Оценка емкости рынка
![Реферат: Оценка емкости рынка](https://westud.ru/work/6438410/cover.png)
Стоимость транспортировки товаров до места их использования. Если с учетом реально существующей транспортной сети стоимость транспортировки товара некоторой фирмы увеличивает конечную цену до неконкурентного уровня, то данная фирма нс может рассматриваться как конкурент. Обычно географические рынки ограничивают территорией, в рамках которой стоимость транспортировки не превышает 20% рыночной… Читать ещё >
Оценка емкости рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • основные понятия емкости рынка;
- • принципы определения емкости рынка;
- • основные методы расчета емкости рынка;
уметь
- • выбрать для конкретной ситуации и товара наиболее эффективный способ расчета емкости рынка;
- • сравнить и объяснить результаты расчетов, полученные при помощи разных методик;
владеть навыками
- • сбора первичной и вторичной маркетинговой информации, необходимой для определения емкости рынка;
- • оценки и расчета емкости рынка конкретного товара.
Основные понятия
Одной из основных задач ситуационного анализа рынка является определение его емкости, т. е. величины суммарного спроса на продукцию. Такая цель преследуется в более чем 70% маркетинговых исследований1.
Различают реальную и потенциальную емкость рынка.
Реальная емкость рынка (ее обычно называют просто емкостью рынка) представляет собой количество конкретной продукции в натуральном или денежном выражении, приобретаемое потребителями за определенный период времени. Например, по данным Комитета автопроизводителей ЛЕВ, в 2016 г. в России продано 1,43 млн новых автомобилей[1][2]. Это емкость рынка автомобилей в натуральном выражении за год.
Потенциальная емкость рынка представляет собой возможный при определенных условиях или прогнозируемый объем продаж. Как правило, потенциальная емкость рынка оказывается больше реальной емкости, за исключением неблагоприятных случаев и ситуаций на рынке.
Идеальным случаем потенциальной емкости рынка является максимальная емкость рынка — максимально возможный объем продаж, когда все потенциальные потребители покупают товар исходя из максимально возможного уровня его потребления. В реальности она недостижима, поскольку далеко не все потенциальные потребители приобретают продукцию, а те, кто приобретает ее, имеют финансовые ограничения.
Для корректного расчета емкости рынка очень важно зафиксировать продуктовые, временные и пространственные характеристики, т. е. определить:
- 1) характеристики анализируемого товара. При этом необходимо однозначно выделить из всего товарного предложения необходимый товар или товарную позицию;
- 2) календарный период времени (обычно берется календарный год);
- 3) географические границы оцениваемого рынка.
Рассмотрим приведенный выше пример. В качестве исследуемого товара берутся новые автомобили любых марок. Подержанные автомобили не рассматриваются. Календарный период времени — 2016 год. Географические границы — Российская Федерация.
При определении географии рынка необходимо учитывать следующие факторы[3]:
- • специфику использования товара. Для товаров промышленного назначения границы рынка определяются месторасположением предприятий-покупателей, для товаров потребительского назначения — сетью оптовой и розничной торговли, т. е. месторасположением продавцов;
- • разумную альтернативность предлагаемых на рынке товаров. Нельзя необоснованно сужать границы рынка, на исследуемой территории должно присутствовать несколько конкурирующих товаров;
- • стоимость транспортировки товаров до места их использования. Если с учетом реально существующей транспортной сети стоимость транспортировки товара некоторой фирмы увеличивает конечную цену до неконкурентного уровня, то данная фирма нс может рассматриваться как конкурент. Обычно географические рынки ограничивают территорией, в рамках которой стоимость транспортировки не превышает 20% рыночной стоимости продукции;
- • частоту покупок. Чем чаще приобретается товар, тем уже должны быть географические границы рынка, и наоборот. Таким образом, географические границы рынка расширяются с увеличением степени уникальности товара и его сложности и сужаются при слабых и дорогих коммуникациях, небольшом сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара.
Нередко для нахождения емкости рынка используют данные государственной статистики. Но это неэффективно по следующим причинам:
- 1) очень многие показатели официальной статистики связаны с производством, а не со сбытом продукции;
- 2) многие предприятия с целью избежать налогов занижают свои объемы продаж. Особенно это актуально для России;
- 3) значительная часть импорта остается вне государственного контроля.
Поэтому использование данных официальной статистики дает слишком большую погрешность при расчете емкости рынка. Гораздо эффективнее использовать другие методы и специальные маркетинговые процедуры, предоставляющие более надежную и достоверную информацию. Основные методы будут рассмотрены в параграфе 11.2.
Для повышения достоверности расчета целесообразно одновременно применять несколько способов, так как ни один из них не является идеальным.