Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стороны судебных административно-процессуальных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под административным ответчиком в КАС РФ понимается лицо, к которому предъявлено требование, но спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы… Читать ещё >

Стороны судебных административно-процессуальных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Участники процесса, разногласия которых о правах и обязанностях рассматриваются и разрешаются в определенном процессуальном порядке, выступают как стороны процесса, имеющего своим предметом соответствующий административно-правовой спор. Стороны в любом юрисдикционном процессе — лица, чьи права и законные интересы юрисдикционный орган призван защищать посредством разрешения имеющегося между ними правового спора. Процессуальное положение сторон характеризуется наличием материально-правового спора между ними как субъектами спорного материального правоотношения. Процесс разрешения спора движется при участии двух противоборствующих сторон, одна из которых нуждается в правовой защите от другой.

В публично-правовом отношении, из которого возникает административный спор, имеется, как правило, два вида участников: а) субъекты, представляющие публичный интерес, выполняющие публичные функции и наделенные для их осуществления властными полномочиями, и б) лица (субъекты), представляющие частный интерес. Следовательно, в этом отношении в качестве обязательного субъекта присутствует публичная сторона (по терминологии классика отечественной административной юстиции С. А. Корфа — административная сторона), а другой стороной, как правило, выступают представляющие свой частный, партикулярный интерес частные лица.

Частное лицо — субъект административно-правового или иного публично-правового отношения (физическое лицо или организация), реализующий в этом отношении свои частные интересы, права и обязанности, а не публичные интересы, либо официальные полномочия и обязанности публичной власти. Данное лицо находится с органами публичной власти не в официальных отношениях службы, а во внеслужебных отношениях как лицо, не входящее в структуру публичной администрации.

Понятием «стороны» обозначаются субъекты спорных материальноправовых отношений, выступающие в защиту своих материально-правовых и процессуальных интересов, на которых распространяется законная сила судебного решения и которые, как правило, несут судебные расходы по разрешению спора. Спор о субъективных правах и юридических обязанностях предполагает наличие сторон как противоборствующих субъектов, обладающих противоположным юридическим интересом в его исходе, и, следовательно, стороны имеют место там и тогда, где и когда суд рассматривает спор о субъективном праве или законном интересе. Сторонами называются такие участники судопроизводства, спор ко торых о субъективных правах и юридических обязанностях суд должен разрешить.

Правовой статус публичной стороны административного спора как субъекта процессуального права связан с наличием у него процессуальной правосубъектности, являющейся основанием для его участия в административном судопроизводстве. Процессуальная правосубъектность органа публичной власти возникает одновременно с его правосубъектностью в материальном праве. Однако по своему содержанию эти виды правосубъектности не тождественны. Правосубъектность органов публичной власти в материальном праве — его публичная правосубъектность, выражающаяся в наличии у него властных полномочий (прав и обязанностей).

Процессуальная правосубъектность связана с правовой возможностью этого органа иметь и осуществлять процессуальные права и обязанности, т. е. быть стороной, третьим лицом, пользоваться процессуальными правами истца и нести процессуальные обязанности ответчика, например при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Процессуальное право знает лишь процессуальные «фигуры» истца, ответчика, стороны, заявителя и т. д.; но ему нс известен такой субъект судебного процесса по разрешению спора, как орган публичной власти, наделенный в этом процессе компетенцией в отношении других участников процесса. Компетенция является одной из форм правосубъектности публичного органа наряду с частно-правовой и процессуальной.

В административном судопроизводстве публичный орган, действующий в качестве стороны, не может использовать свою компетенцию, властные полномочия в отношении лица, оспаривающего его действия. Это 063'словлено тем, что в судебном процессе единственным субъектом, который наделен властными полномочиями процессз’ального характера, является суд. Так, в судебном процессе публичный орган не наделен властными полномочиями ни в одном из трех случаев его участия в качестве стороны спора:

  • а) когда является субъектом, действия которого оспариваются;
  • б) когда сам инициирует административный спор по причине неисполнения частными лицами своих обязанностей (в установленных законом случаях);
  • в) когда инициирует административный спор в защиту прав и интересов других лиц. В этих случаях предпосылки участия публичных органов в процессе в качестве субъектов процессуальных отношений устанавливаются процессуальным законодательством.

В судебном административном процессе публичный орган как сторона административного спора реализует не властные полномочия, не свою компетенцию, а процессуальную правоспособность, установленную нормами процессуального права.

В процессуальных правоотношениях, возникающих при разрешении административных споров в порядке административного судопроизводства, частное лицо может выступать как сторона, обращающаяся с правовыми требованиями, либо в случаях, определенных законом, как сторона, к которой правовое требование обращено. Как правило, оно выступает в процессуальной роли заявителя (административного истца).

Приобретение процессуально-правового статуса заявителя предполагает наличие двух условий:

  • 1) обладание частным лицом юридической способностью выступать в сз’де в роли субъекта процессуальных правоотношений, которая включает административно-процессуальную правоспособность и административнопроцессуальную дееспособность. По общему правилу, кто правоспособен (правосубъектен) в материальном административно-правовом смысле, гот обладает и административно-процессуальной правосубъектностью при заявлении и разрешении административного спора;
  • 2) наличие личной юридической заинтересованности в разрешении административного спора, которая обусловлена тем, что субъект лично пострадал или может пострадать от оспариваемого административного акта, нарушающего его права либо законные интересы и, следовательно, он имеет законный интерес в отмене данного акта. Частное лицо становится участником процесса разбирательства административного спора только в том случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые затрагивают права, свободы и законные интересы заявителя.

Административно-процессуальной правосубъектностью как общей предпосылкой быть участником судебно-административного процесса по разрешению административного спора обладают все частные лица, которые согласно закону имеют право на судебную защиту прав и законных интересов. При наличии этого права участниками административного судопроизводства могут становиться не только юридические лица, но и организации, не имеющие статуса юридического лица.

Возникновение у организаций как коллективных субъектов, не имеющих статуса юридического лица, административно-процессуальной правоспособности определяется единственным условием — наличием прямого указания (разрешения) закона на возможность (допустимость) такого участия в процессе. Так, споры о назначении даты выборов в органы местного самоуправления рассматриваются судом субъектов РФ по заявлениям общественных объединений либо их региональных и местных отделений, которые могут и не иметь статуса юридического лица.

В соответствии со ст. 38 КЛС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав и законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных КАС РФ, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица. Все эти органы предстают в процессе именно как истцы, а не органы.

Под административным ответчиком в КАС РФ понимается лицо, к которому предъявлено требование, но спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных КАС РФ, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

В качестве субъектов административного судопроизводства могут выступать административные соучастники, когда административный иск подается в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам. Процессуальное соучастие (ст. 41 КАС РФ) допускается, если:

  • 1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков;
  • 2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание;
  • 3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.

Каждый из административных истцов или административных ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой