Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прагматизм. 
История мировой философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 40—50-е гг. XX в. влияние прагматизма ослабевает. Его подавляют другие позитивистские течения, а в 1960;е гг. на первые позиции выходит экзистенциализм. Однако в 1970;е гг. поднимается новая волна американского прагматизма, представленная неопрагматизмом (У. Куайн, Н. Гудмен и др.) и методологическим прагматизмом (Н. Решер). Растворившись в различных философских и научных школах, идеи… Читать ещё >

Прагматизм. История мировой философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Своеобразной разновидностью европейского позитивизма был американский прагматизм — оригинальное философское течение, активно развивавшееся в США. Его основные идеи были выдвинуты в 70-е гг. XIX в. американским философом и логиком Чарльзом Пирсом (1839—1914). Позже эти идеи развивали философ и психолог Уильям Джеймс (1842— 1910), философ и педагог Джон Дьюи (1859—1952), философ Сидни Хук (1902—1989) и другие. Прагматизм (от греч. pragmatos — дело, действие), именуемый иногда инструментализмом, получает наибольшее развитие в начале XX в., в период до 1940;х гг.

Философия прагматизма — порождение американского образа жизни и соответствующей ему специфической системы ценностей. В эпоху промышленного развития почетное место высшей национальной ценности занял доллар. А самым престижным и уважаемым занятием стало «делание денег». Сначала в среде бизнесменов, а затем и в массовом сознании начал распространяться утилитарный подход к жизни, т. е. такое отношение, где любой объект либо явление рассматривались с точки зрения его полезности в достижении определенной цели. Эта цель — успех, понимаемый, прежде всего, как обогащение. Такие умонастроения, усиленные желанием ряда философов преобразовать религию в нечто более полезное, закономерно привели к расцвету прагматизма. Каковы же его основные идеи?

«Делать то, что окунается» — вот главный лозунг и вместе с гем философский принцип отношения к жизни, провозглашенный Джеймсом. Цель жизни человека проста и понятна: достижение благополучия и счастья через материальный успех. Все, что этому способствует, есть благо. Философские размышления на абстрактные темы о сущности, смысле и законах бытия — пустая трата времени. Философия должна быть лишь универсальным методом решения конкретных жизненных проблем. Познание должно быть средством преодоления определенной затруднительной ситуации. При этом, как писал Дьюи, любые идеи, теории и системы должны служить устранению какой-либо конкретной трудности или неприятности. Таким образом, прагматисты начинают ценить исключительно практический аспект познания.

Что есть критерий истины? Только «польза», «удобство» или «успех». Если какая-либо идея способствует «пользе», значит она истинная. Очевидно, что такое миропонимание не предполагает строгого следования этическим принципам и может одобрять любое аморальное действие. Например, если идея в случае необходимости обокрасть ближнего способствует собственной «пользе», значит, следуя логике прагматиста, она «хороша» и является «истинной». Не нужно быть пророком, чтобы понять, во что превратится общество, если люди будут руководствоваться такими мировоззренческими принципами.

Прагматизм наложил серьезный отпечаток на национальный менталитет и культуру американцев. Везде — от политики и науки до экономики и даже образования — он оставил свой специфический след. Например,.

концепция антиинтеллектуализма Джона Дьюи существенно повлияла на реформу системы образования. Он писал: «У громадного большинства человеческих существ интеллектуальный интерес не является господствующим». Поэтому школа должна исходить из потребностей и интересов детей и учить их, прежде всего, как «добыть кусок хлеба». Такой подход поддержали психологи С. Холл и Э. Торндайк, другие ученые и практики.

К чему это привело на практике? К 40-м гг. XX в. в американских школах до 75% учебного времени занимали дисциплины по выбору ученика. Например, автовождение, машинопись, косметика, деловая арифметика, кулинария, спорт, театр, издание школьной газеты. Однако лишь 13% учащихся старших классов изучали физику, 27 — алгебру, 30 — химию, 22% — иностранные языки[1].

Десятки лет интеллектуальный потенциал нации поддерживался силами ученых-эмигрантов из всех стран мира. Помогла этому и Вторая мировая война, во время которой Америка явилась тихой гаванью для многих выдающихся европейских исследователей. Глубину проблемы американские политические лидеры осознали только в 1957 г., когда разоренный войной СССР запустил первый искусственный спутник и продемонстрировал стремительное развитие науки и техники. Немалую роль в этом, разумеется, сыграла советская система образования, ориентированная на всестороннее, фундаментальное просвещение и обучение широких слоев населения. С этого момента США начинают корректировку педагогических, образовательных и научных программ. Усиливается критика прагматизма.

В 40—50-е гг. XX в. влияние прагматизма ослабевает. Его подавляют другие позитивистские течения, а в 1960;е гг. на первые позиции выходит экзистенциализм. Однако в 1970;е гг. поднимается новая волна американского прагматизма, представленная неопрагматизмом (У. Куайн, Н. Гудмен и др.) и методологическим прагматизмом (Н. Решер). Растворившись в различных философских и научных школах, идеи и ценности прагматистов до сих пор оказывают мощное влияние на научное и массовое сознание Америки.

  • [1] Малькова 3. А. Исторический урок американской школы // Педагогика. 1998. № 4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой