Профессиональное становление социального работника
Диссертация
Методы исследования. В диссертации использован комплекс методов, адекватных ее цели и задачам: теоретический анализ научной литературы, профессиографирование, опрос (анкетирование, беседа, интервью, экспертная оценка), наблюдение, эксперимент, анализ документации и экспертных описаний деятельности, метод полярных групп (Д. Фланаган), структурный анализ системы ПВК (В.Н. Дружинин, А. В. Карпов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические и эмпирические основания психологического изучения профессионального становления социального работника
- 1. 1. Психологические концепции профессиональной деятельности и профессионального становления
- 1. 2. Общая характеристика профессиональной деятельности социального работника
- 1. 3. Психологическое содержание профессиональной деятельности социального работника
- Краткие
- выводы по главе I
- Глава II. Структурно-функциональный анализ системы профессионально важных качеств социального работника
- II. 1. Программа и методический инструментарий эмпирического исследования профессионального становления социального работника
- 11. 2. Влияние специализации деятельности на структуру профессионально важных качеств социального работника
- 11. 3. Влияние полового диморфизма на структуру профессионально важных качеств социального работника
- Краткие
- выводы по главе II
- Глава III. Психологическое содержание профессионального становления социального работника
- III. 1. Профессиональное становление социального работника на этапе вузовского обучения
- III. 2. Профессиональное становление социального работника в процессе профессионализации
- Краткие
- выводы по главе III
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1981.
- Агарков Ю.А. Мотивация профессионального становления студентов-психологов: структура и типология // Ежегодник Института психологии. Тамбов, 2001. № 1.
- Александрова А.А. Формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе // Психология образования: проблемы и перспективы / Материалы международной научно-практич. конф. -М., 2006.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1987.
- Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.
- Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. -М&bdquo- 1991.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Байденко В.А. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. М., 2006.
- Балагурова О.В. Формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к социальной работе: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Чита, 2004.
- Барабанщиков В.А. Идея системности в современной психологии. -М., 2005.
- Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1994.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
- Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М., 2004.
- Белокрылова Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1997.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.
- Бодалев А. А Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условные достижения. М., 1998.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
- Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. -М, 1999.
- Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1981.
- Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный поход. -М., 1999.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельность // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999.
- Бурлак Г. Ю. Этические императивы в инновационном процессе формирования профессиональной культуры специалистов социальной сферы // Инновационные и компаративные исследования. М., 1997.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
- Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2001. № 2.-С. 69−77.
- Бачков И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». Учебное пособие. М., Воронеж, 2002.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
- Выготский JLC. Собрание сочинений: В 6 т. -М., 1982.
- Геллерштейн С.Г. Психотехника. М., 1926.
- Голиков Ю.Я., Костин А. Н. Методология и теория психологического анализа проблемностей // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999.
- Головей JI.A. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. -СПб, 1996.
- Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып.2. Набережные Челны, 1996.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие. -М, 2003.
- Гуслякова Л.Г. Основные характеристики качества подготовки социальных работников // Профессиональное образование в регионе: основные направления и качество подготовки специалистов. Барнаул-Шумановка, 2000.
- Гуслякова Л.Г. Практика как образовательная технология подготовки социальных работников. Барнаул, 1999.
- Давыдов В. В, Зинченко В. П, Мунипов В. М. О путях развития методологии эргономики и инженерной психологии// Эргономика. 1979. № 17.
- Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 25−32.
- Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. Библиотечка социального работника. -М., 1994.
- Демина Л.Д., Рамникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. -М., 2000.
- Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.-М., 1993.
- Деркач А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости. М.: РАГС, 1995.
- Дивицына Н.Ф. Социальная работа в вопросах и ответах. М., 2006.
- Дмитриева М.А. Цели профессиографии и структура профессио-граммы // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. JL, 1974.
- Долматова Н.В. Формирование инициативно-личностной позиции специалиста по социальной работе в процессе профессиональной подготовки. Монография. М., 2006.
- Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. 2004. № 6. С. 56−60.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М., 1994.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. -С. 51−59.
- Журавлев A.JI. Психология совместной деятельности. М., 2005.
- Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческим ресурсом. М., 2002.
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М., 1985.
- Завалишина Д.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности // Психологич, журнал. 2003. Т. 24. № 6. С. 5−15.
- Зараковский Г. М. Популяционный психологический потенциал: основные идеи и операционализация понятий // Труды ИП РАН. Вып. 7.-М., 1997.
- Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. -М., 1966.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.- Екатеринбург, 2003.
- Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н. О. Профориентология. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая Книга, 2006.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. -М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая Книга, 2005.
- Зимняя И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. Вып. 6. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. -М., 1992. С. 85−89.
- Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 79−82.
- Зинченко В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. М.: Наука, 1976. -С. 82−127.
- Знаков В.В. Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.
- Знаков В.В., Рябинкина З. И. Субъект, личность и психология человеческого бытия.-М., 2005.
- Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов по социальной работе. М., 2006.
- Зритнев В.В. Оптимизация профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей: Автореф. дисс.. канд. пси-хол. наук.-М., 2003.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1998.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
- Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.
- Инкижинова С.А. Социальные работники: статус и профессиональная деятельность в условиях перехода Российского общества к рыночным отношениям. На материалах республики Бурятия. Дисс.. канд. психол. наук. Иркутск, 2004.
- Испулова С.Н. Подготовка студентов университета к индивидуальной социальной работе: Дисс— канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003.
- Казанцева Т.А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С.51−59.
- Карпов А.В. Метасистемное строение уровневых структур психики -М.: ИПРАН, 2004.
- Карпов А.В. Психологическая структура деятельности: реальность и концептуализация // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / Под ред. В. А. Барабанщикова, А. В. Карпова. Вып.2. М.: ИП РАН, 2002. — С. 64−97.
- Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45−47.
- Карпов А.В., Леньков C.J1. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера. Монография // Тверь: Тверской гос. ун-т, 2006.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб., 2000.
- Клименко Н.Ю. Социально-педагогические условия профессионального становления социального работника: Дисс.. канд. пед. наук-М., 1997.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
- Кобышева Л.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Таганрог, 2004.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания.-М., 1986.
- Кузнецова Г. Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1996.
- Курбатов В.И., Поручник И. Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 82—87.
- Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С. 110−119.
- Левитов Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. Проблемы и методы. М., 1928.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М., 1991.
- Леньков С.Л. Новая психическая реальность России: terra incognita или tabula rasa? // Человеческий фактор: Проблемы психологии в эргономике. 2006. № 1. С. 44−49.
- Леньков С.Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в условиях информатизации. Тверь, 2002.
- Леньков С.Л. Специфика российской организационной культуры с позиций метасистемного подхода // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2006. № 3. С. 25−30.
- Леньков С.Л. Субъектно-информационный подход к психологическим исследованиям деятельности. Тверь, 2002.
- Леонова А. Б, Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М, 1995.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М, 1981.
- Лифанова Т.Е. Реализация принципа регионализации в профессиональной подготовке социального работника: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М, 2006.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. -М, 1966.
- Луков В.А. Социальное проектирование. М, 2003.
- Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного становления студентов-психологов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. С. 49−56.
- Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.-М, 1995.
- Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Дисс. канд. психол. наук. -М, 1994.
- Мазилов В.А. Стены и мосты: Методология психологической науки. -Ярославль: МАПН, 2004.
- Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс.. д-ра психол. наук. Л, 1982.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.-С. 28−38.
- Михайлов Ф.Т. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера//Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 110−122.
- Молчанова Н.Д. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 2005.
- Муканина Г. В. Профессиональное становление педагога-психолога в системе районной психолого-педагогической службы: Дисс.. канд. пед. наук. Тольятти, 2000.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995.
- Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы // Материалы Всероссийского социально-педагогического конгресса. М., 2006.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования СПб., 2000.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М., 1988.
- Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М.: МПСИ, 2002.
- Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы. -М., 2004.
- Носкова О.Г. Психология труда. М., 2004.
- Оконешникова О.В., Долголаптева М. В. Феномен выгорания в профессиональном общении специалистов по социальной работе // Проблемы развития личности / Под ред. О. В. Оконешниковой. Мурманск, 2003.
- Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999.
- Орел В.Е. Профессиональное выгорание. М., 2004.
- Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург, 1999.
- Основы теории и практики социальной работы. Книга научного обоснования подготовки и практической деятельности социального работника / Ред. С. И. Григорьев. Барнаул- М., 1994.
- Ошанин Д.А., Конопкин О. А. О психологическом подходе к изучению деятельности человека-оператора. Психологические вопросы регуляции деятельности. М., 1973.
- Панов A.M., Холостова Е. И. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Социальная работа. Вып. 9. М., 1995.
- Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы. М., 1999.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д, 1996.
- Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы / Пер. с англ. -М., 1993.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
- Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1999.
- Поваренков Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности. Ярославль, 2000.
- Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности: (основы психологической концепции профессионализации). -Курск, 1991.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М. Снет-кова. СПб., 2001.
- Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.
- Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа деятельности. М., 1999.
- Проблемы профессиональной социализации личности / Под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996.
- Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности: Материалы Российской научно-практич. конф. Ярославль, 2002.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.- Воронеж, 2002.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Воронеж, 1997.
- Пряжников Н.С., Попов С. А. Психологические особенности становления профессионального самосознания в высшей школе в процессе обучения. М., 2002.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
- Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М., 2001.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб, 1991.
- Психология труда / Под ред. А. В. Карпова. М., 2003.
- Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Под ред. А. А. Деркача, Э. А. Манушина. -М., 1997.
- Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К. М. Гуревича. Вып. 2. М., 1976.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения.-М., 1985.
- Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра. психол. наук. -М., 1992.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1973.
- Рубцова Н.Е., Леньков СЛ. Статистические методы в психологии. Учебное пособие. М., 2005.
- Рыбакова Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1.-С. 117−122.
- Рябинкина З.И. Развитие личности и профессиональный рост: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Минск, 1997.
- Садовский В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник. М., 1978.
- Саенко А.Г. Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2005.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2004.
- Симен-Северская О. В. Формирование педагогической компетентности специалиста по социальной работе в процессе подготовки в вузе: Дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
- Симонова С.В. Формирование духовно-нравственных качеств социального работника, как аспект социального образования: Дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 2003.
- Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль, 2005.
- Социальная работа / Под ред. П. Д. Павленка. М., 2003.
- Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф. А. А. Козлов. М., 2005.
- Социальная работа. Учебное пособие / Под ред. Е. И. Холостовой. -М., 2006.
- Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой. Барнаул, 2001.
- Старшинова А.В. Становление идеологии социальной работы в России: анализ актуальных противоречий. Екатеринбург, 2006.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
- Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. -М., 1999.
- Суходольский Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Вып.2. Л., 1982.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л., 1988.
- Телятников Г. В. Методологические вопросы психологии управления // Записки практических психологов города Твери и области. 1997. № 4
- Телятников Г. В. Методология поиска путей повышения качества подготовки специалистов в современных условиях // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1994.
- Телятников Г. В. Методология построения оптимальной модели учебного процесса // Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса: Тез. докл. межвуз. научно-практич. конф. Тверь, 1991.
- Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1999.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961.
- Технологии социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. М, 2002.
- Толочек В.А. Современная психология труда. М, 2006.
- Топчий JI.B. Проблемы кадрового обеспечения социальных служб: соответствие перспективы развития. М, 1997.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
- Фетискин Н.П. Социально-психологические исследования личности и малой группы. Ярославль, 2005.
- Фирсов М. В, Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы М, 2002.
- Филиппов А.В. Психология и собственность // Труды Ярославского методологического семинара. Ярославль: МАПН, 2003.
- Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. Учеб. пособие. М.-Воронеж, 2006.
- Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М, 1993.
- Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие. М, 2006.
- Черникина Т.В. Психолого-педагогические основания профессионального развития специалистов образования и социальной работы. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 2005.
- Чотчаева A.M. Теоретическая и практическая подготовка социальных работников в условиях Канады. Дисс. д-ра пед. наук. -М, 2004.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М, 1994.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М, 1982.
- Шадриков В. Д, Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации / Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979.
- Шаповалова И.С. Диагностика профессионально важных качеств социального работника: учебно-методич. пособие. Белгород, 2004.
- Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной квалификационной характеристики // Социальная работа. 1992. Вып. 2.
- Шмелева Н.Б. Профессионализм личности социального работника показатель его деятельности // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1.-С. 100−104.
- Шмелева Н.Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1. — С. 109−113.
- Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск, 1994.
- Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. Учебное пособие. М., 2004.
- Шпильрейн И.Н. К вопросу о методике психотехнического анализа профессии // Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда. Сб. 1. Казань, 1923.
- Шрейдер Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств // Проблема систе-могенеза деятельности. Ярославль, 1980.
- Энциклопедия социальной работы: В 3 Т. / Пер. с англ. М., 1993−1994.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
- Яблокова Е.А., Катаева Л. И. Теоретические проблемы профессионализма работников социальных служб // Профессиональное мастерство работников социальных служб. М., 1999.
- Ярошевский М.Г. Психофизиология труда и принцип деятельности в советской психологии // Вопросы психологии. 1977. № 6.
- Adams R. & Dominelli L. & Payne M. Social Work. Themes, Issues and Critical Debates / Malcolm (eds.). Hampshire: Macmillan Press. Houd-mills, Basingstok, 1998.
- Banyard P. Applying psychology to health / Ser. ed. R. Mcllveen. London: Hodder & Stoughton, 1997.
- Barker R. Z. Social work dictionary. NASW, Silver Spring. Md, 1987.
- Coulshed V. Social Work Practice: An Introduction. 2-nd.ed. L., 1994.
- Crites S. The vocational choice. N.Y., 1964.
- Davies R., Houghton P. Mastering Psychology 2nd Ed. London: Macmillan, 1995.
- Grandjean E. Fitting the Task to the man. An ergonomic approach. London, 1969.
- Handbook of theory for practice teacher in social work. L., 1992
- Harzberd F. Motivation to work. N.Y., 1959.
- Herbert M. Psychology for social workers. L., 1993.
- Holland J.L. The psychology of vocational choice. Waltham (Mase): Braisdell, 1966.
- Kilpatrik F. Explorations in transactional psychology. N.Y., 1970
- Lishman J. Communication in Social Work. Hampshaire: Macmillan Press. Houdmills, Basingstok, 1998.
- Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied & Preventive Psychology. 1998. P. 63−74.
- Maslach C., Jackson S. The Measurement of Experienced Burnout // Journal of Occupational Behavior. 1981. Vol. 2. P. 99−113.
- May R. Psychology and human dilemme. N.Y., 1991.
- Nicolson P., Bayne R. Applied psychology for social workers (2-nd ed.). L., 1993.
- Oktay J.S. Burnout in Hospital Social Workers Who Work with AIDS Patients // Social Work. 1992. Vol. 37. No. 5. P. 432−437.
- Payne M. Modern Social Work Theory: a critical introduction. L.: Mac-millan, 1991.
- Payne M. What is Professional Social Work? Birmingham: Venture Press, 1996.
- Perlman H. Social case work: a problem solving process. Chicago, 1957.
- Professional burnout: Resent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek. Washington DC: Tay-lor&Francis, 1993.
- Reeser L.C., Epstein I. Professionalization and Activism in Social Work: The sixties, the eighties, and the future. New York: Columbia University Press, 1996.
- Seed P. Introducing Network Analysis in Social Work. L.: Jessica Kigsley, 1990.
- Social Work practice. A critical Thinker’s Guide / Ed. By E. Gambrill. Oxford University Press, 1997.
- Soderfedt M., Soderfedt В., Warg L.-E. Burnout in Social Work // Social Work. 1995. Vol.40. No. 5. P. 638−646.
- The Social Work Experience. N.Y., 1991.
- Zastrow Ch. Introduction to social work and social welfare. Belmont, 1993.