Психологические особенности взаимодействия классного руководителя с лидерами учебной группы педагогического колледжа
Диссертация
Внедрение результатов осуществлялось в ходе функционирования психологической службы в МПК № 16. Полученные данные были учтены при разработке и апробации спецкурса «Коррекционная работа в группе» для учащихся отделения социальной педагогики МПК № 16. Отдельные положения диссертационной работы использовались также при составлении лекционных занятий по курсам социальной психологии и педагогической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛИДЕРА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
- 1. 1. Понятия лидерства и руководства в современной психологической литературе .Ю
- 1. 2. Социально-психологические подходы к изучению лидерства
- 1. 3. Проблема классного руководства в психолого-педагогических исследованиях
- 1. 4. Педагогическое взаимодействие как психолого-педагогическая проблема
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Психологические особенности руководителей и лидеров учебных групп педагогического колледжа
- 3. 2. Особенности межличностного взаимодействия классных руководителей и лидеров учебных групп педагогического колледжа
- 3. 3. Психологические особенности взаимодействия классных руководителей и лидеров и эффективность жизнедеятельности учебной группы
Список литературы
- Абульхаиова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. — 299 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Ачександрова Р. И. Нравственная философия и творческое наследие М.М.Бахтина. Саранск, 1995.- 176 с.
- Апимкулов Я. Р. Организаторские качества личности, их структура и проявление в деятельности временных студенческих трудовых коллективов: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1989. 16 с.
- Ачифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа: Дисс.. канд. псих. наук. -М., 1992. 165 с.
- Ачифанов С.А. Особенности групповых границ и перспективы исследования лидерства // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. — № 1(5). — С.59−62
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 416 с.
- Андрейчикова О.Г., Хрящева Н. Ю. Влияние социально психологических характеристик студенческих групп на формирование коллективистских черт личности студентов // Психологическое обеспечение социального развития человека. — Л., 1989. — С.58−63
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. — 224 с.
- Анкудинова Н.Е. Формирование личности школьника в системе отношений (на материале сельских школ учебно-воспитательных комплексов) // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР М., 1989. — С. 108−109
- Анциферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 140−147
- Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1984. — 182 с.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. — 445 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996. — 768 с.
- Аунапуу Т. Восприятие лидерами межличностных отношений в классе // Вопросы психологии. 1983. — № 5.
- Аунапуу Т. Детерминанты межличностного статуса в коллективах старшеклассников: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1984. — 17 с.
- Базаров Т.Ю. Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива: Автореф. дис.. канд. псих, наук.-М., 1981.- 18 с.
- Баркоусайте М. Взаимодействие статуса и участия подростков в малой группе: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Вильнюс, 1975.
- Бахарева Н.В. Особенности взаимоотношений в управленческих коллективах (по материалам исследований на заводе им. Козицкого и в объединении «Светлана») // Человек и общество. Учен, записки ЛГУ. НИИ компл. социал. иссл-ний. 1971. — Выпуск VIII — С.89−92.
- Бендас Т.В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп): Дисс.. канд. псих, наук-Л., 1981. -214 с.
- Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990. — 288 с.
- Березовия H.A., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив (психолого-педагогическое исследование). Минск, 1975.
- Битянова М.Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1991.
- Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994. — 106 с.
- Блохина Л. А. Методика воспитательной работы в современной школе. -М., Брянск, 1997.- 156 с.
- Бодалев A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. -№ 1. — С.122−127.
- Бодалев A.A. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С.86−91.
- Бодалев A.A. Психология общения. М., Воронеж, 1996. — 256 с.
- Бодалев A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика М., 1987. — 304 с.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С.112−121.
- Вагнер В.А. Психологические типы и коллективная психология. Л., 1929.
- Вассерман Л.И., Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ. СПб, 1997. — 52 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999. — 176 с.
- Вендов А.Й. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Л., 1973. — 153 с.
- Волков И. П. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студента // Человек и общество. Учен, записки ЛГУ. НИИ компл. социал. иссл-ний. 1971. — Выпуск VIII — С.131−136.
- Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: (опыт экспериментального и прикладного исследований контактных групп): Дисс.. докт. псих. наук. Л., 1978.
- Волков И.П., Емельянов ЮН. К критике «теории черт» лидерства // Человек и общество. Учен, записки ЛГУ. НИИ компл. социал. иссл-ний. -1973. Выпуск XI — С.225−230
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. — 128 с.
- Воробьев A.B. Степень и направленность влияния учителя на нравственную сферу личности учащихся // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. — 146 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998. — 208 с.
- Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В. А. Петровского. М., 1994.- 155 с.
- Воспитательная система класса: Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков, 1998. — 122 с.
- Вулъфов Б.З., Хозе С. Е., Иванов В. Д. Ребячий лидер кто он? // Воспитание школьников. — 1991. -№ 1. — С.32−34.
- Голубев A.M. Воспитание профессионально-педагогической направленности учащихся педагогических училищ во внеклассной работе: Дисс.. канд. пед. наук. JI., 1956. — 401 с.
- Гольянов В.П., Герман Н. В., Меломедова Л. С. Краткий курс менеджмента. -Самара, 1992.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 260 с.
- Горбатенко Т.М. Взаимовлияние профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1985.
- Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия: Дисс.. докт. псих. наук. М., 1996. — 471 с.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стилямежличностного взаимодействия // Психологический журнал. Том 18. — 1997. — № 6. — С.73−83
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. -М., 1990. 144 с.
- Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. — 480 с.
- Деркач A.A., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М., 1999. — 315 с.
- Джидаръян H.A. Психология общения и развитие личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 127−158.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1987. 207 с.
- Донцов A.M., Дубовская Е. М., Улановская ИМ. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. — № 2. -С.61−71
- Дубов И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1985.
- Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии 1990- № 5- С.56−65
- Дубов И.Г., Смирнов Л. М. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками // Вопросы психологии. 1991. — № 3.
- Дубовская ЕМ. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1984. 140 с.
- Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое исследование организаторского потенциала руководителя: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -Л., 1975, — 19 с.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социальнопсихологического исследования // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах: Дисс.. канд. филос. наук. -Л., 1969. 220 с.
- Жуковская В.Л. Значение авторитета и личного примера учителя: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1969. — 10 с.
- Журавлев А.Л. Об изучении личности руководителя производственного коллектива // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С.74−82
- Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дисс.. докт. псих. наук. М., 1999. — 132 с.
- Журавлев А.Л., Рубахин В. Ф. Индивидуальный стиль руководства коллективом // Психология управления. 1976. — Выпуск II — С. 17−32
- Журавлева Г. А. Профессиональное самоопределение и отношение к профессии студенческой молодежи // Человек и общество. Учен, записки ЛГУ. НИИ компл. социал. иссл-ний. 1973. — Выпуск XIII — С.177−182
- Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973.
- Зотова О.И. Взаимодействие коллектива и личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С.223−229
- Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. -Даугавпилс, 1988.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М., 1988. 319 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М., 1987, — 190 с.
- Капустина А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Л., 1985. -16 с.
- Квасков В. Д. Общение и деятельность. М., 1997. — 218 с.
- Киричук А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Киев, 1974. — 58 с.
- Классный руководитель вчера, сегодня, завтра // Воспитание школьников. 1991. — № 3. — С. 11−15.
- Ковалев С.В., Кричевский Р. Л. Факторы дифференциации лидерства // Вестник МГУ, сер. 14, Психология. 1978. — № 2.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. Пособие. 2-е изд., доп. — Мн., 2000. -432 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. дис.. докт. псих. наук. -М., 1977. 59 с.
- Коломинский Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.
- Колпакова Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях педагогической деятельности (на примере старших школьников): Дисс.. канд. псих, наук. Казань, 1997. — 146 с.
- Кон КС. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989. — 255 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982. — 207 с.
- Кондратьев М.Ю., Ашневиц Я. А. Значимость личности учащихся разных классов для учителя // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
- Копылов С. А. Психологические условия эффективного педагогического взаимодействия учителя и класса учащихся: Дисс.. канд. псих. наук. -М., 1995, — 196 с.
- Крикунов A.C. Об организационных отношениях в группах школьников // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР М., 1989. — С.133
- Крикунов A.C., Чернышев A.C. Социально-психологические аспекты работы классного руководителя. Курск, 1981. — 120 с.
- Крикунов A.C., Чернышев A.C., Лунъков А. И. Социально-психологические основы работы классного руководителя. М., 1989. — 109 с.
- Кричевский Р.Л. О механизме детерминации статуса личности в социальной группе // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в её онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1987. — С. 128−143.
- Кричевский Р.Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Дисс.. докт. псих. наук. М., 1985. — 544 с.
- Кричевский Р.Л. Психологический анализ коллективного решения тактических задач. М., 1969.
- Кричевский Р.Л. Социально-психологические аспекты руководства классным коллективом // Вопросы психологии. 1979. — № 2.
- Кричевский Р.Л., Битянова М. Р. Психологические характеристики классного руководителя как фактор удовлетворенности учащихся коллективом // Новые исследования в психологии. 1988. — № 2(39). — С.57−66.
- Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991. — 207 с.
- Кричевский Р.Л., Кмитъ Н. И. Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С.43
- Кричевский Р.Л., Маржине A.B. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991.
- Кричевский PJI., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985. — 224 с.
- Крупская Н. К Воспитательная роль учителя // Об учителе. Избранные статьи, речи и письма. М., 1960. — С. 141−144
- Крюкова Т.Л. Социально-психологические характеристики отражения юношеской группой организаторского воздействия лидера: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Кострома, 1986. — 204 с.
- Кузьмина Е.И. Воздействие образа педагога на перцептивную деятельность учащихся // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Д., 1967. — 183 с.
- Курбанов С. Роль личного примера учителя в коммунистическом воспитании школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ашхабад, 1972.
- Лапин Н.И. Проблемы социологического анализа организованных систем II Вопросы философии. 1974. — № 7. — С.38−49
- Лапочкин С.В. Гуманизация взаимодействий в системе коррекционно-развивающей деятельности с учащимися // Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М., 1999. -С.297−300
- Лахт Х.Э. Факторы, влияющие на отношение учащегося к учителю: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Тарту, 1982. — 15 с.
- Леванова Е.А., Совга И. В., Мычко Е. И., Романенчук А. Б., Лифинцев Д. В. Проблема субъект-субъектного взаимодействия в теории и методике воспитания. Калининград,!999. — 68 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964. — All с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. М. -Нальчик, 1996.-96 с.
- Лепехин H.H. Коммуникация и общение в педагогическом процессе // Психологическое обеспечение социального развития человека. Л., 1989. — С.36−43
- Лобанова Т.Н., Кокурина И. Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1992. — № 1. — С.41−50
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. 444 с.
- Лукъяяченко Н.В. Каузальная атрибуция педагога как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1991. — 188 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М., 1988.-128 с.
- Люкин В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства: Дисс.. канд. псих. наук. -Пермь, 1981. 226 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. — 684 с.
- Макаренко A.C. О воспитании. М., 1988. — 256 с.
- Малъковская Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыги-на Л., 1973.
- Малъковская Т.Н. Учитель ученик. — М., 1977. — 64 с.
- Маралова Т.П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. дис.. канд.псих. наук. -М., 1984. 16 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. — 425 с.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.-М., 1981.-295 с.
- Мишина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. — 192 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). -М., 1994. -216 с.
- Мицкевич Ж. И. Профессиональное становление выпускника педагогического вуза как классного руководителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1988, — 19 с.
- Мицкевич Н.И. Педагогические основы совершенствования системы повышения квалификации организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 18 с.
- Морозов A.C. Психологические проявления личностных взаимоотношений членов группы: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1972. — 16 с.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 365 с.
- Мудрик A.B. О демократизации жизни коллектива учащихся // Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт. М., 1990. — С.43
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. -112 с.
- Мудрик A.B. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1970.
- Мудрик A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979.
- Мудрик A.B. Социализация // Магистр. 1993. — № 3.
- Муканова К. Личный пример педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук -Алма-Ата, 1971. 15 с.
- Мусатов С. А. Принципы социально-психологической организации студенческих коллективов // Человек и общество. Учен, записки ЛГУ. НИИ компл. социал. иссл-ний. 1973. — Выпуск XIII — С.159−161
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1998. — 368 с.
- Немое P.C. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М., 1982. — 64 с.
- Немое P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. М., 1988.
- Новикова JI.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978. — 143 с.
- Обозов H.H. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом // Человек и общество. Учен, записки ЛГУ. НИИ компл. социал. иссл-ний. 1973. — Выпуск XIII — С.149−154
- Обозов H.H. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. -М., 1981. С. 24−45.
- Обозов H.H. Психология межличностного взаимодействия: Автореф. дис.. докт. псих. наук. Л., 1979. — 35 с.
- Обозов H.H. Психология межличностных отношений Киев, 1990. — 192 с.
- Обозов H.H. Эффективность групповой деятельности в связи с некоторыми социально-психологическими характеристиками членов малой группы // Человек и общество. Учен, записки ЛГУ. НИИ компл. социал. иссл-ний. 1971.-Выпуск IX-С.179−183
- Обозов H.H., Обозова А.H. Три подхода к исследованию психологической совместимости//Вопросы психологии. 1981. -№ 6. — С.98−101.
- Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1982.-816 с.
- Пальм Г. А. Межличностные взаимоотношения и активность личности в коллективе: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1985. 15 с.
- Панкова Л.И. Влияние ученического коллектива на формирование личностной позиции старшеклассников: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1989.- 16 с.
- Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров со сверстниками в сюжетно-ролевых играх (старший дошкольный возраст): Дисс.. канд. псих. наук. -М., 1993. 174 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения. Л., 1981. — 192 с.
- Педаяс М.-И. Проблема эффективности учителя в зарубежной и советской педагогике и психологии // Советская педагогика и школа. Выпуск VIII -Тарту, 1973. С.29−41.
- Пелевина Т.В. Социально-психологический анализ внутригрупповых взаимоотношений в студенческих учебных группах // Человек и общество. Учен, записки ЛГУ. НИИ компл. социал. иссл-ний. 1973. — Выпуск XIII — С.154−159
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив М., 1982 — 255 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М., 1998. 528 с.
- Петрушихина Е.Б. Рефлексия педагога в общении со старшекласснивамикак фактор эффективности руководства ученическим коллективом: Дисс.. канд. псих. наук. -М.Д991. 284 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие. -М.Д981. 175 с.
- Поварницына Л.А. Проблемы общения в студенческом возрасте // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в её онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов М., 1987- С.99−107.
- Поспелов И.М. Психологическая характеристика избирательных (личных) отношений между детьми в коллективе (группы детского сада-начальные классы школы): Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1973. — 23 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология. -СПб., 1997.- 184 с.
- Проблемы руководства научным коллективом: опыт социально-психологического исследования. М., 1982. — 317с.
- Просецкий П.А. Психологические основы формирования коллектива (на материале средней школы и вуза): Автореф. дис. докт. псих. наук. -JT., 1971. 29 с.
- Просецкий П.А., Семиченко В. А. Психология творчества. М., 1989. — 83 с.
- Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского М., 1979.-240 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. М. Д981. — 224 с.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — 368 с.
- Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 1998. — 320 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского -ML, 1987.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.-494 с.
- Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся (Сборник научных трудов) / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис -ML, 1980.
- Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. — 320 с.
- Робер М.-А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы М., 1988.-256 с.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. -480 с.
- Ромашова С.Н. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 16 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II М., 1989.-328 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. — 368 с.
- Рукавишников A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла: Методическое руководство. СПб., 1998. — 93 с.
- Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973.
- Румянцева В. И. Лидер. Опыт изучения психологии неформального лидерства. СПб., 1996. — 253 с.
- Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии. -СПб., 1992. 74 с.
- Сидоренков A.B. Активизация межличностных отношений в учебныхгруппах как средство психолого-педагогического воздействия: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 20 с.
- Снегирева Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками // Вопросы психологии. 1985. — № 5.
- Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М., 1988. -232 с.
- Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е.В. Шоро-ховой.-М., 1979.-341 с.
- Справочник классного руководителя. / Сост. В. М. Коротов. М., 1979. -303 с.
- Судаков Н.И. Психологическая характеристика нравственных идеалов учащихся // Вопросы психологии. 1984. — № 6.
- Толочек В.А. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1995. -№ 3,-С.11−19
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология.- 1996.-№ 3.-С.51−60
- У майский Л. И. Особенности проявления общественной активности школьников // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в её онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов.- М., 1987. С. 116−128.
- Уманский Л.И. Психология организаторских способностей. Курск, 1967.
- Ушинский К.Д. Три элемента школы // Избранные педагогические произведения. М., 1968. — С.250−268
- Фатыхова P.M. Общение и вопросы профессиональной направленности студентов педвуза // Проблемы психологии личности и коллектива: Сборник научных трудов. М., 1979. — С.72−79
- Федорчук И.П. Работа классного руководителя в педагогическом училище: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1952. — 239 с.
- Филонов Л. Б. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Развитие личности. 1997. — № 1. — С.112−126.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. ТбилисиД991.
- Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. -1990. -№ 1.- С. 93−99
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991.
- Xapaui А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1979.-С.17−35
- Харшиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1990. -№ 5.-С. 144−149
- Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии. -М., 1981.-С.148−167
- Цымпеу М.Д. Взаимовлияние классного руководителя и старшеклассников в педагогическом общении: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1990.
- Чернышов A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис.. докт. псих. наук. -М., 1980.
- Чернышев А.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж, 1991.
- Чернышов В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. -СПб., 1997. 568 с.
- Шадура А.Ф. Психологическая реабилитация личности // Развитие личности. 1997. — № 1. — С. 127−137
- Шутц У. Комплементарная функция лидера // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. — С. 162−168
- Щеглова Т.М. Типы лидеров и их влияние на формирование профессиональной направленности студента педвуза: Автореф. дис.. канд. псих, наук. М., 1985.- 16 с.
- Щеглова Т.М. Формирование профессиональной направленности студентов посредством оптимизации в группе структуры лидерства // Вопросы психологии. 1987. — № 1.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.-222 с.
- Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990,-№ 5.-С. 72−81
- Belkin G.S. Practical Counseling in the Schools. Lona, USA
- Charron C.G., Evers S.M., Fenner E.C. Behavior. A guide for managers. -London, 1976.
- Eshel Y., Kurman J. Love is not enough: Determinants of adolescent preference for other-sex and same-sex peers // The British journal of developmental psychology. 1990. — Vol.8, № 2. — P.171−178
- Goktepe J.R., Schneier C.E. Role of sex, gender roles, and attraction in predieting emergent leaders // Journal of applied psychology. 1989. — Vol.74, № 1. — P. 165−167
- Hemphill J.K., Coons A.E. Development of the leader behavior description questionnaire. In: Leader behavior: its description and measurement. — Columbus (Ohio), 1957.
- Kenny D.A., Malloy T.E. Partner effects in social interaction 11 Journal of nonverbal behavior. 1988. — Vol.12, № 1. — P.34−57
- Mullen B., Symons C, HuLi-Tze, Salas E. Group size, leadership behavior, and subordinate satisfaction // Journal of general psychology. 1989. — Vol.116, № 2.-P.155−169
- Weick K.E. The social psychology of organizing. Reading, 1979.219.220.221.