Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональное становление социального работника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В диссертации использован комплекс методов, адекватных ее цели и задачам: теоретический анализ научной литературы, профессиографирование, опрос (анкетирование, беседа, интервью, экспертная оценка), наблюдение, эксперимент, анализ документации и экспертных описаний деятельности, метод полярных групп (Д. Фланаган), структурный анализ системы ПВК (В.Н. Дружинин, А. В. Карпов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические и эмпирические основания психологического изучения профессионального становления социального работника
    • 1. 1. Психологические концепции профессиональной деятельности и профессионального становления
    • 1. 2. Общая характеристика профессиональной деятельности социального работника
    • 1. 3. Психологическое содержание профессиональной деятельности социального работника
  • Краткие
  • выводы по главе I
  • Глава II. Структурно-функциональный анализ системы профессионально важных качеств социального работника
    • II. 1. Программа и методический инструментарий эмпирического исследования профессионального становления социального работника
    • 11. 2. Влияние специализации деятельности на структуру профессионально важных качеств социального работника
    • 11. 3. Влияние полового диморфизма на структуру профессионально важных качеств социального работника
  • Краткие
  • выводы по главе II
  • Глава III. Психологическое содержание профессионального становления социального работника
    • III. 1. Профессиональное становление социального работника на этапе вузовского обучения
    • III. 2. Профессиональное становление социального работника в процессе профессионализации
  • Краткие
  • выводы по главе III

Профессиональное становление социального работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами. В современном обществе, «с его глобальными коммуникациями, развитой индустрией и сложной финансовой системой» (А.В. Филиппов, 2003) [185], и особенно — в условиях российских социально-экономических реформ, зачастую сопровождаемых разноплановыми кризисными явлениями, велика потребность в высококвалифицированных социальных работниках, от деятельности которых существенно зависит социально-психологическое состояние различных категорий населения, а в конечном итоге — и социальная стабильность общества в целом. В силу этого высокая социальная значимость данного труда не вызывает сомнений.

Следствием этого является наблюдаемое в последние годы постоянное расширение и развитие системы подготовки социальных работников. Но, несмотря на это, в сфере социальной работы по-прежнему наблюдается острая нехватка кадров, и данный факт только частично может быть объяснен социально-экономическими и социально-психологическими причинами. Лишь наиболее очевидная часть проблемы заключается здесь в том, что, при предъявлении достаточно высокого уровня требований к социальному работнику со стороны профессии, материальное вознаграждение за труд и социальный статус профессии оказываются неадекватно низкими, вследствие чего происходит постоянная миграция специалистов, особенно — молодых, из сферы социальной работы в более привлекательные в материальном плане коммерческие структуры, никак с социальной работой несвязанные. Другая, и не менее важная, часть проблемы состоит в недостаточном знании и учете психологических закономерностей данного труда, в том числе — закономерностей профессионального становления социального работника.

Профессиональная деятельность социального работника фактически еще только начинает изучаться в отечественной психологии труда: как в силу своей относительной новизны для нашей страны (официально появилась только в 1991 году), так и в силу своей психологической специфики Труд социального работника представляет собой один из субъект-субъектных видов профессиональной деятельности, реализуемый в системе «человек — человек» и характеризующийся многоплановостью, функциональной сложностью, высокой значимостью личностных и межличностных факторов, что обусловливает теоретическую актуальность его изучения для дальнейшего развития самой психологии труда.

При этом особенно малоисследованными остаются динамические характеристики данной профессиональной деятельности, в частностисвязанные с профессиональным становлением социального работника. Следует отметить, что вопросы профессионального становления социального работника неоднократно ставились в научной литературе (Г.Ю. Бурлак, Т. И. Великолуг, М. А. Галагузова, Н. П. Клушина, Н. И. Конюхов, Б. Ф. Сикорский и др.), однако этот процесс рассматривался, как правило, с позиций социологии, акмеологии, валеологии, педагогики, но не психологии труда. Кроме того, профессиональное становление социального работника рассматривается обычно только на начальных этапах профессионализации (чаще всего — только профессионального обучения). Фактически отсутствуют работы, исследующие профессиональное становление социального работника как длительный, многоплановый процесс, состоящий из последовательно сменяющихся этапов, включающих в себя не только этапы оптации и профессиональной подготовки, но и этапы профессиональной адаптации и профессионального мастерства.

Таким образом, актуальность изучения профессионального становления социального работника достаточно велика как в теоретическом, так и в практическом планах.

Объект исследования — профессиональная деятельность социальных работников на различных этапах профессионального становления.

Предмет исследования — психологическое содержание профессионального становления социального работника.

Цель исследования — выявить психологическое содержание профессионального становления социального работника, в первую очередьзакономерности, связанные с формированием системы профессионально важных качеств деятельности.

Общая гипотеза исследования: в процессе профессионального становления социального работника формируется закономерная структура профессионально важных качеств, включающая в себя когнитивную и личностную подсистемы, обеспечивающая высокую эффективность труда и детерминируемая психологическим содержанием деятельности, а также индивидуально-типологическими и личностными особенностями субъекта труда.

Общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:

1. В процессе профессионального становления социального работника формирование структуры ПВК конкретизирует и дополняет общие закономерности системогенеза, включающие неравномерность, гетерохрон-ность и нелинейность и относящиеся как к аналитическим, так и к структурным характеристикам системы ПВК. При этом высший аналитический уровень развития отдельных ПВК социального работника может достигаться уже на ранних стадиях профессионального становления, но формирование структурных связей системы ПВК достигает высшего уровня на стадии профессионального мастерства.

2. Специфика структуры ПВК социальных работников в процессе профессионального становления определяется, в частности, половым диморфизмом и особенностями психологического содержания деятельности, детерминируемыми ее специализацией.

3. Отклонения от нормативной для определенной стадии профессионального становления структуры ПВК (снижение уровня отдельных ПВК и ослабление структурных связей системы ПВК) могут оказывать негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности социального работника, а также на его субъективную удовлетворенность трудом.

Цель и гипотеза обусловили постановку задач исследования:

1. Выявить теоретико-методологические основания психологического изучения профессионального становления социального работника, проанализировав и обобщив основные подходы к проблеме профессионального становления в отечественной и зарубежной психологии.

2. Осуществить психологический анализ профессиональной деятельности социального работника и выявить ее психологическое содержание.

3. Разработать программу эмпирического исследования профессионального становления социального работника и подобрать соответствующий методический инструментарий.

4. Выявить связанные с профессиональным становлением закономерности системогенеза психологической системы деятельности социального работника, в частности — подсистемы его ПВК.

5. Разработать практические рекомендации по повышению эффективности профессиональной деятельности социального работника, осуществляемому за счет использования выявленных в ходе исследования психологических закономерностей процесса профессионального становления.

Теоретико-методологическую основу работы образуют: теория деятельности, включая её развитие в субъектно-деятелъностном, лично-стно-деятельностном, системно-деятелъностном подходах, психологической теории субъекта, концепциях профессиональной деятельности и профессиографирования (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, М. А. Дмитриева, В. Н. Дружинин, Г. М. Зараковский, В. В. Знаков, В.А. Иван-ников, А. В. Карпов, Е. А. Климов, Н. В. Клюева, В. В. Козлов, А. Б. Леонова, В. А. Мазилов, Г. С. Никифоров, В. В. Новиков, О. Г. Носкова, Н. П. Фетискин, А. В. Филиппов и др.) — системный подход и его конкретизация в психологии труда (Б.Ф. Ломов, Е. М. Иванова, В. Н. Садовский, В. Д. Шадриков, Э. Г. Юдин, Л. фон Берталанфи, У. Эшби и др.), а также дальнейшее развитие в принципе метасистемности (А.В. Карпов) — концепции профессионального и личностного развития (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцы-ферова, А. А. Бодалев, В. А. Бодров, Е. М. Борисова, JI.A. Головей, Д. Н. Завалишина, Э. Ф. Зеер, М. М. Кашапов, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, B.JI. Марищук, А. К. Маркова, JI.M. Митина, Ю. П. Поваренков, Н.С. Пряж-ников, Е. И. Рогов, Е. С. Романова, З. И. Рябинкина, Д. И. Фельдштейн,.

A.Р. Фонарев, Ш. Бюллер, Д. Сьюпер и др.) — теоретические основы социальной работы как профессиональной деятельности (С.А. Беличева,.

B.Г.Бочарова, Н. В. Долматова, И. А. Зимняя, С. Н. Испулова, А. А. Козлов, Т. Е. Лифанова, В. А. Луков, А. И. Ляшенко, Н. Д. Молчанова, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, А. Г. Саенко, О.В. Симен-Северская, С. В. Симонова, М.В. Фир-сов, Е. И. Холостова, Т. В. Черникина, Б. Ю. Шапиро, R. Adams, R. Barker, R. Bayne, L. Dominelli, P. Nicolson, M. Payne, А. Минахан, А. Пинкус и др.) — концепции профессиональных кризисов и деструкций (Н.Е. Водопьянова, Е. П. Ермолаева, Э. Ф. Зеер, В. Е. Орел, Е. С. Старченкова, S. Jackson,.

C. Maslach и др.) и их применение к сфере социальной работы (М.В. Долголаптева, Л. И. Кобышева, О. В. Оконешникова и др.) — концепции психодиагностики (А.А. Бодалев, В. В. Бойко, Л. Ф. Бурлачук, К. М. Гуревич, А. А. Деркач, В. В. Козлов, С. М. Морозов, В. В. Столин, Н. П. Фетискин, Р. Кеттелл) и их применение в сфере социальной работы (В.Б. Никишина, И. С. Шаповалова, Т. Д. Шевеленкова и др.).

Методы исследования. В диссертации использован комплекс методов, адекватных ее цели и задачам: теоретический анализ научной литературы, профессиографирование, опрос (анкетирование, беседа, интервью, экспертная оценка), наблюдение, эксперимент, анализ документации и экспертных описаний деятельности, метод полярных групп (Д. Фланаган), структурный анализ системы ПВК (В.Н. Дружинин, А. В. Карпов, В.Д. Шадриков), психодиагностика (методики В.В. БойкоА.В. КарповаН.П. Фетискина, В. В. Козлова и Г. М. МануйловаК. Замфир и А.А. РеанаР. КеттеллаК. Маслач, С. Джексон и Н.Е. ВодопьяновойА. Мехрабиана и Н. ЭпштейнаДж Холланда и др.), статистические методы анализа и обработки эмпирических данных: дескриптивный, корреляционный, регрессионный, факторный анализметоды проверки статистических гипотез (критерии Манна-Уитни, Краскела-Уолиса, Вилкоксона и др.). При анализе и обработке данных применялся статистический пакет программ SPSS версии 11.5.

Диссертационное исследование выполнено 2002;2007 гг. и включало следующие этапы: 1) поисковый (2002;2003 гг.) — накопление эмпирического материалаанализ научной литературыопределение цели, задач и гипотез исследования- 2) теоретико-методологический (2003;2004 гг.) -формирование теоретико-методологических оснований исследования- 3) экспериментальный (2004;2006 гг.) — выполнение экспериментальной части исследования на выборках социальных работников- 4) прикладной (2006;2007 гг.) — разработка практических рекомендаций- 5) завершающий (2007 г.) — теоретическое обобщение результатов и формулирование выводов исследования.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная часть работы выполнена на выборках социальных работников, различающихся по полу, возрасту, должности, образованию и стажу работы (всего 120 человек, 102 женщины и 18 мужчин), а также студентов, обучающихся в Тверском госуниверситете на дневном отделении по специальности «Социальная работа» (83 человека, все курсы обучения — от 1 до 5). Кроме того, к исследованию привлекались эксперты, представленные специалистами в области социальной работы (10 человек). Общее количество респондентов составило 213 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены закономерности формирования структуры ПВК социального работника на различных стадиях профессионализации: от профессиональной подготовки на этапе вузовского обучения до стадии профессионального мастерства.

2. Установлены различия в структуре ПВК социальных работников, обусловленные половым диморфизмом, а также их динамика по стадиям профессионализации.

3. Выявлены различия в составе и структуре ПВК социальных работников, обусловленные спецификой психологического содержания деятельности, детерминируемой ее специализацией (на примере квалификаций «социальный работник» и «специалист по социальной работе»).

4. Для профессионального онтосистемогенеза социального работника конкретизированы и дополнены закономерности гетерохронности, неравномерности и нелинейности развития системы ПВК.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

1. Результаты работы подтверждают методологическую плодотворность концепции системогенеза психологической системы деятельности, разработанную В. Д. Шадриковым на материале деятельности субъект-объектного типа, применительно к профессиональной деятельности социального работника, относящейся к субъект-субъектному типу. Тем самым подтверждается универсальность общих закономерностей системогенеза, обоснованная и распространенная на субъект-субъектные виды деятельности в работах А. В. Карпова.

2. Показано, что развитие системы ПВК социального работника определяется как аналитическими, так и структурными закономерностямипри этом в процессе профессионализации приоритет могут иметь как первые, так и вторые. Данный результат вносит определенный вклад в дальнейшую экспликацию и верификацию концепции структурно-функционального строения деятельности А. В. Карпова.

3. Результаты работы вносят определенный вклад в дальнейшее развитие теории профессиональной деятельности в той ее части, которая связана с недостаточно исследованными вопросами становления и развития профессионала в субъект-субъектных видах деятельности.

Практическая значимость. Представленные в работе практические рекомендации, учитывающие выявленные закономерности профессионального становления социального работника, направлены на усовершенствование профессиональной подготовки, повышения квалификации, подбора и отбора кадров, психологического сопровождения данной деятельности и уменьшение свойственных ей тенденций к профессиональным де-струкциям личности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его логикой, комплексным сочетанием количественных и качественных методов, экспериментальной проверкой выдвинутых теоретических положений, высокой квалификацией привлеченных экспертов, корректным применением статистических методов обработки данных, положительными результатами применения практических рекомендаций, разработанных в ходе исследования.

Апробация результатов. Основные результаты диссертации опубликованы в 11 печатных работах и докладывались на следующих научных конференциях: факультетских — «Психология, образование, социальная работа» (Тверь, 2003, 2007) — региональной — «Развитие образовательной деятельности вузов» (Тверь, 2007) — всероссийских — «Психологические, педагогические и социальные аспекты сопровождения талантливой молодежи» (Тверь, 2006) и «Научно-исследовательская деятельность в образовании» (Тверь, 2006) — международной — «Психология на пути к пониманию человека и социума» (Тверь, 2006).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Формирование системы ПВК социального работника подчиняется закономерностям, конкретизирующим и дополняющим общие закономерности системогенеза (неравномерности, гетерохронности, нелинейности). При этом на стадии профессионального (вузовского) обучения может достигаться высший аналитический уровень развития отдельных ПВК, но формирование структурных связей системы ПВК продолжается на последующих стадиях профессионального становления и достигает своего высшего уровня на стадии профессионального мастерства.

2. Структуры ПВК социальных работников — мужчин и женщин, а также представителей квалификаций «социальный работник» и «специалист по социальной работе» являются качественно гетерогенными, поскольку статистически значимо (по критерию %) различаются на всех стадиях профессионального становления, соответствующих периоду профессионализации: от профессиональной адаптации до стадии профессионального мастерства.

3. Отклонения от структуры ПВК (снижение уровня отдельных ПВК, а также ослабление ряда структурных связей системы ПВК), нормативной для определенной стадии профессионального становления, могут оказывать негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности социального работника, а также на его субъективную удовлетворенность трудом. При этом на стадиях опытного специалиста, профессионального мастерства и последующих стадиях профессионального развития такие отклонения нередко связаны с наличием профессиональных дест-рукций личности, в частности — синдромов профессионального «выгорания» и профессионального маргинализма. В связи с этим целесообразно выполнять психологическую поддержку социальных работников, состоящую в проведении специальных семинаров и тренингов, направленных на профилактику и коррекцию профессиональных деформаций личности.

Структура диссертации определяется логикой исследования, его целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы — 224 страницы. Основной текст включает 177 страниц, 24 таблицы, 44 графика и рисунка.

Список литературы

включает 234 работы, в том числе — 29 на иностранных языках. В приложениях представлены: глоссарий рабочих терминов, про-фессиограмма социального работника, исходные эмпирические данные, вспомогательные материалы статистического анализа и обработки данных.

Результаты исследования представлены в следующих параграфах.

II.2. Влияние специализации деятельности на структуру профессионально важных качеств социального работника.

Структурно-функциональный анализ представленной выше системы ПВК социального работника выполнялся в нескольких планах в соответствии с целью и гипотезами исследования и включал в себя сравнение аналитических и структурных показателей систем ПВК, в том числе — выявление ведущих и базовых ПВК) для следующих категорий социальных работников: 1) социальных работников квалификаций «социальный работник» и «специалист по социальной работе" — 2) социальных работниковмужчин и женщин- 3) высокои низкоэффективных социальных работников. На практике эти направления пришлось реализовывать параллельно, т.к. требовался одновременный учет и влияния квалификации (специализации), и полового диморфизма, и принадлежности к одной из полярных групп по степени эффективности профессиональной деятельности.

Учет эффективности деятельности проводился на основании экспертного опроса по 6-бальной шкале с градациями от низкой до очень высокой эффективности, а также на основании квалификационного разряда, определение которого для особых случаев было описано в предыдущем параграфе. Результаты оценки показателей эффективности социальных работников представлены в Приложении 3. Затем с помощью факторного анализа получали интегральную (факторную) оценку эффективности, представленную для различных рассматриваемых категорий социальных работников в Приложении 4.

Кроме указанных в табл. 3 ПВК, разделенных на подсистемы когнитивных и личностных, учитывались следующие показатели, приведенные в табл. 4. Отличия стажа профессионального становления от стажа работы заключалось в учете времени, затраченного социальным работником на профессиональную подготовку во время обучения в учебном заведении. Соответственно, выпускникам техникума (дневного отделения) прибавлялось 2 года, выпускникам вуза (дневного отделения) — 5 лет и т. д.

Дополнительные показатели испытуемых п/п Показатель Обозначение Единицы измерения.

1 Стаж работы STG Годы.

2 Стаж профессионального становления STP Годы.

3 Возраст VZR Годы.

4 Квалификация KVL Разряд.

5 Экспертная оценка эффективности деятельности OEF Условные баллы.

6 Факторная оценка эффективности деятельности EFF Стэны.

7 Субъективная удовлетворенность трудом SUD Стэнайны.

Заключение

.

В данном исследовании удалось выявить лишь небольшую часть закономерностей профессионального становления социального работника, связанных, в основном, с ситемогенезом профессионально важных качеств. Заслуживают отдельного рассмотрения вопросы системогенеза других функциональных блоков психологической системы деятельности. Кроме того, целесообразно подробнее изучить способы прикладного применения выявленных закономерностей для оптимизации психологических аспектов профессионального становления различных категорий социальных работников, отличающихся по полу, возрасту, квалификации и специализации. Таким образом, исследование допускает дальнейшее продолжение и развитие. Вместе с тем, по уже полученным результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Общая динамика развития ПВК социального работника характеризуется выраженной неравномерностью на различных этапах профессионализации. Так, рефлексивность, эмпатия, эмоциональная устойчивость и ответственность развиваются вначале относительно медленно, а на завершающих этапах профессионализации следует более интенсивный рост. В то же время, коммуникабельность, наоборот, на начальных этапах профессионализации отличается интенсивным развитием, а на завершающих этапах характеризуется снижением степени выраженности.

2. Наряду с неравномерностью, динамике развития ПВК социального работника свойственна гетерохронность. Так, рефлексивность, эмпатия и эмоциональная устойчивость начинают интенсивно развиваться только на стадии профессиональной адаптациив то же время коммуникабельность и дипломатичность повышаются с начала профессионального обучения и уже на 3 и 4 курсах достигают практически максимального значения степени сформированности.

3. Прослеживается нелинейность динамики развития ПВК, которая проявляется как в разных темпах изменения на различных этапах профессионализации, так и в разной направленности: например, коммуникабельность характеризуются снижением уровня развития на завершающих этапах профессионального становления.

4. Развитие всех ПВК в ходе профессионализации характеризуется комплексностью, которая выражается в том, что на всех этапах профессионального становления происходит изменение одновременно всех качеств, входящих в систему. Следует отметить, что формирование всех профессионально важных качеств происходит «не с нулевого», а некоторого среднего значения, что дает основания сделать вывод об одновременности «закладки» основных компонентов системы, хотя и на разном уровне сформированности. Таким образом, данные результаты подтверждают, что формирование ПВК в ходе профессионального становления соцработника осуществляется в соответствии с общими закономерностями системогенеза.

5. Ведущие и базовые ПВК социального работника представлены, в основном, личностными свойствами, что обусловливает приоритет личностного развития в профессиональном становлении данных специалистов.

6. На этапе профессионального мастерства у большинства социальных работников отмечаются достаточно высокие показатели степени выраженности всех ведущих ПВК, что позволяет им эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Это показывает, что люди, которые работают в области социальной работы, остаются в ней не случайно: это люди, работающие по призванию.

7. Результаты регрессионного и структурного анализа доказывают, что на эффективность профессиональной деятельности социального работника существенно влияют как аналитические, так и структурные закономерности системы ПВК.

8. Имеются существенные различия в структуре и закономерностях системогенеза ПВК у социальных работников — мужчин и женщин, а также у социальных работников различных квалификаций (социальный работник и специалист по социальной работе), относящиеся, в первую очередь, к структурному строению системы ПВК. Соответственно, эти особенности необходимо учитывать для оптимизации профессионального становления при профподготовке, профотборе, аттестации кадров, а также организации психологического сопровождения.

9. Формируемая на этапе вузовского обучения система ПВК соцра-ботников в настоящее время не является оптимальной как по своим аналитическим, так и по структурным характеристикам, что делает актуальной задачу совершенствования учебного процесса с целью уменьшения последующего негативного влияния кризиса первичной профадаптации.

10. В ходе профессионального становления соцработника формирование структурных характеристик ПВК происходит значительно медленнее, чем аналитических: так, степень выраженности отдельных ПВК достигают максимума уже на этапе профподготовки, в то время как структурные связи максимально развиваются только к этапу профмастерства.

11. Установлено, что на поздних стадиях профессионального становления социальным работникам нередко свойственны негативные тенденции профессиональной деформации, в частности, профессиональное выгорание, что подтверждается снижением уровня отдельных ПВК и ослаблением структурных связей системы ПВК.

12. Выявленные закономерности системогенеза ПВК социальных работников обосновывают необходимость специального психологического сопровождения представителей данной профессии на различных этапах профессионализации, включая этап профессионального мастерства, поскольку у многих социальных работников наблюдаются нарушения структуры ПВК, связанные с профессиональными деструкциями личности.

На основе представленных выше выводов были сформулированы следующие практические рекомендации:

При профессиональной подготовке специалистов в области социальной работы необходимо учитывать психологические закономерности профессионального становления, связанного с системогенезом ПВК. Для этого целесообразно применять:

1) планирование спецдисциплин и курсов по выбору, способствующих формированию ведущих и базовых ПВК: для развития эмпатии — дисциплины «Введение в специальность», ознакомительной практикидля развития общей коммуникативной толерантности — курсов «Культура делового общения» и тренингов, проводимых в рамках курса- «Социальная защита инвалидов и людей пожилого возраста», учебная практикадля развития коммуникабельности — курса «Культура делового общения" — для развития эмоциональной устойчивости — курсов «Социальная поддержка граждан со статусом «мигрант», «Культура делового общения», «Организация, управление, администрирование в социальной работе" — для развития ответственности — дисциплины «Введение в специальность», а также производственной практикидля развития дипломатичности — курсов «Социальная адаптация», «Социальная защита инвалидов и людей пожилого возраста», «Культура делового общения», учебная практика;

2) организацию и проведение в рамках специальных дисциплин социально-психологических тренингов, направленных на формирование ведущих и базовых ПВК, а также навыков саморегуляции для профилактики возможных профессиональных деструкций;

3) составление учебного плана, планирование спецдисциплин и практики по времени на соответствующих курсах на основании выявленных закономерностей неравномерности и гетерохронности системогенеза ПВК.

Целесообразно включение выявленных ПВК в информационно-консультационную и консультационно-диагностическую профессиограм-мы соцработника для наиболее эффективного осуществления профориентации и профессионального отбора кадров в систему социальной защиты.

При профотборе, расстановке кадров и аттестации необходимо учитывать выявленные особенности профессионального становления социальных работников, обусловленные половым диморфизмом и различием психологического содержания деятельности, соответствующей квалификациям «социальный работник» и «специалист по социальной работе».

На этапах профессионализации необходимо осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста по социальной работе для нивелирования негативных изменений в структуре ПВК и профилактики профессиональных деструкций личности. Сопровождение включает: семинары, социально-психологические тренинги, индивидуальную психокоррекционную работу.

Внедрение данных рекомендаций позволяет повысить для различных стадий профессионального становления социальных работников эффективность деятельности и субъективную удовлетворенность трудом, а также снизить проявление негативных профессиональных деструкций личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1981.
  2. Ю.А. Мотивация профессионального становления студентов-психологов: структура и типология // Ежегодник Института психологии. Тамбов, 2001. № 1.
  3. А.А. Формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе // Психология образования: проблемы и перспективы / Материалы международной научно-практич. конф. -М., 2006.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  6. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1987.
  7. Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.
  8. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. -М&bdquo- 1991.
  9. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  10. В.А. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. М., 2006.
  11. О.В. Формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к социальной работе: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Чита, 2004.
  12. В.А. Идея системности в современной психологии. -М., 2005.
  13. Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1994.
  14. М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
  15. С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М., 2004.
  16. Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1997.
  17. Н.А. О построении движений. М., 1947.
  18. Бодалев А. А Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условные достижения. М., 1998.
  19. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983.
  20. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
  21. В.А. Психология профессиональной деятельности // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. -М, 1999.
  22. В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004.
  23. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1981.
  24. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный поход. -М., 1999.
  25. А.В. Психология субъекта и его деятельность // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999.
  26. Г. Ю. Этические императивы в инновационном процессе формирования профессиональной культуры специалистов социальной сферы // Инновационные и компаративные исследования. М., 1997.
  27. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  28. Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2001. № 2.-С. 69−77.
  29. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». Учебное пособие. М., Воронеж, 2002.
  30. Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  31. Выготский JLC. Собрание сочинений: В 6 т. -М., 1982.
  32. С.Г. Психотехника. М., 1926.
  33. Ю.Я., Костин А. Н. Методология и теория психологического анализа проблемностей // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999.
  34. JI.A. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. -СПб, 1996.
  35. С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып.2. Набережные Челны, 1996.
  36. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие. -М, 2003.
  37. Л.Г. Основные характеристики качества подготовки социальных работников // Профессиональное образование в регионе: основные направления и качество подготовки специалистов. Барнаул-Шумановка, 2000.
  38. Л.Г. Практика как образовательная технология подготовки социальных работников. Барнаул, 1999.
  39. Давыдов В. В, Зинченко В. П, Мунипов В. М. О путях развития методологии эргономики и инженерной психологии// Эргономика. 1979. № 17.
  40. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 25−32.
  41. Т.Е. Профессиональное общение социального работника. Библиотечка социального работника. -М., 1994.
  42. Л.Д., Рамникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. -М., 2000.
  43. А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.-М., 1993.
  44. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости. М.: РАГС, 1995.
  45. Н.Ф. Социальная работа в вопросах и ответах. М., 2006.
  46. М.А. Цели профессиографии и структура профессио-граммы // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. JL, 1974.
  47. Н.В. Формирование инициативно-личностной позиции специалиста по социальной работе в процессе профессиональной подготовки. Монография. М., 2006.
  48. С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. 2004. № 6. С. 56−60.
  49. В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М., 1994.
  50. Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. -С. 51−59.
  51. A.JI. Психология совместной деятельности. М., 2005.
  52. Ю.М. Психология личности и управление человеческим ресурсом. М., 2002.
  53. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М., 1985.
  54. Д.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности // Психологич, журнал. 2003. Т. 24. № 6. С. 5−15.
  55. Г. М. Популяционный психологический потенциал: основные идеи и операционализация понятий // Труды ИП РАН. Вып. 7.-М., 1997.
  56. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. -М., 1966.
  57. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.- Екатеринбург, 2003.
  58. Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н. О. Профориентология. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая Книга, 2006.
  59. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. -М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая Книга, 2005.
  60. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. Вып. 6. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. -М., 1992. С. 85−89.
  61. И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 79−82.
  62. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. М.: Наука, 1976. -С. 82−127.
  63. В.В. Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.
  64. В.В., Рябинкина З. И. Субъект, личность и психология человеческого бытия.-М., 2005.
  65. Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов по социальной работе. М., 2006.
  66. В.В. Оптимизация профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей: Автореф. дисс.. канд. пси-хол. наук.-М., 2003.
  67. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1998.
  68. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
  69. Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006.
  70. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.
  71. С.А. Социальные работники: статус и профессиональная деятельность в условиях перехода Российского общества к рыночным отношениям. На материалах республики Бурятия. Дисс.. канд. психол. наук. Иркутск, 2004.
  72. С.Н. Подготовка студентов университета к индивидуальной социальной работе: Дисс— канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003.
  73. Т.А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С.51−59.
  74. А.В. Метасистемное строение уровневых структур психики -М.: ИПРАН, 2004.
  75. А.В. Психологическая структура деятельности: реальность и концептуализация // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / Под ред. В. А. Барабанщикова, А. В. Карпова. Вып.2. М.: ИП РАН, 2002. — С. 64−97.
  76. А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
  77. А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45−47.
  78. А.В., Леньков C.J1. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера. Монография // Тверь: Тверской гос. ун-т, 2006.
  79. М.М. Психология педагогического мышления. СПб., 2000.
  80. Н.Ю. Социально-педагогические условия профессионального становления социального работника: Дисс.. канд. пед. наук-М., 1997.
  81. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  82. Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996.
  83. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  84. Л.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Таганрог, 2004.
  85. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания.-М., 1986.
  86. Г. Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1996.
  87. В.И., Поручник И. Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 82—87.
  88. И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С. 110−119.
  89. Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность. Проблемы и методы. М., 1928.
  90. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М., 1991.
  91. С.Л. Новая психическая реальность России: terra incognita или tabula rasa? // Человеческий фактор: Проблемы психологии в эргономике. 2006. № 1. С. 44−49.
  92. С.Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в условиях информатизации. Тверь, 2002.
  93. С.Л. Специфика российской организационной культуры с позиций метасистемного подхода // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2006. № 3. С. 25−30.
  94. С.Л. Субъектно-информационный подход к психологическим исследованиям деятельности. Тверь, 2002.
  95. Леонова А. Б, Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М, 1995.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975.
  97. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М, 1981.
  98. Т.Е. Реализация принципа регионализации в профессиональной подготовке социального работника: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М, 2006.
  99. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.
  100. .Ф. Человек и техника. -М, 1966.
  101. В.А. Социальное проектирование. М, 2003.
  102. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного становления студентов-психологов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. С. 49−56.
  103. А.И. Организация и управление социальной работой в России.-М, 1995.
  104. А.И. Профессиональное становление социального работника: Дисс. канд. психол. наук. -М, 1994.
  105. В.А. Стены и мосты: Методология психологической науки. -Ярославль: МАПН, 2004.
  106. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс.. д-ра психол. наук. Л, 1982.
  107. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  108. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  109. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.-С. 28−38.
  110. Ф.Т. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера//Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 110−122.
  111. Н.Д. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 2005.
  112. Г. В. Профессиональное становление педагога-психолога в системе районной психолого-педагогической службы: Дисс.. канд. пед. наук. Тольятти, 2000.
  113. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995.
  114. Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы // Материалы Всероссийского социально-педагогического конгресса. М., 2006.
  115. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования СПб., 2000.
  116. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М., 1988.
  117. В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М.: МПСИ, 2002.
  118. В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы. -М., 2004.
  119. О.Г. Психология труда. М., 2004.
  120. О.В., Долголаптева М. В. Феномен выгорания в профессиональном общении специалистов по социальной работе // Проблемы развития личности / Под ред. О. В. Оконешниковой. Мурманск, 2003.
  121. В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999.
  122. В.Е. Профессиональное выгорание. М., 2004.
  123. В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург, 1999.
  124. Основы теории и практики социальной работы. Книга научного обоснования подготовки и практической деятельности социального работника / Ред. С. И. Григорьев. Барнаул- М., 1994.
  125. Д.А., Конопкин О. А. О психологическом подходе к изучению деятельности человека-оператора. Психологические вопросы регуляции деятельности. М., 1973.
  126. A.M., Холостова Е. И. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Социальная работа. Вып. 9. М., 1995.
  127. Т.С. Экономические основы социальной работы. М., 1999.
  128. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.
  129. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д, 1996.
  130. А., Минахан А. Практика социальной работы / Пер. с англ. -М., 1993.
  131. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  132. Ю.П. Профессиональное становление личности: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1999.
  133. Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности. Ярославль, 2000.
  134. Ю.П. Психология профессионального становления личности: (основы психологической концепции профессионализации). -Курск, 1991.
  135. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М. Снет-кова. СПб., 2001.
  136. Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.
  137. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа деятельности. М., 1999.
  138. Проблемы профессиональной социализации личности / Под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996.
  139. Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности: Материалы Российской научно-практич. конф. Ярославль, 2002.
  140. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.- Воронеж, 2002.
  141. Н.С. Психологический смысл труда. Воронеж, 1997.
  142. Н.С., Попов С. А. Психологические особенности становления профессионального самосознания в высшей школе в процессе обучения. М., 2002.
  143. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
  144. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
  145. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М., 2001.
  146. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб, 1991.
  147. Психология труда / Под ред. А. В. Карпова. М., 2003.
  148. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Под ред. А. А. Деркача, Э. А. Манушина. -М., 1997.
  149. Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К. М. Гуревича. Вып. 2. М., 1976.
  150. З.А. Психологические основы профессионального обучения.-М., 1985.
  151. Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.
  152. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра. психол. наук. -М., 1992.
  153. СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  154. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  155. СЛ. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1973.
  156. Н.Е., Леньков СЛ. Статистические методы в психологии. Учебное пособие. М., 2005.
  157. Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1.-С. 117−122.
  158. З.И. Развитие личности и профессиональный рост: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Минск, 1997.
  159. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник. М., 1978.
  160. А.Г. Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2005.
  161. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2004.
  162. Симен-Северская О. В. Формирование педагогической компетентности специалиста по социальной работе в процессе подготовки в вузе: Дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
  163. С.В. Формирование духовно-нравственных качеств социального работника, как аспект социального образования: Дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 2003.
  164. Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль, 2005.
  165. Социальная работа / Под ред. П. Д. Павленка. М., 2003.
  166. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф. А. А. Козлов. М., 2005.
  167. Социальная работа. Учебное пособие / Под ред. Е. И. Холостовой. -М., 2006.
  168. Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой. Барнаул, 2001.
  169. А.В. Становление идеологии социальной работы в России: анализ актуальных противоречий. Екатеринбург, 2006.
  170. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
  171. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. -М., 1999.
  172. Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Вып.2. Л., 1982.
  173. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л., 1988.
  174. Г. В. Методологические вопросы психологии управления // Записки практических психологов города Твери и области. 1997. № 4
  175. Г. В. Методология поиска путей повышения качества подготовки специалистов в современных условиях // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1994.
  176. Г. В. Методология построения оптимальной модели учебного процесса // Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса: Тез. докл. межвуз. научно-практич. конф. Тверь, 1991.
  177. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1999.
  178. .М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961.
  179. Технологии социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. М, 2002.
  180. В.А. Современная психология труда. М, 2006.
  181. JI.B. Проблемы кадрового обеспечения социальных служб: соответствие перспективы развития. М, 1997.
  182. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  183. Н.П. Социально-психологические исследования личности и малой группы. Ярославль, 2005.
  184. Фирсов М. В, Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы М, 2002.
  185. А.В. Психология и собственность // Труды Ярославского методологического семинара. Ярославль: МАПН, 2003.
  186. А.Р. Психология становления личности профессионала. Учеб. пособие. М.-Воронеж, 2006.
  187. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М, 1993.
  188. Е.И. Социальная работа. Учебное пособие. М, 2006.
  189. Т.В. Психолого-педагогические основания профессионального развития специалистов образования и социальной работы. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 2005.
  190. A.M. Теоретическая и практическая подготовка социальных работников в условиях Канады. Дисс. д-ра пед. наук. -М, 2004.
  191. В.Д. Деятельность и способности. М, 1994.
  192. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М, 1982.
  193. Шадриков В. Д, Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации / Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979.
  194. И.С. Диагностика профессионально важных качеств социального работника: учебно-методич. пособие. Белгород, 2004.
  195. Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной квалификационной характеристики // Социальная работа. 1992. Вып. 2.
  196. Н.Б. Профессионализм личности социального работника показатель его деятельности // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1.-С. 100−104.
  197. Н.Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1. — С. 109−113.
  198. Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск, 1994.
  199. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. Учебное пособие. М., 2004.
  200. И.Н. К вопросу о методике психотехнического анализа профессии // Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда. Сб. 1. Казань, 1923.
  201. Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств // Проблема систе-могенеза деятельности. Ярославль, 1980.
  202. Энциклопедия социальной работы: В 3 Т. / Пер. с англ. М., 1993−1994.
  203. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
  204. Е.А., Катаева Л. И. Теоретические проблемы профессионализма работников социальных служб // Профессиональное мастерство работников социальных служб. М., 1999.
  205. М.Г. Психофизиология труда и принцип деятельности в советской психологии // Вопросы психологии. 1977. № 6.
  206. R. & Dominelli L. & Payne M. Social Work. Themes, Issues and Critical Debates / Malcolm (eds.). Hampshire: Macmillan Press. Houd-mills, Basingstok, 1998.
  207. Banyard P. Applying psychology to health / Ser. ed. R. Mcllveen. London: Hodder & Stoughton, 1997.
  208. Barker R. Z. Social work dictionary. NASW, Silver Spring. Md, 1987.
  209. Coulshed V. Social Work Practice: An Introduction. 2-nd.ed. L., 1994.
  210. Crites S. The vocational choice. N.Y., 1964.
  211. Davies R., Houghton P. Mastering Psychology 2nd Ed. London: Macmillan, 1995.
  212. Grandjean E. Fitting the Task to the man. An ergonomic approach. London, 1969.
  213. Handbook of theory for practice teacher in social work. L., 1992
  214. Harzberd F. Motivation to work. N.Y., 1959.
  215. Herbert M. Psychology for social workers. L., 1993.
  216. Holland J.L. The psychology of vocational choice. Waltham (Mase): Braisdell, 1966.
  217. Kilpatrik F. Explorations in transactional psychology. N.Y., 1970
  218. Lishman J. Communication in Social Work. Hampshaire: Macmillan Press. Houdmills, Basingstok, 1998.
  219. Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied & Preventive Psychology. 1998. P. 63−74.
  220. Maslach C., Jackson S. The Measurement of Experienced Burnout // Journal of Occupational Behavior. 1981. Vol. 2. P. 99−113.
  221. May R. Psychology and human dilemme. N.Y., 1991.
  222. Nicolson P., Bayne R. Applied psychology for social workers (2-nd ed.). L., 1993.
  223. Oktay J.S. Burnout in Hospital Social Workers Who Work with AIDS Patients // Social Work. 1992. Vol. 37. No. 5. P. 432−437.
  224. Payne M. Modern Social Work Theory: a critical introduction. L.: Mac-millan, 1991.
  225. Payne M. What is Professional Social Work? Birmingham: Venture Press, 1996.
  226. Perlman H. Social case work: a problem solving process. Chicago, 1957.
  227. Professional burnout: Resent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek. Washington DC: Tay-lor&Francis, 1993.
  228. Reeser L.C., Epstein I. Professionalization and Activism in Social Work: The sixties, the eighties, and the future. New York: Columbia University Press, 1996.
  229. Seed P. Introducing Network Analysis in Social Work. L.: Jessica Kigsley, 1990.
  230. Social Work practice. A critical Thinker’s Guide / Ed. By E. Gambrill. Oxford University Press, 1997.
  231. Soderfedt M., Soderfedt В., Warg L.-E. Burnout in Social Work // Social Work. 1995. Vol.40. No. 5. P. 638−646.
  232. The Social Work Experience. N.Y., 1991.
  233. Zastrow Ch. Introduction to social work and social welfare. Belmont, 1993.
Заполнить форму текущей работой