Развитие биржевой торговли нефтепродуктами
Несмотря на наличие разных возможностей, представляется, что в качестве основы для формирования бенчмарка на российскую нефть больше подходит биржевой фьючерсный контракт на поставку: без данных контрактов в нынешних реалиях невозможно адекватно выявить и сформировать цену на нефть, особенно с учетом перспектив рассмотренных выше дальнейших территориальных сдвигов в направлениях ее экспорта. При… Читать ещё >
Развитие биржевой торговли нефтепродуктами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Несмотря на то что биржевая торговля нефтепродуктами началась в России раньше биржевой торговли нефтью и достигла значительных успехов, на сегодня объемы торгов и число продавцов и покупателей на внутреннем рынке также следует признать недостаточным для формирования адекватной индикативной торговли, способной комплексно отражать состояние всего рынка нефтепродуктов. Современное ценообразование на нефтепродукты имеет недостатки, присущие как привязке к зарубежным котировкам, так и специфике российского рынка: зарубежные котировки не могут отразить особенности российского рынка, российский рынок не исключает возможность монополистического сговора ВИНК для контроля над ценами.
Поэтому в ближайшей перспективе развитие российского рынка нефтепродуктов, как и рынка нефти, может пойти по пути балансирования между ценами на зарубежных торговых площадках с одновременным развитием собственных торговых площадок.
Формирование ценовых индикаторов на нефть с учетом торговли на СПбМТСБ
Быстрое развитие биржевой торговли не исключает необходимости применения ценовых индикаторов на современном этапе развития рынка. Их использование можно рассматривать в качестве временной, но достаточно продолжительной меры в период формирования свободной (спотовой и/или биржевой) системы ценообразования. По мере того, как объем торгов будет увеличиваться и станет достаточным для того, чтобы котировка стала индикативной, применение ценового индикатора будет постепенно терять свою значимость как индикатора цен и для государственных регуляторов, и для бизнеса.
Поэтому в настоящее время актуальной представляется задача формирования индикатора, отражающего как биржевую составляющую для снижения внешних рисков, связанных с волатильностью цен на зарубежных торговых площадках, так и цены нетбэк для снижения риска монопольного контроля над рынком со стороны крупнейших участников биржевой торговли[1].
Основные требования к индикатору цен можно структурировать следующим образом. Он должен:
- — содержать в себе биржевую и внебиржевую составляющую рынка нефти, то есть базироваться на ценах нетбэк и биржевых котировках;
- — определяться для каждого отдельного базиса поставки;
- — стимулировать постепенный переход к биржевому ценообразованию.
- — быть предельно прозрачным, соответствовать действующей нормативно-правовой базе.
При формировании новой методики расчета ценового индикатора целесообразным является тщательный анализ и рассмотрение уже существующих индикативных формул, разработанных участниками рынка. Подобный анализ необходим в целях формирования объективного индикатора, учитывающего все сильные и слабые стороны уже существующих российских и зарубежных методик.
В табл. 79 были приведены общие черты и различия основных подходов к разработке индикаторов известных международных агентств, российских регуляторов и отдельных компаний-участников рынка. В отличие от представленных в табл. 79 подходов, рассмотренная нами методология формирования индикативных цен СПбМТСБ учитывает преимущественно биржевую составляющую рынка, что также не лишено недостатков: в условиях невысокого объема торгов и низкого числа участников биржевого рынка ставка на биржевые цены для признания этих цен индикативными для всего рынка является контрпродуктивной.
В агрегированном виде можно выделить следующие направления формирования российских ценовых маркеров (Рис. 43).
Биржевые и внебиржевые индексы. | • Запуск фьючерсных и форвардных контрактов на площадке СПбМТСБ. |
Расчетные индексы. | • Применение индексов, сформированных данными производителей и экспортеров. |
Рынок спот (тендер). | • Продажа нефти на экспорт по прямым договорам поставки. |
Рис. 43. Формирование российских ценовых маркеров
Источник: составлено И. Гулиевым.
Несмотря на наличие разных возможностей, представляется, что в качестве основы для формирования бенчмарка на российскую нефть больше подходит биржевой фьючерсный контракт на поставку: без данных контрактов в нынешних реалиях невозможно адекватно выявить и сформировать цену на нефть, особенно с учетом перспектив рассмотренных выше дальнейших территориальных сдвигов в направлениях ее экспорта[2].
В этой связи торги нефтью на российской бирже по основным регионам и срокам реализации можно представить следующим образом (табл. 81).
Таблица 87
Основные направления развития географии биржевой торговли нефтью, которые надо учитывать при формировании ценовых индикаторов.
Участник. | Базис поставки. | Период реализации. |
Таможенный Союз (ТС). | На пограничных пунктах стран ТС и крупных транспортных узлах в странах ТС. | Краткосрочный Интеграция в рамках ТС — первоочередная задача развития биржевой торговли. |
Центральная и северозападная Европа. | Северные порты России, пограничные пункты стран ТС и Европы, в долгосрочном периоде площадка Амстердам-Роттердам-Антверпен (далее — АРА). | Среднесрочный (после организации сессии с ТС) В долгосрочном периоде — организация фьючерсных контрактов и выход на АРА. |
Южная Европа. | Южный порты России, пограничные пункты стран ТС и Европы, в долгосрочном периоде — площадка Средиземноморье. | Среднесрочный (после организации сессии с ТС) В долгосрочном периоде — организация фьючерсных контрактов и выход на Средиземноморье. |
АТР. | Дальневосточные порты России, пограничные пункты стран ТС и АТР, в долгосрочном периоде площадка Сингапур | Краткосрочный/среднесрочный В долгосрочном периоде — организация фьючерсных контрактов и выход на Сингапур |
Участник. | Базис поставки. | Период реализации. |
СНГ. | Организация базисов поставки на границах и Южных портах России. | Долгосрочный. |
Источник: составлено И. Гулиевым.
Тем не менее биржевой фьючерсный контракт на поставку не может быть единственной основой для индикативной цены: национальная система индикаторов цен должна соответствовать международным подходам с тем, чтобы она была принята импортерами нефти. Таким образом, не менее значимым звеном в формировании российской системы оценки должна быть консолидация информации о предварительной цене, включающей премию или дисконт по отношению к эталонным сортам. Информация о предварительной цене может быть консолидирована на базе: данных о регистрации внебиржевых сделок; данных, полученных по итогам реализации нефти через единую торговую площадку СПбМТСБ; данных о премии или дисконте к формуле цены, обобщенных уполномоченной организацией и (или) международными агентствами.