Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Местные бюджеты. 
Муниципальное право России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Концепции развития финансового законодательства, разработанной сотрудниками отдела финансового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, отмечалось, что бюджетная деятельность органов местного самоуправления не может рассматриваться вне единой государственной дисциплины и должна быть подчинена в рамках бюджетного процесса общим принципам… Читать ещё >

Местные бюджеты. Муниципальное право России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бюджет муниципального образования, или местный бюджет, — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время из бюджетов муниципальных образований финансируется до 57% расходов государства на социальные нужды, в местных бюджетах сосредоточено более 40% расходов на народное хозяйство[1].

Наличие у каждого муниципального образования своего местного бюджета призвано способствовать укреплению его экономической и финансовой самостоятельности, активизации хозяйственной деятельности, выявлению и использованию резервов финансовых ресурсов. Таким образом, с экономической точки зрения местные бюджеты можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, складывающихся по поводу формирования, распределения и использования муниципальных фондов денежных средств.

Основные принципы формирования, распределения и использования средств местных бюджетов закреплены в Конституции, БК, НК, Законе о местном самоуправлении 2003 г., других федеральных законах и законах субъектов РФ (см., например, Областной закон от 22.10.2005 № 380−3C «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области», Закон Краснодарского края от 04.02.2002 № 437-K3 «О бюджетном процессе в Краснодарском крае»).

В Концепции развития финансового законодательства, разработанной сотрудниками отдела финансового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, отмечалось, что бюджетная деятельность органов местного самоуправления не может рассматриваться вне единой государственной дисциплины и должна быть подчинена в рамках бюджетного процесса общим принципам бюджетного и налогового регулирования и контроля[2]. В качестве таковых выступают принципы: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

Местные бюджеты как самостоятельный уровень бюджетной системы РФ включают в себя два подуровня. Первый образуют бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Второй подуровень образуют бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В статистических, расчетных целях, а также для проведения экономического анализа используется понятие «консолидированный бюджет муниципального района», под которым понимают свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), и бюджета муниципального района.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно (см., например, решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.11.2007 № 321 «О принятии Положения „О бюджетном процессе в юроде Ростове-на-Дону“», решение Волгодонской городской Думы от 05.09.2007 № 110 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании „Город Волгодонск“», решение Совета города Железноводска от 28.02.2007 № 153 «О Положении о бюджетном процессе в городе-курорте Железноводске», решение городской Думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар»).

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Органы местного самоуправления могут осуществлять следующие бюджетные полномочия:

  • — устанавливать порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • — составлять и рассматривать проект местного бюджета, утверждать и исполнять его, осуществлять контроль за его исполнением, составлять и утверждать отчет об исполнении местного бюджета;
  • — устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования;
  • — определять порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставлять межбюджетные трансферты из местных бюджетов;
  • — осуществлять муниципальные заимствования, управлять муниципальным долгом;
  • — устанавливать ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

В связи с принятием Закона о местном самоуправлении 2003 г. в БК были внесены изменения, касающиеся бюджетных полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 9 БК органы местного самоуправления муниципальных районов обладают перечисленными выше полномочиями в бюджетной сфере, а также вправе:

  • — устанавливать в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащими зачислению в бюджеты муниципальных районов;
  • — устанавливать порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
  • — определять цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых состоит из глав муниципальных образований и депутатов представительных органов поселений в составе муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • — составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Структура местного бюджета состоит из доходной и расходной частей. Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. В соответствии с БК доходная часть местных бюджетов образуется за счет средств самообложения граждан, налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Средства самообложения граждан представляют собой разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

К налоговым доходами местных бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в том числе земельного налога и налога на имущество физических лиц по нормативу 100%.

Кроме того, в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы:

  • 1) от федеральных налогов и сборов, в том числе НДФЛ по нормативу 10%, ЕСХН по нормативу 50%, государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, по нормативу 100%;
  • 2) от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ;
  • 3) от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы:

  • 1) от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:
    • — земельный налог, взимаемый на межселенных территориях, — по нормативу 100%;
    • — налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, — по нормативу 100%;
  • 2) от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    • — НДФЛ — по нормативу 5%;
    • — НДФЛ, взимаемый па межселенных территориях, — по нормативу 15%;
    • — ЕНВД для отдельных видов деятельности — по нормативу 100%;
    • — ЕСХН — по нормативу 50%;
    • — ЕСХН, взимаемый на межселенных территориях, — по нормативу 100%;
    • — государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100%:

по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ);

за государственную регистрацию транспортных средств, за временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра, международного сертификата технического осмотра, национального водительского удостоверения, международного водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), временного разрешения на право управления транспортными средствами, за выдачу учебным учреждениям свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения соответствующими органами вопроса об аккредитации и за выдачу указанным учреждениям лицензии на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин;

за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;

за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус;

  • — налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, — но нормативу 100%;
  • — государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, но нормативу
  • 100% - подлежит зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 3) от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 58 БК.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы:

  • 1) от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:
    • — земельный налог — по нормативу 100%;
    • — налог па имущество физических лиц — по нормативу
  • 100%;
  • 2) от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    • — НДФЛ — по нормативу 15%;
    • — ЕНВД для отдельных видов деятельности — по нормативу 100%;
    • — ЕСХН — по нормативу 100%;
    • — государственная пошлина — в соответствии с п. 2 ст. 61.1 БК;
    • — налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, — по нормативу 100%;
  • 3) от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов в соответствии с п. 1 ст. БК;
  • 4) от НДФЛ по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с и. 2 и 3 ст. 58 БК.

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:

  • 1) доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100%;
  • 2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100%;
  • 3) доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;
  • 4) часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • 5) плата за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, — по нормативу 100%;
  • 6) плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40% - подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов;
  • 7) плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100% - подлежит зачислению в бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов;
  • 8) доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов, поселений, на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
  • 9) доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских округов, поселений, на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
  • 10) доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, поселений, на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • 1) дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 2) субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
  • 3) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • 4) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 5) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Дотации предоставляются из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований в целях выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности (для поселений и районных фондов финансовой поддержки поселений). В ст. 6 БК ранее указывалось, что минимальная бюджетная обеспеченность — это минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Однако после внесений изменений в БК названное понятие в нем отсутствует. Помимо предоставления дотаций, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований возможно за счет дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных для бюджетов поселений. Эти нормативы отчислений полностью или частично могут заменять вышеназванные дотации (см., например, решение Совета городского округа города-курорта Ессентуки от 28.11.2006 № 138 «О замене дотации на дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами на 2007 год»). Такая практика позволяет активизировать прежде всего работу муниципальных органов, заинтересованных в увеличении объема получаемых средств, с налогоплательщиками. Порядок расчетов данных нормативов устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с БК.

Субсидии — это средства, предназначенные для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований. Субсидии предоставляются из фонда муниципального развития, образуемого в составе бюджета субъекта РФ. Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов РФ в соответствии с требованиями БК. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд софинансирования социальных расходов. Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта РФ.

Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой законами субъектов РФ в соответствии с требованиями БК.

Субвенции — финансовые средства, предоставляемые местным бюджетам из бюджета федерального уровня (государственного фонда компенсаций) или бюджета уровня субъекта РФ (региональный фонд компенсаций), либо финансовые средства, предоставляемые из бюджетов поселений в составе муниципальных районов в бюджеты районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет:

  • 1) субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами;
  • 2) иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов РФ.

Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, производятся в порядке, установленном БК.

Субвенции, предоставляемые из федерального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между всеми субъектами РФ в порядке, установленном БК, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг субъекта РФ с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту РФ и виду субвенции.

Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

В доходы местных бюджетов зачисляются иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Принятие Закона о местном самоуправлении 2003 г. и внесение соответствующих изменений в БК привели к изменению структуры местных бюджетов: уменьшена доля регулирующих доходов за счет роста доли закрепленных доходов, увеличена финансовая помощь, как направленная на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, так и носящая целевой характер. Однако основная часть бюджетов муниципальных образований осталась высокодотационной. По официальным данным Минфина России, у 63% всех муниципальных образований уровень дотационности местных бюджетов в 2005 г. составил от 50 до 100%, и только у 9% - от 0 до 10%[3]. Удельный вес поступлений от местных налогов в доходной части местного бюджета составляет крайне незначительный процент. Так, например, в г. Новошахтинске Ростовской области за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц, отнесенных Налоговым кодексом РФ к местным налогам для поселений, сформировано на 2010 г. 2,55% доходной части городского бюджета, в г. Новочеркасске Ростовской области — 5,44%, в г. Ростов-на-Дону — 4,53% соответственно. Такая ситуация типична для большинства муниципальных образований в других субъектах РФ. В 2006 г. у ряда местных бюджетов выпало около 60% поступлений от земельного налога вследствие того, что его исчисление проводится с использованием государственной кадастровой оценки земли в соответствии с федеральной методикой по рыночной стоимости (постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»). Доходы от этого налога снизились в ряде муниципальных образований более чем в два раза, а по отдельным муниципальным образованиям — в пять-десять раз. В большинстве муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты в 2007 г. были сформированы в основном за счет финансовой помощи из бюджета субъекта РФ[4]. «Между тем, — как справедливо отмечает В. С. Мокрый, — если муниципальное образование не располагает какими-либо существенными собственными источниками доходов, ни о какой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может быть и речи. В обмен на получение финансовой помощи из вышестоящих бюджетов органы местного самоуправления зачастую вынуждены изменять свою политику в сфере решения вопросов местного значения в соответствии с указаниями органов государственной власти. Это лишает муниципальные образования возможности планирования даже на краткосрочную перспективу и уж тем более реализовать долгосрочные программы комплексного развития»[5].

Таким образом, необходимо закрепить в законодательстве достаточные и стабильные собственные источники доходов местных бюджетов, поскольку только в отношении собственных доходов органы местного самоуправления обладают реальными полномочиями по их установлению и взиманию. Это позволит существенно сократить количество дотационных муниципальных образований за счет повышения ответственности органов местного самоуправления в развитии собственного налогового потенциала на территории соответствующих муниципальных образований, а также сузит сферу перераспределительных процессов в межбюджетных отношениях.

Основу собственных доходов местных бюджетов должны составлять местные налоги и сборы. Принципиально важное значение имеет необходимость закрепления за местными бюджетами таких налогов, которые гарантировали бы органам местного самоуправления стабильное поступление доходов в местные бюджеты и равномерно распределялись бы на всей территории РФ. В связи с этим в местном налогообложении основной упор должен быть сделан на имущественные и подоходные налоги[6].

Далее рассмотрим расходную часть местного бюджета. Формирование расходов местных бюджетов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году.

Расходы местных бюджетов осуществляются в следующих формах:

  • — оказание муниципальных услуг, в том числе ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
  • — социальное обеспечение населения;
  • — предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями;
  • — предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • — предоставление межбюджетных трансфертов;
  • — предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • — обслуживание муниципального долга;
  • — исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Таким образом, бюджетные ассигнования (расходы) муниципальных образований связаны с решением вопросов местного значения на территории муниципального образования; финансовым обеспечением деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц; обслуживанием муниципального долга и исполнением отдельных государственных полномочий.

Все бюджетные расходы муниципального образования в зависимости от их экономического содержания можно условно разделить па текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов муниципальных образований — это часть расходов, обеспечивающая функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки другим бюджетам в форме дотаций и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Однако в муниципальном образовании, которому предоставляются дотации, размер оплаты труда названных должностных лиц не может быть выше предельных значений, установленных законом субъекта РФ.

Капитальные расходы местных бюджетов — это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность муниципальных образований и включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой муниципального образования; предоставляемые муниципальным образованием в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам и другие расходы, включенные в капитальные расходы местного бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета РФ.

  • [1] См.: Герасименко, II. В. Правовые способы обеспечения эффективности системы местных налогов и сборов // Право и экономика. — 2000. — № 4.
  • [2] См.: Петрова, Г. В. Концепция развития финансового законодательства / Г. В. Петрова [и др.] // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, IO. П. Орловского. — М., 2004. — С. 234.
  • [3] См.: «Правительственный час» в Государственной Думе РФ «О ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“; о готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 / 07 года» (Сокращенная стенограмма заседания Государственной Думы РФ, 11 октября 2006 г.) // Государственная класть и местное самоуправление. — 2006. — № 11.
  • [4] См.: Аналитическая записка…
  • [5] Мокрый, В. С. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления // Финансы. — 2001. — № 6. — С. 5.
  • [6] См.: Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой