Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития общественного и государственного строя в Республиканский период

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Должности магистрата, исключая диктатора, интерекса и начальника конницы, были выборными, срочными и безвозмездными. Консулы, преторы, цензоры (высшие магистраты) избирались центуриатными комициями, курульные эдилы (городские магистраты), квесторы — плебейскими сходками. Все они зависели от сената. Первое время… Читать ещё >

Особенности развития общественного и государственного строя в Республиканский период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 509 г. до н.э. в Риме утвердилась республика. Царь был лишен политической власти, за ним были сохранены только жреческие функции.

Высшими должностными лицами стали преторы; позднее их называли консулами. Плебеи добились права избрания на своих собраниях народных трибунов, наделив их статусом неприкосновенности и правомочием накладывать вето на решения патрицианских учреждений. С 449 г. до н.э. плебейские сходки имели право принимать законы.

С 445 г. до н.э. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Это открыло доступ плебеям к государственным должностям (высшей магистратуре) и в сенат. Ранее к этим должностям их не допускали, так как считалось, что священное гадание (ауспиции) мог совершать только консул из патрициев. В 289 г. до н.э. был принят закон Гортензия, который фактически уравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными комициями. Была создана должность народных трибунов, власть которых ограничивалась территорией города Рима и его ближайшими окрестностями на 1,5 км. Они могли созывать народные собрания по округам, кроме центуриатных.

Трибуны избирались из плебеев на срок одного года в количестве двух, затем пяти и, наконец, десяти человек. Их личность объявлялась священной и неприкосновенной. Они имели право оказывать помощь и покровительство каждому обращавшемуся к ним плебею в любое время дня и ночи, а впоследствии любому гражданину. Трибуны имели право отлучаться из Рима, а двери их дома нс могли быть никогда закрыты. Трибуны не подчинялись ни консулам, ни сенату. Позже они получили право вето — возможность отменять своим протестом любое распоряжение других должностных лиц, даже постановления сената. Трибуну было достаточно только произнести слово «veto», чтобы любое распоряжение становилось н еде й ст в ител ь н ым.

Трибуны имели большую судебную власть: могли вызвать к себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже консула. Они могли подвергнуть аресту и денежному взысканию всех, кто им противодействовал. Кроме этого, они могли прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должников.

В конце IV в. до н.э. был установлен максимум размера участка земли, полученного путем общественной оккупации государственной земли (не свыше 500 югеров, т. е. 125 га на одного держателя). В этот же период по Закону Лициния — Секстия размер участка патриция также был ограничен 500 югеров. Плебеи получили доступ на любые должности. Судебные дела стали рассматривать специально избранные лица, тем самым было проведено некоторое разграничение административной и судебной власти. Важное значение имел Закон Петелия (326 г. до н.э.), по которому полностью отменялась долговая кабала.

В начале III в. до н.э. плебеи добились полного политического и правового равенства с патрициями. Тем самым утверждалась новая форма политической власти — господство богатых из обоих сословий. Разница между сословиями постепенно исчезла. Исход борьбы между патрициями и плебеями обусловил утверждение рабовладельческого государства в Риме. Победа плебеев не привела, однако, к демократизации политического строя, а завершилась компромиссом зажиточных слоев обоих сословий.

Общественный строй. В период расцвета республики наиболее привилегированной прослойкой считались нобили (сенаторское сословие). Имущественный ценз для них достигал 1 млн сестерций[1]. Вторым сословием были всадники, имущество которых составляло 400 тыс. сестерций. Представители первых двух сословий пользовались преимуществом на занятие должностей, могли иметь свои носилки, ложи в театре, носить золотые кольца.

Верхушку римской рабовладельческой иерархии составляли наиболее богатые граждане, лица из сенаторского сословия, которые называли себя лучшими людьми (оптиматы). Им противостояли популяры, выдававшие себя за защитников сельского и городского населения. Противоречия между этими двумя группами отражали борьбу между аристократией и демократией.

К числу свободных, не имевших римского гражданства, были отнесены латины и перегрины — жители подвластных Риму местностей. Позднее происходила широкая раздача прав римского гражданства.

Рабы не имели никаких прав, считались говорящими орудиями труда. Источниками рабства были плен, рождение от рабыни. В отличие от стран Древнего Востока, долговое рабство в Риме не получило широкого распространения, а в III в. до н.э. было полностью отменено. Господин не отвечал за убийство раба.

Опасаясь восстаний рабов, правительство вынуждено было пойти на некоторые реформы. Император Адриан (II в.) издал указ, по которому хозяин за беспричинное убийство невольника должен был платить штраф. Наиболее жестоких господ принуждали продавать своих рабов. Позднее отдельным рабам разрешали иметь свое имущество, приобретать корабли, открывать торговые заведения. Однако хозяин мог отнять имущество раба в любое время. Освободиться от рабства можно было лишь с согласия господина. Вольноотпущенники имели ограниченную дееспособность. Свободный крестьянский труд приходил в упадок; физический труд стали считать уделом рабов.

Постепенная ликвидация республиканских институтов продолжалась и во время гражданской войны (I в. до н.э.). При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. В результате этот орган насчитывал 900 членов. Цезарь за свои победы получил звание постоянного диктатора и понтифика, а в 45 г. до н.э. ему присвоили титул императора. Он мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. Однако республиканские традиции в это время были еще живы. Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.) — его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.

Государственный строй. Управление республикой осуществляли консулы, сенат, народные собрания, магистраты. Высшие органы состояли из представителей узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

Сенат был высшим правительственным и административным учреждением, состоявшим из бывших консулов и других должностных лиц Рима из патрициев (первоначально 300 членов). Заседания сената созывал консул, который был в нем председателем. Формально сенат не имел законодательных прав, но, но любому вопросу выносил свое суждение, мнение (сенатус-консульты). Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний, хотя на практике он имел огромный авторитет. Без предварительного согласия сената народное собрание не могло рассматривать кандидатуры и избирать магистратов.

Сенат ведал финансами, государственным имуществом, участвовал в решении вопросов внешней политики, назначал военачальников, определял меры государственной безопасности, поддерживал общественный порядок в Риме и т. д. Он мог также объявить чрезвычайное положение в стране.

Народные собрания (комиции) считались законодательными органами. Они были трех видов:

  • — собрания по центуриям, на которых решались главнейшие вопросы жизни Рима: о начале войны и заключении мира; об избирании на должности высших магистратов; об утверждении законов; о даровании гражданства; об отправлении правосудия в качестве высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни. Первоначально на собрания приходили в полном вооружении; они проходили на Марсовом поле, где находился жертвенный алтарь бога войны Марса. Собрание начиналось с жертвоприношения и гадания по внутренностям принесенного в жертву животного;
  • — собрания по территориальным трибам назывались плебейскими сходками (в них преобладало влияние плебеев). Со временем роль этих собраний возрастала, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов сограждан из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан. К ним перешел ряд полномочий, ранее принадлежавших собраниям по центуриям;
  • — собрания по куриям, игравшие при родовом строе важную роль, утратили ее после возникновения государства. Они решали вопросы брачносемейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

Народные собрания в Риме не играли такой роли, как в Афинах. Однако на них избирались должностные лица, обсуждались законы, вопросы объявления войны и мира, принимали судебные решения по важнейшим делам. Ведущая роль в системе высших органов принадлежала сенату. Граждане не обладали правом законодательной инициативы.

Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Должности магистрата, исключая диктатора, интерекса и начальника конницы, были выборными, срочными и безвозмездными. Консулы, преторы, цензоры (высшие магистраты) избирались центуриатными комициями, курульные эдилы (городские магистраты), квесторы плебейскими сходками. Все они зависели от сената. Первое время магистраты избирались только из патрициев; в конце V в. до н.э. доступ к этой должности получили плебеи. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег.

Власть консулов (опекунов государства) была очень велика. На эти должности избирали сразу двух лиц сроком на один год в возрасте не моложе 43 лет. Консулы созывали сенат, председательствовали в народных собраниях, осуществляли высшую административную власть, издавали обязательные постановления и могли налагать административные взыскания, имели право ареста и даже осуждения к смертной казни. Они были главнокомандующими войсками в провинциях и Риме, обладали неограниченной военной властью за пределами римской городской черты.

Должность консула считалась самой почетной, каждый год своего календаря называли именами обоих консулов. Консулы отличались и по одежде: носили тогу, обшитую пурпуром, при исполнении своих обязанностей они восседали на креслах из слоновой кости, их сопровождали почетные телохранители — ликторы.

Власть консулов не уступала власти рекса, но она была ограниченной — они не могли править единолично; один консул имел право отменить решение другого, так как они были обязаны управлять коллегиально. Любое решение консула могло быть обжаловано в народном собрании. После окончания срока своих полномочий они становились частными гражданами и могли быть привлечены к суду в случае, если допускали злоупотребления, будучи у власти.

При чрезвычайных обстоятельствах сенат принимал решение о назначении диктатора, власть которого была безграничной, но ограничивалась сроком (не более шести месяцев).

К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на пять лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.

Судебные дела в Риме предварительно рассматривал претор, при необходимости замещавший консула, и направлял их в суд для разрешения по существу. Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое во II в. до н.э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права.

В подчинении претора были уголовные (ночные) триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами. Имелись также монетные триумвиры.

К магистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и квесторы. Эдилы наблюдали за порядком на рынках Рима, устраивали зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных. В обязанности квесторов входило расследование уголовных дел.

Формально магистратом мог быть любой гражданин Рима. Фактически доступ на такие должности был ограничен материальным положением, учитывалось происхождение. Далеко не всякий мог бесплатно в течение года исполнять обязанности магистрата.

  • [1] Сестерция — мелкая серебряная монета.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой