Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философские и психологические идеи представителей немецкого Просвещения: немецкая классическая философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эпоха Просвещения в Германии была представлена по большей части литераторами — И. В. Гете, Г. Э. Лессингом, Ф. Шиллером, И. Г. Гердером — и немногими философами, такими как X. Вольф и И. Гербарт, которые по взглядам были близки идеологии просветителей Франции и Англии. Вместе с тем, в это же время над своими философскими системами работали И. Канг и Г. В. Ф. Гегель, чья классическая философия… Читать ещё >

Философские и психологические идеи представителей немецкого Просвещения: немецкая классическая философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эпоха Просвещения в Германии была представлена по большей части литераторами — И. В. Гете, Г. Э. Лессингом, Ф. Шиллером, И. Г. Гердером — и немногими философами, такими как X. Вольф и И. Гербарт, которые по взглядам были близки идеологии просветителей Франции и Англии. Вместе с тем, в это же время над своими философскими системами работали И. Канг и Г. В. Ф. Гегель, чья классическая философия содержательно вышла за пределы этой эпохи, но по временному признаку относится к ней. Ключевым признаком немецкой философии эпохи Просвещения является рациональность, выбор разума из всех прочих выборов, именно разум должен занять центральное место в мире и философии.

Христиан Вольф

Христиан Вольф.

Рис. 6.4. Христиан Вольф

Основные труды: «Разумные мысли о Боге, мире и человеке» (1720), «Разумные мысли об общественной жизни человека» (1721), «Онтолог ия» (1730), «Космология» (1731), «Эмпирическая психология» (1732), «Рациональная психология» (1734), «Натуральная философия» (1736), «Законы природы» (1740 1748), «Моральная философия» (1750—1754).

Философское учение. Важным достижением для немецкой философии было то, что многие труды Вольф писал на немецком языке, чем, по его мнению и мнению других философов, развивал немецкую философскую мысль, так как считал, что логика языка и логика мышления связаны между собой, кроме того, это способствовало распространению его философской системы в широкой аудитории.

Христиан Вольф известен систематизацией и классификаций научного знания (табл. 6.1). В основание всех наук он положил логику как пропедевтический курс, базовый для формирования научного мышления. В этом смысле он следует декартовскому рационалистическому принципу приоритетности мышления по отношению к опыту в контексте получения научного знания. Во главу своей системы наук он ставил философию как науку возможности, т. е. знания обо всех вероятных вещах, способах и причинах их появления. Наука рождается из принципа противоречия, рассматриваемого Вольфом как основной принцип человеческого мышления, источник всех умозаключений. Этот принцип впоследствии трансформируется в диалектический принцип немецкой классической философии. Таким образом, ключевой источник формирования знания — мыслящий и сознающий человек, а не объективный мир. Объективный мир включатся в знание при наличии фактов в мышлении, и это эмпирическое знание построено, но принципу достаточного основания, выводимого из первого принципа.

Таблица 6.1

Классификация наук X. Вольфа

Разделы наук.

Отдельные науки.

Предмет частных наук.

Философия.

(метафизика).

Онтология.

Бытие и мышление.

Психология.

Душа.

Рациональная космология.

Физический мир

Естественная теология.

Бог.

Теоретические науки как прикладная часть философии.

Физика.

Общие свойства и законы пространственно-временного мира.

Механика.

Общие связи и движение тел.

Телеология.

Действующие и целевые причины вещей, их связи и движения.

П ра кти чес кая ф и л ософ и я (этика, политика и экономика).

Принципы и законы общественной жизни людей, основанные на естественном праве.

Окончание табл. 6.1

Разделы наук.

Отдельные науки.

Предмет частных наук.

Эмпирические науки как прикладная часть философия.

Частные естественные науки (астрономия, геология, ботаника, биология, физиология и др.).

Науки о частных явлениях природы.

Частные общественные науки.

Конкретные правила и способы ведения хозяйственной, правовой и моральной жизни.

Психологическое учение. Благодаря выходу в свет работ Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» термин «психология» прочно закрепился за областью знаний о душе и сознании. В основании психологических идей Вольфа лежит понимание активного сознания как основы психической жизни человека и его способности к познанию себя и других вещей, а также способности сознания выделять себя среди других вещей мира. Ему принадлежит теория двух способностей души: познания и желания. В способностях души отражены два основных психических процесса: мышление и воля. Вольф выделяет основные функции сознания: перцепция, апперцепция и познание.

Рациональная психология — это наука о тех вещах, которые возможны благодаря человеческой душе, т. е. ее способностям отражать и осознавать. Вольф предполагает, что сознание имеет структуру и закономерности, которые могут быть познаны благодаря эмпирическому содержанию нашего сознания.

Эмпирическая психология Вольфа пронизана идеями, близкими ассоцианизму, в которых он пытается связать деятельность психических процессов с воздействиями внешнего мира и работой нервной системы и головного мозга. Многие сформулированные им закономерности восприятия нашли продолжение в психологической науке. Например, вытеснение образов восприятия более сильными ощущениями вызывало поначалу саркастические реакции и эксперименты со стороны французских ученых, но впоследствии 3. Фрейд актуализировал проблему вытеснения информации уже с точки зрения психоаналитической концепции, и благодаря этому феномен вытеснения прочно вошел в психологическую науку. К другому виду взаимодействия образов представлений Вольф отнес восстановление целого по его части, что экспериментально будет доказано в гештальт-теории. Интересна у Вольфа теория памяти, которую он определяет не как способность к сохранению и воспроизведению информации, а как способность к осознанию той или иной информации, как отнесенной к прошлому. Таким образом, при вторичном восприятии информации актуализируется то, что было связанно с ней в прошлом. Вольф также дает практические советы по улучшению работы памяти, в частности, регулярное повторение способствует закреплению в памяти необходимой информации. Вольф также обращается к проблеме внимания, определяя его как способность к сосредоточению на одном из множества воспринимаемых явлений. Память и внимание, подчеркивает Вольф, имеют возможность быть количественно исчисляемыми, что говорит о возможности и желательности психометрии. Впоследствии этот тезис, как и многое в учении Вольфа, будет опровергнут И. Кантом, что отодвинет появление измерительных процедур в психологии на столетие.

Впоследствии некоторые психологические взгляды X. Вольфа найдут отражение в концепциях И. Канта, И. Гербарта и других.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой