Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научное сообщество. 
Философия и методология науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дисциплинарная матрица состоит из разнородных элементов. Возможно, даже нет смысла пытаться составить их полный перечень. Среди важнейших компонентов матрицы Кун называет прежде всего научные положения, которые используются в группе без разногласий (или «символические обобщения»), общепризнанные принципы и предписания метафизического характера, а также общепринятые ценности. Кроме того, огромное… Читать ещё >

Научное сообщество. Философия и методология науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 1962 г. вышла ныне знаменитая книга Т. Куна «Структура научных революций». В ней был предложен новый взгляд на проблему развития научного знания.

Одно из опорных понятий концепции Куна — термин «научное сообщество». По мнению Куна, сообщества ученых — это некие первичные структуры научной деятельности, «зодчие и основатели научного знания»[1]. Кун обращает внимание на то, что науку «делают» группы получивших сходное образование и обладающих сходными профессиональными навыками специалистов. Это значит, что, грубо говоря, ученым становятся не в результате прочтения некоторого количества учебников, а обучаясь научной практике у более опытных ученых и непосредственно участвуя в научных разработках.

Это очень важный пункт. Т. Кун привлекает наше внимание к особому плану научного знания. Помимо логической плоскости знания, существует и плоскость деятельностная. Возьмем для примера какой-нибудь научный закон (скажем, физический закон сохранения импульса). В логическом плане мы можем вывести из него частные следствия, т. е. получить из него другие теоретические утверждения. В деятельностном плане — можем применить его к определенным лабораторным ситуациям (например, к экспериментам) и вообще к решению различных конкретных физических задач.

Как справедливо указывает Т. Кун, о том, что такое «энергия», «импульс», «ускорение», ученый по-настоящему узнает только в процессе научно-практического применения этих понятий к решению различных задач. (Поэтому одно дело — прочесть главу из учебника, и совсем другое — суметь решить задачи в конце главы.).

Научное знание конкретизировано и распределено по различным сообществам и группам. Один и тот же физический закон имеет для разных групп ученых (отличающихся по своей специализации, профессиональной компетенции) разное значение. Поэтому за абстрактно-безликой научной теорией, как она изложена в учебнике, на самом деле скрывается разнообразие смыслов, связанных с се реальным применением и решением задач.

Что объединяет ученых в сообщества? Это прежде всего общность их занятий. Ученые, занимающиеся одним и тем же кругом задач, составляют некое естественное единство. Ученые общаются между собой, сообщают друг другу о своих результатах, обсуждают их и т. п. Их объединяет общее видение проблем, навыки решения задач, используемые технические средства и т. п. Это естественное объединяющее начало Кун обозначает как «дисциплинарную матрицу».

Дисциплинарная матрица состоит из разнородных элементов. Возможно, даже нет смысла пытаться составить их полный перечень. Среди важнейших компонентов матрицы Кун называет прежде всего научные положения, которые используются в группе без разногласий (или «символические обобщения»), общепризнанные принципы и предписания метафизического характера, а также общепринятые ценности. Кроме того, огромное значение для профессиональных групп имеют такие составляющие дисциплинарной матрицы, как определенные образцы научной деятельности, или «парадигмы».

  • [1] См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 232.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой