Эриксон Э. Молодой Лютер. 1996.С. 48.
- Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопр. психол., 1995. № 2. С. 28−37.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М., 1971.
- Adler А. Psychotherapie und Erziehung: Ausgewahlte Aufsatze. Bd I: 1919 — 1929 / Hg. von H.L. Ansbacher, R.F. Antoch. Frankfurt am Main: Fischer TaschenbuchVerlag. 1982. — 297 s.
- Adler A. What life should mean to you. — London: George Allen and Unwin, 1980.-300 p.
- Dennett D.C. Consciousness explained. Boston- New York- Toronto- London- Little- Brown & Co, 1991.
- Frankl V. The doctor and the soul: from psychotherapy to logotherapy. New York: Vintage book, 1973. — XXII, 295 p.
- Frankl V. The will to meaning: foundations and applications of logotherapy. — New York: Plume press, 1969. -X, 181 p.
- Frankl V.E. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Munchen: Piper. 1979.
- Greenberg D.E. The object permanence fallacy. // Human Development, 1996. P. 117−143.
- Gendlin E. T. Experiencing and the creation of meaning. A philosophical and psychological approach to the subjective. — New York, 1962.
- Harris D.B. Children’s Drawings as Measures of Intellektual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. New York, 1963.
- Kelly G. A brief introduction to personal construct theory. // Perspectives in personal construct theory. / D. Bannister (Ed.). — London, New York: Academic press, 1970. P. 1 29.
- Kelly G. Clinical psychology and personality: the selected papers of George Kelly. / B. Maher (Ed.). New York: Wiley, 1969. -VIII, 361 p.
- Maddi S.R. Existential Analysis. // The encyclopedic dictionary of psychology. / R. Harre, R. Lamb (Eds). Oxford: Blackwell, 1983. P. 223 -224.
- Maslow A. H. A Theory of Human Motivation. // Psychological Review. 1943. № 50. P. 370−396.
- Viehoff Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2nd ed. New York: VanNostrand, 1968.
- Phenix P. Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. New York etc.: McGraw-Hill, 1964. — XIV, 391 p.
- Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
- Rogers C.R. The actualizing tendency in relation to «motives» and to consciousness. // Nebraska symposium on motivation. Vol. 11. / M.R. Jones (Ed.). Lincoln (Nb): University of Nebraska Press, 1963. P. 1 — 24.
- Rogers C.R. Towards a theory of creativity. // Creativity. / P.E. Vernon (Ed.). -Harmondsworth: Penguin, 1970. P. 137 151.
- Royce J.R., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems and processes. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1983.-304 p.
- Shope R.K. Freud’s concepts of meaning. // Psychological and contemporary science. V. 2. / B.B. Rubinstein (Ed.). New York- London: Macmillan, 1973.
- Sternberg R.J. Successful Intelligence. Simon & Schuster, 1996.
- Психологический словарь Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. Психологический центр ПЛАНЕЙ http://www.planey.ru/dic
- Тубельский А. «Сначала надо изменить содержание образования, а уже потом тестировать по компетенциям» Газета «Первое сентября» — http://www.ps. 1 september.ru287. Философский словарь
- Шаров A.A. Исследование ценностных ориентаций -http://www.psyadvise.ru