Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Техника систематизации и интерпретации юридических документов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематизация может носить официальный характер, когда она осуществляется компетентными органами, и частный (неофициальный) характер, когда издаются сборники различных официальных документов, которые значительно облегчают пользование ими, хотя и не могут рассматриваться в качестве официального источника публикации. С появлением компьютеризации возросло значение частной систематизации, ее объем… Читать ещё >

Техника систематизации и интерпретации юридических документов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие и принципы систематизации;
  • • виды и приемы систематизации;
  • • понятие, виды и приемы интерпретации правовых норм;

уметь

  • • выявлять потребность в систематизации и интерпретации правовых актов;
  • • осуществлять систематизацию и интерпретацию правовых актов;

владеть

• приемами систематизации и интерпретации правовых актов.

Понятие и принципы систематизации

Процесс правотворчества непрерывен, и чем дальше идет процесс развития цивилизации, тем больше возникает потребности в урегулировании общественных отношений, что вызывает к жизни все новые нормативные правовые акты. Конечно, часть из них со временем исчерпывают себя и утрачивают юридическую силу, другие подвергаются изменениям. Весь этот необъятный правовой массив требует упорядочения и систематизации. В противном случае работа с ним была бы невозможна. Все организации, от самых мелких и кончая самыми крупными и влиятельными, руководствуются определенными приемами систематизации документов. Систематизации подлежат как нормативные правовые акты, так и многочисленные иные акты различного уровня и назначения, договоры, юридические нормы и т. д. В этом проявляется ее универсальный характер. Для федеративного государства, каковым является Россия, сама по себе двухуровневая система по определению требует четкой систематизации. В России эта необходимость усугубляется спецификой ее собственной модели федерализма, для которой характерно наличие беспрецедентно широкой сферы совместной компетенции федерального центра и субъектов Федерации, закрепленной ст. 72 Конституции РФ.

Систематизация может носить официальный характер, когда она осуществляется компетентными органами, и частный (неофициальный) характер, когда издаются сборники различных официальных документов, которые значительно облегчают пользование ими, хотя и не могут рассматриваться в качестве официального источника публикации. С появлением компьютеризации возросло значение частной систематизации, ее объем и уровень качества будут постоянно повышаться. Систематизация позволяет не упустить из ноля зрения и те документы, которые недостаточно часто употребляются, но для какого-либо конкретного случая могут иметь существенное значение. В ходе систематизации происходит отсев документов, утративших юридическую силу.

Систематизация в праве подчиняется тем же законам и строится на тех же принципах, что и любой процесс, но упорядочению результатов человеческой деятельности. Теория систем, отмечает В. Д. Могилевский, «есть строгая, в значительной мере формализованная наука, достаточно развитая, чтобы на основе ее законов нс только проанализировать наблюдаемое явление, но и высказывать рекомендации, имеющие практическое значение»[1].

Без систематизации невозможно определить уровень целостности и полноты правовой системы вообще и системы законодательства в частности. Она позволяет избежать дублирования при принятии нормативных правовых актов. В ходе систематизации могут выявиться пробелы в законодательстве, которые своевременно необходимо устранить. Поэтому важно, чтобы данную работу проводили квалифицированные специалисты, ученые и практики.

Право развивается настолько стремительно, что даже опытные и высококвалифицированные юристы не в состоянии отслеживать весь поток изменений и дополнений, который со временем только нарастает. В связи с этим процесс систематизации требует непрерывной, динамичной и оперативной работы.

Систематизация дает возможность отследить соблюдение принципа иерархичности при построении системы права. Для России это играло и играет исключительно важную роль. Достаточно вспомнить тот факт, что в период создания российской правовой системы имел место беспрецедентный уровень правового нигилизма, который проявлялся, в частности, в повсеместном отступлении региональных нормативных правовых актов, и прежде всего конституций и уставов, от положений Конституции РФ и федерального законодательства.

Можно выделить несколько различных оснований (критериев), по которым, как правило, осуществляется систематизация: по видам документов, по их юридической силе, по ведомственной принадлежности, по времени издания, по отраслевой принадлежности, по предмету регулирования.

  • [1] Могилевский В. Система власти и власть системы // Обозреватель. 1998. № 1.С. 14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой