Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе мысленного сличения сохранившегося в сознании образа с предъявленными объектами-стимулами происходит взаимодействие между следами памяти и поступающими перцептивными (например, визуальными) сигналами от предъявляемых объектов. Такое сличение далеко не обязательно совершается как развернутое осознаваемое действие с оценкой и фиксацией воспринимаемых признаков. Чаще всего происходит… Читать ещё >

Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из объектов. Процессуальный порядок, а также и условия предъявления для опознания различных объектов перечислены в законе (ст. 193 УПК).

В психологическом отношении ситуация предъявления для опознания любых объектов (особенно людей) при расследовании преступлений является довольно сложной, поскольку на опознающего воздействует большое количество разнообразных внешних факторов. Кроме того, всеми участниками данного следственного действия, и в первую очередь самим опознающим, осознается, что результаты опознания могут иметь различные уголовно-правовые, нравственные последствия, и это налагает на участников данного следственного действия особую ответственность, вызывает состояние повышенной психической напряженности. С принятием нового УПК следователь во имя безопасности опознающего, испытывающего, к примеру, страх перед опознаваемым, предъявление для опознания последнего может проводить в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, в специально оборудованном для этого помещении (ч. 8 ст. 193 УПК).

В ходе мысленного сличения сохранившегося в сознании образа с предъявленными объектами-стимулами происходит взаимодействие между следами памяти и поступающими перцептивными (например, визуальными) сигналами от предъявляемых объектов. Такое сличение далеко не обязательно совершается как развернутое осознаваемое действие с оценкой и фиксацией воспринимаемых признаков. Чаще всего происходит одномоментное визуальное, акустическое и т. п. узнавание. Это объясняется тем, что многомерные стимулы в виде опознавательных ориентиров опознающим в отдельности не осознаются. Более того, они слиты и представлены в сознании как один (одномерный) образстимул конкретного человека или какого-либо предмета. Вот почему в некоторых случаях свидетели нередко затрудняются подробно называть приметы и особенности опознаваемого ими объекта, особенно когда он не наделен характерными признаками. В подобных случаях происходит одномоментное визуальное узнавание объекта, во время которого опознающий просто не в состоянии заметить последовательность фиксации опознавательных признаков-ориентиров. Например, средняя величина порога узнавания человеческого лица находится в пределах 0,05—0,8 с, а порог узнавания лица по фотографии равен 0,03 с[1]. Такое, по существу, моментальное, или одномоментное узнавание в психологии получило название симультанного (мгновенного) узнавания.

Иным по психологическому характеру является сукцессивное (последовательное) узнавание, при котором опознающий, прежде чем принять решение о тождестве предъявленного объекта, мысленно совершает своеобразный перебор сохранившихся в его памяти опознавательных признаков-ориентиров (иногда их называют опорными признаками), сопоставляя их с признаками предъявленных ему объектов.

Как очень тонко подметил известный американский нейропсизолог О. Сакс: «мы видим не глазами, мы видим мозгом, обладающим десятками разнообразных систем, которые анализируют данные, получаемые с сетчатки глаз»[2]. В подобных случаях к процессу визуализации активно подключаются процессы мышления, с помощью которых в воспринимаемом объекте выделяются наиболее информативные места (опорные признаки). Этот процесс проявляется в движениях зрачков глаз. Одни движения — прослеживающие — представляют собой сглаженные, плавные движения; другие — саккадические — проявляются в виде как бы едва заметных скачков, перемежающихся кратковременными фиксациями их на отдельных опорных точках.

Установлено, что при рассматривании человеческого лица больше всего внимание сосредоточивается на глазах, губах, на отдельных фрагментах носа. Такова, например, известная экспериментально сделанная запись движений зрачка глаз человека, рассматривающего фотографию скульптурного портрета Нефертити (рис. 13.6)[3].

Траектория движения зрачка глаза при рассматривании фотографии скульптурного портрета Нефертити в течение минуты.

Рис. 13.6. Траектория движения зрачка глаза при рассматривании фотографии скульптурного портрета Нефертити в течение минуты.

Таким образом, если симультанное узнавание занимает сотые доли секунды, то на сукцессивное затрачивается гораздо больше времени, хотя результативность его может быть намного ниже. Даже внешне, фиксируя микродвижение зрачков глаза, можно отличить симультанное узнавание от сукцессивного. При симультанном узнавании микродвижения зрачков глаз практически незаметны, чего нельзя сказать о сукцессивном узнавании.

Следует также иметь в виду, что нередко симультанное и сукцессивное узнавания происходят в одном опознавательном акте, они как бы дополняют друг друга. Симультанное узнавание сменяется сукцессивным, выполняющим своеобразную контролирующую функцию в этом опознавательном процессе.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания, человеком визуально может опознаваться не более трех объектов[4]. Этим во многом объясняются периодически повторяющиеся неудачи в расследовании, когда некоторые следователи, игнорируя данные психологии, и даже вопреки требованиям закона пытаются в целях мнимой экономии времени предъявлять для опознания свидетелям, потерпевшим большие группы людей, заподозренных лиц, не всегда сходных по внешности, разнородных предметов, что категорически запрещается делать, идя по существу по пути получения недопустимых доказательств (ст. 75 УПК).

На данной стадии после мысленного сличения предъявленного объекта с имеющимся в сознании образом достигается перцептивный результат в виде совпадения (несовпадения) предъявленного сенсорного стимула и сохранившегося в памяти образа, т. е. происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

  • [1] См.: Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. С. 43.
  • [2] Цит. по: Менделсунд П. Что мы видим, когда читаем: феноменологическое исследование с иллюстрациями. М.: ACT, 2016. С. 190.
  • [3] Подробнее см.: ЯрбусА. Л. Движение глаз при восприятии сложных объектов //Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Миха-левской. М., 1975.
  • [4] См.: Шехтер М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.С. 91.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой