Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вспомогательные методы исследования в психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ продуктов деятельности — дополнительный метод исследования личности. С. Л. Рубинштейн сформулировал тезис о том, что личность развивается и проявляется в деятельности. Исходя из этого положения о роли деятельности в развитии психики человека, можно судить об особенностях человека, его личностной направленности, интересах и способностях по результатам его деятельности. К результатам… Читать ещё >

Вспомогательные методы исследования в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вспомогательные, или второстепенные, методы исследования предполагают сбор дополнительных фактов, которые помогают интерпретировать полученные основными методами факты. Психика идеальна, изучение ее объективными методами затруднено и практически невозможно. Ее изучение идет опосредовано через то, как она является исследователю (феноменологический подход в изучении). Отсюда сбор дополнительной информации необходим, чтобы снизить субъективизм в толковании результатов, полученных с помощью основных методов исследования.

Беседа — один из дополнительных методов, построенный на живом общении с испытуемым или его социальным окружением. Беседа требует подготовки: формулирования главной темы и опорных вопросов, которые задаются в примерной последовательности, в зависимости от ответов испытуемого, последующего уточнения. Но беседа трудна тем, что степень искренности ответов будет зависеть от того, насколько испытуемый доверяет исследователю. Можно получить формальные ответы, либо «угодливые» (те, которые ожидают услышать). Таким образом, использование беседы как метода требует высокой квалификации психолога. В возрастной и педагогической психологии вопросы для беседы формулируются так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Беседа несет в себе и развивающий, воспитывающий потенциал, если взрослый точно сформулировал вопросы.

Анализ продуктов деятельности — дополнительный метод исследования личности. С. Л. Рубинштейн сформулировал тезис о том, что личность развивается и проявляется в деятельности. Исходя из этого положения о роли деятельности в развитии психики человека, можно судить об особенностях человека, его личностной направленности, интересах и способностях по результатам его деятельности. К результатам деятельности личности относят материальные и духовные продукты, творчество человека. Например, учитель может анализировать сочинение ученика с точки зрения психологии. В таком случае, для него будет иметь значение не столько количество ошибок как таковое, сколько содержание текста, языковые формы, избранные для передачи мысли. Вместе с тем, анализ ошибок в сочинении может указать психологу на те учебные умения, которые не сформированы у ребенка. При наличии типичных ошибок специалист может дополнительно изучить фонематический слух ученика, чтобы понять причины его неуспешности в освоении родного языка. Характер почерка, аккуратность оформления текста также могут дать дополнительную информацию о личности ребенка. Но для этого одного сочинения недостаточно, необходимо проанализировать тетради ученика по разным предметам.

Особым видом исследования, где используются специфические методы, является психодиагностическое исследование. Для изучения индивидуальных характеристик личности, ее состояний, способностей здесь применяется тестирование. Тест — это «испытание», которое чаще представляет собой стандартизированную систему заданий, в определенной последовательности предъявляемую испытуемому. Подобный вид тестов направлен на изучение интеллекта или интеллектуальных способностей ребенка или взрослого человека. При этом используются вербальные тесты (словесные) и невербальные. Сходство с экспериментом в том, что психолог контролирует переменные. Пример стандартизированного теста — тест интеллекта английского психолога А. Айзенка. Его можно пройти самостоятельно с соблюдением всех предписанных автором условий и узнать скорость своих интеллектуальных процессов.

Менее стандартизированные задания — проективные тесты. Принцип построения таких тестов основывается на предположении, что скрытые и неосознаваемые желания, мысли, побуждения личность транслирует в своих высказываниях, интерпретации в ситуациях неопределенности, где есть свобода действий. При этом испытуемый действует по правилам, но они менее стандартизированы (время выполнения задания не ограничивается; возможно задавать вопросы). Пример проективного теста — рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Моя семья»), импрессивные тесты (тест цветовых предпочтений М. Люшера), аддитивные (по типу «Закончи предложение»).

В психодиагностике так же активно представлены личностные опросники, опросники-анкеты.

В настоящее время психодиагностика выделилась в самостоятельную науку. Однако, Эльконин[1] считал, что обособление психодиагностики в научно-практическую дисциплину не обоснованно, так как отсутствует особая психологическая теория, которая составляла бы ее основу. Каждая отрасль психологии имеет в качестве прикладного направления диагностику. В основе отраслевых диагностик должна лежать и общепсихологическая теория, и теория тех специфических процессов, которые составляют предмет данной области психологического знания.

Так, в детской и возрастной психологии диагностика должна исходить прежде всего из теории психического развития, принципов выделения отдельных периодов развития, характеристики процессов развития, особенностей ведущей деятельности, присущей для каждого возрастного периода.

В педагогической психологии диагностика должна базироваться на теории учения, теории соотношения обучения и развития, на объективном психологическом анализе системы понятий каждой учебной дисциплины.

С точки зрения Эльконина, только два зарубежных подхода в конструировании диагностических схем основаны на определенных теоретических представлениях о сущности изучаемых ими психологических процессов. Во-первых, это система тестов Ж. Пиаже, в которых заложено авторское представление об интеллекте как процессе уравновешивания ассимиляции и аккомодации. Во-вторых, это проективные испытания, построенные на основе разнообразных вариантов психоанализа и направленные на выявление скрытых, глубинных тенденций личности.

Перечисленные выше методы являются едиными для всех разновидностей психологии, в том числе для возрастной и педагогической психологии. Однако к их применению в отношении к детям предъявляются следующие требования.

  • 1. Методы должны отвечать возрастным особенностям ребенка, его умственным и физиологическим возможностям. Так, ребенок четырех-пяти лет может принимать участие в специальном исследовании не более 15—20 мин, так этим отрезком времени ограничивается его работоспособность. Чем старше ребенок, тем более длительным может быть исследование.
  • 2. При изучении ребенка важно учитывать его индивидуальный ритм бодрствования: одни дети более работоспособны в первую половину дня, другие — во вторую.
  • 3. Чем младше ребенок, тем более он зависим от физиологического состояния: сыт или голоден, выспался или недоспал. Эти обстоятельства отражаются на результатах исследования. Чтобы обеспечить ребенку наилучший результат в заданных условиях (гуманистический подход к пониманию нормы развития), важно учитывать эти обстоятельства.
  • 4. Для создания эмоционально-положительного (заинтересованного) отношения ребенка к исследованию необходимо организовать его (исследование) с учетом ведущего вида деятельности возрастного периода.

Вопросы и задания

  • 1. Назовите и охарактеризуйте явления, которые изучает общая психология.
  • 2. Расскажите о предмете и методах возрастной психологии.
  • 3. Что общего и в чем состоят отличия педагогики и педагогической психологии?
  • 4. Какие методы исследования в психологии относятся к основным и почему?
  • 5. Назовите и опишите вспомогательные методы исследования в психологии.
  • 6. Какие требования предъявляются к исследованиям в отношении детей?
  • 7. Общая психология изучает психические процессы, состояния и свойства личности. Найдите в тексте параграфа описание названных психических явлений и попытайтесь ответить на вопросы: чем объект отличается от субъекта? Равен ли человек самому себе в разные промежутки времени? Можно ли вернуться в то или иное состояние повторно?
  • 8. Найдите в психологической литературе или на соответствующих интернетресурсах примеры использования метода наблюдения за младшими школьниками и анализа продуктов их деятельности. По аналогии с приведенными примерами составьте свой план наблюдения за деятельностью младших школьников на уроке рисования.
  • 9. Найдите в психологической литературе или на соответствующих интернетресурсах описание тестов «Несуществующее животное» и «Моя семья». Познакомьтесь с процедурой их проведения и интерпретации. Ответьте на вопросы: кому бы вы предложили пройти эти тесты? С какой целью?
  • [1] Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 296—297.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой