Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Третья республика (1871—1940 гг.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сенат должен был нейтрализовать палату депутатов, которая комплектовалась на основе прямых выборов и потому зависела от мнения избирателей. Роль и правомочия сената были скопированы с правомочий палаты пэров времен реставрации Бурбонов, что, прежде всего, означало независимость сената от рядовых избирателей. Сенату предоставлялись равные права с палатой депутатов в области законодательства. Более… Читать ещё >

Третья республика (1871—1940 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной политической проблемой первых лет после подавления революции был вопрос о будущем государственного строя Франции. Выработка новой конституции была поручена Национальному собранию, избранному в годы войны с Германией (1870—1871 гг.) с единственной целью — санкционировать заключение мирного договора. Состав собрания был крайне консервативным, монархисты составляли подавляющее большинство. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Национальное собрание приняло три основных закона, известных как Конституционные законы 1875 г., которые в совокупности и составили новую конституцию:

  • — Конституционный закон об организации государственных властей;
  • — Закон об организации сената;
  • — Закон об отношениях государственных властей.

В целом эти законы устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Однако нужно отметить, что статья о президенте республики была принята большинством всего в один голос.

Президент избирался на семь лет абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов, объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Президенту было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседание палат, потребовать нового обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия сената он имел право роспуска палаты депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие гражданские должности, право помилования. Таким образом, Конституция наделила президента всеми атрибутами конституционного монарха, кроме наследственного характера его власти.

Палата депутатов и сенат должны были осуществлять законодательную власть. Палата депутатов избиралась на четыре года только мужчинами, достигшими 21 года и проживавшими не менее шести месяцев в данной местности. С 1884 г. были упразднены должности несменяемых сенаторов и теперь сенат избирался на девять лет и обновлялся на 1 /3 через каждые три года. Для сенаторов был установлен возрастной ценз — 40 лет. Женщины, военнослужащие, молодежь, сезонные рабочие не получили избирательных прав.

Сенат должен был нейтрализовать палату депутатов, которая комплектовалась на основе прямых выборов и потому зависела от мнения избирателей. Роль и правомочия сената были скопированы с правомочий палаты пэров времен реставрации Бурбонов, что, прежде всего, означало независимость сената от рядовых избирателей. Сенату предоставлялись равные права с палатой депутатов в области законодательства. Более того, сенат получил ряд преимуществ: с его согласия президент мог распустить палату депутатов, сам сенат роспуску не подлежал; сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами.

Конституция зафиксировала солидарную ответственность министров перед палатами за общую политику правительства.

Упрочение республики привело к некоторому изменению конституционного режима. Так, запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; а члены династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента.

Кроме того, Конституционные законы 1875 г. претерпели следующие важные изменения:

  • — палата депутатов и сенат превратились в основное звено государственной власти; они получили неограниченные полномочия в области законодательства, их влияние в исполнительно-распорядительной области было расширено;
  • — полномочия и функции президента были ограничены;
  • — проявилась относительная слабость правительства: оно стало подконтрольно обеим палатам и должно быть обеспечено их доверием. Вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку;
  • — особенно примечательна роль Государственного совета, состоявшего из представителей высшей бюрократии, назначенных декретом президента. Государственный совет консультировал правительство по вопросам управления и оказывал огромное влияние на характер правительственных отношений. Одновременно Государственный совет был высшим органом административной юстиции;
  • — палата депутатов избиралась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в два тура. Страна делилась на избирательные округа, от каждого округа избирался один депутат. Победившим в первом туре считался кандидат, собравший абсолютное большинство голосов (более 50% всех голосовавших). Если никто не получал требуемого количества, проводился второй тур, в котором достаточно было относительного большинства;
  • — сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосования. Каждая коммуна выбирала по одному «выборщику», которые в свою очередь избирали сенаторов. Избирательными округами для них были департаменты. Выборы проводились в главном городе каждого департамента. Для избрания в сенаторы требовалось абсолютное большинство голосов в первых двух турах, в третьем туре достаточно было относительного большинства.
  • — местное управление: республика сохранила прежнее административно-территориальное деление, унаследованное от Первой империи. Всей полнотой власти в департаменте обладал префект, который назначался директором-президентом по представлению министра внутренних дел. Во главе округа находился супрефект, назначаемый министром внутренних дел и подчиненный префекту. Выборными являлись местные органы: департаментские генеральные советы, окружные советы, муниципалитеты в коммунах ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов и т. п. Незначительность их роли усугублялась тем, что префект всегда мог приостановить и опротестовать их решение.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой