Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды договора об организации перевозок грузов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На внутреннем водном транспорте ст. 68 КВВТ практически дублирует текст ст. 798 ГК. Такое положение дел нельзя считать правильным. Во-первых, законодательство о внутреннем водном транспорте традиционно регулировало отношения по навигационному договору достаточно подробно. Во-вторых, как справедливо утверждает В. В. Витрянский, при перевозке грузов по внутренним водным путям, где имеется масса… Читать ещё >

Виды договора об организации перевозок грузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время ст. 798 ГК дает лишь общее определение договоров об организации перевозок, не выделяя конкретных видов договоров. Договоры об организации перевозок в зависимости от вида транспорта можно классифицировать следующим образом.

На железнодорожном транспорте юридические особенности договора об организации перевозок грузов достаточно рельефно проявляются в связи с большим количеством императивных норм, предусмотренных УЖТ, регулирующих порядок подачи транспортных средств под погрузку и перевозку грузов. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, договор железнодорожной перевозки является публичным договором. Во-вторых, поскольку железнодорожный транспорт долгое время обладал естественной монополией на осуществляемый вид деятельности, министерства и ведомства не упускали возможности включить в транспортные уставы императивные нормы, ставящие перевозчика в заведомо выгодное положение перед грузоотправителем. Поэтому договоры об организации перевозки в настоящее время должны учитывать положения УЖТ и соответствующих правил с тем, чтобы условия договоров, которые на основании организационного договора должны быть заключены в будущем, не противоречили названным положениям. Впрочем, это касается и иных видов транспорта.

Ярко выраженную особенность имеет договор об организации морской перевозки грузов. В соответствии со ст. 118 КТМ условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором. Еще одна особенность договора об организации морской перевозки заключается в том, что основной договор морской перевозки конкретного груза является консенсуальным, в отличие от договоров перевозки на других видах транспорта. В научной литературе высказано мнение о включении в группу договоров об организации морской перевозки генеральных контрактов и букингнотов (англ, booking note). В. Н. Гречуха отмечает, что группу организационных договоров «представляет также такой специфический договор, как генеральный контракт. Это долгосрочное соглашение на перевозку регулярными рейсами определенного количества груза фрахтователя»[1]. Относительно букинг-нота отмечается, что он, являясь договором группы организационных договоров морской перевозки грузов «представляет собой предварительную заявку грузовладельца, направляемую перевозчику с целью бронировать на судне место для определенной партии груза»[2]. Данную точку зрения нельзя признать обоснованной, поскольку «букинговый» договор не направлен на организацию будущих правоотношений, а заключается в целях бронирования места на судне.

Что касается генерального контракта, более распространенным наименованием которого является «фрахтовый контракт» (англ, contract of affreightment), то это соглашение регулирует внутренние длящиеся отношения между судовладельцем и грузоотправителем по осуществлению перевозок. Генеральный контракт не направлен на организацию иных (внешних) имущественных правоотношений по перевозке. Он сам — основание возникновения имущественных правоотношений, что исключает его квалификацию в качестве договора об организации перевозок грузов.

На внутреннем водном транспорте ст. 68 КВВТ практически дублирует текст ст. 798 ГК. Такое положение дел нельзя считать правильным. Во-первых, законодательство о внутреннем водном транспорте традиционно регулировало отношения по навигационному договору достаточно подробно. Во-вторых, как справедливо утверждает В. В. Витрянский, при перевозке грузов по внутренним водным путям, где имеется масса особенностей, связанных с всевозможными условиями навигации на разных участках внутренних водных путей, именно долгосрочные соглашения сторон об организации перевозок грузов могли бы служить оптимальным средством регулирования взаимоотношений сторон, учитывающим специфические условия перевозок[3].

Что касается воздушного транспорта, то в ВК не нашлось места договору об организации перевозок. Однако это не означает, что на воздушном транспорте такие договоры не заключаются.

На автомобильном транспорте трудно выделить какие-либо юридические особенности договора об организации перевозки.

Свойства перевозимых грузов, безусловно, оказывают существенное влияние на условия их перевозок, а следовательно, и на содержание договоров об организации перевозок. Особого внимания требуют к себе как со стороны перевозчика, так и со стороны отправителя опасные, особо опасные и крупногабаритные грузы.

Наконец, в качестве разновидности договора об организации перевозок имеет смысл рассматривать договор на подачу и уборку вагонов и договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.

  • [1] Гречуха В. Н. Транспортное право: учеб, пособие. М., 2002. Ч. 1. С. 213.
  • [2] Там же. С. 214.
  • [3] См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 3. С. 348.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой