Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Органы социального партнерства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На локальном уровне создаются двусторонние комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Порядок их создания и функционирования определяют сами стороны. Они вправе создавать и любые иные специализированные комиссии для решения более узких вопросов. Сообразно развивающимся в настоящее время наднациональным уровням… Читать ещё >

Органы социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Органами социального партнерства называют органы (комиссии), состоящие из представителей сторон социального партнерства, призванные регулировать социально-трудовые отношения, вести коллективные переговоры, разрабатывать проекты коллективных договоров, соглашений, заключать коллективные договоры, следить за их выполнением (ст. 35 ТК РФ).

Комиссии создаются на равноправной основе по решению сторон. Они могут создаваться на всех уровнях социального партнерства, быть двусторонними или трехсторонними; действовать на постоянной основе или создаваться для временных целей; создаваться как органы общей компетенции (многофункциональные) или специализированные (целевого назначения). Комиссии состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны.

С 2006 г. комиссии наделены правом участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. В отношении них предусмотрено право участия в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Целью этого является согласование интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Органы государственной власти и местного самоуправления, принимающие акты в сфере труда, обязаны (ст. 35.1 ТК РФ):

— направлять в соответствующие комиссии на рассмотрение проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, документы и материалы, необходимые для их обсуждения;

рассматривать в обязательном порядке решения соответствующих комиссий.

К органам социального партнерства общей компетенции относятся:

  • 1) на федеральном уровне — РТК;
  • 2) на региональном уровне — региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • 3) на отраслевом (межотраслевом) уровне — отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они могут создаваться на разных уровнях социального партнерства — федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях;
  • 4) на территориальном уровне — территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • 5) на локальном уровне — комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Специализированными органами социального партнерства являются:

  • — координационные комитеты содействия занятости (ст. 20 Закона о занятости);
  • — комиссии по охране труда (ст. 218 ТК РФ) (см. гл. 18 учебника),
  • — комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ) (см. параграф 19.2);
  • — специализированные комиссии, которые могут создаваться в различных организациях на основании коллективного договора, соглашений сторон, — жилищные комиссии, женские комиссии, комиссии, но делам ветеранов, молодежные комиссии и т. п.

Статьей 20 Закона о занятости предусмотрено создание координационных комитетов содействия занятости населения в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства. Комитеты состоят из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.

К специализированным временным органам можно отнести и примирительные комиссии, которые создаются в ходе разрешения коллективного трудового спора (ст. 402 ТК РФ).

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) создана на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (далее — Закон о РТК). Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые самостоятельно определяют представительство в составе сторон Комиссии. Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии, а по согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии. Общероссийские объединения профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Представители сторон являются членами Комиссии.

Комиссия формируется на основе принципов:

  • 1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в ее деятельности;
  • 2) полномочности сторон;
  • 3) самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в ней.

Президент РФ назначает координатора РТК, который не является ее членом. Он организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседаниях; утверждает состав рабочих групп; оказывает содействие в согласовании позиций сторон; подписывает регламент Комиссии, планы ее работы и решения; руководит секретариатом Комиссии; проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений; обладает рядом других полномочий, необходимых для реализации его функций. Координатор Комиссии не должен вмешиваться в деятельность сторон и не имеет права участвовать в голосовании. В настоящее время координатором РТК является вице-премьер по социальным вопросам.

Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. Координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, избираются указанными сторонами, а координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначается Правительством.

В составе Комиссии созданы семь рабочих групп, в которые входят представители каждой из сторон и эксперты, предлагаемые каждой из сторон:

I. Рабочая группа в области экономической политики;

II. Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения;

III. Рабочая группа по развитию рынка труда и гарантиям занятости населения;

IV. Рабочая группа, но социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы;

V. Рабочая группа по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности;

VI. Рабочая группа в области социально-экономических проблем северных регионов России;

VII. Рабочая группа по социальному партнерству и координации действий сторон соглашения.

Заседания рабочих групп и самой Комиссии проводятся ежемесячно.

В числе основных задач Комиссии (ст. 3 Закона о РТК), в частности, названы:

  • 1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;
  • 2) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
  • 3) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
  • 4) распространение опыта социального партнерства;
  • 5) участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Права Комиссии определены в ст. 4 Закона о РТК.

Широки, в частности, полномочия Комиссии в области принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений. Комиссия может самостоятельно разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения об их принятии; участвовать по согласованию с Правительством РФ в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ — в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Комиссия имеет право также проводить консультации с федеральными органами государственной власти по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики; получать от них необходимую информацию по широкому кругу вопросов и др.

Региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются по схожим принципам на основании законов субъектов РФ, посвященных социальному партнерству. Территориальные комиссии действуют в муниципальных образованиях, отраслевые комиссии — в определенных сферах экономической деятельности на различных уровнях. Принципы образования таких комиссий являются общими для комиссий всех уровней.

На локальном уровне создаются двусторонние комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Порядок их создания и функционирования определяют сами стороны. Они вправе создавать и любые иные специализированные комиссии для решения более узких вопросов. Сообразно развивающимся в настоящее время наднациональным уровням социального партнерства создаются и соответствующие органы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой