Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологический климат в малой спортивной группе как условие развития личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулировано положение о том, что принцип общей спортивной деятельности, включающей как собственные занятия спортом, так и деятельность по обеспечению ее реализации, является важнейшим методологическим принципом исследования спортивной команды как малой группы, дополняемым принципом развития личности спортсмена, эффективности спортивной деятельности, принципом развития спортивной команды… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Методологические принципы изучения воздействия на личность социально-психологического климата в малых группах
    • 1. Методология социально-психологического исследования личности в спортивной команде
    • 2. Основные методологические принципы анализа социально-психологического климата в спортивной команде
  • Глава II. Влияние психологических черт личности спортсмена на социально-психологический климат спортивной команды
    • 1. Сущность отношений между личностью спортсмена и социально-психологическим климатом команды
    • 2. Влияние личностных особенностей спортсменов на оптимизацию социально-психологического климата команды
  • Глава III. Особенности воздействия на личность спортсмена социально-психологического климата спортивной команды
    • 1. Тип спортивной команды как объективный фактор воздействия на ее социально-психологический климат
    • 2. Влияние личности лидера и тренера в формировании и оптимизации социально-психологического климата команды

Социально-психологический климат в малой спортивной группе как условие развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Динамично меняющаяся российская действительность характеризуется возрастанием роли личности в системе усложняющихся социальных отношений, а также роли малой группы в трудовой и других сферах общественных отношений.

Разгосударствление собственности привело к формированию множества малых трудовых коллективов, экономический статус которых в значительной степени зависит от того, кто именно, какие люди объединены в этих фирмах, банках, туристических агентствах и т. п. Качественная сторона межличностных отношений внутри малых групп является фактором либо способствующим, либо препятствующим, сдерживающим продуктивность совместной деятельности в целом и личности, в частности.

Спорт в условиях современной России является для значительного числа россиян тем видом деятельности, который дает им возможность не только самореализации, но и экономического, материального существования. Занятия спортом создают условия, стимулирующие и побуждающие спортсмена и всех, кто обеспечивает его занятия спортом (тренер, врач, администратор и т. п.) к наиболее полной реализации их личностных, индивидуальных программ прошлой, настоящей и будущей жизни. Будучи членом спортивной команды, спортсмен (как ее главный, базисный элемент, ее важнейшая единица) и все, кто причастен к его спортивной деятельности, неизбежно корректируют свою индивидуальную жизнь в соответствии с жизнью спорта, спортивной команды, корректируют свои личностные интенции, согласуя их с общекомандными представлениями о спорте, своем месте в жизни в целом и в спорте в частности.

Исследования спортивной команды с позиции ее сущности как малой группы в российской социальной психологии проводились, но, к сожалению, достаточно глубокое теоретическое обоснование проблемы формирования, регулирования и оптимизации социально-психологического климата в спортивной команде и его воздействия на личность спортсмена практически изучено очень слабо.

Состояние проблемы исследования. Как уже отмечалось, в современной российской социальной психологии проблема социально-психологического климата в малой группе, в частности, в спортивной команде, разработана недостаточно. Можно назвать лишь несколько авторов, разрабатывающих общие проблемы социально-психологического климата в трудовых объединениях в сфере предпринимательства в условиях современной России: О. С. Анисимов, И. П. Волков, П. Д. Гудков, А. А. Деркач, М. Г. Зима, В. Н. Князев, Г. А. Моченов, М. Н. Ночевник, М. Т. Толмачев, А. Н. Фадеев, Н. А. Худадов, Е. А. Яблокова.

Характеризуя общие социально-психологические характеристики спорта, следует прежде всего отметить, что вопрос о специфических особенностях спорта рассматривался целым рядом отечественных психологов. Так, еще в 20-е — 30-е годы выходят в свет научные работы по этим проблемам, выполненные на кафедрах психологии Ленинградского института физического образования и Московского ГЦОЛИФКа: в 50-е годы в Институте общей и педагогической психологии АПН РСФСР А. Ц. Пуни защитил первую докторскую диссертацию на тему «Психология спорта», были изданы монографии по психологии спорта О. А. Черниковой, А. Ц. Пуни, В. Г. Норакидзе, С. Г. Геллерштейна, Г. М. Гагаевой, А. В. Родионова, Х. А. Худадова, А. А. Лалаяна и др., появились сборники трудов по психологии спорта, 70−80-е годы явились годами активизации анализа социально-психологических проблем спорта: были изданы работы Н. Н. Визитей, И. П. Волкова, Р. Л. Кричевского, В. С. Келлера, Е. А. Климова, Ю. Ю. Палайма, М. В. Прохорова и др.

Значение научной классификации и систематизации как в характеристике других видов человеческой деятельности, так и в характеристике спорта, чрезвычайно велико, поскольку позволяет не только сделать обобщающие выводы, но и выявить наиболее общие закономерности его развития, в том числе закономерности формирования оптимального социально-психологического климата в зависимости от типа, особенностей спортивной команды, вида спорта, личности спортсмена.

Достаточно известны общие классификации отдельных видов спорта, предлагаемые Л. М. Матвеевым и др., педагогические принципы классификации функций спорта — А. Д. Новикова, А.А.Тер-Ованесяна и др., обобщенная классификация видов спорта по психологическим особенностям соревновательной борьбы — И. П. Волкова, Р. Л. Кричевского, А. Ц. Пуни, в которых особое внимание уделено анализу психологического климата в спортивной команде как важнейшего показателя сформированности спортивной команды, включающего не только эмоциональную сторону жизни, но и нравственные нормы, ценности и поведение личности.

Анализу категории «социально-психологический климат», в той или иной модификации словосочетаний, российские, советские исследователи уделили самое пристальное внимание. Рассмотрим некоторые, наиболее общеизвестные, общеупотребительные трактовки данного социально-психологического явления. Так, Г. А. Моченов, М. Н. Ночевник в 1970 г., анализируя сферу проявления социально-психологического климата коллектива, указывают на «взаимообращения, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами и при личных контактах между людьми», выделяя при его характеристике, состояние взаимодействий, контактов между людьми, их межличностные отношения.

В 1981 г. Б. Д. Парыгин определил социально-психологический климат как «преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности».

За одно десятилетие появился ряд новых позиций в понимании климата, как определенного социально-психологического состояния конкретной группы людей. Следует отметить, что определения социально-психологического климата могут быть объединены тем, что в совокупности все они содержат четыре взаимосвязанные характеристики малой группы: настрой, настроение, характерное для данной группысферу проявления этого настроя, настроения, в качестве каковой выделяются либо межличностные отношения внутри группы, либо процесс объединяющей их деятельностифакторы, обуславливающие этот настройфакторы и условия, меняющиеся под влиянием этого настроя. Данное обстоятельство не является свидетельством того, что каждое из имеющихся в научной практике определений социально-психологического климата содержит все четыре стороны данного социального феномена. Напротив, в подавляющем большинстве определения содержат какую-либо одну (в лучшем случае две) из выделенных нами сторон изучаемой социально-психологической категории.

Как видно из вышесказанного, российская социальная психология располагает достаточно разработанной методологией социально-психологического климата, в том числе и в малой группе. Но наш анализ показал, что ранее разработанная методология требует дальнейшего практического осмысления, изучения и переработки.

Цель работы — исследовать социально-психологический климат в малой группе — спортивной команде как одно из условий развития личности.

Объект исследования — личность спортсмена в её соотношении с социально-психологическим климатом в малой группе.

Предмет — влияние социально-психологического климата в малой спортивной группе на развитие личности.

Гипотезы исследования.

1. Одним из условий профессионального и творческого развития личности является положительный социально-психологический климат в малой спортивной группе.

2. Тип спортивной команды является фактором, влияющим на формирование и тип социально-психологического климата данной команды.

3. Развитие личности спортсмена в значительной мере обусловлено характером ценностей спортивной команды.

4. Аттитюды играют важную роль в поведении личности спортсмена внутри спортивной команды.

5. Развитие личности лидера команды обусловлено учётом интересов и потребностей группы, а также установкой его личностных качеств, направленных на сохранение своих позиций в группе.

Задачи исследования:

1. Выявить влияние социально-психологического климата в малой спортивной группе на развитие личности в современных условиях и в перспективе;

2. Обосновать методологические принципы изучения социально-психологического климата и проанализировать методологию его исследования в спортивной команде как малой группе;

3. Проанализировать влияние психологических особенностей личности спортсмена на социально-психологический климат спортивной команды;

4. Раскрыть механизм воздействия на социально-психологический климат особенностей спортивной команды;

5. Выявить практические показатели роли личности лидера и тренера в формировании и оптимизации социально-психологического климата спортивной команды. Определить характер и направления научно — практических исследований социально-психологического климата в спортивной команде;

6. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации социально-психологического климата в спортивной команде и его воздействии на развитие интеллектуальных, творческих и профессиональных качеств личности.

Теоретической основой настоящего исследования явились комплексные разработки малой группы Г. М. Андреевой, В. М. Шепелем, социально-психологического климата О. И. Зотовой, М.Н.Ночевни-ком, Е. В. Шороховой, Б. Д. Парыгиным, А. В. Русалиновой, В. Б. Клочковым, Р. Л. Кричевским и др., спортивных команд И. П. Волковым, А. Ц. Пуни и др.

Исследование опирается на методологию изучения такого социально-психологического феномена, как социально-психологический климат, выражающий сущность взаимодействия и общения внутри спортивной команды. В качестве методологической основы выступали также: классификация основных методик исследования личности спортсмена, лидера, тренера и выявление специфики их влияния на социально-психологический климат в спортивной команде.

Эмпирическая база исследования состояла из результатов социально-психологических исследований, проведенных автором в 1990— 1998 годах в спортивных командах по восточным единоборствам в Новосибирске и Новосибирской области. В работе использовались и результаты самоанализа, проведенного автором настоящей диссертации — трехкратного чемпиона СССР по каратэ, принимавшего непосредственное участие в чемпионатах по каратэ в СССР, РСФСР, в кубках по каратэ СССР и РСФСР с 1980 по 1983 гг. и ведшего «Дневник спортсмена» и «Дневник тренера» с 1983 по 1998 годы.

Границы исследования. В диссертации особый акцент ставится на изучении личностных характеристик спортсмена, влиянии социально-психологического климата групп на формирование, развитие и совершенствование этих характеристик.

В исследовании основную выборку составили спортсмены-профессионалы, достигшие существенных результатов не только на соревнованиях внутри страны, но и за рубежом, а также спортсмены, завершившие свою чисто спортивную карьеру и перешедшие на тренерскую работу (а также совмещающие работу тренера с участием в спортивных соревнованиях).

В исследовании использовались статистические материалы банка данных, полученных при исследовании спортивного общества «Успех» (г.Новосибирск), а также ряда спортивных клубов г. Москвы, Махачкалы, Росгова-на-Дону и др. Для подтверждения отдельных субгипотез проводились дополнительные исследования в группах педагогов, тренеров, а также представителей отдельных конкретных профессий.

Исследование не замыкалось только на ситуации воздействия социально-психологического климата на профессиональный рост спортсмена, но и проводились в рамках концепции развития личности.

Методы исследования. Применены следующие методы исследования: тестовой самооценкиоценки личностью социально-психологического климатасистемный анализпсиходиагностические методики (тесты Кэттела, Бэмкона, MMPI) и др.

Результаты комплексного обследования в формализованном виде были подвергнуты компьютерной обработке и проанализированы с использованием современных математических методов (поиск уровня статистической значимости, корреляционных, вероятностных зависимостей и др.).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в том, что:

1. Одним из важнейших условий развития интеллектуальных, творческих и профессиональных качеств личности в спортивной команде является оптимизация социально-психологического климата в ней.

2. Систематизированы методологические принципы исследования: а) социально-психологического климатаб) малой группыв) личности в спортивной команде в современном спорте.

3. Предпринят комплексный методологический подход к анализу сущности влияния психологических особенностей личности спортсмена на социально-психологический климат спортивной команды.

4. Выявлена эволюция спиралевидного развития методологии познания социально-психологического климата от методов общей психологии к методам социальной психологии, содержащая, несмотря на широкую базу теоретико-эмпирических исследований, проблему выработки надежной и достоверной методики и техники исследования, что обусловило необходимость проведённой авторами проверки ранее разработанных методик на практике конкретного социально-психологического исследования.

5. Зафиксировано влияние эффекта социальной сплоченности на личностные характеристики спортсмена, а также малой группы как объективно складывающегося и функционирующего в реальных условиях и обстоятельствах феномена.

Проведенный анализ позволил дать определение спортивной команды как малой группы численностью от трех до сорока человек, объединенной общей спортивной деятельностью, реализуемой ими в непосредственных контактах.

6. Сформулировано положение о том, что принцип общей спортивной деятельности, включающей как собственные занятия спортом, так и деятельность по обеспечению ее реализации, является важнейшим методологическим принципом исследования спортивной команды как малой группы, дополняемым принципом развития личности спортсмена, эффективности спортивной деятельности, принципом развития спортивной команды и принципом системности анализа. Спортивная команда, являясь формой социального существования ее членов, феноменом коллективной деятельности, формирует уровень спортивной подготовки спортсменов и в значительной степени детерминирует личностные характеристики членов спортивной команды, которые оказывают прямое влияние на ее социально-психологический климат.

7. Использование метода выявления аттитюдов позволило проследить этапы развития личности спортсмена-каратиста от адаптационной через функцию овладения спортивным мастерством, развития эмоциональных черт характера — до укрепления в структуре личности эмоциональной составляющей, воспринимающей каратэ как жизнеутверждающую философию.

8. Выявлено важное влияние, помимо фактора сплоченности, и таких факторов, как фактор командного (группового) давления, феномен индивидуального давления, феномен воздействия типа команды. Выделение типа команды в зависимости от вида спорта, от характера соревнований, для участия в которых создается конкретная спортивная команда, и наложение на такие показатели социально-психологического климата команды позволило обнаружить и зафиксировать три типа моделей объединения в спортивную команду: 1) по типу совместно-индивидуальной деятельности- 2) по типу совместно-последовательной деятельности- 3) по типу совместно — взаимодействующей деятельности. В каждой из моделей, в каждой из типов спортивной команды происходит изменение, смещение элементов в структуре личности спортсменов, в частности, изменяются цели спортивной деятельности в направлении от стремления к достижению индивидуальных спортивных результатов до стремления к достижению общекомандных результатов.

9. Определены условия, при которых роль лидера в регулировании социально-психологического климата проявляется наиболее оптимально.

10. Сформулировано положение о том, что между уровнем оптимальности социально-психологического климата спортивной команды и личностными характеристиками тренера, включающими уровень его прежних спортивных достижений, уровень его реального, профессионального мастерства, существует прямая зависимость, которая проявляется в уровне спортивных результатов, достигаемых учениками данного тренера.

Практическая значимость работы заключается в том, что все основные теоретические положения и выводы, сделанные в работе использованы и могут использоваться в дальнейшем в теоретико-прикладных социально-психологических исследованиях проблемы регулирования социально-психологического климата в малых группах.

Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки методик работы со спортивными командами, при создании учебников и научно — методических пособий по социальной психологии, соответствующих спецкурсов и спецсеминаров по разделам: «личность», «лидер», «социально-психологический климат», «малая группа», «спортивная команда». Кроме того, результаты исследования могут применяться для отработки адекватных методов социально-психологического исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные элементы теоретической концепции диссертации были изложены автором на научно-методических конференциях по проблеме развития спортивных единоборств (каратэ) в Москве (1981, 1995, 1998 гг.) Новосибирске (1995, 1998, 1999 гг.), Будапеште (1998 г.), Париже (1998 г.), Женеве (1999 г.). Результаты исследований докладывались в Федерации спорта России и явились основой для совершенствования как методики подготовки спортсменов-единоборцев, так и оптимизации социально-психологического климата в командах по каратэ.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась опорой на проверенные исходные методологические и методические основы исследования, применением комплекса методик исследования, предполагающего перепроверку получаемых результатов, репрезентативными выборками исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Типичным является процесс обратной связи (взаимодействия) характерологических черт личности и социально-психологического климата спортивной команды. Климат в основном стимулирует, но иногда и блокирует развитие личности спортсмена, существенно влияет на результаты его спортивной деятельности и достижений.

2. Влияние личностных особенностей спортсмена на оптимизацию социально-психологического климата во многом зависит от прошлого опыта, системы ценностей, установок и интересов личности, её морально-нравственной структуры. Одной из сущностных особенностей личности спортсмена является умение позитивно действовать в стрессовых, проблемных ситуациях, что, безусловно, способствует созданию оптимального социально-психологического климата.

3. Спортсмены, занимающиеся восточными единоборствами, по необходимости должны обладать такими качествами личности, как хладнокровие, выдержка, самообладание, уважение тренера, партнеров, соперников, оказывающими позитивное влияние на социально-психологический климат спортивной команды. Подвижная, эластичная, регенерирующая структура личности спортсмена актуализирует в первую очередь те свои элементы, которые требуются для оптимальной адаптации к внешним условиям.

4. Психологическая структура личности является основополагающим фактором не только в процессе регуляции социально-психологического климата команды, но и в структуре самой спортивной деятельности.

5. Существует зависимость мотивации спортсменов от типа команды, членом которой является данный спортсмен.

6. Конкретные формы взаимодействия находятся в зависимости от: а) совместно-взаимосвязанной деятельности, б) совместно-последовательной деятельности, в) совместно-индивидуальной деятельности.

7. Общение членов спортивной команды, его формы влияют на характер спортивного действия, на сущность отношения к партнерам по команде, к тренеру, к сопернику. Характер общения внутри команды обусловливает как позитивный тип взаимодействия, так и появление такого негативного феномена, как коммуникативный барьер, выражающейся: в снижении значимости партнера по общениюв умышленном (либо не умышленном) непонимании действий партнерав закрытой позиции субъекта взаимодействия и общенияв нарушении, снижении значимости невербальных средств общения.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Основной текст диссертации изложен на 149 страницах, содержит 4 схемы, 4 таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальная психология, занимаясь изучением закономерностей поведения и деятельности людей, важное место уделяет исследованию проблемы их межличностных отношений, проявляющихся в качестве совокупности социально-психологических условий, способствующих, либо препятствующих, либо находящихся в нейтральном отношении к продуктивной совместной деятельности людей и их саморазвитию и самореализации.

Основываясь на проведенном нами анализе, мы делаем следующие обобщающие выводы:

1. В условиях современных социально-экономических и нравственно-психологических отношений в российском обществе возрастает значение малых групп в совершенствовании характерологических черт личности. Социально-психологический климат в малых группах является важным индикатором, характеризующим не только состояние психологического взаимодействия отдельных личностей, но и само состояние личности, её ценностей, потребностей и интересов.

В настоящее время спорт — это и вид профессиональной деятельности, и способ материального существования индивида, а в определенной степени способ улучшения экономического благосостояния страны в целом. В диссертации делается вывод о том, что рост коммерческих настроений в нынешнем общественном сознании не мог не сказаться на такой специальной категории, как профессиональный спорт. Но и здесь, как показали исследования, более чем в других социально-профессиональных группах общества прослеживается формирование психологических черт личности, в основе которых лежат традиции сплоченности и взаимопомощи. Дальнейшее изучение многогранных форм развития и совершенствования профессиональных и психологических качеств личности неразрывно связано с исследованием состояния социально-психологического климата команды, спортивной группы. В нашем исследовании спортивная команда рассматривается как малая группа, воздействующая на личность спортсмена, её самоутверждение, реализацию её жизненных установок и ценностных ориентаций. Словом, между спортивными достижениями команды и ее социально-психологическим климатом существует прямая зависимость. Все это определило необходимость разработки методологии теоретико-прикладных исследований по данной проблематике в современных условиях повышения роли малой группы в общей системе общественных отношений её воздействия на личность.

2. В результате исследования сделан вывод о том, что основным регулятором социально-психологического климата в спортивных командах, в частности в командах по восточным единоборствам, таких как кунг-фу, является «философия» данного вида спорта. Использование такого метода анализа, как метод выявления значений аттитю-да, позволило проследить этапы развития личности спортсмена-каратиста в направлении: от адаптационной через функцию овладения спортивным мастерством, развития эмоциональных черт характера — до укрепления в структуре личности эмоциональной составляющей, воспринимающей каратэ как жизнеутверждающую философию.

3. Формирование и развитие определенного уровня социально-психологического климата в спортивной команде позволяет выявить, помимо фактора сплоченности, важное влияние и таких показателей, как характерологические черты личности, фактор командного (группового) давления, феномен индивидуального давления, феномен воздействия типа команды. Выделение типа команды в зависимости от вида спорта, от личностной структуры членов групп, характера соревнований, для участия в которых создается конкретная спортивная команда, и наложение на такие показатели социально-психологического климата команды позволило обнаружить и зафиксировать типы моделей оптимального объединения в спортивную команду.

Диссертационное исследование подтвердило важный фактор сохранения традиционного для российского спорта чувства долга, товарищества и ответственности (корпоративного духа) в спортивной деятельности в направлении от стремления к достижению индивидуальных спортивных результатов до стремления к достижению общекомандных спортивных результатов.

Исследование показывает, что между уровнем оптимальности социально-психологического климата спортивной команды и личностными характеристиками тренера, включающими уровень его прежних спортивных достижений, уровень его реального, профессионального мастерства, существует прямая зависимость, проявляющаяся в уровне спортивных результатов, достигаемых учениками данного тренера.

В условиях современного социально-экономического состояния общества, отмеченного кризисными ситуациями в большинстве сфер его жизнедеятельности, особое место занимают дальнейшие социально-психологические исследования малых групп, их воздействия на профессиональный выбор и дальнейший творческий рост личности, её ценностей, потребностей и интересов. Углубленный анализ личностных, профессиональных качеств спортсменов, их ориентаций на спортивный или чисто коммерческий интерес, формирования личности спортсмена, в конечном итоге обеспечивают реализацию потребностей формирующегося демократического общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 301 с.
  2. B.C. Критерии, показатели и уровни становления Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. М., 1999.-21 с.
  3. B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М., 1999. — 230 с.
  4. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. -237 с.
  5. Айви Аллан Е. Лицом к лицу: Практ. пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск, 1995. — 93 с.
  6. Альманах психологических тестов. М., 1995. — 398 с.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.- 383 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М., 1988. — 432 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1996. — 376 с.
  10. О.О. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1991. — 352 с.
  11. Г. С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии. J1., 1967. — 201 с.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.- 158 с.
  13. В.Г. Личность, значимость воспитания и спорт. М., 1979. -127 с.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996. — 768 с.
  15. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1980. — 367 с.
  16. Г. М. Энциклопедия резервных возможностей человека.- Роостов-н/Д., 1997. 413 с.
  17. В.А. Влияние мнения неорганизованной группы и сложившегося коллектива на проявление внушаемости личности // Вопр. психологии. 1971. — № 4.
  18. .П. Деятельностная и ценностная детерминация психологии коллектива. М., 1981. — 31 с.
  19. .П. Психология деятельносгной опосредованности жизнедеятельности коллективов. Ашхабад, 1990. — 242 с.
  20. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / Пер. с англ. СПб.-М., 1997. -398 с.
  21. Блюм Геральд. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ., вступ. ст. А. Б. Хавина. М., 1995. — 247 с.
  22. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.-374 с.
  23. М. Спорт это благословение или проклятье. — М., 1989. -76 с.
  24. А.А. Психология общения. М., 1996. — 255 с.
  25. А.А. Личность и общение: Избран, психол. труды. 2-е изд., перераб. — М., 1995. — 326 с.
  26. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995. — 208 с.
  27. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983. — 208 с.
  28. В.В. Очерки истории русской психологии (XIX -начало XX вв.). Ч. 1: Проблема формирования личности. -Н.Новгород, 1994. 160 с.
  29. А.Ю. Роскошь человеческого общения. М., 1998. — 183 с.
  30. Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности // Вопр. психологии. 1977. — № 4.
  31. Взаимосвязь формирования личности и коллектива. Рига, 1989. -126 с.
  32. Н.Н. Образ жизни и спорт. Кишинев, 1981. — 24 с.
  33. Н.Н. Спортивная деятельность как социальный феномен. Свердловск, 1984. — 38 с.
  34. И.Б. Физическое развитие человека как социальная потребность. Л., 1968. — 176 с.
  35. И.П., Васильев В. В. Групповая продуктивность зависимости от характера восприятия и оценки партнера. Психология личности и малых групп. Л., 1977. — 184 с.
  36. И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. М., 1970. — 127 с.
  37. И.П. Социальная психология малых групп и коллективов. -Л., 1978.-32с.
  38. И.П. Влияние физической культуры и спорта на социально-психологические характеристики личности трудящихся // Теория и практика физической культуры. 1978. — № 1.
  39. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Л., 1989. -222 с.
  40. Вон Кью Кит, Искусство кунг-(Ьу монастыря Шаолинь. — М., 1998.-320 с.
  41. Вопросы психологии. Л., 1975. — 179 с.
  42. Л.С. Психология развития как феномен культуры. -М., 1996.-512 с.
  43. В.А. Малые социальные группы в социалистическом обществе. М., 1968. — 32 с.
  44. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическаяШвЩРМШсихология обмана, манипуляций, кодирования. с,
  45. Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979. — 278 с.
  46. Государственное и муниципальное управление / Науч. ред. Деркач А.А.-М., 1998.- 161 с.
  47. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М., 1968. — 32 с.
  48. Гуманистические проблемы психологической теории / Отв. ред. К. А. Абульханова и др. М., 1995. — 214 с.
  49. К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. 144 с.
  50. К.Е., Хараш А. И. Диада или триада? // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. Рига, 1974. — 76 с.
  51. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. М., 1975. — 24 с.
  52. Ф. Дрэгер. Современное будзюцу и будо. М., 1998. — 368 с.
  53. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995. — 208 с.
  54. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. -М., 1981.-375 с.
  55. А.А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего: Учеб. пособие. М., 1999. — 94 с.
  56. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М., 1996. — 128 с.
  57. Дизель Уильям Пол М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993. — 270 с.
  58. Г. Г. Социально-политическая психология. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1996. — 351 с.
  59. Доверие ключ к успеху экономических реформ. — М., 1998. — 208 с.
  60. А.Л., Попов Г. В. Кэмпо традиции воинских искусств. -М., 1997.-487 с.
  61. А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 208 с.
  62. А.И. Проблемы групповой сплоченности.- М., 1979.-181 с.
  63. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской социальной психологии. М., 1987. — 147 с.
  64. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. — 256 с.
  65. .А. Психология типов личности. М., 1999. — 503 с.
  66. М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.- 327 с.
  67. Е.С., Шмаев А. С. Психология управления в хоккее. -М&bdquo- 1983.- 183 с.
  68. М.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. Л., 1973. — 181 с.
  69. Жизненное пространство человека и общества. Саратов, 1996. -136 с.
  70. Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник МГУ. Психотесты. 1978. — № 1.
  71. А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психол. журнал. 1994. — № 4.
  72. В.Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы). М., 1998.- 149 с.
  73. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М., 1994. 144 с.
  74. С.П. Мир личности: контуры и реальность. М., 1999. -159 с.
  75. Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., 1997. -69 с.
  76. Г. Г. Изучение особенностей проявления предпочитаемого типологически обусловленного стиля спортивной деятельности. Л., 1978. — 24 с.
  77. О.А. Психологические исследования малой группы в юношеском спорте. М., 1976. -24 с.
  78. Инновации в условиях реформ (экономические, технологические, социально-психологические). М., 1998. — 212 с.
  79. В., Новак Т. Сам себе авторитет. СПб., 1995. — 160 с.
  80. М.Г. Коллектив и воспитание личности. Ереван, 1978.-41 с.
  81. К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973. 137 с.
  82. А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах. М., 1980. — 24 с.
  83. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. — 350 с.
  84. Конфликт. СПб., 1989. — 384 с.
  85. Книгге Адольф. Об-обращении с людьми / Пер. с нем. Дубна, 1994.-325 с.
  86. .В. Коллектив ассоциация коммунистической реформации. — М., 1978. — 177 с.
  87. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1996. -312с.
  88. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. — 209 с.
  89. Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Новосибирск, 1996. — 378 с.
  90. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е изд. -М., 1999.-279 с.
  91. А.А. Психология общения. Курск, 1993. — 128 с.
  92. А.А. Психология общения: Учеб. пособие по социал. психологии. Курск, 1993. — 128 с.
  93. Р.Л. Детерминанты ролевой дифференциации в малых группах // Вопросы психологии. 1977. — № 1.
  94. Р.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. — 350 с.
  95. Р.Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. -1973. -№ 3.
  96. Р.Л., Маржина А. В. Психологические факторы эффективности руководства коллективом. М., 1991. — 128 с.
  97. Р.Л. Исследование стилей руководства и лидерства в группа и коллективах // Психология коллектива и личности. М., 1990.-С. 10−23.
  98. Р.Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М., 1981. — 143 с.
  99. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985. — 224 с.
  100. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. -Киев, 1982.- 171 с.
  101. .С. и др. Совершенствование социально-психологических отношений в коллективе. М., 1975. — 368 с.
  102. В.И. Искусство управлять общением. Ростов-н/Д., 1997.-349 с.
  103. А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997. -446 с.
  104. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. — 271 с.
  105. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. — 223 с.
  106. К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Ростов-н/Д., 1997.-541 с.
  107. А.А. Психология общения: Пособие для доп. образования. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1997. — 365 с.
  108. Д.А. Очерк психологии личности: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. — М., 1997. — 64 с.
  109. М.Е. Психологический вампиризм. Ростов-н/Д., 1997. -410 с.
  110. .Ф. Общение как проблема общей психологии. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. -261 с.
  111. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998. -494 с.
  112. Д. Социальная психология. СПб., 1998. — 688 с.
  113. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. 2-е изд., испр. и доп. -Киров, 1995. — 152 с.
  114. Г. И. Социально-психологический тренинг: Методы моделирования и анализа ситуаций в социал.-психол. тренинге. -3-е изд., испр. и доп. М., 1998. — 207 с.
  115. О.И. Психология человека. Донецк, 1997. — 409 с.
  116. О.И. Психология человека. Донецк, 1998. — 416 с.
  117. Межличностное восприятие в группе. М., 1981. — 211 с.
  118. А. Система и личность / Пер. с итал. М., 1996. — 127 с.
  119. B.C. Психология индивидуальности. Воронеж, 1996. -446 с.
  120. Мерфи Джозеф. Сила нашего подсознания / Пер. с нем. Путилиной Л. Ф. Ростов-н/Д., 1997. — 349 с.
  121. П. Теннис. М., 1997. — 336 с.
  122. Методология и методы социальной психологии. М., 1977. — 287 с.
  123. Миллер Сюзанна. Психология игры / Пер. с англ. СПб., 1999. -319 с.
  124. И.В. Социально-психологический тренинг спортсменов в предстартовом состоянии. СПб., 1995. — 15 с.
  125. Л. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997. -337 с.
  126. Г. Л., Ночевник М. Н. К вопросу о социально-психологическом климате научно-исследовательского коллектива. М., 1970. Материалы VII Международного соц. конгресса в Варне (НРБ).
  127. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. -Воронеж, 1995. 356 с.
  128. О.В. Терапевтическая динамика группы как развертывание процесса личностного роста. М., 1995. — 20 с.
  129. М.Н. Психология общения и бизнес. М., 1995. — 188 с.
  130. Н.Н. Эффективность групповой деятельности в связи с некоторыми социально-психологическими характеристиками членов малой группы // Человек и общество. Л., 1971. — № 2.
  131. А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. -Воронеж, 1887.- 121 с.
  132. А.С., Иевлева И. В. Тест-тренажеры как средства подготовки субъектов квалифицированного использования психологических знаний. Воронеж, 1998. — 179 с.
  133. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии / Пер. с англ. М., 1998.-347 с.
  134. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2.
  135. К.В. и др. Ваш психологический тип. Киев, 1996. — 254 с.
  136. А.Ю. Как победить в спорте, или искусство убеждать. -М., 1998.-303 с.
  137. А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология: Дис. в форме науч. докл. д-ра психол. наук. М., 1992.-68 с.
  138. В.Н. Психология успешного взаимодействия: Практ. рекомендации. М., 1999. — 125 с.
  139. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.-347 с.
  140. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы исследования. Л., 1981. — 175 с.
  141. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-н/Д., 1996.-509 с.
  142. А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности // Вопросы психологии. 1973. -№ 5.
  143. А.В. Психология о каждом и каждому о психологии.- 2-е изд., испр. и доп. М., 1996. — 327 с.
  144. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.- 197 с.
  145. А.В., Шпалинсий В. В. Групповая сплоченность как ценносгно-ориентационное единство / Психологическая теория коллектива. М., 1979. — 154 с.
  146. А.В. Избранные труды. М., 1984. — 376 с.
  147. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1997. — 247 с.
  148. К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов / Коллектив и личность. М., 1975. — 368 с.
  149. К.К. Психологические основы коллективной деятельности. Л., 1991. — 35 с.
  150. Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования). М., 1980. — 211 с.
  151. М.П. Социальные ячейки. М., 1997. — 121 с.
  152. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы (Психолого-акмеол. чтения) /Под общ. ред. Деркача А.А.- Редкол.: Анисимов С. А. (рук.авт. кол.) и др. -М., 1996.-93 с.
  153. Проблемы эксперимента в психологии: Сб. / Отв. ред. А. А. Деркач, Р. Л. Кричевский. М., 1998. — 156 с.
  154. Психологический словарь. М., 1995. — 494 с.
  155. Психология и педагогика / Отв. ред. Николаенко В. М. -Новосибирск, 1999. 174 с.
  156. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Шорохова Е. В. -М., 1987.-220 с.
  157. Психология личности: Хрестоматия. Т. 1. 2-е изд., доп. -Самара, 1999.-447 с.
  158. Психология личности: Хрестоматия. Т, 2. Самара, 1999. — 543 с.
  159. Психология личности: новые исследования: Коллектив, моногр. /Под ред. К. А. Абульхановой и др. М., 1998. — 346 с.
  160. Психология физического воспитания и спорта. М., 1974. — 143 с.
  161. Психология личности и малых групп. Л., 1977. — 156 с.
  162. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. — 576 с.
  163. Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М., 1968. — 197 с.
  164. А.Ц. Очерк психологии спорта. М., 1969. — 58 с.
  165. А.Ц. Психология спорта. М., 1952. — 43 с.
  166. А.Ц., Сурков Е. Н. Некоторые теоретические аспекты проблемы антиципации в психологии спорта// Теория и практика физической культуры. 1974. — № 7. — С. 17−28.
  167. Л.П. Горные лыжи: уроки на снегу. М., 1998. — 272 с.
  168. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. Абульхановой К. А. и др. М., 1997. — 334 с.
  169. С.JI. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. — 163 с.
  170. Л. Боксерский роман или свойства дистанции. М., 1994.- 196 с.
  171. А.И. Интегральный тип информационного метаболизма малой группы в производственной организации. -Ярославль, 1996. 25 с.
  172. В.Е. К проблеме понимания и классификации групп в марксистской социальной психологии // Вестник МГУ. 1982. -№ 11.
  173. Н. Футбол только ли игра? — М., 1998. — 336 с.
  174. А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. М., 1992. — 321 с.
  175. Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. Абульхановой-Славской К. А. и др. М., 1995. — 193 с.
  176. Социально-психологические проблемы формирования личности. Ташкент, 1986. — 68 с.
  177. Социально-психологические аспекты первичные коллектива. -Ярославль, 1978. 134 с.
  178. Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. Рига, 1979. — 276 с.
  179. О. Валерий Харламов. М., 1998. — 256 с.
  180. В.О. Искусство распознавания людей. Донецк, 1998. -100 с.
  181. П.С. Приемы влияния на людей. Симферополь, 1995. -С. 463−478.
  182. П.С. Управление без тайн. Донецк, 1997. — 400 с.
  183. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996. — 479 с.
  184. Теория личности. М., 1997. — 720 с.
  185. Теория и методика физического воспитания. Т. 1. М., 1976. -214 с.
  186. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — 297 с.
  187. А.П. Футбол. СПб., 1993. — 334 с.
  188. Труд, контакты, эмоции. М., 1980. — 174 с.
  189. Н.В. Управленческая деятельность руководителя спортивного коллектива: (социально-психолог. анализ): Автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 1992. — 23 с.
  190. Л.И., Чернышев А. С., Тарасов Б. В. Групповой сенсомоторный интегратор // Вопросы психологии. 1969. — № 1.
  191. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994.-87 с.
  192. Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.-512 с.
  193. В. Овертайм. М, 1998. — 383 с.
  194. Фролем Эрих. Психоанализ и этика. М., 1998. — 568 с.
  195. Н.Л. Спортивные традиции и их воспитывающее влияние в студенческом коллективе. Рига, 1975. — 40 с.
  196. Харт Луиз. Из гусеницы в бабочку: Три ступени личностного роста / Пер. с англ. СПб., 1997. — 180 с.
  197. Холл Кэлвин С., Линдей Гардер. Теория личности. М., 1997. -720 с.
  198. А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива. М., 1977. — 93 с.
  199. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.-382 с.
  200. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.-541 с.
  201. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998. — 508 с.
  202. Шмидт Райнер. Искусство общения / Пер. с нем. А. П. Иконникова. М., 1992. — 77 с.
  203. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. М., 1997. — 716 с.
  204. Е. А. Психология коллектива и личности. М., 1977. -93 с.
  205. М.Г. История психологии. М., 1976. — 314 с.
Заполнить форму текущей работой